Разбор одного пророчества старца Паисия Святогорца

Разбор одного пророчества старца Паисия Святогорца (1924-1994).
[статья из серии по истории пророчеств].

    Сегодня во многих статьях в России, посвящённых старцу Паисию Святогорцу, можно прочитать вот такое пророчество:
        «Произойдут некие события, которые закончатся тем, что мы снова вернём себе Константинополь. Будет война между Турцией и Россией. В начале турки будут думать, что они побеждают, но это приведёт к их поражению. Русские, в конечном итоге, победят и захватят Константинополь. После этого он станет нашим. Им придётся отдать город нам. Турки же будут разгромлены. Они будут рассеяны, поскольку эта нация создана без благословения Господня. Третья часть турок вернётся обратно туда, откуда они пришли, вглубь Турции. Ещё одна треть спасётся, поскольку они примут христианскую веру, а остальные будут убиты в этой войне» (сайт «Этот непонятный мир», статья «Пророчество о будущем Турции» от 13.10.2010, автор не указан).
    К сожалению, в наше время «пророчества» очень широко используются в информационных войнах, поэтому идёт их массовая «фальсификация», специально обученные тролли постоянно подменяют фразы и меняют смысл пророчеств, в нужном Властям или их противникам направлении.
    Подобное произошло с пророчеством Паисия Святогорца, старца и монаха Афонской горы, которому приписывают пророчество «о грядущей войне» Греции с Турцией, в которой Греция одержит сокрушительную победу.
    В «Википедии» на страничке Паисия Святогорца говорится:
    «Старец Паисий говорил о грядущей войне Греции с Турцией, в которой Греция одержит победу и расширит свои территории, вернув себе Константинополь: «треть турок примет Православие, другая треть станет беженцами, а оставшиеся погибнут во время конфликта...» (при этом идёт ссылка на статью журналиста Gordonа Fairclough в газете «The Wall Street Journal» от 03.12.2012).
    Далее в «Википедии» говорится:
    «При этом сам старец Паисий говорил, что слова о турецком вторжении исходят очень часто от тех, кто в случае войны сам перейдёт на сторону турок; но при этом был убеждён, что Греция вернёт себе в будущем Константинополь, а если Европа открыто поддержит курдов и армян, то Турция может прекратить своё существование как государство...» (Иеромонах Агиорит, «Избранный сосуд (Старец Паисий 1924-1994)», изд. Святой Горы – 1996,  изд. 2-ое, исправленное и дополненное, перевод с новогреческого игумена Илии (Жукова), Санкт-Петербург, 2000).
    Ознакомимся со статьёй  Gordonа Fairclough под заголовком «Греки ищут силу в возможности почитаемого монаха предсказать события» (ниже – автоматический перевод):
    «SOUROTI, Греция – Легенда гласит, что почти три десятилетия назад бородатый православный христианский мистик посетил это место и сделал тревожное предсказание: Греция в будущем будет испытывать «большое разрушение/расстройство и беспорядок», сопровождаемые голодом и политическими потрясениями.
    Верующие говорят, что это мрачное видение старца Паисия, монаха – аскета, который умер в 1994 году, было на самом деле пророческим предвидением нынешней ситуации в замученной долгами стране, подпитывая всплеск интереса к православному святому у греков, пытающихся понять смысл жёсткого финансового кризиса.
    Старец Паисий, который провёл большую часть своей взрослой жизни отшельником на монашеском полуострове Афон, на северо-востоке Греции, стал популярной сенсацией с рассказами о его предсказаниях и чудесах, которые он совершил и о которых повествуется в книгах и онлайн-изданиях.
    По субботам, сотни паломников выстраиваются у могилы старца Паисия, ожидая своей очереди, чтобы встать на колени, помолиться и поцеловать деревянный крест, который отмечает место его погребения. Они просят помощи в поиске работы, оплате счетов и выживания во время спада, который перевернул их жизнь.
    «Паисий предсказал много вещей и его пророчества сейчас сбываются, – сказал Костас Кастаоунис, 41-летний офицер, во время посещения святыни. – Он предвидел кризис. Но он также сказал, что будет лучше, что мы это преодолеем и процветание вернётся. Он помог многим людям».
    С экономикой Греции на пятом году спада, который, как ожидают, углубится далее в 2013 году, с безработицей выше 25%, когда даже семьи среднего класса изо всех сил пытаются прокормить своих детей, многие греки чувствуют, что их общество колеблется на краю краха и они ищут утешение.
    «Когда происходит событие, которое ставит всю страну на колени, люди ищут религиозное объяснение», – сказал Василиос Макридес, преподаватель религиоведения, профессор и специалист по православному христианству в университете Эрфурта в Германии. «Они ищут поддержки со стороны сверхъестественного».
Книжные магазины предлагают десятки книг о Паисие, в которых приведены его комментарии на различные темы – от прихода апокалипсиса до взятие Грецией Константинополя, бывшего когда-то резиденцией византийских императоров – ныне город Стамбул.
