Скупая философия большого пития

«Я не хочу мыслить и жить иначе как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или сколько их там народится) будут когда-нибудь образованы, очеловечены, и счастливы.»
Ф.М. Достоевский


"Запрет вина - закон, считающийся с тем,
Кем пьётся, и когда, и много ли, и с кем.
Когда соблюдены все эти оговорки,
Пить - признак мудрости, а не порок совсем."
 Омар Хайям "Рубайят, 207"
 
 
Скупая философия большого пития

 
Пьёт наша цивилизация давно, да так давно, что, думается, и историки окажутся в затруднительном положении точно ответить на этот вопрос, но, по крайней мере, с ветхозаветных времён точно пьют, ибо сказано Екклесиастом:


"Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь; а за всё отвечает серебро."
Еккл 10,19.


и проблемы, вызванные неумеренным питиём, существовали всегда:
"Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются."
Ис 28,7.


Что пьют вино, это не так уж плохо, а плохо то, что вино берет власть над человеком, побеждает его, и делает его неразумным:


"Вино глумливо, сикера - буйна; и всякий увлекающийся ими неразумен."
Притч 20,1,


Конечно же, пили вино и позднее, в новозаветные времена, ибо свершение первого чуда в Кане Галилейской Иисусом Христом связано с превращением воды в прекрасное вино – по крайней мере, так утверждает евангелист Иоанн:


"На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса там была.
Был также зван Иисус и ученики его на брак.
И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
Иисус говорит ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой.
Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
Было тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или три меры.
Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовёт жениха.
И говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда - худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе.
Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его."
 Иоан 2, 1-11.


И заметьте, что самое первое чудо, свершённое Сыном Человеческим, связано с именно чудесным превращением воды в вино.
Пьют то, конечно, давно и по-разному, и во все времена возникали проблемы связанные с винопитием. Хмельные напитки и их питиё, как и любые человеческие изобретения и деяния, полны философских противоречий:


«…в них прегрешение великое и полезности, но греха в них больше, чем пользы…
И пил я грех, пока не исчез мой разум,
И плох напиток, раз исчез рассудок.
Что же касается полезных свойств, которые в вине, то оно дробит камни в почках, укрепляет кишки, прогоняет заботу, возбуждает великодушие, сохраняет здоровье, помогает пищеварению, делает здоровым тело, выводит болезни из суставов, очищает тело от вредных жидкостей, порождает восторг и радость, усиливает природный жар, укрепляет мочевой пузырь, придаёт крепость печени, открывает запоры, румянит лицо, очищает от нечистот голову и мозг и задерживает приход седины; и если бы Аллах (велик он и славен!) не запретил вина, не было бы на лице земли ничего, что могло заступить на его место. …»
«Книга тысячи и одной ночи.
Четыреста пятьдесят вторая ночь.»


Здесь самая пора уместно заметить, что речь в великих произведениях идёт о настоящем виноградном вине, и не следует переносить эти высказывания из глубины веков о полезности вина на современные охмеляющие напитки, в преобладающем большинстве своём неизвестного происхождения. Здесь же следует воздать поклон истинно виноградному настоящему вину, ибо к нему можно смело отнести все эти полезности; далее там же сказано:


«А какое из вин самое лучшее?» - спросил лекарь. И девушка сказала: «То, которое пьют после восьмидесяти дней или больше, и выжато оно из белого винограда, и не примешано к нему воды: нет на лице земли ничего, ему подобного».


В настоящее время, по сравнению с развитием цивилизации, её культуры, науки и техники, и особенно нравственности и духовности, производить алкогольные напитки, зачастую плохого качества, и, соответственно, пить стали опережающими темпами, это факт.
Вопросов связанных с питиём алкогольных напитков множество, и, именно, связанных с многовековым мировым опытом, национальными традициями, эмоционально-нравственной окраской и душевной мелодикой любой предрасположенности или позыва к питию и его последствием, поэзией труда частных винокуров и винокуров-любителей, наработавших за многовековую историю винокурения огромный пласт знаний и опыта, составляющих национальную ценность, как любой вид народного творчества, и прозой, а порой суровой прозой промышленного производства, замешанного на ненасытной алчности хозяев предприятия со всеми вытекающими отсюда для общества последствиями.
Это всё вопросы философии пития, а почему бы и нет, существует же философия творчества, культуры, искусства, философия религии, философия духа.


За что пьют?


«Чем больше пьешь за здоровье,
 тем скорее выпьешь за упокой».


