Родичи

  Рос без отца. Так получилось. Но не отпечаталось это в моей памяти, какой-то особой болезненностью. Жили мы семьёй. Мама, её мама, – моя бабушка, её младшая сестра – тётя Рая, её брат – дядя Марк, вернувшийся без ноги с войны, командир танка.
Я, долгое время единственный ребёнок в этой семье, был родным для всех. Все меня любили и ругали. Когда было за что. И ни за что - тоже. Правда, они так не думали. Почти ничего не изменилось, и когда мои тётки и дядьки завели свои семьи, своих детей и, получив наконец-то свои, хоть и не роскошные, квартиры, разъехались. Связь между нами оставалась.
Я был очень болезненным ребёнком. До 3-его класса по пол - года пропускал занятия. Время послевоенное. Никто не хныкал и не жаловался на здоровье. Да и кому…  Все мои родичи были маленького роста, здоровья далеко не богатырского. Но я ни от кого не слышал – я устала…устал.
 
Научился плавать тайком от мамы. В 7–м классе записался в спортивную секцию плавания. Бассейна в нашем городке не было. В межсезонье бегали, зимой бегали на лыжах, а с середины мая начинали плавать в разливах реки Десны. Там вода худо-бедно прогревалась на мелководье и покое градусов до 16-ти. К чему это я?..
Было 2 апреля. Тренировка. Мы бегаем по шоссе за городом. Оно подсохло. Тёплое апрельское солнце оставило нас в одних футболках. И дёрнуло же меня: «Через неделю купаюсь».
Ребята зацепились. Поспорили. На следующий день – метель. Срочно стал обтираться снегом. Мама – что это на лето глядя? А я ляпнул – купаюсь.
 
Что там началось! Вся родня – на дыбы. Пожалей маму, раз себя, дурака, не жалко. Нет, себя не жалко. Мама зря переживает.
Прыгнул в воду, остальное не помню. Обратно вылетел, как лодка на песок. Даже плечо ободрал о ледяную кромку у берега.
 
Последние старшие из моей родни, кто знал меня маленьким тётя Рая и её муж, дядя Миша, должны были отмечать 60-летие совместной жизни.
Бриллиантовая свадьба.
За месяц  сестра позвонила:
– чтобы написал песню.
– ну, ты чё, совсем!
– ничего не знаю, давай.
Через три дня песня была готова, с музыкой на три аккорда, но я простыл (в жарищу) потерял голос, и записать её под гитару не получилось. И тогда я написал им поздравление-рассказик-воспоминание- признательность-…
 
Дорогие, тётя Рая и дядя Миша!
Вы моё детство и моя юность. Понадобилось прожить жизнь, чтобы понять, как повезло. Повезло, что эти детство и юность протекали и под Вашим, и немалым, влиянием.
Боже мой! Как Вы на меня влияли. Нет, не специально. Просто жили своей послевоенной и после послевоенной жизнью, и я рядом с вами.
Тётя Рая – воплощение женской мудрости. Когда дядя Миша в силу исключительной вредности своей профессии, - он работал шофёром, - приходил домой ” на рогах ”, тётя Рая встречала его, помогала ему и ни слова упрёка. Но потом, наутро, она во всех доступных и недоступных выражениях убедительно объясняла ему, как он не прав. И дядя Миша признавал её правоту и больше не позволял себе такого.
Дня два…три.
А как они заботились о моём здоровье! Как-то я сказал, что один запросто съем торт. Дядя Миша, отчаянный спорщик,
– Нет.
Короче, поспорили. Дядя Миша дал мне деньги. А мы жили на ул.Тельмана, 20, на Пяти Углах. Район так назывался. До Пяти Углов этих вела улица – где овраг, где песчаная дорога, по которой проходили люди, козы, коровы, а иногда проезжали и автомобили. До магазина около километра.
Не успел дядя Миша рассказать маме, бабушке и тёте Рае о моём предстоящем фиаско, я уже сидел за столом перед принесенным тортом и рыл землю копытом. Ну, старался не захлебнутся. Не слюнками. Слюнявым потоком.
Торт разрезали. Плотоядно облизнув кончики ушей, я…
Короче, они не успели ничего понять, а я уже потянулся за вторым куском. Действовал я стремительно, но третий кусок, увы…  С воплями типа ”Хватит – ты заболеешь” увели торт прямо из под моего вдвое удлинившегося носа. Какая ложь! Какое притворство!
 
Я тоже не остался в долгу. Жизнь была не простая, изворачивались, как могли. Ну, держали кабанчика. Выкормили, закололи. Да, как же свежину, и без горiлки. Дядя Миша даёт мне 22 карбованця и командирует до магазина. На Пяти Углах не оказалось. Поехал в центр. Так и там нема. Короче, приiхав бiз горiлки i… без грошей. Вытягнули по дорозi. Ото б вы подывылыся на мого дядьку. Про грошi вiн i не думав. А вот, с каким глубоким разочарованием он тыкал вилкой в сковороду, на которой шшкворчала свежеизжжаренная печёнка – это надо было видеть!

Сердце моё не дрогнуло.
 
Зима. Топили печи, чем придётся. Привёз дядя Миша обрезки. Начали затаскивать их на место. Ну, и я, конечно. Но это дело мне быстро надоело. Дядя Миша небрежно бросил: ”Ты, как спичка – тут же гаснешь”. Обиделся, да ладно, у мальцов быстро проходит. Но с годами я, почему – то, вспоминал это ”Ты, как спичка” и патологическая лень африканского бегемота сменялась упорством навозного жука.
 Мне не повезло – я рос без отца. Но, Слава Богу, у меня были мои тётя Рая и дядя Миша. И из меня вышло то, что вышло. А могло быть и хуже. Спасибо Вам родные мои! Живите долго, а мы все постараемся жить счастливо, чтобы радовать Вас.
 
Шестьдесят и вместе
Это да!
И всё время -
Не разлей вода!
Сквозь беду, невзгоды -
Напролом.
Вместе,
Когда радость входит в дом,
Когда жизнь -
Не жизнь - охапка роз
И когда обидели
До слёз.
Впрочем, шестьдесят,
Что за года?!
А вот то, что вместе -
Это да!!!
 
Когда у меня появились свои дети, мы с отцом одноклассника моего сына часто выводили их всем классом в лес, на природу. Однажды, в разговоре он сказал: “Одинокая сосенка в поле растёт, порой, разлапистая, кривоватая. А когда они вместе, все ровненькие, стройненькие”.
Образ – есть образ. Для охочей критики уязвим. Но если соотнести его с ребёнком, который растёт не только у папы с мамой, но и среди своих родственников, своего рода, то образ оказывается очень точным.
Возможно ли это в при современном укладе нашей жизни-гонке… Откровенно говоря, не знаю. Нет у меня ответа. Но знаю точно, многих проблем с детьми можно было бы избежать. И не только с детьми, но и с их родителями.
 
А песня кончалась просто:
 
Нас беды будут
обходить сторонкой,
пока в Любовь мы веруем,
Пока
нас радует
счастливый смех ребёнка
и лёгкое
дыханье ветерка.

9.02.2013  Казань


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.