Что есть истина?
Кто он: Томас Мор… или Король по своим убеждениям и взглядам на политику, религию и семейные узы? Проникал ли он когда-нибудь так глубоко своим взором в эти кардинальные вопросы человеческого бытия, как это только что сделали они, его, всемирно известные, герои, которым он дал новую жизнь? Конечно же - нет! Да он никогда и не ставил перед собой такой грандиозной задачи! Потому что это не его путь, не его призвание и, тем более, не его конечная цель, к которой он должен стремиться! Почему же прочитанное так возбудило его, будто он сам, только что, был там, на сцене своего будущего спектакля?
И не с Томасом Мором, а с ним, Виктором Савранским, вёл беседу могучий, всесильный, не уступающий ни пяди своих убеждений и взглядов на систему правления своей страной, монарх Англии? И не автора гениальной "Утопии", а его, никому неизвестного, художника и периферийного учителя музыки собирался приговорить он своим королевским указом к отсечению головы и четвертованию на площади замка Тауэр в ближайшие дни?
Может быть, приближение собственной, неминуемой, трагической развязки заставляло его сознание лихорадочно искать выход из ситуации, в которую он неожиданно попал? И ситуация эта чем-то отдалённо напоминала ему ту, давно минувшую, в которой находился когда-то великий борец за права простых людей Томас Мор?
Только там, по ту сторону баррикады, был неукротимый в своём стремлении к державному абсолютизму король, а здесь - не менее властолюбивый и бескомпромиссный в своих решениях русский олигарх, стремящийся во что бы то ни стало вознестись на вершину мирового финансового Олимпа, и готовый совершить ради этого любой, самый непредсказуемый и невероятный по своим роковым последствиям, поступок. Безусловно, сравнения эти наивны, а степень трагизма его ситуации не идет ни в какое сравнение с той, что была там, на встрече двух бывших, близких друзей в застенках зловещего замка.
И всё же его не оставляла в покое мысль о том, что какая-то тайная, неведомая сила заставила его там, в Борске, сесть за компьютер и написать на одном дыхании почему-то именно эти две сцены! Чего в них было больше: подлинных, угаданных им, мыслей давно уже ушедшего в мир иной исторического героя, покорившего сегодня, в трагическом 21-м веке, его юную подружку Олю?
Или его - собственных, мучительных размышлений о бесполезности борьбы одного человека с таким гигантским, бездушным, чудовищным по масштабам и силе, механизмом, каковым является государственная машина управления людьми? Почему он написал об этом? Что это… наваждение? Бесконтрольная, безудержная, вырвавшаяся на свободу, фантазия? Или предчувствие того, что может случиться с ним самим уже в ближайшие дни здесь, в горах Палермо? И вот теперь эта, написанная им самим, напряжённая сцена о последней встрече двух бывших друзей и, одновременно, непримиримых врагов может стать реальностью, но с участием уже его, Виктора Савранского? Возможно… вполне возможно! С ним и раньше случались подобные истории с чудесным предвидением наступивших потом в его жизни событий.
Но если это так… и он смутно, на уровне подкорки, предсказал там, на родине, свою трагическую судьбу, сможет ли он сейчас, в этом таинственном домике, с таким же спокойствием и фанатичным стоицизмом защищать, если придётся, высокие нравственные идеалы, как это делает в его незаконченной пьесе Томас Мор? Нет… этого он, пожалуй, почувствовать сейчас не сможет. Как не сможет просмотреть, хотя бы на мгновение, далёкое по времени пространство, чтобы попытаться понять - каким он мог бы быть много столетий тому назад, окажись на месте Мора? И он, кажется, понимает - почему он не может это предвидеть?
Почему в бессилии опускаются его руки, когда задаёт он себе прямой, безжалостный, бьющий прямо в сердце, вопрос: " А смог бы ты, Виктор Афанасьевич, вести свой разговор с королём с таким же потрясающим спокойствием и бесстрашием, как это делал Томас Мор там… в тёмном подвале для смертников замка на Темзе? В том мрачном, подземном склепе, из которого выход был лишь один - на смертную плаху?".
