Между спасением и смертью. Шесть ужасаний. стр7-12

                ШЕСТЬ УЖАСАНИЙ
              Четыре вида ужаса в Св. Писании

Теперь, читая Священное Писание, мы видим, что есть че-
тыре способности страшиться и ужасаться:
1– ужас от Господа,
2 – ужас, наводимый людьми,
3 – ужас от чудес Господних
4 – и четвертый ужас – от известий и слухов.
1) Так казни Господни наводили ужас на египтян. Когда ков-
чег Господень находился у Филистимлян, а потом отправлен
был в Геф и Аскалон, «была рука Господа на городах их и ужас
весьма великий» (1 Царств 5, 9) от казней Господа.
2) Наводимый людьми ужас переживает царь Давид: «Отовсюду
ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют
исторгнуть душу мою» (Пс. 30, 14). Пророк Иеремия говорит
о войне: «Меч неприятелей, ужас со всех сторон» (Иер. 6, 25).
3) Ужас от чудес Господних: «Бес, повергнув человека, вы-
шел из него, и напал на всех ужас» (Лк. 4, 35–36); когда по сло-
ву Господа ученики «поймали великое множество рыбы, «ужас
объял Петра и всех, бывших с ним» (Лк. 5, 6, 9).
4) Вот ужас от известий – Исайя говорит: «Трозное видение
показано мне, и отрадная ночь моя превратилась в ужас для
меня» (Ис. 21, 2, 4). «Содрогнитесь, беззаботные! Ужаснитесь,
беспечные!» (Ис. 32, 11). «Когда услышите о военных слухах,
не ужасайтесь» (Лк. 13, 7).

8
Пятое ужасание – учеников Христовых
Но в Евангелии от Марка приводится беседа Господа с юно-
шей и затем с его учениками. После беседы о наследовании
жизни вечной Господь говорит ученикам: «Как трудно имею-
щим богатство (у юноши было большое имение) войти в Цар-
ство Божие. Ученики ужаснулись от слов Его. Иисус говорит
им в ответ (на ужасание их): дети! Как трудно надеющимся
на богатство войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно
изумились и говорили между собою: кто же может спастись?
Иисус говорит: человекам это невозможно, но все возможно
Богу» (Мк. 10, 23–24).
Многие из нас не раз читали это место Евангелия, но я не
знаю ни одного человека, который бы от этих слов Христа
ужаснулся. Ученики же ужаснулись. Что-то открылось им в
этих словах, от чего они пришли в ужас. Открылось потому,
что слова «имеющим богатство» сказал им Господь. Все три с
половиной года, пока ученики были с Ним, Он учил их тому,
чтобы они были способны слыша слышать, видя видеть, тем
самым приготавливая в них способность к восприятию Свя-
того Духа и последующее их апостольское служение, все
совершаемое в руководстве Святого Духа.
Евангелие не открывает нам причину ужаса учеников Хри-
стовых. Открывают эту причину святые отцы в своих толкова-
ниях. Причиной ужасания учеников было состояние юноши.
Святой Василий Великий останавливается на словах
юноши, которыми он обратился ко Христу: «учитель благий».
«Ты называешь Господа учителем, а не делаешь, что должно
ученику. (Раздай имение и следуй за Мною, – сказал Господь,
а он опечаленный отходит от Господа). Исповедуешь благим,
а пренебрегаешь даруемым от Него. (Благий Бог обещает ему

9
сокровища на небесах, но юноша этим обещаниям не придал
значения). Ты спрашиваешь о вечной жизни, о спасении, а на
деле оказывается, что весь предан наслаждению жизни настоящей
». «Знаю многих, которые постятся, молятся, воздыхают,
являют всякого рода благочестие, но ничего не дают нуждающимся.
Какая же для них польза от прочих добродетелей? Их
не приемлет Царствие Божие. Но хотя приговор так ясен и
Изрекающий (Христос) не лжив, однако ж, – заключает святи-
тель Василий, – убежденных немного». Убежденных немного!
Есть чему ужасаться.
И тем не менее, «не новость, – говорит св. Климент Алек-
сандрийский, – отказаться от богатства или раздать имение
бедным и нищим: так поступали и многие прежде пришествия
Спасителя, или по особенной (душевно-избирательной) любви,
или из мертвой мудрости (законнической, приличия ради, по
собственному рассуждению), или из суетной пустой славы.
Что же нового возвещает Христос, что поистине божественно
и животворно в деле спасения? Он внушает нам совершенно
очистить душу от страстей и с корнем исторгнуть выбросить
все из нея, что рождает дурное (страстное) употребление
внешних благ и вещей. В таком смысле богатство для каждого
смертоносно и если оно погибает – то к спасению человека.
Тем же чувством и мыслью будет руководствоваться тот, кто
не будет мстителен по отношению к врагу, и тот, кто не будет
любить отца и мать больше Христа».
В ответ на ужасание учеников Господь добавляет: «Дети! Как
трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие».
Он говорит ученикам, которые уже «оставили все (рыбацкие
сети, лодки, родных, отца) и вслед за Ним пошли» (Мф. 19, 27),
у них нет уже богатства, как есть оно у юноши, но в них есть
и остается еще страсть и от нее какие-то недуги души. Если в

