29. Водопровод. Костя

Пришёл апрель. Мне стало опять не до посторонних дел. Узнавшие о появлении в штате училища хорошего печника, даже не имеющие отношения к училищу горожане понесли заявки на ремонт печей. Ко мне стали проситься в помощники некоторые курсанты. Оживились и прежние печники. Я предложил им снизить цену до уровня, когда появятся заявки и у них. Не смотря на повышение нами цены, заявок на ремонт не убавлялось. Вшестером мы делали печь в четыре дня. Один из помощников строго по технологии производил сушку, остальные занимались разборкой и помогали с приготовлением раствора и подноске кирпича. Я выкладывал углы и каналы, а Лешка простые элементы – стенки и забутовки. Он же выкладывал трубы. Если убрать из работ сушку и разборку, то у нас получалось чуть меньше одной печи в день. Деньги, просто, сыпались на нас. Я не обижал помощников, поэтому они работали с душой. На их место буквально рвались другие курсанты, но мы слишком сработались. Слава о нас разнеслась и по окрестностям. Не пугали даже слишком высокие цены.
В конце мая пришлось остановить работы, чтобы ребята могли подготовиться к экзаменам. Один из нашей команды не смог сдать «Общее устройство морских судов» даже после переэкзаменовки. Если он не сдаст предмет в конце лета, то будет отчислен из училища. Как мог, я постарался ему помочь. Но у него самого не было желания.
В этом году наш и третий курс выйдут в море на учебном корабле. В плавании мы будем почти месяц. Для двух курсов одновременно количество матросов будет лишним, поэтому нас разделили на два похода. По согласованию с руководством, нас с Лешкой поставили в разные плавания. Я шёл в первый поход, Лешка – во второй. Мы это не разглашали, но пошли на такой шаг, чтобы не оставлять Пашу одну. В средине июня, когда закончатся экзамены, пройдёт принятие присяги и выпускной бал, в плавание уйдёт первая группа, которая вернётся к средине июля. После смены экипажа и необходимого ремонта в плавание уйдёт до средины августа вторая группа. После этого судно встанет у причала до следующей возможности. Обслуживать училище при приёме абитуриентов, как в прошлый год, будет первый курс.
Я все экзамены «отщёлкал» на «отлично» большей частью автоматом. Задержка опять была на языковых предметах. Английский язык мне «вытянула» преподаватель английского. Она была одной из тех, кому я в прошлый год сделал печку по её заказу. В эту зиму она была очень довольна теплом и отсутствием предстоящего летнего ремонта. Я понимал, что мне много даже «тройки», а получил «четвёрку». Ну, а по литературе у преподавательницы не поднялась рука единственной поставить «тройку». Так и получилось, что в зачётке среди всех «пятёрок» маячили только две «четвёрки».
Согласно заданию, мы вышли из Балтийского моря, прошли через Северное море и вдоль Скандинавского полуострова прошли почти до полярного круга. Развернувшись, вернулись обратно. За время плавания мы прошли таможенные и пограничные досмотры, попали в хороший шторм, обогнули небольшой айсберг. Вернувшись в Балтийское море отстрелялись по мишеням, поставили учебные мины и оттралили их. Каждому досталось поработать по специальности. Канониры стреляли, штурманы вычисляли место положение, мне пришлось «во время боя» «ремонтировать» орудие среднего калибра. Другим – другие. Мотористы в аварийном режиме «ремонтировали» двигатель. В общем, всем довелось испытать себя на специальности. Мне «по дружбе» дали стрельнуть из семидесяти шести миллиметровой пушки. Все понаблюдали за пуском учебной торпеды из палубного торпедного аппарата. Из носового подводного торпедного аппарата торпеду запускали только торпедисты. Завершив всю программу, наше судно вернулось в порт. Накопившиеся за плавание неисправности отремонтировали дня за три.
На берегу меня ждали не только Лешка и Паша, но и те, кто хотели отремонтировать свои печи. В эту неделю, пока мы с Лешкой были дома вместе, Паше досталось «по первое число». Я соскучился, а Лешка прощался на целый месяц (!).
За зиму мы заготовили всё, что нужно для водопровода. В моё отсутствие Лешка попробовал сложить простую печь, едва не запутался в кладке швов и больше не рисковал. Чтобы время не прошло впустую, он раскопал шурф около кухонной стены, куда мы планировали проложить водопровод. Мне следовало пробить траншею к колодцу с колонкой. Я понимал, как надо делать, но ни разу не видел этого.