Любое застолье в момент поднятия сосуда с вином принято сопровождать речью, тостом или простым пожеланием. Самыми популярными пожеланиями обычно являются краткие заздравия: "За Ваше здоровье!", "За здоровье присутствующих!", "За здоровье родителей!", просто  - "За здоровье!", "Ваше здоровье!"; затем следуют: - "За счастье!", "За любовь!", "С праздником!", "За мир!", "За дружбу!", "За друзей!". В больших и шумных компаниях часто звучит - "Пей до дна! Пей до дна! Пей до дна!". На свадьбах - "Горько!", "За молодых!". Фронтовики пьют с тостом - "За Победу!", За Родину!", "За друзей боевых!", часто звучат слова из знаменитой песни - "Выпьем за тех, кто командовал ротами!". Моряки пьют - "За тех, кто в море!". В прошлом веке любители просто выпить говаривали: "Подвинься душа, оболью!".
Поднимая бокал со спиртным американцы говорят просто - "Чиэз!", или - "Прозит!"; французы - "А вотр санте!" - За ваше здоровье!"; англичане - "Чиэз!"; немцы - "Прозит!"; итальянцы - "Чин-чин!"; шведы - "Сколь!" - За ваше здоровье!; китайцы - "Кай пей! - что соответствует русскому "Пей до дна!", в буквальном переводе с китайского, "чтобы река обмелела!".
Существует огромное количество более сложных тостов, когда в них вкладывается столько философии, поэзии, остроумия, что они представляют такой огромный пласт творчества, которому посвящены ряд книг изданных в последнее время.
Народные определения опьянения.


"Первую пить — здраву быть, вторую пить — ум повеселить, утроить — ум устроить, четверту пить — неискусну быть, пятую пить — пьяну быть, чара шестая — мысль будет иная, седьмую пить — безумну быть, к осьмой приплести — рук не отвести, за девятую приняться — с места не подняться, а выпить чарок с десять — так поневоле взбесят.
В.И.Даль «Пословицы и поговорки»


Состояние опьянения в народе разделяется примерно на три градации, по которым никто и никогда не ошибается в адекватности оценки опьянения, хотя и не знают, сколько выпил характеризуемый человек. Вся оценка проводится по внешним признакам выпившего человека, его поведению, разговору, походке, глазам, движениям и т.д. Первая степень опьянения характеризуется так: под хмельком, пьяненький, навеселе, выпивши; вторая - под мухой, под шофэ, под градусом, был хорош; третья - когда говорят: напился в дым, в дымину, в стельку, в доску, в лабуду, в умат, в дугу, в  дугоря, в дупель, в дупелину, в дупелягу, в дрободан, в дребезину, в сиську, как сапожник, до чертиков, до того, что лыка не вяжет, и, наконец, как свинья. Или вот, как заметил В.И. Даль: Сапожник настукался, портной настегался, музыкант наканифолился, немец насвистался, лакей нализался, барин налимонился, солдат употребил. Сапожник накуликался, портной наутюжился, купчик начокался, приказный нахлестался, чиновник нахрюкался, служивый подгулял.
Все эти состояния - результат эмоционального пития, вызванного душевным и эмоциональным состоянием того или иного индивидуума, причём чем возбужденней психика, когда растревожена и выведена из равновесия душа, когда надломлен или, наоборот, возрадовался дух, тем сильнее и обильнее позыв к внешнему воздействию опьянением и тем сочнее народное определение последствий пития. Что касается физических и духовных последствий похмелья, то они тем тяжелее, чем эмоциональнее была характеристика "принявшего на грудь".


Питиё без эмоций, по расчёту


 "Я слышу, что некоторые говорят: "Если бы не было вина, мы не были бы пьяницами!" О безумие! Люди грешат, а мы презираем дар Божий! Неужели вино - причина такого зла? Нет, не вино, а невоздержание тех, которые злоупотребляют вином. Итак, лучше скажи: "О, если бы не было пьянства!" А если скажем: лучше не было бы вина, то можем и далее сказать: лучше не было бы железа, потому что есть человекоубийцы; лучше бы не было ночи, потому что есть воры; лучше бы не было света, потому что есть клеветники. Таким образом ты все, наконец, захочешь истребить. Но ты не поступай так, потому что это - сатанинский дух. Не презирай вина, но презирай пьянство"
Иоанн Златоуст  "Душеполезные размышления"

 
Любое питиё вина - как и другие эмоциональные действа, многогранно, имеет множество оттенков, нюансов и звучаний, начиная от форс-мажорных и кончая минорными, в самых темных тонах. В последнее время среди просвещенного слоя общества, особенно садящегося за баранку автомобиля, начинает культивироваться питиё алкогольных напитков, так сказать, по науке, или, другими словами: по расчёту - без эмоций; аналогично браку по расчёту - без любви. Для желающих такого общения с вином, пивом или водкой, можно обратиться к известной методике расчёта и прогнозирования состояния опьянения и его последствий через концентрацию алкоголя в крови.

 
По какому поводу пьют?


«В России алкоголизмом не страдают.
Им наслаждаются».


