Беседа о Аватаре...

Беседа о Аватаре...
 
/ Учения на стр. 41: «Материя, облекавшая высокий дух, даст пользу большую, ибо ничто не иссякает». /
Е. Рерих.
                Ават;р; ават;ра

/Инкарнация; нисхождение в форму; явление Божества в человечестве; Божество, проявляющееся в человеческом обличии; слово аватар означает нисхождение; это - спуск Божества под линию, отделяющую божественный и человеческий мир или статус./

Несомненно, для земного сознания сам факт, что Божество проявляет себя, является самым великим изо всего самого великолепного. Посмотрите на тьму здесь и подумайте, что было бы, если бы Божество не вмешивалось прямо и Свет Светов не пробивался из тьмы – ибо таково значение манифестации.


Инкарнация – это Божественное Сознание и Существо, проявляющиеся через тело. Она возможна с любого плана.

Именно вездесущее космическое Божество поддерживает деятельность вселенной; если здесь есть Инкарнация, она ни в малейшей степени не умаляет космическое Присутствие и космическую деятельность ни в трех, ни в тридцати миллионах вселенных.

Нисходящая Сила (Аватар) выбирает свое собственное место, тело, время для манифестации.

Аватар необходим, когда должна быть сделана особая работа и в кризисах эволюции. Аватар – это особая манифестация, тогда как в остальное время Божество работает внутри обычных человеческих границ как Вибхути.

Приход Аватаров [Avatarhood] имел бы небольшое значение, если бы он не был связан с эволюцией. Индуистский ряд из десяти Аватаров сам, как бы, является параболой эволюции. Первый – Аватар-Рыба, затем амфибия, животное между сушей и водой, затем животное суши, затем Аватар Человеко-Лев, соединяющий человека и животное, затем человек как карлик, маленький, неразвитый и физический, но содержащий в себе божество и овладевающий существованием, затем раджасический, саттвический, ниргуна Аватары, ведущие человеческое развитие от витального раджасического к саттвическому ментальному человеку и затем к надментальному суперчеловеку. Кришна, Будда и Калки описывают три последние стадии духовного развития – Кришна открывает возможность надразума, Будда старается пройти за пределы к высшему освобождению, но это освобождение еще негативно, оно не возвращается на землю, чтобы позитивно завершить эволюцию; Калки должен исправить это принесением Царства Божества на землю, разрушением противостоящих Асурических сил. Прогресс явный и безошибочный.

Я только взял пуранический список Аватаров и интерпретировал его как параболу эволюции, чтобы показать, что за теорией нисхождения Аватаров есть и идея эволюции. Что до признания Будды Аватаром или кого-то другого на его месте (в некоторых списках Баларама заменяет Будду), – это дело индивидуального чувства. Буддийские джатаки являются легендами о прошлых инкарнациях Будды, часто с учением, подразумеваемым в них, а не частью индуистской системы. Для буддистов Будда был вовсе не Аватаром, он был душой, поднимающейся по лестнице духовной эволюции до достижения финальной стадии освобождения – хотя индуистское влияние вызвало в буддизме развитие идеи о вечном Будде свыше, но это – не универсальная и не фундаментальная буддийская идея.
Я полагаю, очень немногие признавали его [Кришну] Аватаром, безусловно, это ни в коей мере не было общим признанием

Те, кто был с Кришной, были во всех отношениях такими же людьми, как и другие люди. Они говорили и вели себя друг с другом, как люди с людьми, и окружающие не думали о них как о богах. Кришна сам был известен многим как человек – лишь немногие поклонялись ему как Божеству.

Аватар, грубо говоря, это тот, кто осознает присутствие и силу Божества, рожденного в нем или низошедшего в него и управляющего изнутри его волей, жизнью и деятельностью; он чувствует себя идентифицированным с этой божественной силой и присутствием.

Он [Рамакришна] никогда не писал автобиографии – то, что он сказал, было сказано им в разговорах со своими учениками и другими. Он, безусловно, был Аватаром, так же как Христос или Чайтанья.
Он [Рамакришна] никогда не писал автобиографии – то, что он сказал, было сказано им в разговорах со своими учениками и другими. Он, безусловно, был Аватаром, так же как Христос или Чайтанья.

Что Леонардо да Винчи имел в себе, это совершенно новую эпоху Европы с ее многосторонностью. Но здесь не было вопроса о нисхождении Аватара или о сознании нисхождения или давления духовных сил. Мистицизм не входил в то, что он должен был проявить.

Аватар и не должен действовать нечеловеческим образом – он принимает человеческую деятельность и использует человеческие методы с человеческим сознанием впереди и Божеством позади. В противном случае его принятие человеческого тела было бы бессмысленно, от него было бы никакого проку. Он вполне мог бы оставаться свыше и делать что-то оттуда.

Что до Божества и человеческого, это тоже является трудностью, созданной умом. Божество есть в человеке, и человек, осуществляя и перерастая свои высшие устремления и тенденции, становится Божеством. Вот чего ваша депрессия не может понять – что когда Божество нисходит, оно принимает на себя ношу человечества, чтобы поднять его – он становится человеком, чтобы показать человечеству, как стать Божеством.

Шри Ауробиндо.
/Личная переписка./


Рецензии