Авось

(Театр Миниатюр «КАМИН» в Театральном лофте «Компас»)

«Ждем, пождем, авось и мы свое найдем»...
"Авось да небось доводят до того, что хоть брось".
«Держись за авось, поколе не сорвалось».

(В. И. Даль. «Пословицы русского народа»)

***

“Тебе, девка, житье у меня будет лёгкое, - не столько работать, сколько отдыхать будешь!
Утром станешь, ну, как подобат, - до свету. Избу вымоешь, двор уберешь, коров подоишь, на поскотину выпустишь, в хлеву приберешься и - спи-отдыхай!
Завтрак состряпаешь, самовар согреешь, нас с матушкой завтраком накормишь - спи-отдыхай!
В поле поработашь, али в огороде пополешь, коли зимой - за дровами али за сеном съездишь и - спи-отдыхай!
Обед сваришь, пирогов напечешь: мы с матушкой обедать сядем, а ты - спи-отдыхай!.......”
(Степан Писахов. «Как поп работницу нанимал»)

***
Висит у меня на кухне древняя такая сумочка - сетка желтенькая, из крепких ниток сплетенная. Сейчас с такими на рынок за овощами разве что бабушки старенькие ходят, а в то время, когда старушки эти были молодыми, - сеточки сии всех цветов радуги - на улицах то тут, то там мелькали. Имя им люди придумали просто замечательное - «Авоськи». Потому как во времена «дюфсита»(Аркадий Райкин) по магазинам частенько бегали с поговоркой: «С «авоською» пойду - авось, чего найду!»

Вот и я сегодня свой «Авось» отыскала - да в самом что ни на есть центре столицы, в Колокольном переулке, что от Сретенки отходит.
«Авось» мой оказался пищею не материальной, а духовной. Такое название носит спектакль Театра миниатюр «Камин», явивший себя театральному миру в уютном лофте «Компас».

Постановка, созданная режиссёром Олесей Шепелевич, объединяет  короткие и очень смешные рассказы Михаила Зощенко.
Какие только персонажи не появлялись в этот вечер на сцене «Компаса»! Тут тебе и пьяница, и аристократка, и слесарь-сантехник, и две очень даже счастливых на первый взгляд семьи! И, представьте себе, не господа они какие-то, не «буржуи недорезанные» (А. Райкин), а самые что ни на есть рядовые граждане СССР. И объединяет их всё то же простое русское слово: «авось».

«АВОСЬ» это, правда, в этот вечер на сцене ни разу не произносилось, но подразумевалось частенько.
Действительно, а чего бы взять, да и не «принять на грудь» не просто рюмочку водочки, а столько литров, сколько душа иссушенная требует? АВОСЬ, люди добрые посочувствуют, подберут,  до дома доставят!

Или - почему бы жену свою от бесконечной готовки еды не освободить? Можно ведь и в столовке питаться! АВОСЬ - и жена раскрепостится, и гостей прожорливых меньше в домe станет! 

Очень это, оказывается, слово удобное - «авось». Причем не только для благовоспитанных советских граждан 20-х годов прошлого века, но и для разных антиобщественных элементов. Они ведь тоже, всяческие пакости придумывая, надеются: АВОСЬ, да сработает! И - срабатывает ведь!

Особенно волнительным в спектакле был момент, когда слегка отрезвевший пьяница (Роман Казачков) «пошёл в люди». То есть, в зрительный зал: чтобы попросить у народа сочувствия, конфетку или выпить. Зрители откликнулись охотно: нашлись у них конфетки, причём одна из них - «дюфситная», шоколадная, с «Мишками в лесу» на фантике. Но и это, увы, не помогло: грустно покинул зал пьяница, на прощание сказав: «Бездушные все-таки люди стали... всего-то  две конфетки дали...»

Рассказы Зощенко «звучат» на сцене как одна общая история: они плавно перетекают друг в друга, как будто все персонажи постановки - просто «ребята с нашего двора». Для этого используются довольно интересные находки: например, «аристократка» (Валерия Зуева) играет уже совсем другую роль, а «кавалер-неудачник» (Владимир Мошечков) все пытается заставить ее съесть «помятое и надкусанное пирожное», раз за него всё равно уплачено.
Минималистичность оформления сцены нисколько не раздражает:  в первое десятилетие после революции мало кто мог похвастаться шикарной мебелью и одеждой. А песни советских времён придают повествованию нежный и немного грустный оттенок.

***
А согласитесь, интересно было бы узнать, каким путём пошли б дела у героев спектакля, не положись они на Великое Русское АВОСЬ? И семью Петра Петровича наверняка бы тогда не ограбили; и слесарю-сантехнику Григорию Ивановичу не пришлось бы вырывать пирожное с кремом почти что изо рта своей дамы!
Конечно, все пошлО б совсем по-другому, и героям спектакля жилось бы намного легче! Но  в том-то и дело, что русский человек без этого самого «авось» просто жить не может! Менталитет у него такой - «авосечный».

И не говорите мне, что все это только в прошлом веке было, а сейчас - по-другому. Рассказам Зощенко уж скоро сто лет исполнится, а все ещё живы у нас и «аристократки» в чулках «фильдекокосовых», и пьяницы-философы, и «счастливые» жены - воплощение в жизнь рассказа Степана Писахова «Как поп работницу нанимал»... Они ведь тоже, стараниями своих мужей, все только «спят и отдыхают»...

Очень меня порадовало новое знакомство как с Театром Миниатюр «Камин», так и с лофтом «Космос». Ну и конечно, рассказы Зощенко, актуальные во все времена - весьма удачный выбор для театральной постановки.

***
В спектакле принимали участие актёры:

Владимир Мошечков
Глеб Маханьков
Роман Казачков
Дарья Орлова
Валерия Зуева

Все они, перевоплощаясь незаметно для зрителей, исполнили аж 21 роль. И просто классно исполнили!  И в этом, говоря языком гениального Аркадия Райкина, и заключается она  - «Волшебная Сила Искусства»!

P.S.  Пойдёте на этот спектакль - не забудьте захватить «дюфситные» конфетки для «пьяницы». Может, он все-таки поймёт, что мы, театралы - не такие уж плохие?


Рецензии