На самом конце нашей улицы хозяева тоже собирались провести водопровод. Они договорились с трактористом, который работал с барой – пилой для земли. Я решил посмотреть, как это делать правильно.
За полдня трактор «пропилил» узкую глубокую траншею от дома до такого же, как у нас, колодца. Я подошёл к трактористу, чтобы узнать, сколько это будет стоить. Тракторист оказался неразговорчивым. Он назвал очень большую цифру, равную цене двух печек и пошёл в дом. Я пошёл домой. Денег было жалко. Они достаются мне не даром. Решил копать вручную.
Успел приготовить лопату и проложить колышками трассу, как подъехал и остановился трактор.
-- Не подскажешь, где тут печник живёт?
-- Не знаю.
-- Мне в том доме сказали, что в этом доме.
-- В этом доме я живу. А что ты хочешь?
-- Мне печку в деревне переложить надо.
-- Я умею печки класть. Но только баш на баш. Ты мне траншею пропиливаешь, я тебе печку перекладываю. Только после укладки трубы, а то траншея осыплется.
-- А ты умеешь?
-- Могу свои проекты показать.
На типовые проекты у меня был один эскиз, а на оригинальные – на каждый свой. Посмотрев их, тракторист удивился.
-- Это всё ты?
Я картинно оглянулся.
-- А тут есть кто-то ещё?
-- Ладно. Извини! День сегодня тяжёлый. Показывай, откуда куда.
-- Я разметку сделал. Хотел руками копать.
-- Надо это прясло убрать.
Вынув из трактора монтажку, он подошёл к изгороди. Поняв его цель, я схватил лом. Мы в один момент оторвали кусок изгороди от столбов и отнесли его в сторону.
-- Сильно глубоко раскопал. Так глубоко у нас трубы не кладут. Из дома шурф не пробил? Тогда туда как раз из него земля войдёт.
Подъехав ко краю шурфа, он отпустил в него бару и начал прорезать щель, периодически дёргая один из рычагов гидравлики. Метра через два остановился.
-- Что-то случилось?
-- Пообедать надо, а то и позавтракать не успел.
-- Паша! Приготовь-ка поесть, что бог послал! У тебя перемещение трактора от гидромотора?
-- Обычная механика.
-- А при работе? Я же видел, ты рычаг гидравлики дёргал.
-- Ты и в этом деле спец?
-- Папа трактористом работал. Научил пахать, с тележкой ездил, прессом сено прессовал.
Вышла Паша.
-- Саша! Всё готово.
-- Накорми человека. Покажи мне особенности. Пока обедаешь, я хоть метр проделаю.
-- Цепь приводится ВОМ, этот рычаг перемещает трактор. Бару не поднимай, глубина водопроводу не помешает. Ещё осыплется сколько-то. Работай на три четверти оборотов, подавай по нагрузке. Не перегружай, но и в холостую не мели.
-- Всё понял. Начало посмотри.
Я забрался в кабину, включил вал отбора мощности и дал обороты. Мне показалось, что цепь закрутилась чуть ли не быстрее, чем у мотопилы. Тракторист поднял большой палец и махнул рукой, дескать, подавай. Кроткими качками рычага, как делал тракторист, я подал трактор. Двигатель взревел. Через секунду снова заработал легко. Я подал трактор и, едва почувствовав облегчение, подал снова. Тракторист опять показал большой палец и пошёл к дому, где на крыльце стояла Паша. Сначала грохот двигателя оглушал, но когда секунд через пять-десять привык, стал поддерживать режим нагрузки близким к постоянному. Мне показалось, что траншея получается чуть кривой. Оглянувшись, повернул руль. Колонка виднелась чуть сбоку от горловины радиатора. Значит, трактор идёт немного в сторону.
Пока Паша кормила тракториста, я пропилил метров пять. Выйдя на крыльцо, он издали осмотрел мою работу и показал большой палец. Маяками показал, что хочет покурить. Я кивнул головой. Пока он курил, я прорезал ещё метра полтора.
-- Не устал?
-- Люблю на тракторе работать.
Я и во время разговора подавал трактор вперёд.
-- Держи немного в бок от колодца, чтобы бетон не пилить. Труба где?
-- Паша покажет.
-- Посмотрю, что сделать можно.
Пока они с Пашей вынесли трубу, а потом фасонину, пока он рассмотрел и что-то прикинул, я допилил почти до колодца. После его подсказки я нагружал двигатель чуть сильнее, зато двигался заметно быстрее.
-- У тебя опыта нет. Дай, я сам закончу.