Но ответа у него, сегодняшнего узника, не было. В отличие от того, кто был там, в подземелье. И кого он, совершенно неожиданно для себя, оживил в своей незаконченной пьесе. Почему? Где искать ответ? В силе духа? В решимости идти до конца за идею, предав которую, можешь опустошить себя до конца, потерять смысл жизни? Но ведь это - он чувствует, он знает это твёрдо - это в нем есть! Он воспитал в себе эти качества, шел к этой непреклонной решимости, вплоть до самопожертвования, уже давно, всю жизнь, и готов подтвердить это на деле!
Тогда почему же такие сомнения? В чём причина этой внезапной, поразившей его волю, постыдной беспомощности? Ведь у него, этого бесстрашного безумца Томаса Мора, таких сомнений не было! Он шёл на смерть с открытым лицом, смеясь над теми, кто, стремясь к абсолютной, преступной бесконтрольности в управлении людьми, сметал его, отчаянного смельчака, со своего пути, надеясь этим зловещим актом прилюдного четвертования отбить навсегда охоту к свободомыслию у других!
И, зная об этом ужасном конце, он,покоривший Олино сердце, кумир ни на секунду не дрогнул, не сломался, не отступил... и нашёл ещё в себе силы в последние секунды жизни шутить, как с добрым приятелем, со своим палачом. Неужели этот, самоотверженный до безрассудства, бунтарь сознательно готовился к своему подвигу и трагическому уходу из жизни всю свою жизнь?
Ведь для того, чтобы с такой открытой, вызывающей улыбкой и высоко поднятой головой взойти на эшафот, нужно иметь твёрдое убеждение в том, что дело, которому ты служишь, является для тебя делом всей твоей жизни. Что дело это стало твоим светлым лучом, за которым ты будешь идти до конца, не сомневаясь и не оглядываясь, куда бы он тебя не привёл.
И только тогда этот смелый, возвышенный поступок, на который мало кто отважится сегодня на этой Земле, может иметь свой высокий смысл и надолго останется в сердцах и душах людей, ради счастья которых он был совершён.
Но есть ли такой светлый луч в душе у него, Виктора Савранского? После продолжительных бесед в Борске с Анатолием, он не раз уже пытался представить себе будущим идеалом своей жизни детскую мечту Оли о создании на Земле нового мира, который будет не таким, в каком мы живём сегодня - несправедливом, безнравственном и жестоком, а совсем другим. Таким, где не будет ни кровавых войн, ни позорного воровства государственных денег, ни повсеместного террора, ни богатых и бедных, а будет лишь сплошное счастье, порядок во всем, полёты на Марс и в другие созвездия и галактики вселенной.
Но из этой затеи у него ничего не получалось: не загоралась никак в его душе такая звезда всепоглощающей любви к обездоленному, бесправному народу, как ни убеждал он себя в её высоком гуманизме и неоспоримой духовной ценности. Да и в появление вдруг, ниоткуда, вечного светлого рая на Земле его сознание трезвомыслящего человека почему-то упорно отказывалось верить. "Любовь, обращённая ко всем, это любовь, не обращённая ни к кому". Так он записал когда-то в своей записной книжке.
А сделал он это потому, что подумал однажды: любить всех сразу могут, вероятно, лишь те, кто не способен любить одного, конкретного человека, кто не способен отдать ему тепло души и свою лебединую верность на всю жизнь. И вот сейчас, прочитав свои театральные сцены, он вдруг подумал: а что, если в них правы не Томас Мор и его знаменитый просветитель и друг Эразм Роттердамский, а их могучий, непреклонный противник и узурпатор государственной власти Генрих VIII? Что, сражаясь с ними и теорией их безоблачной, всемирной любви, социального равенства и братства на Земле, он яростно защищал не столько свой королевский трон, сколько прекрасно отлаженную, проверенную временем, СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ЛЮДЬМИ!
