Последний день рождения в Хабаровске

В 2003 году я получил приглашение на должность директора городской больницы тогдашней столицы «Юкоса» города Нефтеюганска. Эта должность только недавно была введена в штат больниц 1 и 2 категории приказом Министерства здравоохранения России вместо должности заместителя главного врача по административно-хозяйственной части.  Поразмышляв, я решил принять предложение, в первую очередь из-за детей, которым ловить что-то в переживающем упадок Дальнем Востоке было нечего. Поэтому наша семья тремя эшелонами двинулась в Сибирь. Вначале уехал сын Сережа, потом жена Людмила с внуком Костей, и третьими выехали я и дочь Наташа с мужем. Пока собрали и упаковали все вещи в контейнер, пока отправили его по железной дороге, прошло время. Приближался мой очередной, уже 56-й по счету день рождения. Отмечать его в поезде мне не хотелось, поэтому мы взяли билет на  уходящий на через  день после именин поезд.

Сразу встал вопрос: «Где отмечать?». В пустой квартире или на квартире старшего сына, который пока оставался в Хабаровске?  Но я решил, что у нас дома мы еще успеем отметить мой день рождения, а вот с моими коллегами и друзьями уже никогда. И решил отметить его вместе с тремя людьми, с которыми мы дружили уже много лет.  Это были две моих коллеги по работе в органе управления здравоохранением Хабаровского края, которое за время нашей совместной работы как только не назывался. И отдел здравоохранения крайисполкома, и управления здравоохранения администрации края, и департамент здравоохранения, а теперь министерство здравоохранения края.  Это  были Валентина Ивановна Сысоева и Людмила Львовна Пиотрович. Третьим, кого я решил пригласить на свой день рождения, был главный врач краевого противотуберкулезного диспансера Олег Карпенко. Прошу прощения у Олега, который до сих пор со мной на связи, что не называю его отчества, для меня это непривычно, он на несколько лет младше меня, и я всегда называл его просто Олег.

Была пятница, конец рабочей недели. Я уже несколько дней не работал, объезжая знакомые места в Хабаровске и прощаясь с ними.  Побывал на Ильинке, рядом с которой было подсобное хозяйство краевой психбольницы, где работал директором  мой дед, Степан Васильевич Пастернак, и где я проводил лето во время летних каникул в школе. Побывал в районе Пятой площадке, где размещалась городская больница № 11, в которой я проработал 13 лет.  Там повстречался со своими бывшими коллегами, попрощался с ними. Был и в краевой клинической больнице, где тоже работал, и тоже попрощался с коллегами. Одновременно устроил проводы в кабинете ректора Хабаровского института повышения квалификации работников здравоохранения Салавата Шейховича Сулейманова для заместителей министра здравоохранения края  Валентины Евгеньевны Тропниковй и Любови Васильевны Писаревой. С ними я проработал долгие годы,  и со всеми тремя  у меня были дружеские отношения.  Так что из плана, который я себе набросал заранее, не выполненным оставался лишь один пункт – день рождения, который я решил отметить в шашлычной на Корфовском.

Корфовский – небольшой поселок по дороге в Приморье, километрах в 10 от черты города. Знаменит своим карьером, где добывается камень, как никакой другой подходящий для приготовления бетона, а так же своими чистейшими водами, добываемыми из-под земли. Эта вода используется для приготовления водки, которая считалась очень чистой, и любой проезжающий мимо Корфовского мог набрать канистру-другую этой чистейшей воды.  А последние годы поселок стал иметь успех и у любителей поесть вкусные шашлыки. Там открыл шашлычную какой-то мужчина с Кавказа, и сразу завоевал любовь гурманов, приготовляя вкусные шашлыки. Я неоднократно бывал в этой шашлычной, которая постепенно расширялась, было сделано несколько беседок, где в летние месяцы всегда сидели люди.  Я обязательно там останавливался, если мне доводилось ехать в командировки на машине мимо Корфовского.