    «Они продаются в сумасшедших объёмах, – сказал Ионнис Аивалиотис, который работает в религиозном книжном магазине в центре Афин. – Даже неверующие начинают читать их. Это даёт людям мужество, чтобы выдержать то, что идёт».
    За прошедшие два года консервативная газета «Dimokratia» продала 350000 копий книг о Паисие – от компиляций его пророчеств до его взглядов на образование.
    Старец Паисий, мирское имя – Арсениос Эзнепедис, родившийся в центральной Анатолии в 1924 году, является частью давней традиции монашеской духовности, о которой верующие говорят, что она даёт дар предвидения – видеть то, что другие не могут, интерпретировать знаки и предсказывать ход событий.
    Ещё до своей смерти в 1994 году он был хорошо известен в религиозных кругах, привлекая верующих на Святую гору Афон для духовного руководства и советов. Многие ожидают, что он будет в конечном счёте причислен к лику святых.
    Но недавнее увеличение внимания вызвало обратную реакцию со стороны скептиков и побудило некоторых иерархов Греческой православной церкви сделать предостережения.
    «Люди ищут куда обратиться, – сказал преподобный Василиос Хаватрас, глава церковной благотворительной деятельности в Афинах. – Но некоторые слишком остро реагируют. Они превращают его в некоего пророка. Это не значит, что всё, что он сказал, правильно».
    Но в качестве широкой поддержки старца Паисия греческая полиция арестовала 27-летнего Филипоса Лоизоса за то, что он создал страницу в «Facebook», которая высмеивала веру греков в чудеса и предсказания покойного монаха. Он был обвинен в богохульстве и оскорблении религии. От обвинения в богохульстве позже отказались.
    Полиция получила тысячи жалоб на страницу в социальной сети, где обыгрывалось имя монаха. «Pastitsio» – традиционное запечённое блюдо из пасты, подобное лазанье. Законодатель – ультра-националист осудил страницу в Парламенте.
    Лоизос сказал, что использовал сатиру, чтобы критиковать коммерциализацию монаха и его послания.
    Многие предполагаемые пророчества старца Паисия резонируют.
    «Люди будут так разочарованы политиками двух больших партий, что устанут от них» – это звучит правдоподобно в эру, когда поддержка избирателями двух основных партий страны, обвиненных в кризисе, резко снизилась.
    Некоторые замечания старца, о которых сообщают, намекают на тёмные заговоры – среди них говорится, что миром тайно управляет клика из пяти человек. Он также предсказал национальные триумфы для Греции, сказав, что греки победят турок, будут править Константинополем и займут часть Албании.
    «Святые люди, как старец Паисий, рождаются раз в тысячу лет, – сказал Николаос Зоурнатсоглоу, который составил три книги из высказываний Старца. – Он был даром от Бога и Девы Марии для человечества».
    В «Souroti», примерно в 20 милях от северо-восточного греческого города Салоники, автобусы с паломниками прибыли в субботу на могилу старца. Молодые и старые, они молились и фотографировались. Некоторые срывали листья базилика из растений, растущих рядом с простым крестом у изголовья его могилы.
    Позже в магазине в подвале высеченной каменной церкви посетители купили открытки, мемориальные таблички с изображениями старца Паисия и книги и о нем, наряду с иконами, крестами и другими религиозными принадлежностями.
    «Сейчас существует большая неопределённость. Мы не знаем, что произойдёт», – сказала Анастасия Константину, официантка, посещающая святыню, которая сказала, что её семья должна была сократить расходы на мясо, на вождение их автомобиля и на другую нормальную деятельность, поскольку их доходы упали на фоне  экономического спада.
    «Люди находят утешение в вере, – говорит г-жа Константину, 32 лет. – Несмотря на трудности повседневной жизни, Паисий даёт силу людям. Он помогает им держаться».
*    *    *
    Итак, в статье журналиста Gordonа Fairclough говорится «о взятие Грецией Константинополя, бывшего когда-то резиденцией византийских императоров – ныне город Стамбул», и не слова о России.
    Теперь посмотрим, что на эту тему сказано в книге «Избранный сосуд (Старец Паисий 1924-1994)» в 1-ом издании (иеромонах Агиорит, 1996, книга подготовлена к изданию Свято-Покровской монашеской общиной (Ивановская епархия),  перевод, набор, макет – Свято-Покровская община, 187 страниц):
        «Брат спросил Старца о событиях в Сербии, и тот, между прочим, сказал:
    «Европейцы сейчас делают, ради турок, независимыми области, где живут мусульмане (Босния и Герцеговина). Вижу, однако, что разделят Турцию благородным способом: восстанут курды и армяне, и европейцы потребуют сделать самостоятельными и эти народы. Скажут тогда Турции: мы вам сделали одолжение там, теперь подобным образом должны получить независимость курды и армяне. Так «благородно» разделят на части Турцию.
    Святой Арсений в Фарасах говорил верующим, что они потеряют отечество, но скоро опять его получат. Нужно нам войти в дух Писаний […]» («Избранный сосуд», cтр. 123).

