По пушкинским местам. Михайловское

     Дорога короткая. И вот мы в Михайловском. Конечно, эта усадьба намного больше Тригорского. Мы остановились у входа в Михайловское. И пешком идем мимо пруда с Островом уединения. Прудик небольшой, посередине островок. На островке скамеечка. Кругом тишина, деревья только слегка шумят. Там, на этой скамеечке, хорошо посидеть чтобы отдохнуть от всякой людской суеты. Там, наверное, очень хорошо думается о вечном, о цели человеческой  жизни и ее предназначении. Дорожка ведет дальше, к пруду  «Под  сенью  ив  густых».  Место  живописное.  Деревья,  большие  и маленькие, подходят к берегам, меж ними зеленеет трава. И все это отражается в чистой воде пруда. А вот и знаменитый мостик через пруд. Знаменитый потому, что он всем известен и именно с него начинается прогулка   по  усадьбе  «Михайловское».  Мостик   простенький,  беленький, деревянный. Но в окружении зелени и воды, его белые бока смотрятся очень нарядно и красиво. Это ворота к Пушкину. Переходим мостик и по аллее идем дальше. Аллея приводит нас к дому С.С. Гейченко. Он сыграл большую роль в восстановлении заповедника будучи его директор (1945—1989). И кто бы и что бы не говорил сейчас о нем, именно он вложил много сил и энергии для восстановления заповедника «Михайловское». Благодаря его деятельности, в огромной степени, мы имеем такой прекрасный заповедник. А в этом доме он жил в первые годы после войны и до самой смерти. Домик скромный,   небольшой.  Интересна  коллекция  самоваров,  выставленных  в
окнах террасы, а также собрание колокольчиков. На доме есть памятная доска, извещающая, что С.С. Гейченко жил в этом доме с 1945 года до 1993 года. Сейчас пытаются забыть и замолчать, а в некоторых случаях и очернить, деятельность С.С. Гейченко. Переименовали его дом, сняли памятную доску. В любом случае, какие бы имущественные споры не были, память о С.С. Гейченко надо сохранить. Да и вообще выбросить почти 45 лет из жизни заповедника невозможно. Рядом с домом растет огромный старый дуб. Ему, по-видимому, много, много лет. И он видел Пушкина. И, скорее оттуда, у «Лукоморья дуб зеленый». Слова знакомые нам с детства, с пеленок.
      По аллее идем дальше и подходим к дому-усадьбе, родному дому Пушкина, где он провел немало времени, включая двухгодичную ссылку в Михайловском. Усадьба небольшая, деревянная, но мне показалась, очень уютной. Входишь в дом и сразу возникают строки из Евгения Онегина. Вспоминаешь их и смотришь на оформление и обстановку в доме и все совпадает. Идешь по дому и путешествуешь по стихам Пушкина:

                Везде высокие покои,
                В гостиной штофные обои,
                Царей портреты на стенах,
                И печи в пестрых изразцах.

А меня опять привлекают виды открывающиеся с веранды дома, красота парка и окружающей природы. Выходишь на веранду и перед тобой ширь, простор, луга и «нивы золотые», река, пруды, и лес в дали. А по парку  можно ходить и ходить много раз и получать удовольствие от прямых аллей, тенистых и уютных уголков, небольших строений, вписывающихся в ткань парка. Сама природа подсказывает тебе - твори здесь, пиши здесь, сочиняй здесь.
      Осмотрев Михайловское, походив по парку, полюбовавшись окружающими видами, надышавшись пушкинским воздухом мы отправились в Святогорский монастырь к месту упокоения поэта.


Рецензии