Однажды я ездил на своей машине в район имени Лазо вместе со специалистом краевой лицензионной комиссии Надеждой Сотворенной. Работали в районе плотно, побывали и в больнице, и в лагерях труда и отдыха, которые в советское время назывались пионерскими лагерями. На обратном пути Надежда посетовала, что не успеет к приходу дочери с учебы  приготовить ужин. Я посоветовал купить шашлыки на Корфовском. Так мы и поступили.  Когда подъезжали к коттеджу в Матвеевке, догнали дочь Надежды, возвращающуюся из Высшей школы милиции.  Меня, как водится, не отпустили, и пока Надежда на скорую руку жарила картошку к шашлыкам, мы с её дочерью нашли темы для разговора.  Потом, когда дочь ушла, мать сказала, что удивлена разговорчивостью дочери, обычно та очень неохотно вступала в разговоры с незнакомыми людьми.

Наша семья примерно  раза три за лето выезжала на озеро около поселка Хор купаться, так как вода в Амуре была очень грязной за счет сброса в соседнем Китае промышленных отходов, в том числе химического комбината. Мы  проводили на озере целый день, купались в прозрачной воде, загорали,  и на обратном пути ужинала шашлыками на Корфовском.  Вот туда я и решил повести своих друзей.

Машина у меня еще была, я собрался лишь на следующий день отдать её своему покупателю, так мы с ним договорились.  Поэтому назначил встречу друзьям недалеко от здания, где размещалось в ту пору министерство здравоохранения. Приехал на машине к назначенному сроку и стал ждать. Первым подошел Олег, у которого уже давно закончился рабочий день. И не успели мы с ним поговорить, как подошли женщины.  Я прошу прощения и у них, что буду дальше называть их только по имени, именно так  мы и называли друг друга, только они называли меня уважительно Константиныч, так как я был старше всех по возрасту.  Все уселись в машину, и мы тронулись в путь.

В пятницу в министерстве укороченный на час рабочий день, поэтому мы не попали в часы пик, когда многие горожане уезжают на свои дачные участки, чтобы в субботу-воскресенье на них работать. Погода была солнечная, теплая, какая обычно и бывает в последние дни июня. Так что желающих поработать и отдохнуть должно быть много, так что я старался побыстрее выбраться из города.  И благодарил губернатора Ишаева, что тот сделал дорогу вдоль берега Уссури в сторону Красной Речки и на шоссе до Владивостока. Раньше лишь по улице Краснореченской можно было выехать за город на юг, где были многочисленные дачные участки на склонах сопок Хехцира, и в часы пик на Краснореченский стояли огромные пробки. 

И вот мимо промелькнул мой дом на улице Шевчука, Затон,  судостроительный завод, остался в стороне завод «Амуркабель», потом мы выехали на развилку, где сходились Краснореченское шоссе,  дорога через Второй Хабаровск и та, по которой ехали мы. Сейчас эта дорога носит  название в честь одного из мэров Хабаровска Павла Леонтьевича Морозова, который много сделал для города. Сбавив скорость, я проехал мимо поста ГАИ на 9-м километре,  мимо домов небольшого поселка и дач устремился в сторону сопки Двух братьев, которая видна из города. Промелькнули большие буквы ХАБАРОВСК на въезде в город со стороны Приморья, и машина покатила по загороднему шоссе, и буквально минут через десять мы подъехали к шашлычной. На наше счастье, самая дальняя беседка была свободна, и мы её заняли, припарковав машину рядом. Это было немаловажно, так как вино и фрукты я привез с собой.

Расселись, я пошел заказать шашлыки с овощным салатом, и сказал, куда их надо принести.  Пока несколько минут мы ждали, успели открыть вино и коньяк, пригубили, закусив фруктами. В это время принесли шашлыки, и мы приступили к трапезе. В мой адрес было сказано немало теплых слов, все посетовали, что я уезжаю, так как годы совместной работы сблизили нас

