101 Вызов Пожарные Истории 14й

Случается, что живёт человек, живёт, и уверен он, что знает достаточно и удивить его уже нечем, а иногда — да и узнает такое, что заставит его сидеть с отвисшей челюстью и выпученными глазами.

«Вот это да! Никогда бы не подумал!» — думаешь в такие моменты. Уверен, что такое бывало с каждым. Ведь в мире множество такого, что заставит удивиться даже самого искушенного.
 
Век живи – век учись! Опыт и знание — вот что важно для любого пожарного, и уж тем более — для начальника пожарного караула. Ответственность за жизнь и здоровье парней из дежурного караула, выполнение поручений начальника части, руководство по ведению боевых действий личным составом на пожарах, передача информации диспетчеру, ведение документации… И это далеко не все обязанности, возложенные на крепкие плечи начальника караула пожарного подразделения. Безусловно, возглавить караул может только компетентный человек, ведь от его решений зависит жизнь людей, да и самих пожарных тоже.

   Середина осени выдалась дождливой и пасмурной. Жёлтая листва шуршала под ногами, падала и падала, разукрашивая московские улочки и переулки в красно-жёлтые цвета. Солнце теперь редко показывалось из-за серых, словно залитых свинцом, а потому кажущихся тяжёлыми туч.
 
Дождь моросил уже третий день. Пожарные сгребали листья в кучу, а потом выносили их на носилках в специально привезенный контейнер. Будто бесконечно сыплющаяся с деревьев, листва успела уже порядком надоесть. Она липла к асфальту перед пожарно-спасательной частью.

Сигнал тревоги, как всегда и бывает, завыл неожиданно. На выезд первый ход. Парни с отделения автоцистерны быстро натянули боевую одежду, подхватили снаряжение, попрыгали в большую красно-белую машину и пулей выехали за шлагбаум КПП пожарной части.

По заявке: человек провалился в подземный коллектор. Пожарные прибыли первыми, до скорой и спасателей. На месте их уже встречали двое в жилетах дорожных рабочих. Они замахали руками и что-то прокричали пожарным.

— Здравствуйте, что случилось? — выпрыгнув из машины, спросил у них начальник караула.

— Да там два человека внутрь люка упали, — подбежав к нему, с сильным среднеазиатским акцентом затараторил один из рабочих.

Трое пожарных пошли за ним. Ремонтник привёл их к открытому люку подземного коллектора, указал вниз и вновь затараторил:
 
— Вот там они, двое их там. Сначало один полез, упал, мы подумали, плохо ему стало, полез второй, тоже упал. Я смотрел, смотрел, думаю, что-то там плохое, позвонил 112.
Я ему кричал, сказал: «Вставай, Анзур …» Это брат мой… А он не отвечает, его там дёргало, может, без сознания упал…

Он плакал.

— Куда ж вы полезли, без измерения концентрации отравляющих веществ,  — с упреком посмотрел на трясущегося рабочего начальник караула Борис, пока парни готовили оборудование.
 
Под причитания рабочего пожарные подошли к открытому коллектору. Борис посветил фонариком в мрак колодца. Там, на дне бетонного настила, неподвижно лежали двое.

— Так, Димон, газоанализатор сюда, пулей! — отдал начальник караула указания водителю. — Руслан, мы с тобой лезем вниз, с собой средства связи, три верёвки, рабочую проверку произвести. Тарас, ты останешься сверху.

Пожарные включились в дыхательные аппараты, захватили оборудование и спустились по ржавой, приваренной к стене лестнице на дно коллектора. Оказавшись рядом с лежащими, проверили, есть ли пульс. 

Начальник караула зажал клавишу на радиостанции:

Передал информацию о погибших  диспетчеру,  запросил сотрудников полиции и две скорые. Борис вытряхнул из чехла верёвку и принялся вязать двойную спасательную петлю.

Пока начальник караула передавал информацию, пожарный Руслан извлёк из чехла веревку и, связав двойную спасательную петлю, надел её на одного из мужчин. Борис сделал то же самое и начал переворачивать второго рабочего с живота на спину. Первый уже лежал на спине, на него Руслан и надел спасательную петлю.
 
Пожарный Тарас оставался наверху, как и водитель Димка. С помощью приехавших спасателей они аккуратно подняли первого рабочего.

— Иди отсюда с сигаретой, — отогнал одного из рабочих водитель пожарных, — хочешь, чтобы рвануло ещё?

