Людмила Салагаева. Живу в восхищении

                Мне повезло. У меня в руках новая, еще пахнущая типографской краской (даже путешествие на самолете из одного государства в другое не смогло вытравить этот запах) книга Людмилы Салагаевой «Нескончаемое путешествие». Шелест переворачиваемых страниц, поскрипывание новенького переплета… Хотела только перелистать, взглянуть на знакомые рассказы, и вдруг поняла, что не могу оторваться: страница за страницей открывали новое, прежде  неизвестное в знакомом…

                Не стану скрывать: я давно люблю этого автора. За незаурядность образов, за красоту сюжетов, которые хочется и разгадывать, и разглядывать словно японскую живопись по шелку…
                Боюсь, тому, кто не читал произведения Л.Салагаевой, мои слова ни о чем не скажут. Да и они лишь постольку-поскольку отражают суть ее творчества. Главное в другом.
                Быть может, в удивительном сродстве с природой? Людмиле (я буду называть автора так, как привыкла в виртуальном общении) дано умение не просто любить и восторгаться природой, а ощущать себя ее частью. В наше бурное, технологичное время – это чувство может показаться атавизмом, а к Людмиле оно пришло в раннем детстве.
                Простите за длинную цитату из рассказа «Жизнь – тайна»: «Мне три года, я стою между грядок огорода маленького шахтерского городка в Кузбассе. Только что прошел холодный дождь. Как армия воинов, вокруг выстроились тёмно-зелёные картофельные кусты в крупных дрожащих каплях. Холодно до пупырышек. И вдруг что-то происходит. Теплеют руки, свет меняется с темно-зеленого на изумрудный. Картофельный куст как будто встрепенулся. Там, в середине, куда я неотрывно смотрю, медленно раздвигаются острые лепестки, открывая фиолетовое нутро, в центре которого загорается оранжевая точка. На моих глазах распускается цветок! Боже, до чего он восхитительный! Стою и смотрю... смотрю... Он мой! Я знаю, что мне послал его Бог, и горячо благодарю, не зная имени, не представляя в образе. Просто благодарю и плачу. Теперь тепло охватывает меня изнутри и снаружи, радость танцует в теле. От цветка невозможно оторвать взгляд…»

                Это надо суметь почувствовать. И об этом надо суметь написать. Так, как никто до тебя еще не писал. Вот рассказ «Встреча со словом». Сюжет прост: по заросшим сельским дорогам едет к пионерскому лагерю грузовик с ребятишками. Налетает шквалистый дождь, всем страшно: «дети сжались, словно птенцы, ухватились друг за друга… раскаты грома ужасны, но еще страшнее рогатые молнии во всех направлениях разрезающие небо и испускающие беспощадный свет; временами страх, что мы можем воспламениться, вызывает вопль ужаса». Люда, старшая, во весь голос запевает песню. Когда наконец грузовик пробивается в село, и приходят запоздалые слезы, сидевшие рядом мальчишки, говорят: «Не надо плакать, ты хорошая, мы тебя любим».
                И душу десятилетней девчонки озаряет понимание того, как много может слово. «Трепет сумасшедшей догадки о том, что мне открылся новый мир, перешел в озноб. Мысли и желания стали уловимыми, достижимыми. Казалось, вот прямо сейчас может явиться нужное слово, и я смогу взлететь! Смогу остановить дождь! Перепрыгнуть через время… Ощущение всемогущества пугает, сменяется неверием, заставляет затаиться… Но я почему-то знала уже, что открывшаяся сила подчинит мое будущее. Теперь мы вместе – в радости и печали… Предстояла сладкая мука страдать, любить, загораться, обманываться, возноситься и падать от одного намека на заветные Слова»… 

                Как часто природа бывает мудрее человека. На страницах книги бушуют все ее краски и оттенки. Не стану пересказывать: перечитайте «Голубую нирвану», «Зима. Мороз. И «белая камелия» – вас захлестнет чудо из чудес: счастье обыкновенной жизни. И останется с вами грусть после финальных фраз рассказа «Взморье. Осенние игры»: «Порыв ветра сорвал веточки засохшего винограда и помчал его в море. Попутешествовал – и баста. Между тем Невидимый художник нарисовал новое акварельное небо, без барашков. Надо бы сделать фото на память об осенних играх, когда море, берег, ветер и небо живут своей вольной, беспечальной жизнью… Так мог бы жить и человек».               