        «Во время Крестного хода Страшной Предстательницы в 1992 году зонт над иконой Панагии держал прапорщик из Иоаннины. Когда мы шли, справа от него был я, а слева Старец, который в какой-то момент сказал офицеру:
    «Давай, молись хорошенько, да будешь знаменосцем и в Городе (Константинополе), когда войдём».
    И, обращаясь ко мне, сказал:
    «Слышал, что я сказал?»
    «Да, Геронта, слышал. Аминь», – ответил я ему.
    Тогда он улыбнулся и произнес своё характерное:
    «А!» (Ладно, именно!).
    Днём позже спустился я в его келлию и спросил относительно Города.
    И он сказал:
    «Константинополь возьмём назад, но не мы. Мы, из-за того, что опустилось большинство нашей молодежи, не способны на такое. Однако Бог устроит так, что другие возьмут Город и отдадут его нам, – как решение своей проблемы. Будете жить и вы в то время!» («Избранный сосуд», стр. 167).

    «Однажды в 1974 году пришёл я вниз и увидел Старца несколько смущенным и расстроенным.
    Он угостил меня и сам начал говорить:
    «Пришли сюда некие и начали мне говорить, что будет война, и что турки войдут в Грецию, и что нас прогонят за шесть миль до Коринфа Тогда я взялся за них и сказал, что самый худший враг для эллинов то, что когда во всём мире некие эллины, как вы, распространяют, что если случится война, турки прогонят нас до Коринфа, потому что, когда начнётся война, у всех будет надломлен дух и они сами отступят до Коринфа. Притом, если бы это и была истина, об этом нельзя говорить. Тем более, когда это – неправда. И вам вновь повторяю: об этом нигде не говорите, потому что сделаете намного большее зло, чем сделали бы многие турецкие дивизии.
    Сказал я им это, и они вынудили меня объяснить, хотя я никогда не хотел говорить о пророчествах, что шестимилие, о котором говорит святой Косьма [пророчество Святого священномученика, пророка и равноапостольного Косьмы Этолийского (1714-1779)], – это шесть миль морского шельфа. Это та тема, за которую мы в последние годы грыземся с Турцией, и оно будет то дело, из-за которого мы «схватимся». Однако они не войдут в Элладу: они продвинутся только на эти шесть миль, и тогда на них найдёт великое бедствие с севера, как говорят писания, и «не останется ничего прямого». Треть турок будет убита, треть примет христианство, а остальные уйдут далеко в Азию. Мы ни в чём не пострадаем от турок. Некоторые маловажные вещи уничтожат, и на них найдет гнев Божий.
    Это услышал я от них и расстроился. Не мог поверить, чтобы сами греки – тем, что распространяют такие вещи во время мира, – окажут туркам величайшую помощь.
    Также начали мне говорить, что сказанное святым Косьмой: «тогда придёт, когда придут два лета и две пасхалии вместе», сейчас, когда Воскресение (Пасха) совпало вместе с Благовещением – и прошла зима, как лето, – означает, что турки нападут на Элладу (Грецию).
    Все мы стали пророками, и объясняем умом нашим вещи, как хотим. И здесь я был вынужден им сказать, что святой Косьма, когда говорил: «тогда придёт», не подразумевал турок. Разумел, что тогда придёт свобода для жителей Северного Эпира [Северный Эпир, принадлежавший Греции, после войны стал частью Албании, вместе с греческим населением]. Несмотря на это, там сохранилось Православие и греческий язык. И действительно, в этот год открыли после стольких лет границы, и они могут, некоторым образом, свободно сообщаться со своим отечеством.
    Отец мой, я видел, что весьма большой вред наносят эти люди, объясняя вещи своим бедным умом. И мало того, передают и другим свои испорченные мысли […]» («Избранный сосуд», стр. 168-169).