"... всякая страсть удивительно изобретательна и ловка поисках пищи для себя. Но из всего, что известно людям, ничто не возбуждает сильнее и действеннее, ничто не воспламеняет так всякого рода волнения, как вино. Да и вообще оно разжигает все страсти."
Френсис Бекон "О мудрости древних"


Теперь пьют по любому поводу, по случаю, по настроению: пьют потому, что водка:


 "всякую насекомую убивает", от скуки и тоски, с радости и горя, за встречу и знакомство, на работе и после работы - "с устатку", пьют по выходным, на приёмах и пьют магарыч, пьют по случаю удачной покупки - "обмывают": корову, козу, стиральную машину, кур, телевизор, сапоги, пальто, холодильник; пьют в сильный мороз - "для сугреву", пьют на двоих или чаще на троих, просто пьют.


Еще в 1963 году А. Передреев написал страшные стихи о всенародной беде – пьянстве.


Не беду,
Не тоску разгоняют,
Просто так
Соберутся и пьют.
И не пляшут совсем,
Не гуляют,
Даже песен уже не поют.
Тихо пьют
Как молятся - истово.
Даже жутко –
Посуду не бьют...
Пьют артисты и журналисты
И последние смертные пьют.


Пьют когда родился ребенок - обмывают рождение, на крестинах, в дни рождения - каждый год, на проводах в армию, в день свадьбы и венчания, потом в дни юбилейных свадеб: на деревянную, ситцевую, стеклянную, хрустальную, серебряную, жемчужную, золотую, бриллиантовую, рубиновую; пьют по праздникам, пьют на поминках, и все эти поводы умножаются на количество родственников, друзей и знакомых.
Из этого краткого перечисления поводов для пития очевидна их основа - это не что иное, как внешний регулятор эмоционального состояния души, действующий в определённых пределах в зависимости от принятой дозы. В качестве иллюстрации жизненных ситуаций, связанных с принятием алкогольных напитков, привожу выдержки из литературных произведений известных писателей, из которых, хотя и кратко, не в полной мере, видна маленькая толика от всего многообразия потребностей эмоционально-душевного настроя и психико- физиологического состояния отдельного человека или целых коллективов в питии спиртных напитков, начиная с полезности пития и кончая алкоголизмом, когда просто пьют. Скатиться до последнего состояния можно быстро, как с крутой склона в зловонный овраг, из которого выбраться очень трудно, ведь сказано в старинном лечебнике:


"Человеку не питуху и не охотнику до вина можно всякий день выпивать обыкновенного вина от 2 до 4 лотов(от 25 до 50 г). Подвергнуть себя скверной привычке пить помногу легко, и всяк заблаговременно должен предостерегать себя от сей заразы, как только собственное свое и фамилии своей благосостояние и честь уважает".


Итак, о полезности и приятности пития водки за обедом или ужином, лечение водкой:


"Дома я ем пищу простую, довольно грубую, прочную пищу, и пью водку в 30о, потому что водка не только приятна, но и полезна при грубой пище ( по словам нашего фельдшера, водка "всякую насекомую убивает", о чём, как он утверждает, " и в патологии сказано"). Случилось мне однажды поехать за 60 верст на именины к одному родственнику, человеку богатому и любящему угостить - ну, довольно сказать, что у него в деревне повар получает 25 рублей жалованья в месяц. Хорошо. Наступили именины. В час пополудни завтрак - дома я в это время уже пообедал и спать лёг - разумеется, прежде всего водка и разный гордевр. Выпили и закусили. Завтракать стали: паштет с трюфелями съели, бургонское, да настоящее, не то что в уездных городах продают с надписью: "Нуй бургунский", выпили. Ели и пили часа два. Выспался потом. Вечером в седьмом часу - обед. Тут уж - ели-ели, пили-пили, даже тошно стало, на другой день у меня такое расстройство желудка сделалось, что страх. Им всем, как они привыкли к господскому харчу, нипочём, а мне беда. Доктор случился, достали где-то Tinctura opii, уж я её пил-пил - не помогает. Ну, думаю, умирать, так уж лучше дома, и уехал на другой день домой. Приезжаю на постоялый двор, вхожу и вижу: сидит знакомый дворник Гаврила, толстый, румяный, и уписывает ботвинью с луком и селёдкой-ратником.
- Хлеб-соль!
- Милости просим.
- Благодарим.   
- Садитесь! Петровна, принеси-ка водочки!
- Охотно бы поел, да боюсь.
- А что?
Я рассказал Гавриле о своей болезни.
- Это у вас от лёгкой пищи, у вашего родственника пища немецкая, лёгкая - вот и всё. Выпей-ка водочки, да поешьте нашей русской прочной пищи, и выздоровеете. Эй, Петровна! неси барину водки, да ботвиньица подбавь, селёдочки покроши.
Я выпил стакан водки, подъел ботвиньи, выпил ещё стакан, поел чего-то крутого, густого, кажется, каши, выспался отлично - и как рукой сняло. С тех пор вот уже четыре года у меня никогда не было расстройства желудка.
А.Н.Энгельгардт " Из деревни".


