1990-02-18 Собственность и социализм. Заметки соис
В.И.ЛЕНИН
Народная мудрость гласит: "Обжегшись на молоке - дуют на воду". На языке материалистической диалектики эта мысль сформулирована в утверждении о подчинении общественного сознания и процесса общественно-исторического развития закону ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ.
Нет ничего удивительного, поэтому, в том, что сегодняшняя жизнь нашего общества и всего некапиталистического мира характеризуется массовым неверием в возможность адекватного, правильного познания объективных законов развития общества, массовым увлечением всякого рода гороскопами, "гаданиями на кофейной гуще", смещением акцента на духовные, нравственные начала человека и общества и преклонением перед достижениями буржуазной социал-демократии. И стоит за всем этим, якобы, полная практическая несостоятельность идеологии марксизма-ленинизма, социалистических принципов и идеалов, как попытки научного осмысления общественного развития и методологии построения общества всеобщего разума, справедливости и благополучия.
И нет ничего удивительного в том, что и в проекте закона о собственности и в выступлениях многих народных депутатов содержатся утверждения о плюрализме форм социалистической собственности, о признании их одинаковой социалистичности и о целесообразности их соревнования в рамках "демократического гуманного социализма".
Бесспорно, что жизнь, время расставят все на свои места. Свершатся новые отрицания сегодняшних "бесспорных" истин. Но нужно ли для этого ждать 10-30-50 лет? Не попытаться ли сделать это уже теперь?
Среди всей совокупности производственных отношений отношения собственности справедливо признаются базисными, определяющими. С юридической точки зрения они определяются отношениями владения, пользования и распоряжения средствами производства. Функционируя в обществе, как совокупности взаимодействующих индивидов, эти отношения не могут рассматриваться вне индивида, отдельной личности. Ведь при всем многообразии форм коллективного труда конечным, так сказать, элементарным, более неделимым субъектом трудовой деятельности является человек, индивид, обладающий индивидуальным сознанием, способностью к целенаправленной деятельности с использованием средств производства. С этой точки зрения, с точки зрения материалистической диалектики всеобщего и единичного, целого и части, во всяком обществе, всякой общественной формации существует общественная собственность на средства производства, как совокупная собственность всех членов общества (например, собственность государства CШA -собственность всех его граждан, предприятий и учреждений), собственность коллективная (корпоративная) и собственность индивидуальная. С этой точки зрения бессмысленно говорить о любой коллективной форме собственности на средства производства, не подразумевая при этом, что каждый член коллектива должен быть собственником своей, вполне определенной и конкретной ДОЛИ коллективной собственности. Ненаучно и бесперспективно, поэтому, говорить, например, о колхозной или о кооперативной собственности, не определяя при этом каждому члену колхоза или кооператива его конкретной и определенной доли этой коллективной собственности. НЕНАУЧНО И БЕСПЕРСПЕКТИВНО, поэтому, говорить и о земле, как всенародном достоянии, до тех пор, пока каждый гектар, каждый квадратный метр ее не обретет своего собственника в лице местного Совета самого низшего уровня, подконтрольного жителям данной территории и формирующего, и расходующего свой бюджет от использования своей территории. Причем, каждый член Совета будет получать свою долю, свой процент от прибыли Совета. Ненаучно и бесперспективно строить систему общественной собственности на средства производства, не доводя ее до каждого конкретного человека на каждом рабочем месте. Всякая коллективная форма собственности, общественная собственность должны базироваться, должны выводиться из индивидуальной собственности.
Именно в непонимании, хоть и обусловленном исторически, этой закономерности кроются, на наш взгляд, корни всех негативных моментов и всех неудач нашей семидесятилетней истории. Справедливости ради, надо сказать, что В.И.Ленину оказалось достаточно первых 3-х, 5-ти лет опыта и ошибок, чтобы пересмотреть его точку зрения на социализм. Однако, тех немногочисленных и не столь фундаментальных и обширных его работ, которые обычно называют политическим завещанием, оказалось недостаточно для тех, кто не обладал столь могучим и гибким умом. У нынешнего поколения субъектов исторического процесса значительно больше опыта и знаний, больше оснований оказаться достойными веры и надежды великих мыслителей и учителей.