10
случае юноши они ужаснулись его состоянию, которое св. Ва-
силий Великий назвал «безнадежным», то теперь, от вторых
слов Христа о «надеющихся» на богатство, обернувшись на
себя, они «чрезвычайно изумились и говорили между собою:
кто же может спастись?» (Мк. 10, 26). Очевидно, как ученики
выслушали, что было сказано Господом в прикровенном смыс-
ле и уразумели возвышенную Его мысль. И были поражены
страхом, опасаясь за самих себя и за свое наследие вечной
жизни. Так как спасение предназначено только душам сво-
бодным от страстей. А они до сошествия на них Святого Духа
такими не были.
Блаженный Августин разъясняет, что суть не в богатстве и
не в бедности, а в благочестии. В благочестии – совершенство,
равно как несовершенство есть нечестие. «Поэтому Господь
сказал: если хочешь войти в жизнь, сохрани заповеди закона
(Ветхого), если хочешь быть совершен, поди продай имение и
следуй за Мною, взяв крест».
Что следует из этого? Для нас, людей нашего времени, сле-
дует одно – недостаточно знать Евангелие, но нужно знать его
так, как это угодно Богу. Для этого хорошо бы научиться ис-
полнять заповеди Ветхого Завета и иметь отношения с Богом
такие, в какие Сам Бог ставит человека относительно Себя.
Для этого, после 10–20 лет церковной жизни нужно бы заново
прочесть книги Ветхого Завета, как минимум Второзаконие
и Бытие. Достичь исполнения этих книг в своей жизни. Тогда
Евангелие будет открываться с его прикровенной стороны.
До встречи с Ветхим Заветом (не прочтения только, а встречи)
человек и не подозревает, что именно содержит в себе Евангелие.
Содержит относительно устроения самого человека,
т. е. устроения в нем его внутреннего нравственного и затем
внутреннего духовно-нравственного человека. Оставаясь

11
человеком падшего естества, может ли он вмещать Евангелие,
им, и через Него преобразуясь в христианина? Как он будет
тем, который угодно Богу живет по Евангелию?
Чтобы не беспечно отнестись к только что сказанному,
следует прочесть святого Илария, который в богатом юноше
видит образ целого народа иудейского. Св. Иларий описывает
трагедию народа, который, получив в наследие закон Моисе-
ев, до того пленился и возгордился этим духовно-нравствен-
ным богатством, что перестал предполагать чего-либо более
лучшего и совершеннейшего, чем является свыше даруемая
вера Христова. Народ иудейский, пристрастившись к закону,
не мог и подумать о расставании со своим богатством, к которому
было привязано сердце его, и потому, предпочитая оста-
ваться с ним, отрекся от Господа.
Но в том же состоянии может оказаться множество нас
с вами, современных христиан. В горделивом надмении над
Ветхим Заветом, не зная его лицом к лицу и не подозревая
о его великости. А ведь его назначение – быть поводырем к
Евангелию, Новому Завету. Прочтите Второзаконие. Оно зна-
чительно уменьшит заносчивость. И, может быть, войдет в
свое значение – быть поводырем. Если нет, тогда изумление
учеников
Христовых: «Кто же сможет спастись?» будет отно-
ситься и к вам. Как оно относится вообще ко всем нам, нынеш-
ним христианам.
Потому что Сам Господь ответил: «Человекам это невоз-
можно». То есть, на вопрос: кто же? Он ответил: никто. Тут и
Новый Завет не может спасти.
Далее Иисус сказал: «Нет никого, кто оставил бы все ради
Меня и Евангелия и не получил бы ныне, среди гонений, во сто
крат более, а в веке грядущем жизни вечной. Многие же будут
первые последними, а последние первыми» (Мк. 10, 29–31).

12
Не удивительно, что после этой беседы ученики шли в
Иерусалим за Иисусом и «ужасались и, следуя за Ним, были в
страхе» (Мк. 10, 32).


Рецензии