Армянская свадьба
Объявят регистрацию, люди соберутся, потопчутся у стойки и опять на два часа задержка. Так в очередной раз, толкаясь в очереди на регистрацию, разговорились с соседом. Как-то нечаянно, он поведал мне свою не весёлую историю.
Он с друзьями возвращается из очередной командировки домой в Армению. Когда первый раз объявили задержку рейса, на два часа он, решил съездить в город, купить сестрёнке пальто в подарок. На последние деньги купил шикарное пальто, рассчитывая, что друзья его выручат, если что. А когда на очередной регистрации их не оказалось в списке вылетающих, он узнал в регистратуре, что они сдали билеты и уехали домой на поезде.
Искренне смущаясь, он попросил одолжить ему денег до прилёта домой. Я одолжил ему желаемую сумму.
Рейс опять отложили на два часа, и мой новый друг великодушно пригласил меня в ресторан, поужинать, ближе познакомиться, и скоротать время. За столиком в ресторане Лёва ( так звали молодого человека) выпив и с аппетитом, покушав рассказал мне все подробности о себе.
Живет он в маленьком городке Арташате в тридцати километрах от Еревана, ему уже тридцать два года, и пора жениться. Чтобы заработать на свадьбу, он с друзьями сопровождает вагоны с вином и коньяком по железной дороге до места назначения.
Между рейсами он достраивает себе дом, где будет жить с молодой женой. Сейчас он проживает с родителями и у него есть младшая сестрёнка.
Незаметно пролетело время и нас, наконец, то, отправили в полёт. В самолёте наши места оказались рядом, и Лёва просунув голову между кресел неистовая твердил, что я должен поехать к нему в гости и жить до конца командировки. В аэропорту нас встретили и через полчаса мы были у Лёвы дома. Было раннее утро, мама уже суетилась по дому, сестрёнка, услышав голос брата, выскочила из своей комнаты и кинулась обнимать и целовать своего брата. Увидев меня, она сделала реверанс и удалилась. Лёва что- то сказал ей в след, на родном языке, за - тем, обратившись ко мне, пояснил:
- У нас есть древний обряд, омывать гостю ноги. Откажешься - обидишь сестренку!
Тут появилась она, с тазиком и полотенцем через локоть, в национальном одеянии, стройная,- очень красивая. Когда она стала снимать с меня туфли, я заёрзал на диване, будто в кресле у стоматолога, но когда ласковые девичьи ручки стали омывать мои изрядно уставшие ноги, я испытал неописуемое блаженство.
Я откинулся на диване, и даже впал в дрёму. Через пару часов вернулся с ночного дежурства хозяин дома. Он прекрасно говорил по-русски, посадил меня за стол, предложил покушать зелени с брынзой, налил домашнего вина, и занялся приготовлением национального блюда. Он подробно объяснял мне процесс приготовления фаршированного сазана. Я слушал и рассматривал внутреннее убранство жилища. Дом был просторный, с высоким потолком, по центру стоял массивный стол, ближе к окну находилась небольшая чугунная печь, от неё по периметру жилища висела дымоходная труба. Печь с дымоходом установили недавно, но декабрь оказался тёплым и её пока еще не топили. Мебель в доме самая необходимая, всё рационально, удобно, скромно. К основной комнате, в которой мы находились, прилегают ещё четыре.
Закончив с приготовлением пищи, хозяин позвал меня выбирать вино для праздничного обеда. Мы спустились в полуподвальное помещение, в котором, чуть выше уровня пола, находились горловины глиняных сосудов, закопанных в землю и накрытые деревянными крышками. Их было десятка два.
– Начнём с этого, с самого молодого, - хозяин опустил, шланг с грушей, в горловину одного из сосудов, накачал мне в кружку, и, подмигнув с улыбкой, сказал – На здоровье!
Так я пробовал, разные сорта вин, и не мог определить какое вкуснее. Мне показалось что, хозяин проверяет меня на стойкость и отказался от дальнейшей дегустации, и доверился его предпочтению.
С трудом передвигая ноги, почти ползком я выбрался из погреба и еле добрался до спасительного дивана.
Проснулся я под вечер, в доме было полно гостей, Лёва тоже вернулся после неотложных дел. Он зашел ко мне в комнату и радостно воскликнул - О...! проснулся, мы ждём тебя ужинать, отец уже получил нагоняй, за свои шуточки.
Несколько дней я занимался делами, связанными с целью моей командировки. Приезжал в Арташат только переночевать.
В субботу всё семейство Лёвы пригласили на сельскую свадьбу, ну и меня конечно. Мне было очень интересно побывать на армянской свадьбе. Когда мы приехали, нас проводили в странное помещение, в нём не было окон, на стенах и столах горели свечи. Нас посадили за длинный стол, сплошь заставленный экзотическими блюдами.
В точно назначенное время началось торжественное мероприятие. Гости выпивали, кушали, ни громко играла музыка, тамада руководил свадьбой.
Когда дело дошло до вручения подарков, приглашенные вставали, и произносили длинные тосты, Лёва переводил мне содержание сказанного, а я поражался умением так красиво говорить.
Подошла моя очередь.
- Ты говори подольше, а я переведу как надо – шепнул мне Лёва.
Я говорил, запинаясь, зато Лёва « переводил» без запинки, пока гости не стали нам аплодировать.
Свадьба продолжалась, пронзительно зазвучал дудук, мужчины пошли на воздух, подымить после сытного застолья, мы с другом последовали за ними.
Во дворе начинались петушиные бои, гости со стороны жениха, выставляли в центр круга, одного петуха, со стороны невесты другого. Здесь же делались ставки на деньги, а выигрыш отдавали молодым. Веселье продолжалось ещё очень долго, но я захмелел, и что было дальше не помню.
Лева на утро рассказывал, что я веселился достойно, исполнял русские народные песни, танцевал, рассказывал анекдоты и показывал фокусы.
Свидетельство о публикации №219021800145