О питании рабочих, предпочитающих в рационе водку вместо мяса:


"Я имел случай наблюдать, как питаются рабочие, работающие сдельно артелью на своих харчах при условиях, когда выгодно хорошо есть. Это были резчики дров, работавшие не у меня, но в соседнем лесу, и забиравшие у меня некоторые материалы для харчей. Народ - молодцы на подбор. Работали замечательно, дров нарезали количество непомерное. На харчи денег не жалели: каждый день водка, каша, такая крутая, что едва ложкой укулупнёшь, с коровьим маслом, щи жирные. но мяса ели мало, и вот тут-то я убедился, что работающие люди вовсе не придают значения мясу, как питательному веществу: водку, например, предпочитают мясу во всех отношениях. Но я не могу сказать, что это были пьяницы. Грешный человек, я сам предпочту обед, состоящий из стакана водки, щей с салом и каши, обеду, состоящему из щей, мяса, каши, но без водки.
...Желал бы слышать и возражения, только не теоретические, не немецкие, отзывающиеся колбасой гороховой.
...Какое малое значение придаётся мясу, видно из того, что рабочий человек всегда согласится на замену мяса водкой. На это, конечно, скажут, что известно, мол, русский человек пьяница, готов продать за водку отца родного и т. п. Но позвольте, однако же тот же рабочий человек не согласится заменить молочную кислоту нормальной пищи водкой, не согласится заменить водкой жир или гречневую кашу.
А.Н.Энгельгардт "Из деревни".


А вот иллюстрация регулирования водкой угнетающих состояний души, каковыми являются скука и тоска:


"Хотелось тепла, покоя, ясности, твёрдости мысли. Он встал, подошёл к горке, вздребезжавшей стеклами и посудой, взял с полки бутылку рябиновки, кубастенький стаканчик, на котором было написано: "Его же и монаси приемлют..."
- Ах не надо? - сказал вслух.
И налил и выпил, ещё налил и ещё выпил. И закусывая толстым кренделем, сел за стол."
И.А.Бунин "Деревня".


"- Тоска! Тоски мы своей избыть не можем - вот что!
Я знал, что когда Прокоп заводит разговор о тоске, то, в переводе на рязанско-тамбовско-саратовский жаргон, это значит: водки и закусить! - и потому поспешил распорядиться. Через минуту мы дружелюбнейшим образом расхаживали по комнате и постепенно закусывали."
 М.Е.Салтыков-Щедрин "Дневник провинциала в Петербурге"

 
"Сон и водка - вот истинные друзья человечества. Но водка необходима такая, чтобы сразу забирала, покоряла себе всего человека; что называется вор-водка, такая, чтобы сначала все вообще твои суставчики словно перешибло, а потом изнывал бы каждый из них в особенности. Такая именно водка подаётся у моего доброго знакомого, председателя."
М.Е.Салтыков-Щедрин "Скука".


 Широко известен способ поднятия воинского духа и смелости солдат во время военных действий: знаменитые наркомовские 100 грамм Великой Отечественной войны. А вот свидетельство и более раннего применения алкоголя для воодушевления солдат и матросов перед боем:


"Что касается болезней, то он бы сказал, что хотя алкоголь и вызывает некоторые болезни, зато другие вылечивает и, что, если чрезмерное потребление этих напитков привело немногих к внезапной смерти, то привычка ежедневно потреблять их продлила жизнь многим, которым они напротив полезны; что за те потери, которые мы несём у себя в стране из-за ссор по пустякам, вызванных алкоголем, мы более чем вознаграждены тем преимуществом, которое получаем от него за рубежом, поддерживая мужество солдат и воодушевляя матросов на бой, и две последние войны, ни одна значительная победа не была достигнута без его помощи".
Бернард Мандевиль "Басня о пчёлах".


Праздников празднуется много: религиозные, светские или мирские, семейные, профессиональные, советские - для кого-то остались, а кто-то стал и подзабывать, и... день Победы:


... "Наша взяла! И получается. что Девятое мая - всем праздникам праздник.
Нужно лезть в воду ловить карасей и покупать в магазине водку. Ничего, что владимирского производства, на фронте и не такую пивали, а эта - очень даже гожа.
- Фёдорыч, ты мимо пойдёшь, зайди к Володе Солоухину, позови, скажи, нельзя - День Победы.
...
У зовущих теперь меня к столу не может уложиться в сознании, что человек не хочет выпить. А если он говорит, что не хочет, значит не хочет выпить именно с ними, гнушается их компанией, пренебрегает, зазнался, отрывается от масс и вообще много себе понимает.
...
Уселись на землю вокруг газет. На газетах, посередине, большущая сковорода жареных карасей. В сковородку натолкали яиц и нарезали луку. Горой лежал хлеб, накромсанный толстыми ломтями. О другой закуске не позаботились.
На неровную землю рискованно ставить стакан с водкой, поэтому стаканы каждый держал в руке.
...
- Выпьем за тех, кто воевал, за тех, кто в тылу и на фронт ковал победу!
После речи, во время чоканья стакан о стакан, слышались отрывочные реплики:
- Да, надо.
- Нельзя, такой день.
- Никак нельзя.
- Тут уж что говорить.
- Такой раз в жизни.
- За всю историю.
- Ну, мужики, будем здоровы.
- С праздничком!
- Никак нельзя...
Я слегка удивился сути реплик. Получалось, что собравшиеся вроде бы и не хотят выпивать, и не стали бы, и не любят, но вот ничего не поделаешь: "надо", "никак нельзя".
По моему, тонким стаканом водки можно наказывать провинившихся. Мы же должны были пить добровольно, мало того, желая друг другу  самого  лучшего и драгоценного - здоровья. Рука невольно тянется к столу и шарит, ища чего-нибудь острого, отшибающего противный сивушный дух: солёного огурца, селёдки, гриба, капустки... Здесь же были караси, к тому же горячие. Пока донесёшь разваливающуюся рыбку до рта, пока на неё подуешь, пока обсосёшь острые косточки - водочный дух и вкус всё еще стоит во рту и в горле, и в самом желудке, и минута эта ужасна. Все морщатся зажмуриваются, шарят под рукой вслепую и только спустя некоторое время, обсосав третью рыбку или удачно поддев пласт яичницы, приходят в себя. Впрочем многие запивают водку холодной колодезной водой. Им, наверно, легче.
- Володь, ты скажи, я был в Москве, у родственников в гостях, и там за столом был один знакомый моих сродственников. Он работает за границей, в посольстве. И он сказал, что за границей не запивают. Считается очень даже некрасиво и неприлично запивать водой, или, скажем, пивом, или ситром. Ты мне скажи, никак я сам не пойму, почему за границей не запивают?
- Видишь ли, - начал было я, - предполагается, что напиток сам по себе вкусный. Он его проглотит, посмакует во рту и прислушивается к аромату. Зачем же отбивать вкус того, что кажется вкусным?
- Значит, у них водка, что ли, вкусней нашей?
- Я б не сказал, - напротив, они очень любят русскую водку. Но дело в том, что они пьют маленькими глоточками, из рюмок грамм по двадцать. А от маленьких глоточков и от того, что не закусывают, хмелеют они очень быстро.
- Пить не умеют, вот и всё, - выручил меня другой сосед. - Какие они против нас питоки. Да ему ежели вот этот тонкий стакан - его и под столом не найдёшь.
- Слабаки.
- Теперь понятно. А то я всё думал, почему же такое - за границей не запивают. Конечно, ежели двадцать грамм, их и во рту не найдёшь. Это даже смешно, двадцать грамм водой запивать  или, скажем ситром. Двадцать грамм - это курам на смех, разве это питьё?
Между тем было налито по второму. Караси на сковородке поредели. Но всё ещё тянулись к ним руки пирующих. Пятнадцать человек не могли усесться близко к сковороде, руки тянулись издалека. Приходилось поддевать карася вилкой, класть на левую ладонь, так нести к себе и неторопясь расправляться.
После второго стакана заговорили все сразу."
В.А.Солоухин "Олепинские пруды".


С горя пьют обычно помногу, допьяна, до беспамятства, как будто стараются залить, потушить, словно пожар, не жалеючи ни себя, ни, тем более, водки:


"- Что я тебе скажу, Ефрем, - произнёс, наконец, Аким, - нельзя ли вина?
Ефрем встрепенулся.
- Вина? Мигом. Дома-то его у меня нету, вина-то, а вот я сейчас сбегаю к отцу Фёдору. У него завсегда... Мигом сбегаю...
И он схватил свою ушастую шапку.
- Да побольше принеси, я заплачу, - крикнул ему вслед Аким. - На это денег-то у меня ещё станет.
- Мигом! - Повторил ещё раз Ефрем, исчезая за дверью. Он действительно вернулся очень скоро с двумя штофами под мышкой, из которых один уже был раскупорен, поставил их на стол, достал два зелёные стаканчика, краюху хлеба и соли.
- Вот это я люблю, - твердил он, садясь перед Акимом. - Чего горевать? - Он налил ему и себе... и пустился болтать... Поступок Авдотьи его озадачил. - Удивительное, право, дело, - говорил он, - каким это образом произошло? Стало быть он приворожил её к себе.. ась? Вот что значит жену-то как нужно строго соблюдать! В ежовых рукавицах держать её следует. А всё-таки вам домой заехать не худо; ведь там, чай, у вас добра много осталось.
И много ещё подобных речей произнёс Ефрем; он, когда пил, не любил молчать.
Через час вот что происходило в Ефремовом доме. Аким, который в течение всей попойки ни слова не отвечал на расспросы и замечания своего болтливого хозяина и только выпивал стакан за стаканом, спал на печи, весь красный, спал тяжёлым и мучительным сном; ребятишки на него дивились, а Ефрем... Увы! Ефрем тоже спал, но только в очень тесном и холодном чулане, куда заперла его жена, женщина весьма мужественного и сильного телосложения. ... Впрочем, он спал в чулане очень хорошо и даже покойно. Привычка!"
И.С.Тургенев "Постоялый двор".