                Перелистываю странички книги, а в голове почему-то вертятся запомнившиеся с юности строчки стихов. Порылась в старых тетрадках. Да, вот они, выцветшие чернильные письмена на пожелтевшей от времени бумаге в клеточку:
«…Верьте людям,
              которые
вам
себя
отдают!
Пусть они
             непонятны, 
не глядите, скривясь.
Ничего им не надо,
только –
Счастья для вас!» Р. Рождественский «Утешение».

                Это и есть то, самое заветное в творчестве Людмилы: стремление отдать себя. Не зря один из разделов книги, посвященный людям, с которыми сводила ее жизнь, так и называется: «Вы – моя радость».

                Не часто встречаются на нашем пути книги, в которых живет и трепещет душа человеческая. Наверное, именно поэтому невозможно остановиться, хочется цитировать и цитировать:
                «Но покуда жив человек, жив и тревожащий вопрос: кто я есть. В поисках его без устали бродила по церквам, выращивала розы, листала фолианты, старалась жить образцово и просто, глядела на звезды, гадала на кофейной гуще. С пути сбивалась, маялась, грешила.  Потом шептала Богу: «Прости! Прости! И научи, как быть счастливой».
                «Живи в восхищении» – явились в тишине слова. И сердце рванулось к ним – узнанным, родным и знакомым. Восхищение – это моя суть. Кто-то краской и кистью стремится нарисовать свое поклонение. Другой врачеваньем выражает любовь. Мой способ запечатлеть восторг и умиление Творцу и Человеку - слово, наполненное теплом души».

                Лучше, чем сказала сама Людмила, не скажешь.
                Хочется поблагодарить автора за эту книгу, в которой она делится сокровенным. И, наклонившись поближе, тихонько спросить: «Все ли хорошо, Люда?»

                От всей души, Людмила, поздравляю с выходом первой книги, пожалуйста, будьте счастливы. И просто – будьте.
               
                А я на всю жизнь запомню запах дождя с легкой нотой меда из рассказа «Волшебная свеча». Спасибо вам за него. Вы, как никто, умеете делиться своим миром так, что читатель начинает смотреть на жизнь вашими восхищенными глазами.  Это и есть благодатное свойство вашего Слова, того самого, магию которую вы почувствовали в детстве.
 
Для тех, кто пока не может подержать книгу в руках, страничка автора: http://www.proza.ru/avtor/liouda


Рецензии
Поддерживаю каждое слово, сказанное Вами! Художник, точнее - старатель наша Людмила. Ищет зёрна блестящих слов в речке бытия. Старательно перебирая песок и ил налетевших с годами на дно быстротекущей студеной воды повседневности. Она равна крошке-еноту, чистому, красивому и вечно что-то трудолюбиво моющему-чистящему. Вот и мои труды как-то, подняла из ила. Золотом их назвать невозможно, но с её стараний они заиграли разным цветом. Меня стали посещать сильные авторы, приглашать на конкурсы. С её рук.. Чудесной доброты эта милая женщина.

Спасибо Вам Мария, что смогли сказать о ней столько тёплого. Я обязательно к ней приду. Поклонюсь, попрошу прощения. Саид хоть и глуп, но доброту помнит.
С признательностью за внимание и слово,
Ваш,
Александр Краснослободский.

Александр Краснослободский   11.02.2020 08:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Саша, что прочитали и откликнулись.
И, если есть возможность, загляните к Людмиле. Она будет рада. У меня-то она ваши добрые слова вряд ли прочитает.

Мария Купчинова   11.02.2020 12:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.