NN - портрет на фоне бегущего времени

«Красота – это обещание счастья».
Стендаль

Часть 1. Берегите красоту!

Глава первая
Жажда красоты
1977 год

Мой любимый предмет из всех, которые я когда-либо изучал – история изобразительного искусства. Он не был предусмотрен школьной программой, и в детстве мне преподавал его мой отец. О дне и времени очередного занятия нас с сестрой заранее никогда не оповещали. Наступал вечер, и наш наставник вынимал из серванта коллекцию репродукций, которую собирал много лет.

Основным источником этого богатства служил журнал «Огонёк», который регулярно публиковал в цвете работы Тициана, Леонардо да Винчи, Диего де Веласкеса, Рафаэля. Иногда репродукции занимали целиком разворот. В тот вечер отец бережно взял в руки лист глянцевой мелованной бумаги, на которой печатался «Огонёк», и мы с сестрой, как по команде, сели на диван рядом с ним.
 
– «Спящая Венера» Джорджоне. Венецианская школа живописи!, – с восторгом произнёс отец, и снова погрузился в изучение мелких деталей картины.

Я увидел, как кожа на руках отца постепенно становится «гусиной», и с замиранием ждал его рассказа о том, кто такой Джорджоне, и кто такая Венера, и почему художника вдохновил сюжет. Откуда отец почерпнул столь глубокие знания об искусстве Ренессанса – загадка (он пережил оккупацию Харькова, поэтому окончил только среднюю школу, да и то весьма условно). Он, как стендалевский Жюльен Сорель, хранил в памяти уйму информации: факты из биографий великих художников и скульпторов, даты их жизни, названия картин и изваяний.

Надо сказать, что о каждом увиденном произведении живописи отец имел собственное мнение, иногда не совпадавшее с общепринятым. О некоторых картинах известных мастеров эпохи Возрождения он отзывался кратко: «Мазня!», и хранил их репродукции отдельно.

После таких семейных вечеров, хочешь или не хочешь, становишься другим. Под воздействием достижений творческого гения преображаешься, исподволь, незаметно для себя. И, возвращаясь из школы, заглядываешь в почтовый ящик в ожидании свежего номера «Огонька», приятно пахнущего типографской краской. Чтобы бежать с ним через три ступеньки и ворваться в квартиру с криком: «Папа, смотри!».

Что означает «становишься другим человеком»? Радиоприёмник, настроившись на волну одной частоты, игнорирует остальные. Так и человек, настроенный на распознавание и восприятие подлинной красоты, игнорирует пошлость, а тем более вульгарность. Это процесс не одномоментный, но он происходит, и если он начался, то уже необратим.

С тех пор, и по сей день, я томим жаждой красоты. Гармония линий, красок, объёмов, игра света и тени приводят меня в восхищение, иногда до слёз. Я чересчур восприимчив? Не знаю. Я лишь констатирую факт: кто хотя бы раз смаковал настоящее вино, без примесей, из небольшого уютного приусадебного погребка, тот уже никогда не прельстится ширпотребом из супермаркета.

Таков голос красоты, могущественный и завораживающий, как голос птицы-сирены. Ему веками внимают люди разных стран, разных возрастов и профессий, разной степени образованности.