Или вот другая ситуация загадочного состояния души, когда она требует загасить, залить опьянением возникшую разлучную тоску даже с любимыми лошадями.


«- Я же вам объяснял, что выходы у меня бывали.
- А что значит выходы?
- Гулять со двора выходил-с. Обучась пить вино, я всякий день пить избегал и в умеренности никогда не употреблял, но если бывало, что меня растревожит, ужасное тогда к питию усердие получаю  и сейчас сделаю выход на несколько дней и пропадаю. А брало это меня и не заметишь от чего; например, когда, бывало, отпущаем коней, кажется, и не братья они тебе, а соскучаешь по ним и запьёшь. Особенно если отдалишь от себя такого коня, который очень красив, то так он, подлец, у тебя в глазах и мечется, до того, что как от наваждения какого от него скрываешься, и сделаешь выход.
- Это значит – запьёте?
- Да-с; выйду и запью.
- И надолго?
- М… н… н… это не равно-с, какой выход задастся: иногда пьёшь, пока всё пропьёшь, и либо кто-нибудь тебя отколотит, либо сам кого побьёшь, а в другой раз покороче удастся, в части посидишь или в канаве выспишься, и доволен, и отойдёшь. В таковых случаях я уже наблюдал правило и, как, бывало, чувствую, что должен сделать выход, прихожу к князю и говорю:
«Так и так, ваше сиятельство, извольте принять от меня деньги, а я пропаду»
Он уже и не спорит, а принимает деньги или только спросит бывало:
«Надолго ли, ваша милость, вздумали зарядить?»
Ну, я отвечаю, судя по тому, какое усердие чувствую: на большой ли выход или на коротенький».
Н.С. Лесков «Очарованный странник»


Приведённые выше иллюстрации показывают питиё на бытовом и государственном уровне, а вот загадка, почему пьют некоторые талантливые,  творческие люди: композиторы, писатели, художники, поэты, наконец, внесшие в мировую культуру замечательнейшие произведения искусства?
А может сам Господь Бог ведет их по пути познания жизни через призму алкогольного опьянения, с тем, чтобы с помощью обострённого восприятия и им же данного таланта по иному взглянуть на мир, а полученные ощущения выразить в произведениях своего творчества?
Может и другая причина пития этой категории людей - одно очевидно, что здесь имеет место один из важнейших вопросов философии пития. Вот одна из гипотез:


"Следует без всякого стеснения (и это тоже своё!) говорить также и об этом - вино есть вещь очень серёзная, чем это кажется. Речь ни в коей степени не идёт ни о каком трезвенничестве - сие такая же глупость, как и безблагодатное воздержание от физической любви "ради воздержания". Вино полезно и для христианина-труженика, семьянина, более того, "его же и монаси приемлют". Но "путь вина", то есть отдание себя в его волю и власть, приносит плоды только в случае действительно "левого", анатомического пути художника, пути "бездушных мудрецов" и "проклятых поэтов" - Мусоргского, Рембо, Венедикта Ерофеева, Зверева. Имитируя "путь вина", не отправившись в подлинное свободное плавание - "за всех противу всех", - не заставишь "зелёного змея" (народное присловие, если понимать его не в моралистическом смысле, едва ли не точнейшее) принести плоды сада Гесперид...".
В. Карпец "Путь блудного сына", НГ от 27.02.98г.


И наконец, первый после смерти, но не последний, повод для пития - поминки в день похорон, затем обязательно второй - девять дней, потом - сорок дней, полгода, год и далее каждый год, и по некоторым религиозным праздникам: родительская суббота, пасха.


