Доктрина Бхагавад Гиты Гл. 4-8 Бхавани Шанкар

ДЖНЯНА ЙОГА
Эта Йога является единственным средством достижения мокши и имеет отношение к 9-му и 10-му стихам 4-й главы Гиты.  Если мокша означает бессмертие, то бессмертие невозможно достичь, даже если вы достигнете Брахма-локи, потому что даже Брахма-лока растворяется в пралайе, поскольку в 16-м стихе 8-й главы Бхагаван определенно говорит: «Все миры, включая мир Брахмы, подвержены перерождению, о Арджуна, но достигшие Меня не рождаются снова, о, сын Кунти» .  Если мы не достигнем Бхагавана, для нас не может быть бессмертия, и в 9-м и 10-м стихах Бхагаван указывает на необходимые условия для достижения Его и, таким образом, достижения мокши.  Слова рага (страсть), бхайя (страх) и кродха (гнев) в 10-м стихе имеют очень глубокое значение; они подразумевают ограничения всех человеческих усилий при достижении освобождения, когда такие попытки не принимают во внимание Бхагавана.  Существуют школы философии, которые полностью игнорируют Ишвару и Его Свет в своих размышлениях и представлениях о вселенной и человеке, и которые прививают свои особые методы для достижения освобождения. Итак, этот стих указывает на то, что высшие и наиболее важные из таких философий могут помочь человеку в лучшем случае реализовать только свою индивидуальность, эго своей карана-шариры.  Путём строгой и жесткой практики учения такой философии он может подняться выше любви и ненависти, амбиций и желаний, страстей и аппетитов среднего человека, так как эго карана-шариры или более высшего человека не может быть движимым мотивом или соображениями, которые являются источниками действия низшего эго или личности.  Поэтому побеждаются мелкие желания и страсти, двигающие личность.  Но это не означает, что эти страсти, страхи, симпатии и антипатии были полностью искоренены. Они не могут быть искоренены, если чувство обособленности полностью не преодолено.  Эго карана-шариры велико по сравнению с личностью и по-прежнему отделено; поэтому оно имеет более высокие эквиваленты страсти, страха и ненависти.  Что же тогда рага (страсть) такого философа?  Упорной борьбой и стараниями он создал свою индивидуальность и привязан к безмятежности и спокойствию, которые он любит в ней.  С большим терпением и болью он создал себе ложе для отдыха, которое он не хочет оставлять.  Что может быть его бхайей (страхом)?  В страхе обычного человека нет жала для него.  Даже смерть потеряла способность пугать его.  Тем не менее, он испытывает страх и пересиливает его, когда пытается подняться над своей карана-шарирой.  Размышляя и рассуждая, он видит необходимость выхода из карана-шариры, но когда он пытается её покинуть, то бывает растерянным, когда теряет свой центр. И как в случае с обычным человеком, когда его настигает смерть, им овладевает ужас, поэтому философ испытывает, возможно, более глубокий ужас, когда покидает свою карана-шариру.  Причина заключается в том, что, когда она изолирована от своих трех тел, дживатма переходит в маха-сушупти, нейтральный барьер или Великий Суньян, который можно пройти только через преданность Бхагавану.  Пока эго его карана-шариры не будет глубоко преданным Бхагавану, и через Него не придёт осознание истинного «Эго» или «Единой жизни», нельзя пересечь этот нейтральный барьер.  Далее следует слово кродха (ненависть). Итак, для философа именно его не-эго становится врагом.  Он создал свою индивидуальность в противоположность этого не-эго, и он чувствует себя в безопасности только до тех пор, пока он может сохранить это не-эго в подчинении.  Следовательно, между его эго и не-эго существует вечная война.  Единственным способом преодоления этих трёх препятствий на пути к освобождению является преданность или самоотдача Бхагавану.  Когда философ, осознавший свою индивидуальность, подчиняет эту индивидуальность Бхагавану и таким образом развивает преданность Ему, он со временем достигает жизни вне индивидуальности, понимая, что Свет Ишвары является Единой Жизнью, Единым Трансцендентным Эгом.  Так он достигает мудрости или джняны, о которой Шри Шанкарачарья в своем комментарии к этому стиху говорит, что она сама по себе есть тапас. Итак, эта мудрость-тапас, вхождение Света Ишвары, осознание Единой Жизни, является единственным очистителем, потому что одна может искоренить привязанность, страх и ненависть, упомянутые выше.  Его привязанность уходит, потому что, когда он осознает Единую жизнь, он осознает её покой и блаженство, будь он воплощен или нет, среди всех видов окружения, которые являются для него просто выражениями этой Жизни.  Его страх уходит, потому что, как только он достигает света Ишвары или Жизни над индивидуальностью, он может пересечь нейтральный барьер, потому что теперь он слышит Песнь Жизни и просыпается по милости Бхагавана по другую сторону космоса возрожденным человеком или дживанмукта.  Как же тогда может быть борьба между «эго» и «не-эго» там, где искореняется сам дух сепаратизма между ним и его внешним миром, и когда эго и не-эго осознаются как выражения Единой Жизни, единственной Реальности, и вместо прежнего отвращения он чувствует божественную любовь ко всем?
http://russiantheosophist.com/----4-8--/


Рецензии