Историческая и политэкономическая науки дают нам множество различных названий форм собственности: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая, помещичья, церковно-монастырская, колхозно-кооперативная, частная, государственная, общественная и др. Однако, до сих пор нет четких, однозначных ответов на вопросы: "Что такое частная собственность на средства производства? Что такое общественная собственность? Допустима ли частная собственность при социализме? Можно ли говорить и в каком смысле о собственности феодальной, капиталистической, социалистической?"
На наш взгляд, сущность частной собственности на средства производства выражается ухе в самом ее названии. ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА ХАРАКТЕРИЗУЕТ ТАКОЕ СОСТОЯНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ ВСЕГО ОБЩЕСТВА МЕЖДУ ЕГО ЧЛЕНАМИ, ПРИ КОТОРОМ СОБСТВЕННИКАМИ ВСЕХ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА ОБЩЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬ ЕГО ЧЛЕНОВ, причем, каждый из членов этой части является собственником своей индивидуальной доли собственности общества.
ОБЩЕСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА (в смысле противопоставления частной) ХАРАКТЕРИЗУЕТ ТАКОЕ СОСТОЯНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ ВСЕГО ОБЩЕСТВА МЕЖДУ ЕГО ЧЛЕНАМИ, ПРИ КОТОРОМ СОБСТВЕННИКАМИ ВСЕХ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА ОБЩЕСТВА СТАНУТ ЧЕРЕЗ СВОЮ КОНКРЕТНУЮ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ДОЛЮ ВСЕ РАБОТАЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ОБЩЕСТВА, причем, величина этой индивидуальной доли должна соответствовать количеству и качеству продуктов труда каждого индивида.
Именно поэтому все формы собственности, кроме первобытнообщинной и подлинно общественной, являются частными. Именно поэтому существующая в нашей стране и других "социалистических" странах собственность не является общественной по сути.
В зависимости от того, в какой степени частная собственность распространяется не только на средства производства, но и собственно, на человека, его жизнь, тело, рабочую силу, она исторически разделяется на рабовладельческую, феодальную, капиталистическую.
В рабовладельческой формации право собственности распространялось и на саму жизнь человека, раба. В феодальной формации собственник имел право, на тело (например, право первой ночи), на потомков своего крестьянина, на его труд, но не его жизнь. В капиталистической формации право собственности распространяется только на рабочую силу наемного работника. Каждой из этих форм собственности соответствуют производные формы распределения, нормы права и другие элементы общественной надстройки. И в этом смысле каждое из этих названий имеет право на существование, также, как и социалистическая собственность, определяющая социалистический тип общественной формации.
В историческом аспекте важно отметить также следующие две совершенно определенные тенденции.
Во-первых, начиная с рабовладельческой и кончая капиталистической формацией непрерывно возрастало число субъектов собственности в общем числе членов общества (уверен, что специальный анализ историков подтвердит эту гипотезу). Современная капиталистическая действительность также свидетельствует о развитии этой тенденции. На ней основаны, в частности, успехи рейганомики в CШA и политики консерваторов в Великобритании по продаже в частные руки крупных государственных компаний, муниципальных домов. Растет число мелких и крупных фирм и т.д.
Во-вторых, имеет место непрерывная гуманизация методов распределения собственности общества по индивидуальным владельцам, все большее приближение этих методов к распределению собственности по количеству и качеству продуктов труда собственников. Если при рабовладении имела место грубая военная сила, захват чужих территорий, чужой собственности, посягательство на жизнь человека, то при феодализме варварства при распределении собственности стало меньше, жизнь человека была выведена из права собственности. Собственность стала чаще выделяться в знак расположения монархов, в качестве подарков за заслуги, передаваться по наследству. При капитализме все большую роль стали играть предприимчивость, личные качества, хотя значение начального капитала, случая и даже прямого преступления все еще очень велико.
Социалистическое общество должно было бы развить эти тенденции, однако, по понятным теперь причинам, этого не произошло. Закон отрицания отрицания, о котором уже говорилось, не позволил обществу перейти от капитализма к качественно (на основе большего количества) новому обществу - социализму (а не принципиально, во всем новому, отличающемуся) без длительного пути опыта и ошибок, без той высокой цены, которую человечество заплатило за этот новый опыт и свое новое, более глубокое знание. В нашем обществе после ликвидации частной собственности индивидуальных собственников (за редчайшим исключением) не стало вовсе. Собственность стала ничья. Отсюда и отчуждение всех и вся от средств производства и продукта своего труда. Отсюда и гипертрофированная роль государственного аппарата распределения, гипертрофированная роль партии в обществе. В этом истоки духовного кризиса общества.