"Единственная причина, из-за которой иногда не хочется идти в гости в тот или иной деревенский дом, - водка. И хорошо бы отдать честь, поговорить по душам, но как вспомнишь... Из рюмочек почему-то не принято. Не успеешь устроиться на место, как перед тобой возникает гранёный стакан налитый доверху. Не пойти в гости никак нельзя. Тотчас скажут, что зазнался москвич, считает зазорным с нами, простыми тружениками деревни... Но пить из стакана (разумеется, не единожды) тоже ведь никак нельзя без риска помереть либо тут же за столом, либо придя домой, на кровати.
Кроме того я узнал о завещании Ивана Дмитриевича, в котором он просил свою старуху собрать на поминки мужиков и напоить, чтобы уводили под руки.
На столе стояла следующая еда: селёдка с луком и маслом, студень, яйца, крупнорубленные, облитые сметаной, открытые консервные банки  с  сайрой, консервы в томате, печенье и мёд. Без мёда не бывает ни одних поминок.
Усевшись, мы прежде всего съели по ложке мёда - полагается по обычаю.
- Ну что же, мужики, теперь вроде все собрались, помянем...
- Не чокаться, мужики, не чокаться. На поминках не полагается.
Если бы кто-нибудь не видел происходящего, а только слышал, то он по этому возгласу: "Не чокаться, мужики, не полагается" - точно подсчитал бы, сколько раз поднимались от стола тяжёлые гранёные стаканы.
Велик ли обычай - не чокаться, - но сразу все как-то притихли, сразу все поняли важность происходящего. Не чокнувшись, выпили и закусили.
- А ведь как помер-то, - доносилось с женского стола. Это значит, вновь пришедшей рассказывают все подробности, как именно Иван Дмитриевич помирал. - Голова, говорит, разламывается. Я говорю, полежи, Ваня. Приляг, пройдёт. Сразу, сразу послушался, прилёг. Потом как крикнет: "Баба!" Я к нему. А он уж только глядит.
- Как помер-то, а? Такую смерть за деньги не купишь.
- Не купишь, милочка, не купишь.
- Кабы такую смерть бог послал...
- Не говори, милочка, не говори.
У нас за столом тянулась своя ниточка.
- А ведь очередь-то, мужики, была не его.
- Нет, не его.
- Она, брат, очереди не признаёт. Бывает, вроде и молодой и на вид и так, а смотришь, и нет. А старик живёт.
- Известно, скрипучее дерево дольше стоит.
- Вон хоть теперь соседа твоего возьми. Алкоголик? Алкоголик...
- Ну, давайте, мужики. Не чокаться, не чокаться, не полагается.
- Я и говорю. Сосед твой алкоголик? Алкоголик.
- Чего говорить? Запоями страдает всю жизнь.
- А сколько лет?
- Восемьдесят два.
- То-то и оно.
- Постойте, постойте, мужики, я вас спрошу: вино пить вредно?
...
- Нет, я спрашиваю, вино пить вредно?
- Это... Вопрос, как и сколько.
- Нет, но всё-таки много пить вредно?
- Ну, вредно.
- Одеколон пить вредно?
- Неуж. Какая тут польза - одеколон?
- Денатурат пить вредно?
- Все начали догадываться, к чему клонит Николай Михайлович, но не перебивали столь стройную систему вопросов.
- А политуру пить вредно?
- Что говорить, известно - политура.
- Древние говорили: Memento mori. То есть помни о смерти, - неожиданно врезался председатель колхоза, приезжий для нас человек, окончивший в Иванове сельхозвуз.
- А что, мужики, давайте, только не чокаться.
- Неужели чокаться? Не полагается.
- Значит, и политуру пить вредно?
- Куда...
- А пудру пить вредно?
- Пудру?!
- Очень просто. Разводят её водой, отцеживают.
- Значит, всё вредно? - обвёл нас взглядом торжествующего победителя Николай Румяный. - Значит, долго не проживёшь?
- Да уж куда с пудры-то.
- Так, так, - продлевал свой триумф Николай Михайлович, - а Макушкин?
Мы были сражены, повержены в прах, уничтожены. Макушкин из соседней деревни действительно всю жизнь таскал в кармане пузырёк с какой-то дрянью и пил из него время от времени. Отхлёбывал каждые полчаса. Денатурат считался деликатесом. Умер Макушкин восьмидесяти с чем-то лет.
...
- А что, мужики, давайте, только не чокаться, не чокаться, не полагается."
В.А.Солоухин "Поминки".


Похмелье


"Играй, да не отыгрывайся,
пей, да не похмеляйся, сопьешься."
В. Даль


Что же такое похмелье? И что ж нам ответит всезнающий Владимир Даль, и сказал он:


  "Похмеленье, похмелка, похмелуха, - выпивка на другой день перепоя, кутежа."


Всем пьющим, или, по крайней мере, большинству из них и, по крайней мере, в России -"русский человек похмельчив, любит похмеляться и спивается" (В.Даль). Известно состояние с похмелья, с бодуна: на другой день после хорошего возлияния, когда неприятный вкус во рту, жажда, усталость, потливость, дрожание рук, головные боли, тошнота и, наконец, частичная или полная потеря памяти, и, в тоже время, что крайне удивительно, возникает новый позыв на похмелье, на продолжение пития. Медики называют такое состояние “алкогольный абстинентный синдром”. И это  лишь изменения биологического характера, обусловленные отравлением организма, которые чаще всего являются следствием пития скверных и дурных напитков, пития неумеренного и неумелого, пития ударными дозами. Но есть в похмелье и другая составляющая - нравственная, когда душа, утомленная грехом чрезмерного возлияния и чревоугодия, пытается в похмельное утро пристыдить греховное поведение, пытается в тайне, как-бы негласно, покаяться перед собой, заставить разум подумать о смысле жизни, пагубности страсти к винопитию. А не тут-то было, и биологические страдания греховного тела обыкновенно побеждают те малейшие колебания духа, которые подает униженная и оскорбленная алкоголем душа, и, все безвозвратно, и без малейшей тени сомнения, и даже жестоко, гибнет в новых позывах на похмеленье:


ДУМЫ С ПОХМЕЛЬЯ
           Я очнулся рано, вместе с петухами,
           Не помню, где ж вчера я был?
           И тело будто били кулаками,
           И где, и как, зачем живу, забыл.
 