    [Историческая справка.
    Книга «Избранный сосуд» была написана иеромонахом Агиоритом в 1995-1996 годах, то есть сразу после смерти старца Паисия в 1994-ом для его прославления (автор своих намерений не скрывал), а на русский язык переведена в 1997-ом. Поэтому большинство указанных в ней «пророчеств» на момент публикации не являлись пророчествами, так как указанные события уже произошли и были хорошо всем известны].

    Как видим и в книге «Избранный сосуд» 1-ое издание говорится:
    «Константинополь возьмём назад, но не мы. Мы, из-за того, что опустилось большинство нашей молодежи, не способны на такое. Однако Бог устроит так, что другие возьмут Город и отдадут его нам, – как решение своей проблемы […]».
    При чём данное пророчество датируется 1974 годом в период кризиса на Кипре, когда Греция была на грани войны с Турцией.

    [Историческая справка.
    Турецкое вторжение на Кипр (в Турции используется выражение «Операция по поддержанию мира на Кипре», кодовое наименование Операция «Аттила») – вторжение турецких вооружённых сил на территорию северного Кипра, начатое 20 июля 1974 года. Вторжение произошло в последние дни правления в Греции режима «чёрных полковников».
    Турция обосновала свои действия «Договором о гарантиях независимости Кипра» от 1960 года, согласно которому гарантами независимости выступали Греция, Турция и Великобритания.
    Остров Кипр в результате боевых действий оказался разделённым на Северную часть, контролируемую турками-киприотами (а, в действительности, Турцией), и Южную часть, контролируемую греками-киприотами (в действительности, – Грецией)].

    В ходе конфликта греки большие надежды возлагали на помощь стран Старой Европы и США, надеясь, что западные христиане поддержат православных христиан против мусульман. Действительно в 1974 году Европа осудила агрессию Турции и поддержала Грецию и Кипр, но только политически. Турецкий «Северный Кипр» до сих пор не признан странами Европы, однако отдавать Стамбул (Константинополь) грекам в Европе никто не собирался и не собирается, так что старец Паисий не угадал.
    Снова к данной теме Паисий Святогорец вернулся в 1992 году.
    «Брат спросил Старца о событиях в Сербии, и тот, между прочим, сказал:
    «Европейцы сейчас делают, ради турок, независимыми области, где живут мусульмане (Босния и Герцеговина). Вижу, однако, что разделят Турцию благородным способом: восстанут курды и армяне, и европейцы потребуют сделать самостоятельными и эти народы. Скажут тогда Турции: мы вам сделали одолжение там, теперь подобным образом должны получить независимость курды и армяне. Так «благородно» разделят на части Турцию […]»
    «Во время Крестного хода Страшной Предстательницы в 1992 году зонт над иконой Панагии держал прапорщик из Иоаннины. Когда мы шли, справа от него был я, а слева Старец, который в какой-то момент сказал офицеру:
    «Давай, молись хорошенько, да будешь знаменосцем и в Городе (Константинополе), когда войдём» […]
    И он сказал:
    «Константинополь возьмём назад, но не мы. Мы, из-за того, что опустилось большинство нашей молодежи, не способны на такое. Однако Бог устроит так, что другие возьмут Город и отдадут его нам, – как решение своей проблемы. Будете жить и вы в то время! […]»

    [Историческая справка.
    В этот период на Балканах начал разгораться Сербо-боснийский конфликт (1992-1995), между вооружёнными формированиями сербов, мусульман-автономистов и боснийцев. Война началась вследствие распада Югославии в Боснии, когда боснийские сербы получили поддержку от правительства Сербии. Вскоре боевые действия разгорелись на территории всей республики и начались первые этнические чистки, преимущественно в Восточной Боснии против боснийского населения. В дальнейшем в конфликт были вовлечены армия Хорватии, добровольцы и наёмники со всех сторон.
    Сербы первоначально превосходили своих противников ввиду большого количества вооружения и снаряжения, доставшегося от ЮНА  (Югославской народной армии), также они ожидали помощи от Румынии, Болгарии и Греции [именно в это время старец Паисий предрекал скорое взятие Стамбула (Константинополя)].
    Однако ни Румыния, ни Болгария, ни Греция не выступили.
    Сербы же под конец войны потеряли преимущество, так как боснийцы и хорваты объединились против Республики Сербской в 1994-ом году.
    В 1995 в войну вмешались страны НАТО, встав на сторону мусульман, они потребовали от правительства Сербии вывести свои войска из республик Боснии и Хорватии, заявивших о своём полном суверенитете. На сербское правительство Слободана Милошевича было оказано огромное политическое давление].