Прежде чем лезть в коллектор, нужно измерить концентрацию отравляющих биогазов. Они убивают человека за несколько мгновений, а ещё чрезвычайно взрывоопасны. Когда в подземных коммуникациях тот же углекислый газ, обычно безвреден, вместе с другими газами в замкнутом пространстве коллектора он вытесняет кислород, и задохнуться легче легкого.
 
Да и вообще любые подземные коллекторы, не важно, какого типа и какого назначения, таят множество опасностей. Биологическое заражение, например: в коллекторах обитают вирус  Рота, полиомиелит, бактериальная дизентерия, туберкулез и другие, менее известные заразы.


Но особенно опасны химические свойства некоторых биогазов. Два самых опасных биогаза и при этом чаще всего встречающихся в коллекторах больших городов — метан и сероводород. Если вы не прогуливали в школе химию, то знаете, что метан (CH4) легче воздуха, бесцветный, ничем не пахнущий. Когда его используют в быту и в промышленности, добавляют так называемый одора;нт —вещество с запахом газа, каким мы его знаем.

Метан весьма горюч, легко воспламеняется, чрезвычайно взрывоопасен: если его концентрация высока, то он воспламенится от статической искры. Вас наверняка било «током» от прикосновения к человеку, вещи или пушистому любимцу? Такого разряда хватит, чтобы вызвать взрыв при опасной концентрации метана в замкнутом пространстве. Как и углекислый газ, токсического эффекта на организм человека не оказывает, но в замкнутом пространстве вызывает кислородное голодание, от которого человек будет чувствовать слабость, усталость, головную боль, резь в глазах. Этот газ заменяет кислород и может вызвать удушье.

А вот:

(H2S) Сероводород — бесцветный газ, но его легко узнать по запаху: в малых, нетоксичных концентрациях пахнет тухлыми яйцами или испорченным мясом. Ядовит, при сильных концентрациях обжигает слизистую. Тогда жертва уже не чувствует его запах. Один-два вдоха — и вы уже без сознания. Если немедленно не извлечь пострадавшего из зоны действия газа – летальный исход неизбежен. При концентрации чуть превышающей токсичную он взрывается, почти также легко, как и метан.

Так что даже голову совать в коллекторы нельзя! Не говоря уж о том, чтобы кинуть в люк окурок или спичку.  Каждый должен знать, что если человек упал в люк и не подаёт признаков жизни, ни в коем случае нельзя помогать ему самостоятельно. Сразу вызывайте спасателей!

Перед тем как залезть на дно колодца, рабочие должны измерить концентрацию отравляющих веществ специальными газоанализаторами, если нужно — проветрить коллектор или использовать изолирующий дыхательный аппарат. Но они этого не сделали и поплатились за бесшабашность. Когда они приехали на место ремонтных работ и открыли люк, один сразу полез внутрь коллектора. Оказавшись на дне, где от сильной примеси ядовитых веществ кислород попросту отсутствует, рабочий потерял сознание сразу после второго вдоха. Отравляющие вещества мгновенно подействовали на нервную систему и мозг: наступил паралич. Если в такой ситуации сразу не извлечь пострадавшего, его ждёт смерть... После того, как один из рабочих упал, его коллега, друг и земляк поспешил на помощь, но как только оказался на дне коллектора, сам свалился рядом с товарищем. И лишь третий понял, что что-то не так, и догадался позвонить в службу спасения.


Достав из колодца второго рабочего, огнеборцы передали погибших врачам скорой помощи и полицейским, а сами собрали оборудование и уехали в родную часть, где их ждала уборка территории пожарного подразделения. В эти сутки парни много работали на загоревшихся почти сразу после полуночи складах, но это уже другая история.

В жизни просто необходимо знать о таких вещах, которые элементарно просты, но почему-то многими неизвестны. Помню, в детстве в нашем дворе стояла котельная с двумя огромными резервуарами с кипятком. На её территории был большой технический узел подземных коммуникаций из нескольких соединенных коллекторов. Там всегда было жарко. И дворовая ребятня, а среди них и я, ныряли в эти коллекторы без оглядки, играя в «войнушку» или в «казаков-разбойников». А порой просто забирались туда, сидели как будто в подземном бункере. Мы были детьми и не знали, что рискуем жизнью.
 
Буду стараться в своих историях рассказывать Вам, мои дорогие читатели, о некоторых вещах и явлениях, которые почему-то известны немногим, однако же они имеют место быть — и иногда смертельно опасны.


© Кирилл Павлухин


Рецензии