Сон

Мне приснился сон. Я видел себя, сидящим на песке, на берегу моря. Сумерки. На море штиль. Мимо меня к воде вприпрыжку пробежали три девушки, одетые в белые туники, с венками из полевых трав на головах. Войдя в воду, они стали резвиться так, как резвятся дети. Я залюбовался их пластикой. Они взялись за руки и хором запели нежную мелодию. Её, вероятно, для них сочинил сам Феб, потому что таких волшебных созвучий я раньше никогда не слышал. Девушки сделали несколько кругов в хороводе, остановились и замерли, как будто в ожидании чего-то, что должно случиться вот-вот. Их песня достигла кульминации. Внутри хоровода забурлила вода и появился сверкающий пенный вихрь. Он вознёсся ввысь, тут же распался – и на его месте явилась женщина. Она была обнажена. Её формы поразили меня какой-то неземной красотой. Лица её я не мог разглядеть из-за сумерек. Девушки разорвали круг и расступились, открыв для меня родившуюся Венеру. Да, это была она, и мне стала ясна суть происходящего. Богиня почти торжественным жестом приветствовала своих спутниц, трёх граций, и медленно двинулась ко мне. Она не шла, а шествовала. В ту минуту мне казалось, что весь мир вокруг меня напоён любовью. Там, где ступала нога богини, из песка вырастали розы. Венера приблизилась ко мне, и я смог, наконец, разглядеть её лицо. Это было лицо NN. В точности как на той фотографии в стиле ню, для которой она позировала, стоя в воде, в бассейне. NN протянула ко мне руки… И я проснулся.

С NN я познакомился в соцсети, когда в мою ленту каким-то чудом прилетел её пост. С чёрно-белой фотографии на меня смотрела стройная блондинка возраста акмэ. «Florentia. Цветущая». Она была прикована наручником к стене (место действия – какое-то стильное кафе во Львове), и я подумал: «Как раскована эта прикованная!». Другими словами, наручник не мешал ей чувствовать себя свободной. Что это? Свидетельство интереса к популярной субкультуре или дань уважения суфражисткам, которые, протестуя, приковывали себя цепью к ограждениям? Взгляд незнакомки выдавал её ум и уверенность в себе (но не самоуверенность), а внешний вид – успешность. На ней были чёрный гольф и чёрная юбка, пригнанные к изгибам тела с филигранной точностью. Мисс Безупречность. Я поинтересовался её профессией: фэшн-дизайнер (с академическим художественным образованием). Харьковчанка. Несомненно, она из тех женщин, которые самостоятельны и самодостаточны, а потому счастливы, и готовы поделиться своим счастьем с другими. Передо мной было воплощение моего идеала современной женщины.


Глава вторая
Берегите красоту!
2017 год

«Берегите красоту!». Призыв, сформулированный NN в её ленте, в соцсети. Зимой 1945 года, недалеко от Дрездена, в заброшенной каменоломне бойцы обнаружили картину Рафаэля «Сикстинская мадонна». Там же, и в таком же плачевном состоянии, оказались многие другие шедевры Дрезденской галереи. От полного разрушения красочного слоя «Сикстинскую мадонну» спасло чудо, сотворённое реставраторами.

«Берегите красоту!». Самая узнаваемая картина в мире - «Джоконда» Леонардо да Винчи. Поток туристов в зал Лувра, где экспонируется «Джоконда», не иссякает и похож на паломничество. Бесценный образец культурного наследия человечества. Тем не менее, «Джоконду» по какой-то непостижимой причине многократно пытались изувечить: заливали краской, кислотой, в неё бросали камни, похищали из музея. Чтобы продолжить выполнение своей миссии, «Джоконда» вынуждена облачиться в стеклянный бронежилет. Не миссия, а почти спецоперация.

«Берегите красоту!». От рук невполне вменяемых фанатиков пострадала «Даная» Рембрандта и его же «Ночной дозор». «Венеру с зеркалом» Диего де Веласкеса изрубила топором женщина, впоследствии назвавшая себя суфражисткой. В 1991 году «обезумевший», как гласили полицейские сводки, человек накинулся на «Давида» Микеланджело с молотком, спрятанным у него под пиджаком, и отбил несколько пальцев на левой ноге статуи.

«Берегите красоту!». Глас вопиющего в пустыне. Со стороны NN это, конечно, типичное донкихотство. Грустно до смешного. Однако, донкихотство, по-моему, единственный способ что-нибудь изменить к лучшему. В любом случае, синдром Стендаля лучше, чем комплекс Герострата.