    И снова старец Паисий Святогорец не угадал. III-ья Балканская война не началась. Коалиция православных балканских стран не была создана. Сербия была разгромлена, Турция в конфликт не вступила, как и Румыния, Болгария, и страны НАТО. Никто Стамбул (Константинополь) брать не стал, а тем более отдавать его грекам.
    Однако российских читателей интересует не это, главное не в одной статье, посвящённых старцу Паисию Святогорцу при жизни, и в 1-ом издании книги «Избранный сосуд» за 1996 год ни где не упоминается о Российской Федерации и о её роли в передаче кому-либо Стамбула (Константинополя).
*    *    *
    Затем в начале 2000 года появляется 2-ое (исправленное и дополненное) издание «Избранный сосуд (Старец Паисий 1924-1994)» (перевод с новогреческого игумена Илии (Жукова), 382 страницы, Санкт-Петербург).
    В данной книги появляется дополнительное пророчество о передачи Стамбула (Константинополя):
    «Однажды днём прибыла к келлии Старца группа паломников. Взяв благословение, они сели во внешнем архондарике (в Афонских монастырях – помещение для паломников, где часто проводятся духовные беседы)...
    Вскоре Старец говорит им:
    Старец: Что говорите, возьмем ли мы Город?
    Они онемели и ничего не говорили.
    Старец: Скажите мне, возьмем ли мы Город?
    Группа в изумлении ничего не отвечает.
    Старец (шутливо): Хвастуны…
    Феодор: Возьмем, Геронта.
    Старец: Слава Тебе, Боже. (Крестится на восток и смотрит в сторону Города).
    Димитрий: Если Бог благословит, Геронта, возьмем его.
    Старец: Да, это от Бога! Возьмём его! Только не мы его возьмём, а нам его отдадут. Те, кто возьмут его у турок, дадут его, как решение, нам, т.к. будут полагать, что это им выгодно.
    Димитрий: Геронта, долго ли будет продолжаться такое зло?
    Старец: Может, может быть! Однако, будем сдавать экзамены.
    Димитрий: Будет ли надлежащее руководство?
    Старец: Бог устроит. В этой войне все выйдут победителями. Греческая армия будет зрителем. Никто не возвратится победителем. Ареной будет Палестина, могилой их – Мёртвое море. Это будет в первое полувремение. Но будет и второе полувремение: после этих событий человек придет к безысходности, и тогда все будут изучать Евангелие и Писания. Христос пожалеет мир и покажет знамение для веры. Тогда поищешь неверующего.
    Димитрий: Геронта, тропарь пророку Илие говорит, что он – «вторый предтеча пришествия Христова». Он, как известно, не умер, как и Енох. Придет ли пророк Илия на землю?
    Старец (улыбаясь): Пророк Илия точит и готовит нож свой! И даже прежде начнет с патриархов, владык, священников и монахов!
    Николай: И мирских.
    Старец: У вас – неведения, у нас – грехи. Разве не говорится в молитве на божественной литургии: «О наших гресех и о людских неведениях»? Пророк Илия точит нож свой: однако нужно многое внимание, потому что о некоторых вещах иначе говорят Отцы, и иначе толкует мир, как, скажем, о шестимилии, о котором сообщает святой Косьма Этолийский. (Турки уйдут, но придут снова и достигнут до шестимилия. В конце концов, их прогонят до Красной Яблони (Kokkinh Mhlia). У турок 1/3 погибнет, другая 1/3 крестится и последняя 1/3 уйдет в Красную Яблоню.) Никто не может этого объяснить.
    Шестимилие есть в Лангадасе, Килнисе (Лангадас, Килнис – города в Македонии), во Фракии (Фракия – область Греции), в Коринфе, но никто не знает, что те, о которых он говорит, – шесть миль территориальных вод. Вы не читаете у Пророков: у Иоиля, Захарии, Иезекииля, у Даниила? Там все сказано. Семь лет в Палестине будут жечь не дрова, а палки, но откуда вам знать отличие палок от дров! У вас теперь в домах калориферы (улыбаясь), в то время как я здесь жгу дрова в печке и знаю, что к чему.
    (Речь идет о пророчестве пророка Иезекииля – 39, 9-10: «Тогда жители городов Израильских выйдут, и разведут огонь, и будут сжигать оружие, щиты и латы, луки и стрелы, и булавы и копья; семь лет будут жечь их. И не будут носить дров с поля, ни рубить из лесов, но будут жечь только оружие; и ограбят грабителей своих, и оберут обирателей своих, говорит Господь Бог».)
