Бутерброд с Дорогобужским сыром. Год 80. Год олимп

Бутерброд с «Дорогобужским сыром». Год 80,год олимпиады.
Осенью, 1979 года, к нам, в часть, приехали вербовщики. Они, обратились, к нам, к, дембелям. Один, местный зазывала, предлагал работу, на, базе УПТХ. Нам, он, говорил, про, заработок 700 рублей, в месяц. И, про, надбавки,намекал, к, зарплате, через,  каждые полгода, 10 %.  Другой, вербовщик, был, из Питера.
Там, начали строить, дамбу, от, наводнений. Заработок, он обещал, небольшой, 300 рублей, в месяц. Но он, сказал, что, после пуска, можно поселиться, в, Питере. Давали, небольшую комнату, и, постоянную работу, в, Питере.
Было, заманчиво остаться, там, на, два года. Я, написал письмо, домой. И, я, спросил отца, что он, думает, об этом. Он мне, написал, что, очень, меня ждут. И, не стоит, принимать, эти предложения. Они, клялись мне, что, устроят мне, лучшие условия. Ну, что же. Я их, послушался, и, вернулся домой. Только, потом, я, сожалел, что, не завербовался. Потом я, ничего, не получил. И, даже пришлось, уехать, через, два года.
Я ожидал, после армии, поступить, на, свое место, слесарем. Но мне, предложили, на выбор, работу, в, адских условиях. В, цехе, серной кислоты.  Я видел, как они, там работают. Все ходят, в, спецовках, покрытых, огарком. Словно окрашенные, в, красную краску. И, этот запах, сернистого газа .От него, никуда, не деться. А, они, уже привыкли, к, этому запаху.
Другое место, не, лучше. Но все, же там, не так, сильно пахнет. Это, цех, аммиачной селитры. Там правда, немного, пахнет, аммиаком, но там, кругом, пыль . Ладно, я подумал, что пыль, не так, страшна, как, газ. Люди, на, серной кислоте, теряют зубы, через год. И, как бы, человек, не ухаживал, за, своими зубами. Они, все равно, сгнивают. Я же, когда уехал, оттуда, полгода харкал, какой то дрянью.
 Я работал, в, бригаде, из, четырех человек. Мы настраивали, полуавтоматы, и, погружные машины.  Работа мне, нравилась. Я, даже написал, три, рационализаторских предложения. Работа, работой, но мы, хорошо отдыхали . У отца, был мопед «Верховина». Я ездил, на нем,  в Дорогобуж, и даже, в, Сафоново. А, до него, двадцать километров. Скорость, у мопеда, 40 километров в час. Но, больше всего, я ездил, на Днепр, купаться.
Там я, встретил студентов, из, города, Каунас. Они, ловили рыбу. Я, посмотрел, как они, это, делают. Поймают, одну рыбу, и, шмяк её, об землю. Потом они, насаживают, глаз рыбы, на крючок, и, забрасывают снова. Не, проходит, и минуты, и, снова клюет. Так они, десятка два, рыбин, вытаскивают.
Они жили, в, школе. И я, у них, иногда, бывал . Они мне, рассказывали, про, свой, старинный город . И про, свои праздники.  Там, у них, в Каунасе, есть университет. И еще, много, разных, учебных заведений. Старинный город, на, реке, Даугава. Словно, красивая девушка, медленно движется, извиваясь, как змея. Она, украшена, дубовыми рощами. И, девушки, летом, в, праздник солнцестояния, бросают, свои венки, в воду. И, следят, чтобы венок, нашел, их, возлюбленного.
Так же, как и, на Руси. Там, собираются, и, водят хороводы, и, веселятся.  Здесь, на поляне, царствует любовь, и, радость. Здесь, смелые парни, прыгают, через костер. А, девушки, дарят, своим любимым, венки, из, дубовых листьев. Здесь, нет злобы, и, наживы. Только любовь, и, радость души.
Пройдет, короткое лето, и, осенью, встретятся влюбленные, и, сыграют свадьбу. И, уже потом, они, никогда, не разойдутся. Они, будут приходить, сюда, на поляну. И, смотреть, на, своих детей. Они, уже, не будут, прыгать, через костер. Но они, не забудут, то лето, где их, свела судьба. Они, будут петь, песни, про любовь, и, про, природу, что так, прекрасна . И, если бы, попал туда, какой ни будь, человек, из, глубинки .  И, даже, не зная, языка, он бы, подумал, что, этот праздник, так похож, на, праздник Купалы, где ни будь, в, глубинке. Где чтят, старинные обычаи. А песни, мелодичные, простые .Про цветы, и, про любовь, девушки, к парню. И, только разница, в, национальном колорите, этой земли.
Мне тогда, так захотелось, побывать там, на берегах, древней реки, Даугава.   Потом, я, у них, больше, не бывал. Но, их рассказы, я, не забыл.