Я выскочил из трактора.
-- Встань так, чтобы я видел, где край колодца. Надо пропилить щель рядом.
Из-за двигателя не видно ни колышки, ни колодец. Вот он и попросил меня показать направление.
Минут через пятнадцать цепь лязгнула по бетону колодца. Тракторист остановил бару, выскочил и заглянул под трактор. Посмотрев на меня, он показал мне большие пальцы обеих рук. То есть, отлично. Пропилив ещё с полметра, он поднял инструмент и отогнал трактор. Заглушил. Выбрался из трактора с кувалдой и тракторным пальцем.
-- Встань так, чтобы я видел, где земля примыкает к бетону. Ага! Тут.
Откинув крышку колодца, он спустился вниз и, ориентируясь по мне, прикинул, где надо пробивать стенку. Две пары ударов кувалды по тракторному пальцу, и в стенке колодца появляется дырка. Расширил он её кувалдой по краям дырки.
-- Давай примерим трубу.
Спустившись в шурф, он сделал подкоп под фундамент не меньше полметра. Махнул мне рукой. Я хотел снять заглушку с трубы, но он отрицательно замахал рукой.
-- Сам тоже спустись. Привык, что из трактора не слышно, вот и маячу. Держи так, пока я не скажу.
Приложив трубу к стене чуть не до окна концом, он вылез их шурфа и, разматывая трубу, скрылся из виду.
-- Можно отпустить.
Я пришёл к колодцу.
-- Сам набирал фасонину?
-- Сам. Но по совету специалиста.
-- Толково! Очень толково! Газовый ключ есть?
-- Два.
-- Неси оба. Принеси тройник, кран, паклю и конец на трубу с резьбой.
Я принёс всё, что он запросил. На всякий случай взял два крана и бочонок. Он спустился в колодец и закрыл вентиль с отводки на колонку. Открутил шланг подводки к колонке. Намотав паклю на резьбу вентиля, накрутил на неё тройник.
-- Не подумал. Надо было два крана принести.
-- Я два и принёс.
-- Давай оба. А бочонок не прихватил?
-- Прихватил.
-- Всё-то ты знаешь!
-- Дядя Гера подсказал. А тебя как зовут?
-- Костя. А тебя?
-- Саша.
-- Вот и познакомились. Смотри, что делаю, может в жизни пригодится.
-- А зачем два крана?
-- Колонкой могут перестать пользоваться. Чтобы вас не отключать, просто, можно кран на неё перекрыть. А то наши вентиль закроют, а вы, как хотите. Жалко, что резиновых колец нет.
-- Есть.
Я подал кольцо. Вместо пакли Костя вложил в кран кольцо и вкрутил в кран бочонок. Посмотрел в накидную гайку.
-- Больше колец нет?
-- Ещё три.
-- Давай одно.
Положив кольцо на вкрученный бочонок, он накрутил гайку. Накрутив паклю на второй кран, он вкрутил его в боковое отверстие тройника. Попросил следующее кольцо. Вставив его в кран, вкрутил концевую часть.
-- А почему в одном случае паклю накручиваешь, а в другом – кольцо вставляешь.
-- Где упора нет, там приходится делать с паклей. Теперь в отверстие просовывай трубу.
Кажется, я понял, что требуется. Управлять длинной трубой довольно сложно. У меня не получается.
-- Есть что-нибудь, наподобие кочерги?
-- Тяпка, окучник подойдёт?
-- Лучше не придумаешь. Тащи!
Пока я бегал за окучником, Костя всё пытался попасть концом в отверстие. Я сходу придавил конец, направив его в отверстие. Костя снова спустился в колодец. Сдёрнув заглушку, он направил конец трубы во вкрученный наконечник. Они оказались чуть-чуть несоосны. Поправив тройник, Костя раскрутил наконечник, надел составные части на трубу и натянул трубу на сосок. Осмотрев соединение, придвинул составные части наконечника и накрутил ребристую гайку.
-- Всё! Теперь пойдём монтировать в доме. Давай-ка проверим, работает ли колонка.
Проверив положение ручек крана, он открутил вентиль. Внутри чуть пискнула вода. Осторожно повернул ручку крана к колонке. Вода в трубах мыркнула.
-- Пробуй колонку.
Выплюнув немного грязной воды, колонка заработала почти идеально.
Костя вылез из колодца. Монтажкой он оторвал от стены плинтус, вывернул две доски пола.
-- Кажется тут. Неси лопату и лом.