Систему, которая, выдержав многочисленные атаки вольнодумцев разных мастей и сословий, незыблемо стоит уже много веков, как хорошо защищённая со всех сторон неприступными рвами и гранитными стенами древняя крепость. Ведь создавали эту крепость тоже люди, живущие на земле, а не прибывшие из других миров и галактик инопланетяне. И не глупцы и неучи, а целая армия просвещённых, великолепно знающих своё дело правителей, философов, музыкантов, поэтов и научных светил! И если до сих пор стоит непоколебимо этот мировой ДЕРЖАВНЫЙ ФОРПОСТ, значит, все другие системы правления, в том числе и самая мерзкая, самая двуличная, жестокая и развратная система бандитской, капиталистической демократии, в которой мы сейчас живём, не выдержали испытания временем, а, значит, были неверными, ложными?
Тогда кем же был, в таком случае, неоспоримый Олин любимчик и кумир?Герой своего времени, оставивший глубокий след в умах сверстников и молодёжи многих последующих поколений, стремящейся утвердить на Земле идеалы Свободы, Справедливости и Добра? Защитник обездоленных, совершенно незнакомых ему, разбросанных по всей необозримой планете, людей? Или далеко рассчитавший последствия своего безумного шага пиарщик средневековья, решивший ценой своей собственной жизни войти в историю, чтобы возбуждать потом бесконечно, из века в век, умы таких же, жаждущих славы и всемирного признания, политических авантюристов?
Тех, кто оставил уже в истории свой кровавый след в череде сменяющих
друг друга восстаний, затяжных междоусобшых побоищ, стихийных бунтов, революций. И, как мрачное следствие такой безответственной, играющей на самых низменных инстинктах людей, деятельности, - миллионы трупов погибших в этих бессмысленных бойнях, жестоко обманутых, людей? Но тогда, в свою очередь, кем же, на таком жутком фоне, является его подружка Оля, избравшая тот же бескомпромиссный путь и стремящаяся к той же бунтарской, отвергнутой уже обществом, идее фикс? Чью злую волю она выполняет и зачем послана на Землю? Ведь она действует, как горячо убеждал его постоянно Анатолий, исключительно ВО ИМЯ ДОБРА! Как ему всё это теперь совместить?
И возможно ли вообще подобное совмещение высокой духовной нравственности и дикого, смертоубийственного вандализма, когда ради достижения своей, якобы возвышенной и благородной, цели преступно уничтожаются миллионы других, ни в чём не повинных, жизней. И как теперь ему самому разобраться со своими чувствами к ней, своей могучей владычице?
Как соединить всё это с неискоренимой верой в священную силу благородства, добра и любви к людям, которую он почерпнул когда-то из романов Виктора Гюго, и с которой жил всё это время? И, вообще, - найти хоть какую-то логику во всём этом диком хаосе мыслей, мучительных дум и бесконечных сомнений, опутавших его, словно клубок ядовитых змей, со всех сторон?
Виктор опустил руки, размял затёкшие от напряжения кисти. Концом полотенца смахнул с лица выступившие капли пота. Почувствовав внезапно, что в ванной он не один, поднялся и резко откинул край простыни - перед ним стоял Джонни-слуга.
- Вы не должны были этого делать, Виктор, - сказал белокурый робот монотонным голосом. - Содержание прочитанного вами всё равно стало известно моим хозяевам, а впечатление о себе вы испортили. Советую впредь не совершать подобных, неприличных поступков. Я доставил вам обед, он на кухне. Вам отведено на это 30 минут. После этого переоденьтесь, приведите в порядок ванную и ждите. К вам придут. Приятного аппетита!
Робот-слуга развернулся и вышел из ванной. Затем не спеша пересёк комнату и скрылся за беззвучно раздвинувшимися перед ним створками входной двери.
Из романа "Путь к Центурии" /Забыть себя.../
кн. 4-я.
Фото из интернета
Моб:+38067 9006390
/Wiber, WhatsApp/
Свидетельство о публикации №219021801491
Цай Владимир 10.06.2019 08:25 Заявить о нарушении
Валерий Марро 16.05.2020 15:37 Заявить о нарушении
Цай Владимир 17.05.2020 19:05 Заявить о нарушении
Цай Владимир 18.05.2020 14:03 Заявить о нарушении