Профессия

Однажды на уроке литературы в десятом классе Андрей Иванович попросил рассказать, кем мы хотим стать, какое учебное заведение выбрали, какую профессию.

Тяжело дыша, Андрей Иванович вошел в класс большой, грузный, с испитым умным лицом. Уроки он вел сидя, он не вставал даже, когда прекрасно читал стихи или прозу. Не было у него такой привычки, присущей учителям литературы, картинно декламировать, стоя перед аудиторий, блистая дикцией, ее тоже не было. Он просто говорил, но как! Заслушаешься. Тем - не - менее, при его появлении в классе нас бросило в дрожь не от предвкушения удовольствия,  а от страха, тишина гробовая – предстоит опрос.

Он не заставлял нас при опросе рассказывать что  - то, выученное дома, он приучал анализировать произведения, характеризовать героев, высказывать собственную точку зрения. А этого, как вы понимаете, не было ни в одном учебнике, тем более в наших головах деревенских оболтусов. Мы пытались записывать то, как он сам излагал свое видение написанного и предполагаемого автором, но этого было недостаточно.

Причем, сначала он произносил: - «Отвечать пойдет», а после этого задавал вопрос. Андрей Иванович заставлял встать перед классом и высказать свое мнение о героях, того или иного произведения: скажем, каким был князь Андрей Балконский или масон Пьер Безухов. Что касается этих двоих, то рассказать кое - что можно было, они мне нравились. А вот про восторженно прыгающую, словно дурочка Наташу Ростову говорить не хотелось. Мы были людьми с разных планет, и мне было совершенно непонятно, что такое особенное находили в ней хорошие мужики. А когда дело доходило до Анны Карениной, - здесь вообще "туши свет ": такого прекрасного человека скомпрометировала, сделала несчастным ради какого  - то молоденького офицера, красивого и только. Одним словом, - полное непонимание.

Вот и попробуй что - то собственное выдать, когда его либо вовсе не существовало, либо в корне отличалось от полагающегося. Обычно тот, кому предстояло претерпеть все муки ада, медленно вставал и очень медленно изрекал:
- Ну, в своем произведении…,- Андрей Иванович прерывал: - Без ну. После чего нужно было начать фразу сначала, но теперь уже без "ну", которое все равно появлялось по ходу мучительной речи, лишенной "ну". От пыток спасал только звонок, в классе не было ни одного человека, который хоть что-то мог подсказать. Безмолвие царило в аудитории, способной только мычать после этого "ну ".

Речь у нас была развита крайне слабо, текст из первоисточников  прочитывали не очень внимательно, да и не интересен он был. Ведь, если бы мы внимательно  читали, - у того же Толстова великого Льва, обладавшего великолепным словарным запасом, нашли б все то, что так хотел услышать наш учитель.

Андрей Иванович сел на стул, отдышался. В классе царит безмолвное ожидание. Кому сегодня идти на дыбу, на гильотину, кто нуждается в экзекуции, чей мозг скукожился, засох?
И вдруг, ушам не веря, слышим голос:
 - Сегодня мы поговорим о профессии, которую вы выбрали. Ведь времени до последнего звонка осталось крайне мало.

Какая профессия? Это сейчас – открой интернет и – все, что надо, а тогда. Информация о профессиях в нашей сельской местности была крайне скудной. Кто нам мог рассказать, людей, каких профессий мы видели вокруг? Учителей  - но боже упаси, во сне страшнейшем, врагу ни кто б, ни пожелал. У врача зубного удалось недавно побывать  -  и тоже ужас. Остальные - просто рабочие, профессией их труд, на наш взгляд, вряд ли можно было назвать. Одним словом снова пытка. Пацаны отделались быстро  - в армию, а после -  будет видно. У девчонок - в большинстве - учиться после  школы не было возможности, они говорили, что поедут в Красноярск, и устроятся работать на какое - нибудь промышленное предприятие. Дошла очередь до меня, в моей семье мне -  высшее пророчили, какое, где никто не знал.

Одним словом, о своей  будущей профессии я имела смутное представление, меня не интересовала профессия учителя, стать врачом  не могла из-за своей брезгливости. И вот я решила, - что смогу стать юристом:
- Я хочу быть адвокатом, - тихо прошептала я, когда до меня дошла очередь.
 - Хочу защищать слабых и обиженных, отстаивать справедливость.
Сказала и сжалась, ожидая смех за спиной, но никто не засмеялся.
 Слова Андрея Ивановича запали на всю жизнь:
- Эта профессия не перспективна, у нее нет будущего, она, умирающая.
- А потом,  от кого Вы хотите бандитов и уголовников защищать?

 Вероятно, он был не благосклонен ко всему, что было связано с судебной практикой из-за того, что имел в прошлом печальный опыт. Ходили слухи, что он  отбывал заключение, за что и почему знала только его жена, и естественно, она об этом не имела привычки  распространяться. Они вдвоем приехали в эту глушь, отбывая учительскую повинность, несли свой крест вдали от цивилизации; он все гасил спиртным – она терпением.

Ученики очень уважительно относились к Андрею Ивановичу ,сочувствовали, когда он  выдавливал из нас нечленораздельную речь. Его авторитет в школьных кругах был высок, поэтому после сказанной учителем фразы, я сразу передумала связывать свою судьбу с юриспруденцией.
Но людей слабых и беззащитных защищала часто. Однажды услышала от однокурсника такую фразу:
- Когда дело касается других - ты горло готова перегрызть, а за себя слово боишься сказать. Пожалуй, так оно и было.

