Трудная басня
Еще и холоден и сыр
Февральский воздух.
Но над садом
Уж смотрит небо
Ясным взглядом
И молодеет Божий мир!
Он действительно молодел, и делал это очень стремительно. Каждый день столбик термометра за окном поднимался все выше и выше. Нет. Он не пересек еще нулевую отметку. Но минус десять совсем не то, что минус тридцать семь. Согласитесь! Даже черёмуха под окном уже не стучала в ветреную погоду по стеклу костлявыми от мороза ветками, а прикасалась к нему почти беззвучно. Гибкими опять стали ветки, упругими. Месяца через два они покроются молодой листвой, а пока они готовились к этому событию и восстанавливали движение соков внутри.
И старая груша во дворе уже не смотрелась вдовушкой, у которой ничего нет впереди, а омолаживалась и прихорашивалась. Она тоже готовилась к цветению. А как же! Тридцать лет для дерева хоть и преклонный возраст, но сил на то, чтобы пережить еще одну весну, у груши хватит.
Василий Захарович выходил во двор дома по делам. Дорожки все были очищены от снега давно, но все равно подмести их было нужно. Хозяин подворья любил безупречный порядок.
Сегодня старый пес Дозор напросился в гости.В горницу заходить ему не полагалось. Только прихожая и кухня были ему доступны. За хорошее поведение ему иногда давали косточку из борща. И это было настоящее лакомство.
Вот и теперь старый пес грыз косточку, а хозяин сидел в уютном кресле и смотрел телевизор. Показывали старый фильм. И так легко вспоминалась молодость в такие минуты.
Вдруг Дозор залаял. Он лаял не агрессивно, а радостно. Давал понять, что кто-то родной идет в гости.
И тут же в прихожей послышались голоса. Внуки явились. Долгий путь проделали по легкому утреннему морозцу. Жили они на другом конце поселка.
- Вот, дедушка, ты все время про Пашу говоришь, что он - незаурядная личность. А он - заурядная. Маленькую басню выучить никак не может. Не запоминается, видите ли, она ему.
Заурядная личность - любимый младший внук Паша - девяти лет от роду стоял, не раздеваясь, был невесел и голову ниже плеч повесил, как былинный герой в минуту отчаянья. Веснушки у него на носу сияли и светились, как весенний подарок солнышка, а прекрасные голубые глаза внука были наполнены слезами. Нет, он не плакал. Мужики не плачут. Но слезы подступили близко.
- Так. Разберемся. Проходите, снимайте куртки, но не разувайтесь, пол холодноватый. Да ведь и не в юрте живем. На полу не спим. Ходим по нему. Так что если и загрязнится чуток, я его протру.
Старший брат подтолкнул младшего к вешалке.
- Что, мама на работе, а тебе поручили проследить за уроками? Благо, оба во вторую смену учитесь. И что? Ничего не получается?
Гоша был старше своего брата на пять лет и привык отвечать за него. Тем более, что родители воспитали у него суперответственность за младшего брата. Даже если Паша приходил с прогулки с мокрыми ногами, потому что забрел в лужу, наказывали все равно Гошу. Плохо следил за братом. А уж двойка в дневнике второклассника была поводом для настоящего скандала. Почему за уроками брата плохо проследил?
Казалось, что при таком подходе родителей к делу воспитания между мальчиками должна бы возникнуть неприязнь. Но ничего подобного не происходило. Они искренне любили друг друга. И когда у старшего брата однажды всю ночь болел зуб, младший тоже не спал до утра и даже плакал от сострадания и молился самому Богу, чтобы у брата боль прошла.
И теперь Паша не собирался огорчать старшего брата и, наверное, очень старался выучить эту басню. Но у него ничего не получалось.
- Посмотрим, посмотрим, что за басня такая, неподдающаяся. Крылова басня? Так они всегда плохо запоминаются. И слов много трудных, и рифма не всегда гладкая. Тут главное - все себе хорошо представить. Разбудить свое воображение.
