Дорогами Надежды

 «Покой душевный – это смерть,
а я хочу бурлить, кипеть…»

Именно такой я увидела Надежду Дмитриевну Сарсакову при первой нашей встрече в Доме Литератора. Хрупкая и миловидная, но энергичная, инициативная, с отличным чувством юмора, порой прямолинейная и резкая в оценке и комментариях. Но в том-то и дело, что кипучим, сильным характером её индивидуальность не исчерпывается. Мы довольно быстро сблизились, испытывая искреннюю симпатию друг к другу. Сильные натуры обладают свойством магнита, притягивают людей, привнося новые идеи, обо всём имея собственное мнение, создавая вокруг себя активное движение. Однажды подумала, что Надежда Дмитриевна похожа на шкатулочку с секретом, из которой никогда не знаешь, что именно появится сегодня, розовый, узорный пряник, засохший лепесток из прошлого или остриё булавки. Для того, чтобы воспринять многообразие ликов Надежды, нужно читать её стихи. Поэтому, начиная писать её «портрет», решила, что буду переплетать свои комментарии и зарисовки со стихами из подаренной мне книги «Так понимаю… Так живу» (2010):

Поэтесса! Девочка-снегирь!
Щёки, обожжённые румянцем
В зимние курносые стихи
Ты идёшь, не в силах не смеяться.

В ней, сегодня уже солидной даме, осталась эта девочка из 80-х годов. Так и выглядывает порой, ироничная и быстрая, позитивная и непростая, с душевной мудростью и глубиной, наполненная стихами, музыкой, яркими красками. Как на картинах и гобеленах в её небольшой уютной кухне в курской квартире на проспекте Клыкова.
В Курск Надежда приехала из северного Мурманска, прожив там почти 34 года (с 1980-го). Родилась же она в Тверской области. Работала в Молдавии и в Татарии, в г. Болграде Одесской области. Как вам такая география? Наверняка впечатляет.
Журналистика, ставшая для неё основной профессией, занятие специфическое. Дороги, встречи с разными людьми, общение и творчество. Журналист словно замкнут на внешнем мире и при этом периодически остаётся в одиночестве, ищет его, чтобы сконцентрироваться, найти слова и силы, выплеснуть из себя образ внешнего мира в том виде, в котором воспринял его и запечатлел в слове.

Выпиты колодцы одиночества…

Колодцы одиночества темны и глубоки. Годами из этих глубин черпался профессионализм, нарабатывался опыт и мастерство владения словом. И это не пустые слова:
Надежда Дмитриевна – Член Союза журналистов России с 1982, член Союза российских писателей с 2011 года.
По итогам 2006 года  награждена Дипломом Правительством Мурманской области и областной организацией Союза журналистов России в номинации «Второе дыхание» как собственный корреспондент газеты «Экономика и время».
Какое-то время спрашивала себя: «Добычина1, – так Надежда подписывает свои стихи, – больше поэт или журналист?» И однажды спросила её о том же, хотя уже знала ответ. Прежде всего, Надежда – поэт. В её творческом багаже более 10 книг стихов. Среди любимых авторов Пушкин, Толстой, Ахматов, Цветаева. Задумавшись, кого назвать из современных поэтов, Надежда идёт к стеллажам, поднимается по стремянке на одну из верхних полок, достаёт очередной сборник стихов с закладками на страницах любимых стихотворений и цитирует по памяти своих коллег-мурманчан.

– Вы всё ещё мурманчанка или уже курянка? Как себя ощущаете?
– Уже не совсем мурманчанка, – Решительно отвечает она. – Но я с благодарностью вспоминаю Мурманск, где прошли мои лучшие годы жизни, становление в творчестве. У нас было сильное литобъединение, которое возглавляли профессиональные, талантливые члены Союза писателей СССР. Начинающим было у кого поучиться!...

А я в который раз отмечаю про себя, что Мурманск для неё по-прежнему «наш», «мой». Душою она всё-таки ещё там…И может ли быть иначе? Слишком много оставлено, прожито и пройдено.

И вновь прислушиваюсь к рассказу Надежды Дмитриевны:

- Наше ЛИТО – стало для многих отличной школой, мы очень требовательно относились к себе и к коллегам. Шлифовали стихи тщательно, многотрудно, проверяя и оспаривая размер, ритм и рифмы. Наши собрания часто выливались в споры о поэзии, о жизни. Слабые не выдерживали. Не зря же говорят: «Литература – дело кровавое».


От стиха до стиха,
А между – тиха…

Думаю, в этой строчке она несколько поскромничала. И всё же уютная женская тихость в Надежде тоже есть. Кротость, вдумчивость и способность часами кропотливо заниматься подсчётом ударных и безударных слогов в стихотворной строке, сверять ритм и рифмы, подбирать точные фразы. Словно вышивать шелками мудрёный узор.

Тогда из яркой, инкрустированной каменьями шкатулочки её судьбы, как будто появляются пяльцы для вышивания и мотки шёлковых ниток. А глаза у Надежды становятся глубокими, вглядываются куда-то далеко и глубоко в прошлое, сотканное из дорог, новых впечатлений, встреч и разлук, обретений и потерь.
Справедливости ради замечу, что Надежда с пяльцами и спицами мало знакома, утверждает, что это занятие не для неё. Но речь сейчас не о рукоделии, а о кропотливом и вдумчивом труде, который требуется для достижения мастерства в поэзии, как и в любом виде творчества. Чтобы создавать прекрасное в слове или в иной форме.
      