Был со мной в детстве такой случай. Я вышла из клуба после просмотра фильма, который взволнован меня. Шла медленно, обдумывая увиденное, отстала от всех. Шел мелкий дождь, сплошная темнота, глубокая осень. Осторожно, наугад дошла до деревянного тротуара, вдруг совершенно неожиданно, передо мной появился человек. Он вынырнул из мрачного безмолвия, и сказал:
- Не бойтесь, я не сделаю вам ничего плохого.
- Я не боюсь.
Я действительно его не боялась, сразу догадавшись, что это заключенный. Поселок, в котором я жила, находился в километрах тридцати от лагеря, кругом тайга.
- Как называется этот поселок, где он находится? - Спросил незнакомец.
Я объяснила, назвала ближайшие транспортные пути, и то, куда они ведут.
- Где можно переночевать, есть ли заброшенные дома, в которых никто не живет?
Я ответила, что не знаю о таких домах и предложила пойти со мной, сказав, что родители уже спят, я устрою его на чердаке, там есть кровать, принесу еды. Он отказался.
- Сегодня суббота, многие топили бани, посмотрите, где нет собак, и отдохните до рассвета, - посоветовала я ему.
- Как тебя зовут, назови свое имя.
- Тома, ответила я, - мой дом недалеко отсюда, -  он возле школы.

Незнакомец исчез так же мгновенно, как и появился. В ту пору мне было лет тринадцать - четырнадцать. « Как жаль этого человека», - думала я, не видя в нем беглого зека, передо мной был одинокий и несчастный человек, который нуждался в помощи. Мои родители не одобрили мой поступок, и мой порыв привести беглого заключенного домой. Но долго обсуждали и рассказывали родственникам эту историю.
Так появился миф, в котором я все  - таки привела этого зека домой, устроила, обогрела, накормила и оставила ночевать. Все было бы так, просто человек тот был нормальный и не захотел девчонку подставлять.

Оказать помощь человеку, попавшему в беду святая обязанность любого. Попасть в заключение  - беда, да еще какая. Напрасно только в современных детективах это трактуется как  - то уродливо. Молодежь не  понимает много, обучаясь  на боевиках и всевозможных видео в интернете.

Много лет спустя, выучившись на инженера, я совершенно неожиданно для себя и окружающих стала преподавателем. Имея большое количество наград в области педагогики, став заслуженным преподавателем, и  почетным педагогом, работая заместителем директора по учебной работе, я никак не могла свыкнуться с беззаконием и несправедливостью, особенно по отношению к студентам, защищала, - как могла.

И вот веду я как – то занятия со студентами заочного отделения; предметом моей деятельности была экономика лесной отрасли. На заочном отделение в те времена учились люди взрослые, на полном серьезе желающие получить образование. Образование открывало возможность облегчить участь простого рабочего. А участь эта была нелегкой особенно у работающих на лесозаготовках. Я старалась поддерживать со студентами обратную связь, вовлекая их в беседу, из которой можно было многое почерпнуть. Простой народ в своих высказываниях выдает порой такую точку зрения, которую не всякому образованному осмыслить бывает под силу. И вот задержались со мной после занятия трое, один из них особенно привлек мое внимание: сухощавый с пожелтевшей, натянутой на скулах кожей, колючим взглядом.
Я заглянула в журнал, посмотрела адрес:
 - О, да мы земляки, а   ведь я когда  - то жила в этих местах.
- Я в этих местах оказался по воле судьбы, а быстрее по глупости, сидел я там, - ответил он угрюмо.
 - Потом работать остался в местном леспромхозе, после отсидки податься было некуда. А еще я, когда освободился, сильно девочку одну хотел отыскать, она возле школы жила. Но мне сказали, что семья ее давно покинула те места.
Студент задумался, погрузившись в воспоминания, на его лице промелькнула легкая чуть заметная улыбка.
  - Тома ее звали, а найти ее я хотел, чтобы  спасибо сказать.
- Ты ее нашел, подумала я, но ничего не сказала.
- Знаете, обозлен я в лагере был предельно, всякую веру в добро и справедливость потерял, пытался бежать, да где там, - на второй день поймали. А вот после встречи с этой чистой душой, которая не побоялась меня, беглого зека, домой пригласила, я  на себя стал смотреть совсем по- иному. Появилась уверенность, что все вынесу, выкарабкаюсь, изменю свою жизнь.

Мы поговорили после этого о профессии технолога лесозаготовок, которую они выбрали,я выставила зачет, пожелала успехов, мы расстались.Оставшись одна,я произнесла сама для себя:
- Ох, неправ был ты, уважаемый Андрей  Иванович, очень был неправ. Но слово учителя в определенный момент играет решающую роль в жизни человека. Адвокатом я не стала, плохо это или хорошо не знаю. Преподаватель получился - неплохой.


Рецензии
С беглым заключенным все так и было . Тогда в детстве. То, что мы встретились потом- я подсочинила. Учитель литературы был хороший, кое чему он научил

Тамара Климова   14.04.2022 09:19     Заявить о нарушении