Не разрушайте красоту!
Не увековечивайте имена вандалов!
Не кормите троллей!
И если удастся защитить красоту, то, возможно, сбудется предсказание Ф. М. Достоевского, и она спасёт мир.


Часть 2. Рождённая быть свободной

Глава первая
Плата за вход
2017 год

Храм женской эмансипации. Грандиозное сооружение, основанное на прочном, многовековом, фундаменте. Над его возведением работали великие архитекторы. (Или архитекторши? Как правильно?).

Хатшепсут. Первая женщина-фараон Древнего Египта. Она пришла к власти путём дворцового переворота. Во время официальных церемоний она носила мужскую одежду и бороду (традиционно, фараоном в Древнем Египте мог быть только мужчина). Хатшепсут лично возглавила один из военных походов в Нубию. Её правление ознаменовало собой небывалое процветание и возвышение Египта.

Олимпия де Гуж. Автор первой европейской «Декларации прав женщины и гражданки». Ей принадлежит знаменитое высказывание: «Если женщина имеет право подняться на эшафот, то она должна также иметь право всходить и на парламентскую трибуну». В 1791 году её «Декларация прав женщины и гражданки» была внесена на обсуждение в Национальный конвент Франции – и отвергнута.

Симона де Бовуар впервые создала то, что, на первый взгляд, кажется нонсенсом – «женскую философию». Если быть точным, то «женский экзистенциализм». «Второй пол» (1949), книга Симоны де Бовуар, молниеносно обрела популярность во Франции, потом во всей Европе, а потом и в США – несмотря на запрет, наложенный на книгу Ватиканом.

История хранит десятки имён, достойных того, чтобы их помнили потомки, а сколько имён кануло в Лету?

В 21-м веке залы храма женской эмансипации не пустуют, несмотря на то, что на входе взимается плата. Олимпия де Гуж за свои убеждения заплатила жизнью. (Заплатила или поплатилась?). В 21-м веке плата стала более умеренной, но разве от этого легче? NN за право быть независимой рассчиталась частицей здоровья. NN: «В октябре 2017 года я сильно заболела, на целый месяц, и восстанавливалась потом почти год. У меня не было сил заниматься спортом, их хватало только на работу, на практики по йоге, в лайт режиме, и пешие прогулки. Всему виной был стресс и, как следствие, пониженный иммунитет». Я не взываю к жалости читателя. Я лишь констатирую факт.

Вероятно, это непросто? Женщине непросто возглавлять фирму и бренд, верстать бизнес-планы, реализовывать их, устраивать праздничные корпоративы, и чувствовать как в ней медленно умирают Ассоль и детская мечта о благородном капитане Артуре Грэе, который идёт по волнам под алыми парусами?


Глава вторая
Свобода
2019 год

Свобода женщине необходима, как и мужчине, и потому желанна. В любые времена. Свобода как перманентное состояние духа и тела. Как способность из года в год оставаться самой собой, прислушиваясь к своим природным инстинктам и побуждениям.

Свобода мысли. Чувства. Творчества. Передвижения. Предпринимательства. Свобода разбогатеть. Свобода разориться и начать всё с чистого листа. Свобода сексуальности, не посредством революции, а как мирная дань природе. Свобода на глазах у сотен наблюдателей поцеловать женщину, как это однажды сделала NN. Надо иметь решительность Тесея, чтобы в один миг сломать прокрустово ложе предрассудков.

Свобода говорить беспощадную правду. В глаза. Даже если это больно тому, кто слушает. Свобода ошибаться. Заблуждаться. Разочаровываться. Обжигаться. Дружить не с теми. Любить не тех, и ненавидеть не тех. Свобода сыпать бисером перед теми, кто этого не достоин. Свобода лгать. Юлить и изворачиваться. Бросать начатое, и хвататься за новый замысел. Свобода изменяться, эволюционировать, внутренне и внешне.

Свобода. Бесценный дар. Залог женского счастья. И... её тяжкое бремя.