 Я, также работал, в, цехе Аммиачной селитры, слесарем. Один раз, нас, пригласили, в, администрацию. И, предложили, поработать, в, помощь, сельчанам. Нас, направили, в, совхоз «Алексинский». Мы, прилетели туда, на, самолете Ан-2. Небольшой, такой самолет. И, сиденья, вдоль, стенок. Да еще, летчик, шутник. Давай крутить, самолет, то, одним боком, то, другим. А мы, схватились, за спинки, сидений. И, матерились, в, его адрес. Прилетели, сели, на, простое поле ,поросшее, травой.
Мы увидели, старинное село. Говорят, сам, Григорий Орлов, выращивал здесь, своих, знаменитых рысаков. По, крайней мере, там, находился, конезавод. Ну, не знаю, правда, ли это. Но, то, что мы, увидели, могилу старинную. Там, написано.  «Здесь, покоиться, раба божия, Катерина Римская-Корсакова».  И, годы, указаны. Я, просто забыл, какие годы. Вроде, 1868 год, а, может, другой год. А, напротив, этого кладбища, старинный особняк, 18 века. С, колоннами, и, портиками.
За ним, же, огромный, фруктовый сад. Нам говорили, что там, произрастают, диковинные растения. Но то, что там, растут, элитные яблони, и, груши. 
Нас направили, в, одну, из деревень. Нас поселили, в, брошенной избе. Ничего, жить можно. Обедали мы, в, местной столовой. У нас, был, свой кипятильник ,так что, вечером, мы, пили чай.
Я работал, на, укладке, зеленой массы. Стою, на, тракторной телеге. И, укладываю вилами, скошенную траву, по, краям телеги. И так, целую неделю. Потом мы, с, другими, грузили мешки, с, зерном, и, удобрениями.
Нам осталось, поработать, пару дней, и, мы, решили расслабиться. Купили, в, местном магазине, водку, и, закуску. Нас же, было, пять человек. Ну мы, и, купили, десять бутылок водки. Ну  конечно, пришли, еще, двое, местных. Они, принесли огурцы, и, мясо .
Нажарили мясо, и, под закуску, напились так. Что потом, не, помнили, что, делали. Утром, увидели подушку, всю, в крови. Потом, у одного, из нас, нашли рану, на голове.
Потом, местные, объяснили. Что видели, как он, шел, с, клуба, с, танцев. Ну, он, упал, в, канаву. Потом, каким  то, образом, встал. И, уже, в доме, стукнулся, об, косяк, головой. Так, и, упал, на кровать, с, кровоточащей раной. Кровь, конечно, свернулась. Но, волосы, прилипли, к, подушке.
Он, потом, застирывал наволочку. Так, и, сдал белье, мокрым. Ну да, ладно. Все, в, прошлом.
Я, также трудился, на заводе.
Кончилась весна, и, наступило лето. По, всей стране, прошла компания. Как же, год олимпиады .В, Москву, приезжали спортсмены, из, разных стран. По, телевидению, показали, олимпийские объекты. Стадион, на, Воробьевых горах, был, главным украшением, этого события. Показали, и, олимпийскую деревню. Современные здания, и, для, каждой страны, отдельный этаж. В, Москву,  приехали, не, только спортсмены. Туда приехало, много журналистов, и, тренеров. Туда же, приехало, немало милиционеров, из, разных городов. Весь город, словно, прочистили, от, разных, нежелательных элементов. Проституток, и, разных, подозрительных элементов, вывезли, за, 105 километр. Местные участковые, буквально, обошли, все дома, и, бывших воров, или, хулиганов. Буквально, насильно сажали, в, машины. И, вывозили вон, из, города Москва. На границах области, при, въезде, в Москву, проверяли документы. Те люди, что, не имели, московской прописки, отправляли назад. Те же, пассажиры, что, проезжали Москву, в, другую сторону. Их направляли, на вокзалы. И там, за ними, следили, уже, железнодорожная милиция.
К нам, на завод, прислали, всего 10 билетов, на, олимпиаду. Нам, предлагали билеты, и даже мне, предлагали. Но, эта цена, для ,меня, запредельная. 250 рублей, за билет, на, олимпиаду, это уже, слишком. Потом мы, смотрели олимпиаду, по телевизору. И мы, болели, за, своих спортсменов. Все конечно, не, вспомнить.
Но когда, заканчивалась олимпиада, и, олимпийский мишка, улетал. То, показали, что, некоторые зрители, плакали, провожая талисман, олимпиады. Это было, красиво, смотреть. Ну а, потом, вспоминали, олимпиаду, долго. И, эти слова, песни «До, свидания, ласковый мишка. Возвращайся, в, свой, сказочный лес».