    Христос: Евреи…
    Старец: Один благочестивый иорданец говорил мне, что евреи прокопали под мечеть Омара на много метров глубиной туннель, и хотят разрушить мечеть, чтобы построить храм Соломона, т.к. тогда, говорят они, придет мессия, т.е. антихрист. Тогда аравитяне скажут христианам: не говорите ли вы, христиане, что Мессия уже пришел? Что теперь говорят здесь они, евреи?
    Старец, принеся вновь подошедшим паломникам угощение, спросил одного из них:
    Старец: Возьмем ли мы Город? Что скажешь?
    Христос: Я пойду на Северный Эпир.
    Старец: Возьмем Город, Северный Эпир возьмем всемером!
    Христос: Семь и я – восемь!
    Старец: Молодец! И я перенесу мощи святого Косьмы Этолийского, они – тяжелые! Что сказать, парни, обо всем этом пишут и говорят наши книги (церковные), но кто их читает? Народ не имеет понятия. Спит в лаптях!
    Димитрий: Это, Геронта, знамения времени?
    Старец: Знамения, знамения времени не видите… Надо быть, извините, бараном, чтобы не понимать, что происходит… Многие из святых Отцов молились, дабы пожить в наше время, ибо оно – время исповедническое. Спим в лаптях. Скоро спросят с христиан, как раньше спрашивали за политические убеждения.
    Николай: Заведут ли на нас дело, Геронта?
    Старец: А, браво! Дела.
    Димитрий: Геронта, Греция пострадает?
    Старец: Много гроз прошла Греция, однако и еще будут! Греция ни в чем не пострадает, ибо ее любит Бог. В Малой Азии у нас было много мощей. На каждой пяди земли найдешь святые мощи. Возьмем Святую Софию (имеется в виду храм Святой Софии (Премудрости) – Софийский храм в Константинополе) и откроются и врата. Эти врата никто не знает… увидим, что будет однако? Чем станут минареты потом?
    Николай: Мы их разрушим.
    Феодор: Сделаем их колокольнями.
    Старец (улыбаясь): Нет, они станут столпами для столпников, и будут свисать четки до низу!
    Димитрий: Руководителями этой войны будут евреи?
    Старец: Да, евреи будут. Много будет содействовать и Папа, потому что все дети дьявола будут считаться его (т.е. Папы) и он укажет им следовать за антихристом. Поэтому и святой Косьма сказал: «Папу проклинайте, т.к. он будет причиной». Святой подразумевал Папу того конкретного времени, который будет помогать водворению антихриста. Другие Папы по сравнению с ним покажутся хорошими.
    После такого, впервые ими слышанного и удивительного, каковое явила им любовь Старца, вся группа оставалась некоторое время молчаливой и взволнованной. Старец встал, благословил их и указал дорогу, чтобы им не заблудиться и добраться до места.
    Они ушли из келлии Старца потрясенные, помышляя о том, что уготовляет Бог в будущем. Еще они думали, что такие апокалиптические события не должны никогда забываться. Имена группы настоящие, и братья просили любовь вашу помолиться за них, да обретут милость пред Богом […]» («Избранный сосуд», cтр. 194-195).
*    *    *
    А также впервые появляется единственное «пророчество», которое можно отнести к России:
        «Господин Д.К. посетил Старца. В то время СССР был очень сильный во всех отношениях и никто не мог даже предположить, что он может разрушиться, – было ещё при власти Брежнева.
    Старец, между прочим, сказал ему:
    «Увидишь, что скоро СССР развалится».
    Господин Д. возразил:
    «Но такую крепкую мощь, Геронта, кто развалит. И до ноготка его не смеют дотронуться. Увидишь!»
    Старец предсказал, что и СССР развалится, и что господин Д. будет ещё жив и увидит это (несмотря на то, что он был уже в возрасте).
    И продолжал Старец:
    «Знай, что и Турция развалится. Будет война два с половиной года. Мы будем победители, потому что мы – православные».
    Господин Д. спросил: «Геронта, потерпим ли мы урон в войне?»
    Старец ответил: «Э, самое большее, один-два острова займут, а нам отдадут и Константинополь. Увидите, увидите!» […]» («Избранный сосуд», cтр. 260).
    Всё, более ни а какой роли Российской Федерации в передаче кому-либо Стамбула (Константинополя) не упоминается.
*    *    *