Часть третья

Глава первая
2019 год
NN: портрет на фоне бегущего времени

Такая женщина заметна сразу. Даже в пёстрой толпе. Её манеры и ухоженность аристократичны. Она всегда одета с иголочки, с безупречным вкусом, со знанием модных тенденций, собственных преимуществ и недостатков. Ей свойственны шик и даже некоторая дерзость, но ни то, ни другое не портит впечатления. Несомненно, она привела в идеальный порядок себя, и заслужила право приводить в порядок других.

Про таких женщин говорят «держит спину ровно». Её уверенность в себе не есть результат завышенной самооценки: место под солнцем ею, несомненно, найдено и оккупировано. Карьера сделана. Позади и огонь, и вода, и медные трубы. Она самодостаточна и самостоятельна. Планы? Планы ей ясны на много лет вперёд. Она точно знает, чем располагает и что ещё ей нужно. То, что она захочет, она получит. Не мытьём, так катаньем. А если не получит, это не послужит причиной для огорчения.

Такая женщина спокойна и благожелательна. Нетороплива. Если быть точным – несуетлива. Наверное, каждый знает это особое выражение лица, когда человек едва заметно улыбается. Вывести её из себя не удастся, даже если поставить перед собой такую цель и проявить чудеса изобретательности. Дразнить (провоцировать) её имеет смысл настолько же, насколько имеет смысл корчить рожи облаку, проплывающему где-то в вышине.

Ей не тридцать, и даже не тридцать пять. Ей за сорок. Скорее всего – сорок пять. И она «ягодка опять». Она не только привлекательна, но и соблазнительна. Без преувеличения, она даст фору молодой девушке – и выиграет. Молодая девушка – прелестное вместилище «неразрешимых» вопросов. Непрерывно алчущая, и мечущаяся из крайности в крайность. Такая женщина – носитель проверенных ответов.

Удивить такую женщину трудно. Обмануть? Я бы не взялся. Заманить её в любовные сети против её воли? Думаю, что не под силу даже искусному донжуану. Если же она «поверила» обману, то можно не сомневаться в том, что таково её осознанное решение. Единственный способ чего-то от неё добиться – постучать в её дверь и ждать, когда она откроет.

И эта пора несказанного женского счастья и цветения называется роскошным словом – зрелость.


Глава вторая
Дефиле
2015 год


Часы пробили полночь. Я вышел на улицу. В каком я городе? Что за булгаковщина? Передо мной по лунной дорожке скользила гондола, а во мне, пульсируя, звучал стих Афанасия Фета:
«По каналам посребрённым
Опрокинулись дворцы,
И блестят веслом бессонным
Запоздалые гребцы»…

Убедившись, что на месте гондольера стоит обычный итальянский парень, а не чёрный кот, я вздохнул с облегчением: «И на том спасибо!». Сомнения прочь: я очутился в Венеции. Не открывая визу. Не покупая авиабилет. Диво дивное. Что же, в таком случае, воспользуюсь открывшимся окном возможностей: айда на площадь Святого Марка, кормить голубей!
 
Голуби меня не дождались. Я долго петлял по узким калле, следуя за разгуливавшими по городу чайками. Среди обветшалых шедевров зодчества я, затая дыхание, вслушивался в застывшую музыку камня. Мне хотелось заблудиться. Навсегда. Лучшей территории для чудес в стиле happy to be не придумаешь. Наконец, моё внимание привлек уютный замкнутый корте (дворик), и я решил непременно в него заглянуть. Почему непременно? Почему именно в него? Загадка. Не самая трудная за сегодня.
 
Пройдя сквозь арку с ажурными коваными воротами, я увидел мраморную аркаду, сбегавшую ступеньками к скульптурным фонтанам. Всё её пространство было декорировано венецианскими зеркалами работы муранских стеклодувов, в резных рамах из красного дерева, с амальгамой, отливавшей золотом. Грани зеркал и растрескавшийся от времени лак причудливо преломляли отражения. Редкие дуновения ветра приносили из лагуны свежесть и терпкий запах моря.
 