Сейчас, когда смотрел, на, олимпиаду, в Рио. То, удивляюсь, каким, нужно быть, жадным. Чтобы сделать, такую пародию, на, олимпиаду. Я бы, не смог, подумать. Чтобы, в, Москве, грабили гостей, и, спортсменов. Да, и, сам город Рио, словно рассадник, всякой заразы. И, как только, инспекторы, от, олимпиады, позволили там, проводить, олимпиаду. Какой то, позор, за, чиновников, от, спорта.
В Москве, действительно был, праздник спорта, и, мира. Прошло уже, почти, сорок лет. А, люди, с, добром, вспоминают, Москву олимпийскую.  Со временем, мы, сравнивали, многие олимпиады, с, московской. Единственно, что, стало лучше, так это, появились, необычные объекты. Так, в Пекине, неплохо, построили объекты, и, атмосфера там, замечательная. Потом люди, привозили значки, и, футболки, с, олимпийским талисманом.
У, меня же, все проходило, как, обычно. Да я, тогда, взял, в кредит, мотоцикл Минск 1.115. Я уже, имел права, на, вождение. Я, гонял везде, где только, мог, ездить. Съездил, до города Дорогобуж, до, города, Сафоново. Потом ездил, только, на реку Днепр, купаться, и, до, дачи. Он, не был, мощным, как, Ява 350. Но мне, хватало, мощности.
Наступила осень, и, людей, просили помочь, сельчанам, в, уборке льна. Платили неплохо, за, вязку снопов. За день, можно было, заработать, до, 20 рублей. До, первых морозов, люди ездили, и, вязали снопы.
Моя мачеха, Ираида Михайлова, один раз, заработала, 30 рублей. Это было, уже, в октябре. Уже, один раз, выпадал снег, но он, растаял. Лен же, не, боится сырости. Его, специально, выкладывали полосой, чтобы он, промок. И, в, таком виде, он лучше, обрабатывался.
Да, на гербе, города Дорогобуж, нарисован, сноп льна. Так что, там, всегда выращивали лен. И, главные культуры, там, кроме льна, это, пшеница, и, яблоки. А, еще, груши, и картофель. Да, картофель там, замечательный. Я там, встречал, несколько сортов, картофеля. Даже, темно фиолетового цвета. Внутри он, розовый. А, как его, сваришь, вкус, изумительный.
У нас, по соседству, с, нашей дачей, был сосед. Он, экспериментировал, разные культуры. У него, на даче, росли, и, виноград, и, арбузы.  Я сам, видел, японскую вишню, сакуру. А что. Говорить, про, разные, сорта яблок. Такие сорта, как, «Штрефель, Шафран, Анис, и, Антоновка». Да, и, «Белый Налив» у, него было, несколько яблонь. К нему, привозили, разные сорта. И, он их, скрещивал, с, другими. Да, что там, деревья. У него, было, несколько кустов, со, смородиной, и, крыжовником. А какая, у него, была клубника, всем, на, зависть. Ну да, он же, раньше работал, в, каком то, исследовательском институте. Что то, вроде лаборатории, по, выращиванию, новых сортов.
Вышел, на пенсию, и, занялся, своей дачей. У, него было, 10 соток. И, все это, пространство, занято, культурами. Он даже, не, садил, картофель,  или, свеклу .Только, лук, и, немного зелени. Как только, снег, растает, то он, занят, своим огородом. И так, до, поздней осени. А, какие, у него, были цветы. Это, надо, было видеть. И, розы, там росли, и, астры, и, георгины . Да, и, другие цветы. Флоксы, гладиолусы, лилии, и, другие цветы.
Мы, от него, один раз, получили, необыкновенный букет, этих цветов. Тогда, мой, сводный брат, Александр, женился. Да он, женился, два раза. И, оба раза, у него, не, задалась жизнь. Сейчас его, уже, нет, в живых. И, мне, его, жалко. У него, осталось, двое детей, от, разных матерей. Да, первую жену, он, отбил, у, меня. Скорее, она, на него, клюнула. Но потом, случилось, несчастье. Она, конечно, жива. Но она, стала, глухой. Просто, несчастный случай.
Они ездили, на мотоцикле, в, Смоленск. А когда, приехали, в, поселок, она, заболела ангиной. По дороге, в Смоленск, её продуло, в, уши. Ангину то, она вылечила, но, оглохла. Так, мне жаль. Такая, красивая девушка, но, глухая. Я её, когда то, любил, но она, предпочла, моего брата. Он, как бы, наглей, меня. Я же, невзрачный. Ну, как же. Александр, высокий, красивый. Черные волосы, черные усы, и, язык, подвешен. Заболтает любую,  на, свидание. Я же, только, тень, возле, него. Наступила зима, и мы, отметили, Новый год. Наступил, последний год, моей жизни, на, смоленской земле. 


Рецензии
История белоруса. Который не понял кто он. Откуда. И зачем. Литвинские земли. Зов предков. Особенно понятно про каунасский момент.

Ёхан Леверда   17.10.2021 00:49     Заявить о нарушении