Государственная, колхозно-кооперативная собственность при отсутствии их конкретных субъектов, конкретных индивидуальных носителей стали неуклюжими пародиями на подлинно общественную собственность на средства производства. В этом смысле в нашем обществе собственность АНТИ-ЧАСТНАЯ, АНТИ-ОБЩЕСТВЕННАЯ, АНТИ-КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ. А общество в целом - АНТИ-КАПИТАЛИЗМ, а не какой-либо социализм.
Нам говорят, что в капиталистическом обществе кроме частной есть и государственная собственность, что не мешает им успешно развиваться. Но, во-первых, государственная собственность по объему у них значительно меньше, чем частная. Во-вторых, там есть, скорее, собственность министерства энергетики, собственность НАСА, собственность государственной компании, чем наша государственная собственность. А, в-третьих, мы же говорим о неиспользованных возможностях, неиспользованных резервах капитализма, его исторически преходящем характере. И мы знаем, что, в большинстве своем, производительность труда в государственном секторе ниже, чем в частном и поддерживается, главным образом, за счет общего состояния производительных сил, кадров и т.д.
На основании всех этих и многих других рассуждений, не нашедших здесь места, мы пришли (или можем прийти) к представлениям о социалистической общественной собственности, в которых, на наш взгляд, значительно больше научности, истинности, гуманизма и общечеловеческого смысла, чем во многих других. И сводятся они к следующему.
1. Социалистическая общественная собственность на средства производства означает такое распределение собственности общества, при котором каждый трудящийся член общества является собственником своей конкретной и вполне определенной доли этой общественной собственности. Чем меньше будет в обществе, в государстве собственности, не имеющей своего конкретного субъекта - человека, тем больше будет в этом обществе социалистичности. То же самое относится и к любой коллективной форме собственности, собственности общественных организаций и т.д. Именно такой подход обеспечит экономическую основу под любой деятельностью. Именно он позволит в дальнейшем прийти и к отмиранию государства, как такового.
2. Эта конкретная и вполне определенная для каждого трудящегося доля должна соответствовать количеству и качеству его труда, количеству и качеству результатов его труда. Для достижения этого необходимо, чтобы каждый человек являлся собственником только тех средств производства, с которыми непосредственно связана его трудовая деятельность. Недопустимо право собственности на других предприятиях, на других территориях и т.п. Для этого необходимо, чтобы каждое предприятие, учреждение, организация были собственниками своей доли средств производства. Например, министерство - собственник своего здания, своих оргтехсредств, транспорта и т.п., но не заводов, фабрик, институтов и т.п.
Для этого необходимо, чтобы собственность каждого хозрасчетного предприятия, организации, учреждения РАСПРЕДЕЛЯЛАСЬ (а не покупалась, бралась в аренду) между всеми членами коллектива ОБЪЕКТИВНО, по результатам труда, ПО ТРУДОВОМУ ВКЛАДУ, ПРИ НЕПОСРЕДСТВЕННОМ УЧАСТИИ КАЖДОГО ЧЛЕНА КОЛЛЕКТИВА ПУТЕМ ЛИЧНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КАЖДОГО НА ВСЕХ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ПОДСЧЕТА СРЕДНЕАРИФМЕТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ЭТИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ ДЛЯ КАЖДОГО ЧЛЕНА КОЛЛЕКТИВА.