    Потом уже в конце в 2000 года появляется книга вторая, издание второе, «Избранный сосуд (Старец Паисий 1924-1994)» (перевод с новогреческого игумена Илии (Жукова), 366 страниц, Санкт-Петербург).
    В нём есть такой абзац:
    «Сегодня читать пророчества – как читать газету: так всё ясно написано. Помысел мне говорит, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что 1/3 турок станет христианами, 1/3 погибнет и 1/3 направятся в Месопотамию.
    Средний Восток станет ареной войн, в которых примут участие русские. Прольётся много крови, и даже, китайцы перейдут реку Евфрат, имея 200.000.000 армию, и дойдут до Иерусалима. Характерной приметой, что приближаются эти события, будет разрушение мечети Омара, т.к. разрушение её будет означать начало работ по воссозданию храма Соломона, который был построен именно на том месте.
    В Константинополе произойдет великая война между русскими и европейцами, и прольётся много крови. Греция не будет играть первенствующую роль в этой войне, но ей отдадут Константинополь, не потому, что перед нами будут благоговеть русские, но потому, что не найдётся лучшего решения, и договорятся совместно с Грецией, причём на них будут давить трудные обстоятельства. Греческая армия не успеет подойти туда, как город будет ей отдан. Евреи, поскольку будут иметь силу и помощь европейского руководства, обнаглеют и проявят себя с бесстыдством и гордостью и постараются управлять Европой. Тогда и 2/3 евреев станут христианами […]» («Избранный сосуд», 2-изд., cтр. 183).
*    *    *
    Как видим текст «пророчества» в 2000 году за полгода под пером игумена Илии (Жукова) коренным образом изменился, появилось «упоминание» о России.
    Если ранее речь шла о войне Греции с союзниками против Турции, то сейчас речь уже идёт о войне одной России против стран НАТО. Причём не понятно на чьёй стороне выступает Греция (член НАТО):
    «Не потому, что перед нами будут благоговеть русские, но потому, что не найдётся лучшего решения, и договорятся совместно с Грецией, причём на них будут давить трудные обстоятельства. Греческая армия не успеет подойти туда, как город будет ей отдан […]».
    В дальнейшем российские СМИ интерпретировали данный абзац пророчества таким образом, статья «Таинственное пророчество о будущем Турции» от 17.02.2016 (автор не указан):
    «Шокирующей сенсацией стали пророчества старца Паисия Святогорца о будущих напряженных отношениях РФ и Турции. Святой предсказал войну в Турции и скорый крах этого государства. Более того, он конкретно описал роль России в этом процессе, и дальнейшие события. Как гром среди ясного неба прозвучали для россиян новости об обострении отношений между Москвой и Анкарой. Мы не могли себе даже в страшном сне представить, что такая близкая и дружелюбная, солнечно-курортная Турция внезапно возьмёт и вероломно собьёт наш истребитель.
    «Помысл мне говорит, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что треть турок обратится в христианство, треть погибнет и треть направится в Месопотамию», – напророчил Паисий Святогорец.
    Паисий Святогорец – схимонах, живший в одном из монастырей на священной горе Афон – центре духовной жизни и средоточие православных мужских монастырей. Женщинам запрещено даже ступать на эту землю в Греции. Паисий преставился в 1994-ом, а в 2015-м был причислен к лику святых. Он также широко почитаем в России.
    Предсказывать будущее Паисий начал ещё четверть века назад, но тогда мало кто обращал внимание на его высказывания. Слишком они казались странными. Однако, похоже, пришла пора внимательно прочесть записи святого старца.
    В январе 2016 года стало известно, что Турция объявила район Святой Горы Афон территорией своих военных учений. Воздушная навигация в этой части Эгейского моря запрещена турками на целый год. Греция сочла эти действия Анкары провокацией, но пока ответить ей нечем.
    Святой Паисий предрекал, что война будет развязана Турцией и продлится два с половиной года. Но в итоге Царьград и его главный храм – Софийский собор, изначально патриарший собор, впоследствии мечеть, а ныне – музей византийского зодчества – будет возвращена христианам.
    Знания о возможном будущем могут быть по значимости сравнимы с золотовалютными резервами мировых держав. Людям пророчества даются как богатства. С одной стороны, чтобы они могли подготовиться к неизбежным событиям, а с другой, чтобы попытались изменить то, что возможно.
    Пророчество – это лишь предупреждение, говорят и святые отцы, и учёные, исследующие этот феномен. Кто владеет информацией, тот вооружен и подготовлен. А как этими знаниями распорядиться – положиться на судьбу или решить дело в свою пользу – каждый решает сам». 
*    *    *
