2012-04-29 СНЭ. Потребительная значимость объекта

Словарь НАНОЭКОНОМИКИ.

Потребительная значимость объекта потребления (продукта труда).

Потребительная значимость объекта потребления (продукта труда) – одна из трех (наряду со стоимостью и ценностью - потребительной стоимостью в трудовом измерении) важнейших категорий политической экономии, характеризующих структуру содержание) категорий объект потребления, продукт труда.

Потребительная значимость объекта потребления (продукта труда) это вещественная основа,  материальное содержание объекта потребления, продукта труда, обусловливающие совокупность всех объективных, материалистических (физических, химических, биологических) и иных, кроме стоимостных свойств этого объекта, продукта, не зависящих от субъективного мнения о них каждого отдельного потребителя или каких-либо их многочисленных групп, а также от его стоимости, от количества труда, затраченного на его изготовление и от его ценности (количества труда, затрачиваемого на его приобретение и потребление).

В марксистской теории стоимости и, так называемой, политической экономии социалистического общества содержание этой новой по названию категории в полной мере соответствует категории потребительная стоимость в ее натуральном, вещественном содержании.

В процессе жизнедеятельности у человека формируется то или иное отношение к окружающим его объектам внешней природы, среды его обитания. Некоторая часть этих объектов становится его объектами потребления, которые человек потребляет в готовом виде (воздух, родниковая вода, солнечный свет и т.д.). Другие объекты потребления являются продуктами труда человека. Всякий объект потребления, продукт труда человека это, прежде всего, объект материального мира, то или иное вещество (комплекс веществ) или поле (система полей: электромагнитных, звуковых и т.д.). Каждый такой объект потребления обладает определенными материалистическими, вещественными структурой и содержанием, комплексом объективных свойств и характеристик. Благодаря этим свойствам и характеру воздействия объектов потребления на человека его отношение к ним простирается от отношения полезности (высочайшей полезности) через безразличие до отношения вредности (смертельной опасности).

Познанное человеком (обществом) отношение полезности объектов потребления для удовлетворения своих потребностей формирует у него систему представлений об их для него значении, о предназначении тех или иных объектов потребления для удовлетворения тех или иных конкретных потребностей человека или их комплексов и побуждает его направлять свою деятельность на обеспечение себя данными объектами потребления. Таким образом объекты потребления и продукты труда приобретают характер их значения для жизнедеятельности человека. Обладание таким значением выражается в соответствующей  значимости объектов потребления, их потребительной значимости. Соответственно, объекты потребления получают у человека и для человека характер потребительных значимостей.

Но эта потребительная значимость, как писал К. Маркс в отношении своей вещественной потребительной стоимости, "не висит в воздухе. Обусловленная свойствами товарного тела…". Потребительная значимость, действительно обусловлена материалистическими свойствами материального же объекта потребления. Например.

Человек давно заметил, что его потребность в пище, в частности во вкусной и полезной для организма пище, лучше и легче удовлетворяется за счет использования некоего "белого налета" на солончаковой почве, на солесодержащих минералах, на берегах и высохших участках дна  водоемов с соленой водой. Позднее он познал, что этот налет есть хлористый натрий NaCl,  что он полезен для человека, прежде всего, благодаря наличию в нем необходимого ему химического элемента Na - "натрий". Он назвал хлористый натрий NaCl поваренной солью и организовал производство и обмен этого продукта.

Потребительная значимость продукта "поваренная соль" это кристаллообразное вещество хлористый натрий NaCl. Оно обладает некоторыми физическими свойствами: белым цветом, кристаллообразной структурой, растворимостью в воде, и некоторыми химическими свойствами: способностью расщепляться под воздействием ферментов пищеварительного тракта на ионы и способностью вступать во взаимодействие с веществами и система организма. Оно обладает значением для человека  в форме полезности благодаря предоставлению содержащегося в нем химического элемента Na - "натрий".

В связи с тем, что наличие поваренной соли и ее потребление человеком не возможно без применения тех или иных альтернативных затрат прямого или косвенного труда по самостоятельному добыванию соли или обмену ее на продукты другого своего труда, обладающий потребительной значимостью продукт "поваренная соль" обладает для человека и потребительной стоимостью в трудовом измерении (ценностью). В связи с тем, что на изготовление всякого количества обладающего потребительной значимостью продукта "поваренная соль" ее изготовителем затрачено некоторое количество индивидуально необходимой рабочей силы, индивидуально необходимого рабочего времени она обладает стоимостью. 
 
Потребительная значимость объекта потребления (продукта труда) есть своеобразный материальный каркас, своеобразная материальная губка, впитывающая в процессе труда человеческую рабочую силу, абстрактный затратный труд и абстрактный результативный труд, стоимость и ценность (как  химический элемент Титан Тi, находясь в своеобразной губчатой форме, впитывает в себя газообразный водород Н2 в водородных аккумуляторах водородных автомобильных двигателей).
 
Потребительная значимость не зависит ни от условий, ни от времени, ни от места ее нахождения, ни от индивидуальных пристрастий конкретного потребителя. Она вещественна и она объективна.

Потребительная значимость продукта труда в политической экономии это своеобразный нейтрон объекта потребления, продукта труда (по аналогии тройственной структуры и тройственного содержания продукта труда с тройственным строением атома вещества, в котором присутствуют нейтроны – частица без электрического заряда, аккумулирующие в себе подавляющую часть массы атома, отрицательно заряженные электроны  и положительно заряженные протоны, в совокупности имеющие оставшуюся минимальную массу атома), характеризующий вещественное содержание продукта труда и не несущий ни "грамма" стоимостного, трудозатратного или результативного ценностного содержания.

Название "значимость" происходит от слова "значение". Значимость это обладание значением.

Предметом, изучающим потребительную значимость продуктов труда, является продуктоведение, товароведение во всех их разновидностях.

Качество продукта это мера, это уровень, это степень реализации продуктом его потребительной значимости.


Рецензии