Самозабвенно изучая изящные капители колонн, на которые опирались арки аркады, я почувствовал на себе чей-то взгляд. Вот она, разгадка всех сегодняшних загадок, таинственная фея, облечённая властью отправлять в безбилетный тур сквозь пространство и время! За одним из столиков, которые были расставлены здесь во множестве, под открытым небом, сидела NN. На стеклянной столешнице, напоминавшей круглую перламутровую льдину, перед NN стояла икебана из живых пионов.

NN учтивым жестом пригласила меня подойти, и я занял одно из свободных мест за её столиком. После взаимных приветствий, она спросила, что я буду пить:
– Коктейль из любви и вдохновения! И, пожалуйста, побольше романтики.
На её губах мелькнула улыбка:
– Ничего другого сегодня в моём меню нет. Я уже распорядилась, сейчас подадут.
Вот как? Заинтриговала! Ладно, я дождусь. На NN было строгое гламурное платье нежно-бирюзового цвета, открывавшее для взоров плечи. Её светлые, живописно уложенные, волосы меняли цвет вместе с гирляндой, развешенной у неё за спиной на стволе и на ветках сакуры.
 
Я нагнулся к NN, чтобы задать ей какой-то светский вопрос, и вдруг вспыхнули прожекторы. Смех и разговоры стихли. Фоном зазвучали «Времена года», созданные здесь, в Венеции. Антонио Вивальди – венецианец и по рождению, и по духу. Один из тех гениев, благодаря которым Италию называют родиной красоты. И, как будто прорвав невидимую плотину, в аркаду хлынул поток дефиле.

Сверкая и извиваясь, он полился вниз по ступенькам, потом по обитому бархатом короткому подиуму, и дальше, через подстриженные газоны, и дорожки, вымощенные морским камнем. Я вынул из кармана телефон, включил его и перевёл в режим фотосъёмки – не корысти ради, а чтобы попробовать поймать неуловимое.

Скрипки бравурными, почти маршевыми, переливами возвестили о начале «Лета». Моё внимание привлекла манекенщица в лёгком пёстром платье от NN. Акцент на зелёный цвет. Ярко и просто. Сложнее всего в искусстве достичь простоты. Краски платья жизнерадостно сияли и на освещённом подиуме, и даже в полумраке аркады. Как на полотне «Дама в саду Сент-Адресс» Клода Моне, где тень соткана из света. Кстати, об импрессионистах. По моему мнению, идеал NN – ренуаровская женщина, то есть, женщина, которая не заботится о том, чтобы выглядеть величаво.

Настала «Осень». Серые женские пальто из ткани букле – одно из лучших дизайнерских достижений NN, на мой взгляд. Триумф элегантности. Я подумал о том, что у NN такой же точный глаз, и такая же верная рука, как у любого фэшн-дизайнера из когорты знаменитых. Крамольная мысль? Да! Ну и что? Тем лучше. «Крамольная» не означает «ошибочная».
 
Пришла «Весна». Мне знакома вон та куртка, вышитая аппликациями. Любопытные аппликации. Необычные. На подиуме соло экзотики. Я вспомнил, как NN опубликовала в своей ленте, в соцсети, книгу сэра Флиндерса Петри. Британский археолог, которого считают основателем египтологии. Первый академический учёный, исследовавший пирамиды на плато Гиза. Первый профессор египтологии Великобритании. В своей книге Флиндерс Петри собрал изображения, скопированные им со стен древнеегипетских храмов. Возможно, эти куртки с аппликациями – хрестоматия по тайным знаниям древнеегипетских жрецов?

В ночное небо взлетели огни салюта, шипя и мерцая, и стало светло, как днём. Дефиле было в разгаре, и блистало палитрой красок, поразивших моё воображение. Покорённая публика всё чаще взрывалась возгласами одобрения и овациями. Плод и венец многолетних трудов NN. Пиршество для эстета.