3. Такое распределение собственности не является самоцелью, а является основой для реформы заработной платы при социализме. В соответствии с этим заработная плата каждого работника должна определяться, как процент от прибыли коллектива, идущей на потребление, соответствующий проценту собственности, приходящейся этому члену коллектива. Именно такое распределение собственности и потребляемой части прибыли станет самым объективным, самим справедливым способом распределения, исключающим эксплуатацию человека человеком. Именно такое распределение собственности и прибыли станет материальной основой для становления и функционирования СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ВСЕОБЩЕГО рынка спроса и предложение. Именно такое распределение собственности и прибыли станет мощнейшим стимулом и для всякой бережливости, и для всякой рационализации, и для эффективной расстановки кадров. Ибо каждый сбереженный для коллектива болт есть увеличение номинала ТВОЕЙ ДОЛИ СОБСТВЕННОСТИ (а не только абстрактного всенародного достояния), а это, при постоянной норме прибыли, автоматическое увеличение ТВОЕЙ ДОЛИ ДОХОДА. Ибо каждое твое движение, приводящее к увеличению прибыли коллектива это автоматическое, самое безотказное, по кратчайшему пути увеличение твоего дохода. Ибо каждое, в том числе и добровольное, "понижение" любого работника, занимающего "не свое" место, на одну ступеньку приведет к более эффективной работе коллектива и к увеличению дохода и всех остальных и этого работника тоже. (Уверен, что хороший математик, специалист по системам мог бы показать это даже в цифрах.)
4. Закон о социалистической собственности должен гарантировать каждому человеку право на минимальный (начальный) размер собственности на каждом предприятии, учреждении, организации, на которые он обратится с предложением об устройстве на работу. Этот минимальный размер собственности должен соответствовать и обеспечивать при имеющейся норме прибыли минимальный уровень заработной платы, установленный в регионе или стране. Такой порядок будет лучшей гарантией права на труд для каждого человека, гарантией от безработицы, обеспечением минимума социальных благ.
Вместе с тем и интересы коллектива не будут значительно ущемлены, т.к. любому здравомыслящему человеку, способному нормально и прибыльно трудиться, например, инженером на заводе за зарплату в 700 рублей не придет в голову идти уборщиком в министерство на минимальную зарплату в 400 рублей.
5. Перераспределение собственности между членами коллектива может происходить регулярно, например, раз в месяц, или реже, по предложению любого члена коллектива, при увольнении работников и приеме новых.
6. При увольнении работника его собственность ему не передается и деньгами не выплачивается, а перераспределяется между оставшимися членами трудового коллектива. При поступлении на работу имеющиеся у человека денежные средства никак не влияют на размер выделяемой ему доли собственности. На него влияет только размер прибыли, который ожидается в связи с приходом нового члена коллектива.
7. Социалистическая общественная собственность на средства производства должна предусматривать право каждого работника на выделение его доли собственности из собственности коллектива, если таковое представляется физически возможным. Например, водитель автомобиля автотранспортного предприятия по своему желанию может стать собственником конкретно своего автомобиля, самостоятельно владея, пользуясь и распоряжаясь им по своему усмотрению, при условии обеспечения поступлений от прибыли в фонд коллектива, соответствующих принятым в этом коллективе значениям. То же самое должно иметь место и для рабочего - станочника, и для конструктора и т.д. Если же выделение конкретной доли собственности технически невозможно (работа на доменной печи, прокатном стане, сборочном конвейере и т. п.), то, являясь собственником своей доли коллективной собственности, каждый работник осуществляет свои права собственника посредством личного участия в распределении собственности, а значит, и зарплаты, в принятии хозяйственных решений, в выборе своих руководителей.
8. Социалистическая общественная собственность должна обеспечивать право каждого из ее индивидуальных субъектов на самостоятельное владение, пользование и распоряжение, на установление по своему усмотрению различных отношений и связей, на добровольное формирование различных производственных структур. Такое положение обеспечит максимальную гибкость, саморегулируемость, адаптацию производства к изменяющимся условиям.
Перечисленные признаки социалистической общественной собственности на средства производства являются на наш взгляд совершенно необходимыми. Конечно, они не исчерпывают всех социалистических производственных отношений. Социализм это также основанные на социалистической собственности всеобщий социалистический рынок спроса и предложения, социалистическое планирование каждого работника на своем рабочем месте, социалистическое ценообразование в условиях всеобщего рынка спроса и предложения, социалистическое распределение, при котором каждый человек сам решает, что и сколько потреблять на честно заработанные деньги.
Нет сомнения в том, что, как и весь объективный мир, эти закономерности познаваемы, что человечество рано или поздно познает их, что вековая мечта человечества о построении разумного, справедливого общества осуществится. Гарантией тому является сам факт существования человечества, как средства самопознания, саморазвития, самодвижения материи.
В.Н. Сафончик
18 февраля 1990 года.
Свидетельство о публикации №219021800635