Вспомнили, как тем же составом ездили в город Комсомольск-на-Амуре на выездную коллегию тогда еще департамента здравоохранения, как на обратном пути я не увидел небольшой трамплин, и моя «Тойота Кроун» на скорости за 120 км/час совершил прыжок, так что все, кроме меня, который держался за руль, ударились головами о подволок большого по размерам салона автомобиля представительского класса. Потом мы остановились на обочине и вкусно пообедали на багажнике автомобиля.  Валя, которая отвечала за продукты и спиртное, пошутила над Олегом.  Когда тот попросил достать коньяк, она сказала, что всю бутылку он выпил накануне, и огорчение на лице Олега было настолько выражено, что дамы рассмеялись, и Валя достала злополучную бутылку.  Была ранняя весна, вокруг лежал снег, но солнце уже было весеннее, и мы никуда не торопились. Знали, что к вечеру все равно приедем в Хабаровск, так что можно постоять на весеннем солнышке, чтобы лицо получило первый весенний загар.

На этот раз и коньяк стоял на месте, а жаркие лучи летнего солнца не светили нам в глаза под навесом беседки. Мы уже вели светскую беседу, когда к нашей беседке подъехала машина, и мы увидел рядом с водителей лицо министра здравоохранения края Савковой. Несколько лет назад бывшая преподаватель Хабаровского медицинского института, провизор по специальности, была назначена губернатором Ишаевым на должность директора департамента здравоохранения. И через несколько дней предложила мне и еще одному заместителю Владимиру Гавриловичу Дьяченко уволиться по собственному желанию. Она получила от губернатора карт-бланш на реформу своего учреждения, которое вскоре стало именоваться министерством. И самые опытные из старых кадров, к тому же не ставшие заглядывать в рот начальнику, ей были не нужны.  Но о «реформах» в Хабаровском здравоохранении лучше всего написано в общероссийской  «Медицинской газете», которая неоднократно публиковала критические статьи про нового министра.  Забегая вперед, скажу, что Савкова лишилась своего поста, потому что вся медицинская общественность не могла мириться, что ими управляет некомпетентный человек.  Но дров Савкова успела наломать немало. А пока она, увидев сидевших в беседке своих подчиненных с опальным Щербаковым, что-то сказал мужу, и они уехали.

Но это нисколько не испортило нам аппетит и настроение, наоборот, позабавило.  Не думаю, что Савкова не знала, что я скоро уезжаю, об этом говорили все в министерстве. Была бы умней, вышла бы из машины, пожелала бы хорошей дороги, тем более что я немало работал в органе управления здравоохранением края, и сделал что-то полезное.  Вообще после развала СССР  в стране стало очень мало человеческих  отношений между людьми, мы  стали похожи на заграницу, где человек человеку враг, конкурент, а не товарищ, как было в СССР.  Когда около года назад в Москве от онкологии умер бывший многолетний руководитель здравоохранения края, ставший первым заместителем министра здравоохранения Российской Федерации,  профессор, академик Вялков Анатолий Иванович, ни в одной газете края  не было некролога.  Обидно, что забывают людей, которые приносили пользу краю.

Как и во время возвращения из Комсомольска в Хабаровск, мы никуда не торопились. Все домочадцы моих друзей были предупреждены, что они вернутся поздно, поэтому мы еще добавили по порции вкусных шашлыков, допили алкогольные напитки (я не пил, за рулем, ограничивался соком), доели фрукты, и лишь потом двинулись домой.  Остановились ненадолго у небольшой стеллы со слова ХАБАРОВСК, где Олег сфотографировал меня с дамами.  Именно эта фотография на заставке к этому рассказу. Потом я  развез всех по домам. Олега в район Большой, Людмилу высадил на улице Ким-Ючена, а Валю последней, на улице Калинина, недалеко от перекрестка с улицей Ленина. Потом заехал на квартиру сына Саши, где меня поздравили он, невестка Таня и внук Валера. И после этого, довольный проведенным днем, я вернулся в свою квартиру, которая была уже не моя. В неё должна была перебраться семья Саши. 

Вот так прошел мой последний день рождения в Хабаровске. Жалко было покидать город и край, где я родился, учился, состоялся как специалист и человек. Много теплых воспоминаний осталось у меня об этом городе, о днях, проведенных в нем и его окрестностях, и празднование дня рождения вместе с коллегами и друзьями из их числа.


Рецензии