Чуть подкопав землю, он стал бить ломом дырку, периодически раздавая её вращением лома по кругу.
-- Посмотри, когда лом в подкопе покажется.
Минут через десять в подкопе посыпалась земля и показался конец лома.
-- Сильно не попал?
-- Сантиметров пять в ту сторону от центра.
-- Не критично.
Перевернув лом, он его лопаткой расширил дырку.
-- Паша! Посмотри, чтобы труба тут не побила чего. Попробуем её вставить.
Он заставил меня поднять, как можно выше, среднюю часть трубы, а сам стал из котлована просовывать конец трубы в полученное отверстие.
-- Смотри, чтобы залома на трубе не появилось.
С усилием, но труба пролезала. Скоро усилия Кости не хватило. Я не мог ему помочь. Упавшая на бок труба может заломиться.
-- Паша! Вылей в дырку ковшик воды.
Передохнув, он с небольшим усилием протолкнул трубу дальше. Её конец показался в окне. Паша поймала его, не давая болтаться. Мы закруглили подкоп, чтобы трубу не сильно перегибало, каблуками придавили рыхлую землю.
-- Видел около соседа кучу песка. Нельзя у него попросить?
-- Это наш песок. Приехал Камаз и продавал недорого, вот и купили для строительства и для детей.
-- Засыпь трубу как можно толще в опасных местах. Здесь и около колодца. Потом залей водой. Песок хорошо обтекает и уплотняется. Он не даст трубу землёй перегнуть. Пошли в дом. Подумаем, как её законцевать.
-- Костя! Давай так оставим. Я не спеша сделаю.
-- Ты же мне обещал печку сделать. Не умея, ты тут две недели провозишься. А мне это пару раз плюнуть.
Подумав, сказал:
-- Если до завтра потерпите, мы завтра полностью работу закончим.
-- Без проблем. Кроме меня никакой скотины нет. А мне много воды не надо.
-- Юморист! Тогда пошли завершим работу с колодцем. Ненужных тряпок или чего-то подобного не найдётся?
-- Просмоленная пакля подойдёт?
-- Идеально! Именно её и надо. Тащи.
-- Сколько?
-- Чем больше, тем лучше.
-- Тюка хватит?
-- Горсти большой хватит. Откуда у тебя она?
-- В порту списали. Её хотели на свалку увезти. Я выпросил. Дом проконопатили.
-- Не холодно?
-- С пустыми швами холодно было. Смолы в ней не много осталось, потому и списали.  Рыхлую часть мы использовали, а просмоленная осталась.
Я принёс кусок килограммов в десять. Мы растеребили более рыхлую часть. На уличной жаре это было не очень сложно. Костя отпускал большие клочки к входу трубы и пытался углом лопатки затолкнуть их в стык.
-- Делай так, а я из колодца помогать буду.
Чувствовался опыт Кости. Он довольно быстро создал подобие смоляной манжеты. Остальное он законопатил изнутри. Я сходил за тачкой к соседу и стал возить песок на трубу. Паша помогала загружать песок в тачку. Костя завёл трактор и стал бульдозерным ножом засыпать щель землёй. Я едва успевал привозить песок. Пока Костя засыпал землю с другой стороны, я успел тачек пять песка привезти в шурф около дома. Лешка тоже рассчитывал копать траншею вручную, поэтому откидывал землю к дому. А туда трактор пускать не хотелось: там были Пашины клумбы. Костя несколько раз проехал колесом по траншее, каждый раз заравнивая продавленную колею. Земля всё равно не помещалась. Сделав проезд, Костя вышел.
-- Там придётся закапывать вручную. После дождя лишней земли немного останется. Завтра я утром к вам заеду, и закончим водопровод. Вы уж извините, мне надо трактор вовремя в гараж поставить. Потерпите, как-нибудь только ночь. Информация для размышления: предлагаю в комнате квартирантов сделать туалетную комнату с ванной и унитазом. Ещё продумайте, куда в кухне воду подведёте. Паша знает, куда надо, а Саша понимает, что можно. До завтра!
Почти бегом он ушёл к трактору и рванул от дома, во время движения задирая бару вверх.
Мы с Пашей привезли ещё несколько тачек песка. Сдав тачку, я стал засыпать раскоп землёй. Паша помогала, не оставляя меня одного. Во время работы мы обсуждали предложение Кости. Паша предлагала подвести воду к раковине и в сторону огорода. Я настаивал сделать отпайку для подогревателя. Паша сопротивлялась. Едва не поссорились.


Рецензии