Все трое уселись вокруг круглого стола в горнице. И солнце даже улыбнулось, когда, взглянув через окошко, оно увидело самого Василия Захаровича и две его копии - девяти и четырнадцати лет. Так похожи были внуки на своего дедушку.
- Ну, читай басню по учебнику.
Паша стал читать текст так забавно, что трудно было не засмеяться. Он читал трагическим голосом. Как будто из глубокого подземелья звучали слова. В нотках чтеца чувствовалось глубокое отвращение ко всей этой истории. Так и казалось, что Паша сердит на всех героев басни так сильно, что сильнее и быть не может. Какой-то воз куда-то везти собрались. А зачем? Непонятно. Раз там поклажа легкая, на руках бы могли все перенести, если недалеко было. А так - одно топтание на месте.
Паша дочитал басню до конца и вздохнул.
- А почему воз не сдвинулся с места, - вдруг спросил внук дедушку, - с научной точки зрения?
- С научной? Не знаю.
Дедушка призадумался. Василий Захарович всю жизнь преподавал физику в колледже, который раньше назывался техникумом. Он мог объяснить внуку все и с научной точки зрения.
- А давай подумаем.
Дедушка взял в руки карандаш и нарисовал на большом листе бумаги точку.
- Воз можно принять за физическое тело. А любое физическое тело можно обозначить точкой. Теперь посмотрим, а как на физическое тело действовали силы? Лебедь рвется в облака. Значит вертикально вверх. В одной плоскости только две силы действуют - рак и щука. Рак пятится назад. То есть он натягивает бечевку в противоположную сторону. А щука тянет в воду. А где вода? Если предположить, что она в той же стороне, в какую тянет рак, то эти две силы можно суммировать. И вопрос вот в чем: а могут ли рак и щука пересилить силу лебедя? Могут, внучек. Потому что лебедь возок чуть приподнимает, а щука и рак тянут по земле. Так что теоретически воз могли они сдвинуть с места. Но это только теоретически. И в жизни всегда такое действие сил несогласованное приводит к хаосу. Поэтому великий баснописец Иван Андреевич Крылов не слукавил нисколько, осуждая такое приложении сил для движения воза.
На белом листке появилось изображение действия сил в знаменитой басне.
- И что это я раньше не додумался дать студентам такое задание? Позвоню работающим коллегам. Пусть попробуют.
- Дедушка, мне кажется, ты немножко не туда. Паша то басню не выучил. И твоя схема ему ничуть не помогла. "А воз и ныне там".
- Сейчас сдвинем. На тебе карандаш, Паша, рисуй, и разбирайся в ситуации. Паша нарисовал и лебедя, и рака, и щуку.
- А чтобы уж наверняка запомнить басню, мы текст зашифруем. Заглавными буквами.
И они зашифровали. О, Л, Р, ДЩ, В, СП, В, В. И Паша легко и свободно прочитал первую строчку стихотворения. А потом они зашифровали всю басню. И Паша опять легко и свободно читал текст. Потом они хором спели текст басни и нарочно пели не на одну мелодию. Вышло так смешно, что все они смеялись до слез. Потом они разыграли текст басни и устроили маленький спектакль. Потом читали её по строчке. Один за другим. Слезы в глазах Паши давно высохли.
- А я и не знал, что басню можно учить так весело, - сказал старший внук.
Дедушка напоил внуков чаем, проводил за калитку. И старый Дозор побежал за мальчиками следом, обеспечивая им охрану.
Василий Захарович вернулся домой. Он решил блеснуть своим знаниями. Он встал перед зеркалом и выразительно прочитал несколько слов начала басни. И все. На этом декламация закончилась. Да что там дальше то? Короче - воз не сдвинулся с места.
Ах, этот склероз!
На столе осталась бумажка с абревиатурой. О Л Р Д Щ В С П В В.
-Однажды лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись. Смотри ты как легко запомнилось. И нашей памяти нужны подсказки. Трудно учиться было всегда. Но все преграды преодолимы!
Свидетельство о публикации №219021800236
С уважением,
Светлана Борцова 23.03.2019 17:45 Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.
Валентина Телухова 24.03.2019 04:21 Заявить о нарушении