РАДОСТЬ

Спи, рукоделье моё!.. Засыпай мягким утренним сном -
Белым котёнком пушистым свернись у меня в изголовье.
Мне бы ведь тоже часок подремать не мешало,
Чтобы с восходом тебя оценить и уже восхититься.

Пальцы исколоты, веки набрякли, глаза покраснели…
Кто там из зеркала смотрит?..  Смешно, но себя не узнала!..
Нет, не прибавит красы мне моё рукоделье!
Что же с лица моего не уходит улыбка блаженства?

Спи, мой котёнок, моё рукоделье, мой зайчик!
Я засыпаю - уже в предвкушенье восторга
Утренней встречи с итогом прекрасной работы -
Утренним счастьем… И сон - это лишь передышка….

Из долгих нитей дорог свита-сплетена судьба женщины по имени Надежда, умеющей ценить слово, обладающей даром складывать стихи-узоры из хорошо знакомых слов.

Видимо время пришло
Легко о себе говорить.

«Поэзия ко мне пришла рано, в детстве, – Говорит Надежда Дмитриевна.– Журналистика давала возможность заработка, а поэзия стала потребностью и состоянием души, любовью и смыслом жизни».
– Как это случилось? Что послужило толчком?
– Всё из семьи, конечно. Отец был партийным, ему частенько поручали оформлять стенгазеты: сочинял частушки и куплеты, рисовал. Когда меня избрали редактором классной стенгазеты, он помогал мне. Первое стихотворение написала в 3 классе. Двумя годами позже появилось стихотворение о декабристах, его опубликовали в районной газете. Сейчас с иронией вспоминаю свой псевдоним Надежда Гриф…Тогда он мне казался звучным.
Журналистикой профессионально занялась уже в Молдавии. А стихи писала всегда, сколько себя помню. Разные по форме, от миниатюр до поэм.

– Как сложилась первая книга стихов?
– Это было значительно позже, в 1988 году, уже в Мурманске. Сначала подборка стихов была отобрана для коллективного сборника «Прибой», затем вышла книга стихов «На одной с тобой земле».
– Как бы вы сами определили, о чём ваши стихи?
– О главном, конечно: о жизни и смерти, о любви и ненависти, о людях… Это самое главное, чем живу, чем все мы живы.
– С чего для вас начинаются стихи, – с мысли или образа, фразы или рифмы?
– Каждый раз по-разному. Могу ночью проснуться с интересной рифмой или фразой в голове. Уже знаю, что обязательно нужно записать, чтобы не забыть. Нахожу новые темы и образы в результате общения с людьми, новых встреч и впечатления.

Сняться с якоря опять?
Паруса опять поднять?
Но куда ладью направить?
Где попутный ветер взять?

Ветер не всегда был попутным. Точнее, вряд ли когда был попутным ветер перемен и странствий, наполнявший паруса её надежды в направлении новых проектов, статей, встреч и, конечно, новых стихов. Надежда работала корреспондентом: в журнале «Северный Меркурий», «Бампер», в альманахе «Триумфальная арка», в газетах «Комсомольская правда», «Кольский Север», «Территория Закона», сотрудничала с редакцией  газеты «Экономика и время» (г.С.-Петербург), работала преподавателем в Международном институте бизнес-образования. В её творческом багаже несколько фотовыставок. К слову, макеты для художественного оформления своих книг она разрабатывала самостоятельно.
Приехав в Курск, сначала ознакомилась с детскими библиотеками, вместе с ними проводит встречи с читателями. Устроилась и  на работу – зам. главного редактора в журнале «ВИП», которому отдала 4 года активного труда. Этот заработок стал прибавкой к небольшой, хотя и северной, пенсии.

У Сарсаковой много горьких и стихов о России, о разных периодах жизни страны.

Люди мои дорогие!
Это ведь судьбы горят!

Конечно, история её судьбы во многом похожа на истории из жизни большинства русских женщин. В ней и личные драмы, и стремление удержаться на плаву, и потребность творческой самореализации.

Живёт. Дитя своё рожала.
Потом растила кое-как.
И до зарплаты занимала
То четвертную, то пятак…

Пишу эту портретную зарисовку, чтобы сохранить, не дать ветрам и веяниям времени распылить строфы её стихов, искренние, меткие и правдивые в желании показать миру его, этого мира, облик и суть, какими она их увидела, приняла. Чтобы оставить в дне сегодняшнем хрупкий образ женщины-поэта, труженицы и воина, матери и журналиста. Чтобы запечатлеть её, олицетворяющую поколение цельных и сильных натур, поколение профессионалов и талантливых мечтателей, способных неутомимо искать и прокладывать свою дорогу в жизни и в творчестве.
     Нам сегодняшним, нашим детям и их детям важно, нужно знать о людях, ценящих слово и не боящихся сказать его открыто, о тружениках, способных пройти тысячи дорог, чтобы найти свою единственную, идти по ней против ветров и течений.

Поэтам всюду плохо,
Не любят их цари.

1 Добычина – девичья фамилия матери


Рецензии