    К сожалению, если сегодня пытливый читатель захочет ознакомиться с книгой иеромонаха Агиорита «Избранный сосуд (Старец Паисий 1924-1994)» за 1996 год на греческом языке (пусть даже с автоматическим переводом), то он не найдёт не 1-ое, не 2-издание. В интернете сейчас размещено 6-ое переиздание данной книги от 2008 года.
    В нём абзацев:
    «Сегодня читать пророчества – как читать газету: так всё ясно написано. Помысел мне говорит, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что 1/3 турок станет христианами, 1/3 погибнет и 1/3 направятся в Месопотамию...»;
    «В Константинополе произойдет великая война между русскими и европейцами, и прольётся много крови. Греция не будет играть первенствующую роль в этой войне, но ей отдадут Константинополь, не потому, что перед нами будут благоговеть русские, но потому, что не найдётся лучшего решения, и договорятся совместно с Грецией, причём на них будут давить трудные обстоятельства. Греческая армия не успеет подойти туда, как город будет ей отдан» – нет.
    Так как обе книги «Избранный сосуд (Старец Паисий 1924-1994)» (382 страницы, Санкт-Петербург) и «Избранный сосуд (Старец Паисий 1924-1994)» (366 страниц, Санкт-Петербург) были изданы по благословению Архиепископа Ивановского и Кинешмского АМВРОСИЯ Свято-Покровской монашеской общиной (Ивановская епархия) при содействии Успенского подворья Оптиной пустыни (Санкт-Петербург), то автором в оба адреса были в декабре прошлого года направлены электронные письма с просьбой, сообщить электронную почту игумена Илии (Жукова).
    08 и 11 января 2019 года пришло два ответа от Успенского подворья Оптиной пустыни (Санкт-Петербург) и от канцелярии Иваново-Вознесенской епархии.
    «Клирику Иваново-Вознесенской епархии игумену Илие (Жукову) запрещена переводческая деятельность.
    Клирику Иваново-Вознесенской епархии игумену Илие (Жукову), настоятелю храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Задорожья Юрьевецкого района, воспрещена деятельность по переводам с новогреческого языка в связи с неблагоприятным отзывом Греко-Латинского кабинета при Московских духовных академии и семинарии.
    На протяжении длительного времени игумен Илия (Жуков) занимался переводами с новогреческого языка. В частности, им переведены и изданы книги о старце Порфирии (3 наименования), старце Паисии (3 наименования), старце Иакове, старце Григории Карслидисе, старице Гавриилии, свт. Нектарии Эгинском и другие.
    Данные переводы давно вызывали нарекания у специалистов. По просьбе епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа  и благословению председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректора Московских духовных академии и семинарии архиепископа Верейского Евгения Греко-Латинским кабинетом при МДАиС было осуществлено рецензирование переводов, подготовленных игуменом Илией (Жуковым).
    Рецензия Греко-Латинского кабинета носит неблагоприятный характер. В ней чётко указывается: «...переводы отца Илии отличаются самым низким уровнем грамотности и отсутствием всякой работы над словом. Складывается впечатление, что переводчик просто не даёт себе труда согласовать слова друг с другом по смыслу и по грамматической форме... переводческую деятельность о. Ильи (Жукова) следует признать несостоятельной, неприемлемой и вредной. Мысль греческих авторов и духоносных старцев передаётся российскому читателю нелитературно и некорректно. Искажение их наследия наносит ущерб духовным и культурным связям между Россией и Грецией».
    В связи с данным отзывом Московских духовных школ епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф направил игумену Илие (Жукову) письмо, в котором последнему воспрещаются впредь получение прав на переводы у греческих правообладателей и публикация переводов с новогреческого языка, где бы то ни было» (Решение вступило в силу 01.04.2008).

    Тогда автор через Кинешемскую епархию Ивановской митрополии всё же нашёл адрес игумена Илии (Жукова) и послал ему письмо с просьбой указать первоисточник и первоначальный текст на греческом, где старец Паисий Святогорец говорит о России и о её роли в разделе Турции.
    Через неделю было послано повторное письмо.
    Месяц прошёл ответа – нет, хотя, возможно, молчание и есть ответ на все вопросы.

    P.S. Искусство перевода, особенно слов пророчеств – дело сложное, и оно требует крайне ответственного к себе отношения. Искажение слов и смысла «пророчества» по причине плохого знания языка оригинала или банальной небрежности переводчика может привести к формированию неправильных понятий у многих читателей и стать причиной многих недоразумений.
*    *    *
ДТН.


Рецензии
Спасибо за Ваш труд и за правду!

Алла Бутина   02.10.2023 12:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.