Лирический герой поэзии И. А. Бродского

Иосиф Александрович Бродский, несомненно, одно из самых удивительных, уникальных и противоречивых явлений поэзии 20 века. Бродский – поэт скиталец, и в прямом, и в переносном смысле, он практически всю жизнь метался в душевных сомнениях, стремясь определить своё предназначение в мире, всю жизнь был словно иностранцем на родной земле, чужим среди своих, и эти «особенности» биографии поэта отразились и в формировании образа лирического героя Бродского.

Лирический герой поэзии Бродского, как и у большинства поэтов, есть само воплощение сущности, души, эмоций и чувств автора. Поэтому вполне логично, что в большинстве стихотворений поэта образ героя – это образ человека – изгнанника, одиночки. Это вполне четко прослеживается в стихотворении с «говорящим» названием «Одиночество»:

   «Когда теряет равновесие
   твоё сознание усталое,
   когда ступеньки этой лестницы
   уходят из под ног,как палуба,
   когда плюёт на человечество
   твоё ночное одиночество, -
   ты можешь размышлять о вечности
   и сомневаться в непорочности…»

Теряя смысл своего существования, лирический герой пытается переосмыслить свою жизнь, погрузившись в глубокие раздумья, он понимает, что судьбой ему уготовано еще много испытаний, поэтому стремиться не впасть в отчаяние, что вполне заметно в строках «когда плюёт на человечество твоё ночное одиночество..» , т.е. герой  сам себе даёт совет, но как бы он не старался себя приободрить, чувства одиночества и покинутости  «окутывают» сознание героя, заставляя  его «размышлять о вечности».

Однако, образ лирического героя  Бродского это не только изгнание и одиночество, но это еще и тоска, и некий романтизм, вплетающийся в образ лирического героя на основе довольно многочисленных стихотворений с любовной тематикой.

Эти две составляющие (тоска и романтизм)образа героя поэзии Бродского, отчетливо прослеживаются в стихотворении  «Любовь»:

   «Ибо в темноте —
   там длится то, что сорвалось при свете.
   Мы там женаты, венчаны, мы те
   двуспинные чудовища, и дети
   лишь оправданье нашей наготе…»

Видя сон, причиняющий нестерпимую боль, и в тоже время нестерпимую радость, герой сожалеет, что его любовная история с любимой женщиной «сорвалась при свете». Он грезит о детях, которых, видимо, так хотел в дальнейшем воспитывать вместе с этой женщиной, грезит о совместной жизни, но увы…всё тщетно.
На примере этого стихотворения просматривается тоска, характерная для лирического героя Бродского, и едва уловимый романтизм всего происходящего.

Другой важной составляющей образа лирического героя  Бродского является некая безысходность бытия, тема неизбежности смерти, боязнь забвения самого себя, все это также неотъемлимая часть образа героя.
Данные тематики присутствуют во многих поздних стихотворениях Бродского , но пожалуй, самым удачным примером будет стихотворение с довольно ироничным названием «Натюрморт», с виду ничего особенного, но если разобраться с происхождением слова, то получится в буквальном переводе с французского «мертвая природа», что уже не может не привлечь внимание, а если учесть, что в данном стихотворении «мертвой природой» будет являться человек, то здесь становится абсолютно понятно, о чем именно пойдет речь, учитывая, что речь пойдет о лирическом герое Бродского:

   «Последнее время я
   сплю среди бела дня.
   Видимо, смерть моя
   испытывает меня,

   поднося, хоть дышу,
   зеркало мне ко рту,-
   как я переношу
   небытие на свету».

Ожидание смерти и апатия с головой «погружают»  героя в мир черных красок. Герой теряет всякую надежду и уже даже не замечает собственного дыхания, теряет себя и ощущение реальности.

Таков на самом деле лирический герой поэзии Бродского.
Все выше представленные темы и части, формирующие образ героя Бродского отражали тоску, одиночество, печаль, романтизм, хоть и весьма своеобразный, и тематику смерти, однако еще одной важной составной образа героя Бродского является надежда, вера во что-то светлое, и как ни странно религиозность лирического героя.

Вполне естественно, что не может быть абсолютно трагичного образа героя, в любом случае у любого поэта в жизни было что-то светлое, прекрасное, к чему они возможно стремились до этого или уже после, всю свою жизнь, стараясь воплотить свои переживания по этому поводу в строках стихотворений.

Тоже произошло и с Бродским, веря во что-то светлое, надеясь на лучшие времена, он воплотил эти «особенности» в своем герое, ставя его в ситуацию во многих стихотворениях с божественной тематикой.

К примеру, стремление « к свету» лирического героя Бродского ясно отражено в строках безымянного стихотворения:
   «А тень моя, перекрывая свет,
   там, за спиной, уходит в царство Божье.
   И где б ни лег твой путь: в лесах, меж туч
   - везде живой огонь тебя окликнет.
   Чем дальше ты уйдешь - тем дальше луч,
   тем дальше луч и тень твоя проникнет!»

«Даже находясь в беспроглядной тьме, в небытие, далеко от мира сего, «живой огонь» не оставит тебя, он придет и заставит тебя  вновь стать самим собой, чтобы с тобой до этого не произошло» - именно это нам пытался донести через лирический образ, «наделенного» религиозностью и верой в высшие силы героя своего стихотворения Бродский.

Лирический герой творчества Иосифа Александрович Бродского – человек одинокий, страдающий от тоски, неразделенной и неудавшейся любви, изгнанник и скиталец, которого постоянно терзают мысли о небытие и забвении. Одной отрадой для него является надежда, вера, стремление к некоему идеалу, воплощением, которого для героя, возможно,  является образ Бога, так часто «встречающегося» на жизненном пути героя, направляющим его и указывающим путь в его нелегкой, трагичной, но всё же жизни.


Рецензии