Скоро рассветёт, и публика пригласит NN на финальный поклон. Служа в театре, я иногда наблюдал за тем, как на сцену входит дилетант. Он как будто опасается чего-то. Крадётся. Едва оказавшись в лучах софитов, он стремится поскорее убежать за кулисы. Профессионал ведёт себя иначе, уверенно и естественно. То же самое и подиум, который есть не что иное, как трансформированная сцена. NN сделает несколько шагов по подиуму. Улыбка, способная растопить ледяной покров на человеческих душах. Без сомнения, это будет дефиле Королевы. Жест признательности в сторону зрителей, часть из которых отныне перейдёт в разряд поклонников таланта NN. Жест благодарности и покровительства в сторону манекенщиц.

Май. 2015. Модному бренду Натали Никоновой исполнилось пять лет. Браво, NN! Ещё одна из вершин мастерства покорена. Если дизайнер может одним движением, не отрывая руки, провести карандашом на бумаге идеальную окружность, то признак его ремесленной состоятельности налицо. Однако, ремесло ценно не само по себе, а как ступенька лестницы, ведущей к высокому мастерству. Одежда, созданная настоящим фэшн-дизайнером, радует не только глаз, но и душу, возвышает её. Есть одежда, облачаясь в которую, чувствуешь себя другим человеком. В ней хочется с прозы перейти на высокий штиль, на стихи. Сотворить такую одежду – сложная задача, и другой уровень профессионализма.

Я сделал попытку осознать свои впечатления от увиденного, по горячим следам. Что я чувствовал в тот момент? Воодушевление. Окрылённость. Как атлант, который ногами упирается в землю, и дышит свежестью заоблачных высот. Это упоительное состояние души ценно и само по себе, и тем, что является ключом к скрытым способностям. Для меня оно предвестник творческого вдохновения. Единственный способ открыть самого себя. Встретиться с собой. Познать себя. «Познай себя и ты познаешь мир», было начертано на фронтоне храма Аполлона в Дельфах.

Утро. Ночь чудес завершилась. Над Венецией поплыл знакомый мне бой часов. Что же дальше? Что готовит день грядущий? Поверить ли предсказанию Пьера-Жана Беранже:
«Когда ж пройдет неделя опьяненья,
То соберитесь все в тюрьму мою
И принесите радости мгновенье, –
И вновь любовь я вашу воспою,
И вашу радость разделю глубоко,
Как между нас ведётся искони.
Смычки веселья слышу издалёка.
Друзья мои, продлите счастья дни!»…

Настало будущее. Мне осталось лишь подвести черту под прошлым. И вот, мой краткий итог. Короткая элегия под занавес. Нельзя победить смерть. Зато можно петь в терновнике, как поёт колибри перед тем, как броситься на острый шип и погибнуть. За каждый поступок, за каждый сознательно сделанный выбор, человек заплатит жизнью, потому что другой валюты для взаиморасчётов с сообществом у него нет. Вопрос в другом: что именно человек готов купить на ярмарке тщеславия ценой потраченных лет? Чем он готов поделиться? На этот вопрос, озвученный Хемингуэем, каждый неизбежно даст ответ. Потому что иначе не бывает.


Рецензии
вам не кажется, сударь...
эта вечная потребность скрывать "брендовым" одеянием то, что надлежит оголить...
может обернуться супротив начертанного - «Познай себя и ты познаешь мир»
и конечно нельзя не вспомнить магическую историю прохода через 7 врат Богини
с которой страж снимает все украшения и одежды...)

Нимитта   03.11.2021 16:25     Заявить о нарушении
Кажется! Кажется, эту мысль высказала Франсуаза Саган: надевать надо то платье, которое пробуждает в мужчине желание его снять. Про 7 врат богини, представьте, ничего не знал. Изучу вопрос в самом ближайшем будущем - спасибо, Нимитта!

Олег Стефанов 2   03.11.2021 16:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.