           Я живу, но где живу, не знаю.
           Не родная эта мне земля.
           Не хожу к друзьям на пасху в мае,
           Не пашу за хутором  поля.
 
           Я живу, но, как живу, не знаю.
           Не знавал ни воли, ни огня,
           Не смеюсь, ни плачу, ни страдаю,
           Ни молюсь, в смиреньи лик склоня.
 
           Я живу, зачем живу, не знаю.
           Не имел ни друга, ни коня,
           Не любил, лишь годы пропиваю,
           Не останется и память от меня.
 
           Не живу, а годы пропиваю...?
           Мне б стакан сейчас по самые края,
           И - плевать, ведь я пойду по раю,
           Видно рай тот - родина моя.


Как же избежать подобных состояний, когда “стакан по самые края”, является в похмельных грезах, как мираж, как призрак, уводящий из похмелья, как единственный спаситель, наконец.
Не будем здесь заниматься неблагодарным делом агитации за полный отказ от винопития, ибо множество копий было сломано человеческой цивилизацией на путях борьбы за трезвость.
И если так уж повелось, что питие алкогольных напитков стало привычным делом, стало почти нормой жизни, то следует научиться правилам винопития, и непременно прислушаться к совету знаменитого философа и поэта  Омара Хайяма:


«Мудрому нужно пить так, чтобы вкус был больше греха, чтобы не мучиться, упражнением он доводит свою душу до того, что с начала пития вина до конца от него не происходит никакого зла и грубости ни в словах, ни в поступках, а только добро и веселие.
Когда он достиг этой ступени, ему подобает пить вино.»
     Омар Хайям «Слово о пользе вина»


Или, если говорить современным, прагматичным языком, с учетом состояния общества, сложившегося рынка алкогольных напитков, то правила винопития в современном обществе можно кратко изложить так:
-если Вы принимаете решение выпить, настройтесь на то, что в процессе возлияния Вы, а не вино, будете управлять ситуацией;
-старайтесь пить в хорошей компании, где преобладают светлые положительные люди. Не пейте с теми, кто Вам антипатичен или подозрителен в трезвом виде;
-не пейте дурные и некачественные напитки;
-не пейте большими, ударными дозами, пейте понемногу, как бы дегустируя;
-не запивайте крепкие напитки газированными и минеральными водами, пивом или шипучим квасом;
-не мешайте крепкие напитки с шампанским, крепленым или десертным вином, с пивом.
Ну, а если уж случилось похмелье, то можно порекомендовать ряд доступных, выработанных веками, способов выхода бренного тела из абстинентного состояния:
-в первые 2-3 часа похмелья выпить 1 –1,5 литра простой холодной воды, огуречного, помидорного или капустного рассола, отвар шиповника;
-выпить одновременно с водой чайную ложку питьевой соды;
-постараться первые часов 6 не применять пословиц: клин клином вышибают, подобное лечат подобным, ибо легко при этом можно выйти на новый порочный круг возлияний;
-в пищу следует включить, если есть возможность, хаш (хорошо разваренный и томленый бульон из говяжьих, свиных или бараньих хрящевых костях: ноги, головы, хвосты), готовый студень, заливную рыбу, кислые щи, жареный картофель и лук, квашеную капусту, соленые огурцы и помидоры, морскую капусту;
-через 6-8 часов можно опохмелиться рюмкой водки хорошего качества;
-при похмелье средней тяжести во второй половине дня необходимо выпить в течение часов трех три раза по 30гр. хорошей водки;
-при тяжелом похмелье - до 6 раз по 30 гр. в течение остатка дня;
-на похмелье хороша баня во второй половине дня, однако, не следует сильно париться и вообще нужно проявлять в бане максимальную осторожность, иначе вашим друзьям придется вас из бани выносить.
Существуют и медикаментозные методы вывода из похмельного состояния, однако прием любых лекарств всегда следует применять после консультаций с врачом. Поэтому здесь не будем давать какие-либо рекомендации медицинского характера, оставим это специалистам.
Любознательным же бражникам можно посоветовать обратить свой хмельной взор на очень хорошую книгу доктора А.В.Боровского Особенности национального похмелья, М, «Эксмо-Пресс» 1999г, где можно найти все ответы на вопросы, как не попадать в похмельное состояние и как их него выходить, если уж судьба завела в таковое.


Рецензии