Антиволанды в белых одеждах

Мировая культура знает примеры сущностей, выступающих как "злая сила, которая непроизвольно творит добро". Классический пример - Воланд у Булгакова. Гораздо реже, но бывают и обратные случаи – силы, выступающие под очень правильными, идеалистическими, красивыми лозунгами, читают мораль грешному миру, результатом деятельности которых становится торжество зла.

Этот феномен материализовался в израильской политике. Я имею в виду, разумеется, сторонников лозунга "два государства для двух народов", выступающих с моральных позиций. Реализация этого лозунга на практике неизбежно обернется крупномасштабной катастрофой для обоих народов – как для евреев, так и для арабов. В плотно заселенной Палестине нет места для двух независимо друг от друга существующих инфраструктур. Создание двух жизнеспособных государств невозможно без масштабной этнической чистки, в несколько раз превышающей по масштабам изгнание евреев из Гуш-Катифа в 2005 году. Возвращение к "более или менее" границе по Зеленой черте, являющейся консенсусом для международного сообщества в случае признаваемой им реализации модели "2х2", для Израиля равнозначно поражению в войне, потому что только после поражения в войне национальный коллектив может вынужденно согласиться на такие масштабные территориальные уступки.

Очень опасным предостережением для нас служит чехословацкий прецедент – то, что произошло с Чехословакией после Мюнхенского договора 1938 года, по которому от нее была отторгнута и присоединена к Германии Судетская область, воспринимавшаяся чехами как неотъемлемая часть их страны. Страна, лишившаяся Судет, ставшая "этнически гомогенной", что приветствовали и Гитлер с Муссолини, и Чемберлен с Даладье, могла бы эффективно сопротивляться агрессии Германии в марте 1939 года, потому что сохранила свою армию и была бы поддержана гарантами Мюнхенских соглашений, но она была настолько деморализована отступлением, что предпочла сдаться без единого выстрела и превратиться в германский протекторат. Такая страна самим чехам была уже не нужна.

Еще хуже в случае реализации модели "2х2" ситуация будет для арабов Палестины, которые окажутся загнанными в нежизнеспособный бантустан, почти со всех сторон окруженный израильской территорией и контролируемый израильской армией, главным источником существования для двух миллионов жителей которого по-прежнему останется работа в Израиле, потому что сельское хозяйство Иудеи и Самарии может прокормить максимум полмиллиона человек, а инвестировать в промышленность бантустана, лишенного природных ресурсов и конкурентных преимуществ, бессмысленно. Понимая это, палестинцы предпочитают сохранение статус-кво такой "независимости".

Сторонники формулы "2х2" в Израиле делятся на две группы – бескомпромиссных силовиков и белокрылых ангелов. Бескомпромиссные силовики сейчас представлены организацией "Командиры за безопасность Израиля", публичная риторика которой лишена сантиментов. Эти железные командиры готовы пожертвовать жизнями любого количества израильских евреев и палестинских арабов ради того, чтобы силой загнать палестинцев в бантустан. Белокрылые ангелы, напротив, жалеют палестинцев и выпускают пресс-релизы о том, как им плохо. Результат получается примерно таким: "Палестинцев обижают на блокпостах, их детей держат в израильских тюрьмах, беременных женщин не пропускают в израильские больницы, поэтому надо загнать этих недочеловеков в бантустан, чтобы мы их не видели кроме как в качестве строительных рабочих, желательно под охраной". Белокрылые ангелы никак почему-то не могут и не хотят отвязать свою правозащитную деятельность от поддержки нарратива "двух государств для двух народов". Видимо, в противном случае они лишатся финансирования.

Есть еще один интересный момент. Я задумался об этом еще в начале 2000-х годов, когда послушал выступление Ами Аялона, израильского генерала, соавтора мирной инициативы Аялона-Нусейбы, параллельной "Женевской инициативе". Смысл его инициативы был в полном отходе Израиля к Зеленой черте в обмен на отказ палестинцев от требования возвращения беженцев в Израиль и эвакуацию всех поселений, включая крупные города. Аялон сказал, что "выгода для Израиля понятна – в стране образуется прочное еврейское большинство за счет переехавших сюда поселенцев, но и палестинцы выиграют – они перестанут жить под прицелами винтовок поселенцев". Получается, что поселенцы с винтовками, включая самых радикальных отморозков, появились на "территориях" как минимум с молчаливого согласия левых, рассчитывавших, что отморозки заставят палестинцев согласиться на бантустан, чтобы только не страдать от присутствия еврейских экстремистов рядом с собой. Хозяева этих "верных Русланов" не учли только, что собака в случае изменения ситуации может выйти из подчинения.

Напрашивается аналогия с тем, как нацисты на первом этапе оккупации советских территорий санкционировали погромы, устраиваемые прибалтийскими и украинскими националистами, а потом брали евреев "под защиту германской армии" при условии их переселения в гетто, и евреи охотно шли в эти гетто, спасаясь от погромов.

Мы видим интересное разделение труда. Радикальные еврейские экстремисты бьют палестинских бедных крошек, портят их имущество и выкорчевывают оливы. Миротворцы из "Бецелема" и родственных ему организаций приезжают на место событий, вытирают пострадавшим слезки, гладят их по головке и выпускают пресс-релизы с осуждением "преступлений оккупации" и призывом к немедленному созданию "палестинского государства", что на практике означает запихивание бедных крошек в гетто. И громилы, и миротворцы получают за свою работу деньги от спонсоров, все при деле, все довольны и играют в одной команде.

Однако эта глупая игра не может продолжаться вечно. Израильтянам надоело в нее играть, и идея единого государства для всех жителей земли от моря до Иордана медленно, но неуклонно набирает популярность. Израильские евреи, которые зарабатывают себе на жизнь не в академических синекурах и не в правительственных учреждениях, а на производстве и в сфере обслуживания, каждый день работают бок о бок с израильскими и палестинскими арабами и видят, что это совсем не такие безнадежные террористы, каких рисует им пропаганда. Пенсионеров, в том числе и русскоязычных, сейчас гораздо больше волнует то, что в соцсетях называют пенсионной катастрофой, чем "светлая мечта" генералов о том, чтобы сделать Израиль арабенфрай. Многие, которые поумнее, понимают, что их будущее в бейт-авоте, и ухаживать за ними там будут те же арабы, потому что больше некому. Даже каханист, призывающий в соцсетях голосовать за "Еврейскую мощь", это понимает. У Израиля просто нет другого резерва рабочей силы, кроме общины израильских и палестинских арабов.

Да, идею единого государства озвучивают в основном "силы зла", использующие в своих речах расистскую риторику, требующие исключительных прав для евреев в той или иной форме, но и они вынуждены обращаться к арабской улице с гораздо более приемлемыми и достойными предложениями, чем то, с чем выходят ангелы в белых одеждах. Последний пример тому - заявление сопредседательницы партии "Новые правые" Аелет Шакет о готовности ее партии предоставить израильское гражданство палестинским жителям зоны "Си" в Иудее и Самарии. Их число по минимальным подсчетам равно 100 тысячам человек, по максимальным - 500 тысяч, но это сотни тысяч людей, которые не будут загнаны в гетто и получат возможность жить достойно.

Возможно, если бы нарратив еврейского труда не утратил своей актуальности, и палестинцы понимали, что им нечего делать на израильском рынке труда, концепция "2х2" имела бы некоторый шанс, но этого нет, и в итоге мы имеем то, что имеем.


Рецензии