Жанар Дулатова-Шпилькина Патриотическое воспитание

 Стержнем российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Академик Д. С. Лихачёв писал, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Любовь к семье и своему дому предполагает формирование из эгоцентриста, каковым ребенок ощущает себя на раннем этапе своей социализации, человека, в помощи которого нуждаются дедушка и бабушка, человека способного убрать за собой разбросанные игрушки, бережно относиться к домашней утвари, подъезду, лифту. В детском саду малыш находит друзей среди сверстников и получает навыки социальных отношений. Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребенка и его семьи. Патриотическое воспитание ставит целью научить малышей верности Родине, готовности быть на страже ее интересов, выполнять свой долг перед государством, своим городом и семьей, основное внимание отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями.
Большие возможности в этой связи имеются в Санкт-Петербурге. Следует порекомендовать родителям составить план посещения с детьми достопримечательностей города. Прежде всего надо посетить Домик Петра 1 — первую постройку в Санкт-Петербурге, летнее жилище царя Петра I в период с 1703 по 1708 годы. Этот небольшой деревянный домик площадью 60 м; был построен солдатами-плотниками недалеко от Троицкой площади всего за три дня — с 24 мая (4 июня) по 26 мая (6 июня) 1703. Здесь же 27 мая (7 июня) прошло празднование по случаю присоединения земель и основания нового города. (Музей летний домик Петра I адрес Санкт-Петербург, Петровская наб., 6. Близлежащая станция метро Горьковская)
.На набережной реки Невы, напротив музея домика Петра Первого, расположены статуи Ши-Цза. Две скульптуры, изображающие льва со сферой и львицу со львенком, имеют внушительные размеры. Высота каждой составляет 4 метра 50 сантиметров, а вес – 2 тонны 400 килограмм. Расположенные по обе стороны от спуска к Неве, статуи охраняют домик Петра I. Скульптуры изображают чудовищ из восточной мифологии и имеют внешние черты, позаимствованные от льва и жабы. Для китайцев лягушка является символом богатства и благополучия, а царь зверей обладает магической силой, защищающей от врагов и нечистых сил.
Потом ребенку следует показать памятник Петру 1 – Медный всадник- памятник Петру I на Сенатской площади, скульптора Этьена Фальконе, созданный по заказу Екатерины 11 в 1768—1770. Голову статуи лепила ученица скульптора, Мари Анн Колло. Его открытие состоялось 7 (18) августа 1782 года. Памятник изготовлен из бронзы. Название «медный» закрепилось за ним благодаря поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник":
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.
Пётр I Алексеевич, прозванный Великий (30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен налог на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Петром была проведена реформа государственного управления, преобразования в армии, был создан военный флот, была осуществлена реформа церковного управления в духе цезаропапизма, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии императору. Также была осуществлена финансовая реформа, предпринимались мероприятия по развитию промышленности и торговли. Экспансия России на восток при Петре I не прекращалась. В 1716 году экспедиция Бухгольца на месте слияния Иртыша и Оми основала Омск, а выше по течению Иртыша: Усть-Каменогорск, Семипалатинск и другие крепости. В правление Петра I была присоединена к России Камчатка. Пётр запланировал экспедицию через Тихий Океан в Америку (собираясь основать там русские колонии), но осуществить задуманное не успел.
     О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за культуру народа своего Отечества. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Особенно важно знать кому и за какие заслуги воздвигнуты памятники, о чем напоминают нам стелы, братские могилы. В Санкт-Петербурге следует рекомендовать родителям, побывать на Пискаревском мемориальном кладбище,  расположеном на северо-востоке Санкт-Петербурга, одно из мест массовых захоронений жертв блокады Ленинграда и воинов Ленинградского фронта. На кладбище воздвигнут мемориал павшим. В братских могилах захоронены жертвы блокады Ленинграда и воины Ленинградского фронта (всего около 470 тысяч человек; по другим данным, 520 тысяч человек — 470 тысяч блокадников и 50 тысяч военнослужащих). Наибольшее число умерших пришлось на зиму 1941—1942 гг.
В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его культуре. Детям следует рассказать, почему Санкт-Петербург называют культурной столицей России. Санкт-Петербург по праву считается культурной столицей нашей страны, ведь именно в этом городе жили  работали многие выдающиеся люди – писатели и поэты, актеры, музыканты, художники. Летний сад - излюбленное место для прогулок Александра Сергеевича Пушкина, написавшего знаменитые Сказки о золотом петушке, о мёртвой царевне и о семи богатырях, о попе и о работнике его Балде, Сказку о рыбаке и рыбке, Сказки о царе Салтане, У лукоморья дуб зелёный…   В Летнем саду он любил ходить в туфлях, надетых на босу ногу. Объясняется это тем, что поэт жил рядом в доме на Пантелеймоновской улице. Отвечая на ревнивый укор жены о каких-то встречах в Летнем саду, он писал: "Нашла за что браниться! за Летний сад… Да ведь Летний сад мой огород. Я вставши от сна иду туда в халате и туфлях. после обеда сплю в нем, читаю и пишу. Я в нем дома". Лето и осень 1831 года он проводит под Петербургом в Царском Селе. В середине июля, спасаясь от эпидемии холеры, в Царское Село прибыл Николай I со своей свитой; покой и тишина были нарушены. Утешением для поэта было то, что вместе с двором в Царское Село приехал Жуковский. Жуковский, Гоголь, Пушкин собирались почти каждый вечер. Возникло даже нечто вроде соревнования в создании русских сказок между Жуковским и Пушкиным.
В Санкт-Петербурге насчитывается более 100 театров и театральных коллективов. В Санкт-Петербурге указом императрицы Елизаветы Петровны 1756 года был учреждён первый российский постоянный профессиональный публичный театр «Русский для представления трагедий и комедий театр». В 1785 году был открыт Эрмитажный театр. Театр построен на месте бывшего Зимнего дворца Петра I. Здание театра стоит отдельно и выходит фасадом на Дворцовую набережную Невы (дом № 32) это старейшее театральное здание сохранившееся в подлинном виде из ныне существующих в Санкт-Петербурге.
Многие события, факты не осознаются детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудолюбие, здоровый образ жизни. Малыши усваивают, что Родина только тогда станет краше, богаче, сильной и независимой, когда все, в том числе и они, приложат усилия к становлению ее суверенитета   и процветания. Ребята понимают, что им необходимо многому научиться, чтобы внести свой вклад в развитие города, в котором они живут, будут учиться и работать. Начиная знакомство с малой Родины, дошкольники постепенно усваивают свою принадлежность к большой Родине – России.
Быть гражданином РФ, значит, быть сыном великого государства, высоко нести его знамя и быть в ответе за его стабильность и благополучие. Цель нравственно-патриотического воспитания детей — сформировать у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа своей страны. Патриотическое воспитание начинается с формирования  отношений к ценностям семьи, детского сада, родного города, с желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города. Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению. Воспитывать уважение к труду разных профессий.
Большое значение в патриотическом воспитании имеет знакомство с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом. Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника. Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах. Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: промышленности, сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании. Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.


Рецензии