Лирический герой в произведения М. Ю. Лермонтова

В стихотворных произведениях М.Ю. Лермонтова, как и у других поэтов, образ лирического героя занимает ведущую позицию, благодаря которому поэту удается оценивать и описывать происходящее, а также через этого героя выражать, своё отношение к той или иной ситуации, к персонажам, к предметам, к обстановке и т.д.

Лирический герой Лермонтова – герой романтический. Поэтому практически во всех произведениях поэта присутствуют темы присущие романтизму: одиночество, борьба, трагичность любви, отчаяние и мечтательность.А также сам лирический герой наделен отличительными чертами романтика – он и скиталец, и поэт, и мятежник, и влюбленный.

Каждое из этих романтических начал лирического героя Лермонтова раскрывается в творчестве поэта по отдельности, но вместе собранные, они создают полный, довершенный и неповторимый образ лермонтовского героя романтика.

Тема неразделенной и несчастной любви занимает главное место в творчестве поэта, а также в формировании образа лермонтовского героя.
В любви героя постоянно появляются препятствия, мешающие ему насладиться счастьем и разделить любовь со своей возлюбленной.

Трагичность любви лермонтовского  героя видим на примере отрывка из стихотворения «Нищий»:

«Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!»

Любовь, надежды и мечты героя были обмануты любимой женщиной, отчего он чувствует непреодолимую тоску и «окутывающую» его печаль, которые настолько сильны, что герой не в силах сдерживать их у себя в душе, и проливает «горькие слезы» отверженного влюбленного.

Тема одиночества, отчаяния и грусти занимают второе место в произведениях Лермонтова и в создании образа лирического героя.
Герой творчества поэта очень часто выступает, как одинокий и никем не понятый человек, что дополняет его образ, добавляя к неразделенной любви еще и трагичность, и мрачность почти всего окружающего.
Тема одиночества лермонтовского героя присутствует во многих его стихотворных произведениях, однако особенно сильно отслеживается отчужденность, одиночество и тоска в стихотворении «И скучно, и грустно»,  мы видим это на отрывке из стихотворения:
«И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…»

Здесь мы видим сильную тоску лирического героя, его страдания от того, что он одинок и от того, что ему «некому даже руку подать», когда это так необходимо.
Эта тоска, печаль, грусть дополняют трагичный образ лермонтовского героя.

Тема борьбы в творчестве Лермонтова также участвует в создании образа лирического героя, но здесь можно сказать, что она не трагична и несчастна,
а  наоборот является одной из важных составляющих, которые определяют целеустремленную и волевую личность. Борьба с установленными порядками, с самим собой, борьба за любовь – является самой  сущностью романтической натуры лермонтовского героя. Тема борьбы присутствует в стихотворении «Парус», где внутреннее состояние борьбы лирического героя сравнивается со стихией и одиноким парусником:

«Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой».

Все  выше представленные темы, формирующие романтизм и образ лирического героя, отражали глубокую тоску, одиночество и трагичность судьбы лермонтовского героя, однако еще одной важной составной является нежная, «тонкая» душа героя, способная  чувствовать «высокое» и прекрасное, что мы видим на примере отрывка из стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»:

«Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка…
…Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога».
 
Лирический герой в творчестве М. Ю. Лермонтова – человек одинокий, страдающий от тоски и безразличия по отношению к нему большинства людей.
Это трагическое ощущение одиночества лишает его любви, радости жизни и даже всё окружающее по большей части враждебно и неприятно герою. Одной отрадой является его свободолюбивые намерения, которые постоянно идут бок о бок с темой борьбы в творчестве Лермонтова,  и также любовь к русской природе, её величию и неповторимости, делающие героя хоть на мгновение, но счастливым в его трагичной и несчастной жизни.


Рецензии