Против А. Дугина

         Александр Гельевич Дугин (род. 1962г. ) — кандидат философских наук, доктор политических наук, доктор социологических наук, профессор, лидер Международного Евразийского движения. Почётный профессор Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилёва и Тегеранского университета. Приглашённый профессор Южного федерального университета.
         Он также является автором работы «Четвёртая политическая теория», изданной в 2009 году. В ней он написал: «Четвертая политическая теория не может быть дана нам сама собой. Она может возникнуть, а может и не возникнуть». [1,c.3]
         То есть А.Г. Дугин является автором книги «Четвёртая политическая теория», но не является основоположником этой новой теории. Это значит, что в 2009 году новой или «четвёртой» политической теории не было.
        «Для нашей страны,- пишет Дугин,- Четвертая политическая теория имеет, помимо всего прочего, и огромное практическое значение». «Либеральная идеология в 1990-е годы была почти полностью отторгнута населением. Поэтому, чтобы заполнить вакуум, России нужна новая политическая идея. Либерализм не подходит, а коммунизм и фашизм неприемлемы. Следовательно, нам нужна Четвертая политическая теория». [1,c.1]
         Как можно видеть, А.Дугин смешивает понятия «идеология» и «политическая теория». Получается, что это синонимы. Говоря «политическая теория», мы подразумеваем «идеология».
         По мнению А.Дугина, «основными идеологиями ХХ века были:
• либерализм (правый и левый),
• коммунизм (включая как марксизм, так и социализм и социал-демократию),
• фашизм (включая национал-социализм и иные разновидности «третьего пути»— национал-синдикализм Франко, «хустисиализм» Перона, режим Салазара и т. д.). [1,c.2]
         Не так давно, 11.02.2019 помощник Президента РФ В.В.Путина и по совместительству идеолог Владислав Сурков, разместив в «Независимой Газете» статью: «Долгое государство Путина», тем самым объявил о появлении новой идеологии или «четвертой политической теории» -  путинизма.
         И вот после лёгких на подъём медийных журналистов, 14.02.2019 в спор вмешался представитель научного сообщества А.Дугин. В своей статье «Путин, «Сверх-Путин», или Чего нам ожидать после Путина»? он написал: «Сложив все соображения воедино, мы имеем следующую картину. Сурков и в его лице правящая элита начинает внедрять проект «вечного путинизма».
         Затем он перечисли то, что сделал в России основополжник путинизма В.Путин.
         «В 90-е годы власть в целом была антинародной. Путин эту формулу несколько изменил, взяв на вооружение патриотизм. Однако формы и институционализации этому патриотизму Путин не придал, основ государства, заложенных как раз в 90-е, не изменил, народное требование социальной справедливости проигнорировал».
         «Государственную идею он не утвердил, институционального выражения своему курсу не придал, новой государственной элиты не учредил, стратегического пути России не сформулировал».
         «Никакой особой политической модели он не создал; он лишь исправил самые чудовищные формы прозападной либеральной демократии, вопреки воли народа установленной в 90-е. То есть политически это все та же либеральная парадигма».
         «Сложившийся режим в глазах народа в целом намного лучше, чем был в 90-е (отсюда его легитимность), но однозначно хуже того, что требуется».
         «В будущем нам нужен не путинизм, который невозможен, а нечто намного более последовательное, могущественное, состоятельное и системное». [2]
         А 18.02.2019 в интернете появилась статья А.Г. Дугина «Мы взяли у капитализма худшее, Китай — лучшее». В ней он написал: «Китайская цивилизация использует всё, что попадает под руку, в своих интересах. Это и есть консервативная революция, это и есть Четвертая Политическая Теория». «То есть это капитализм с социальной ответственностью. Это этический капитализм. Это стратегия консервативной революции, а не либерализма или догматического коммунизма». [3]
         То есть, получается, что коммунистическая партия Китая (КПК) отказалась от марксистской идеологии или политической теории? И это без официального объявления широкой общественности?
         Теперь «в центре политического внимания современной китайской культуры — конфуцианский кодекс, соотношение конфуцианства и даосизма, стратегические принципы Сунь-цзы», а не марксизм с китайской спецификой, не маоизм. «Современный Китай — тот же самый вечный Китай, который пользуется элементами Модерна для укрепления собственного суверенитета». [3]
         Но вечный Китай, это как бы метафизический Китай, который не меняется при всех его диалектических трансформациях, что довольно антиномийно. Метафизическая глубина его как бы коренится в конфуцианстве, даосизме, учении Сунь-Цзы – древней культуре, которая отжила своё, мертва. Но она, тем не менее, жива, так как позволяет сохранить идентичность.
         В общем, парадокс на парадоксе. Ещё один парадокс состоит в том, что «четвёртую политическую теорию изобрели одновременно в Китае и Иране. Кто конкретно, не известно. Автора нет, слова народные.
         «Если,- пишет Дугин,- в Иране была проведена консервативная революция под эгидой исламского мировоззрения, жёстко и в оппозиции Модерну, то в Китае это провели более мягко, гибко». [3]
         Получается, что четвёртая политическая теория или идеология находится под эгидой ислама, магометанства – религиозной идеологии. Ничего нового. А если в идеологии нет ничего нового, она не является новой, «четвёртой».
         И вообще идеологий в ХХ веке было больше, чем три, так как анархокоммунизм ничем не походил на государственный коммунизм Маркса, на марксизм, а социал-демократия не только стояла в стороне от марксова государственного коммунизма, марксизма, но противостояла ему как ревизионизм.
         Короче, речь-то надо бы вести о новой политической теории, входящей вместе с новой экономической теорией в более общую теорию, обосновывающую новый социальный проект. Естественно, без новой философской теории или концепции более общая теория, концепция не получится. Так что за начало здесь нужно брать что-то иное, нежели бытие, или сознание.
         В общем, всё не так просто, как кажется.

Источники
1.Дугин А.Г. Четвёртая политическая теория. М.: изд-во Амфора, 2009, 352 с.
2. Дугин А.Г. «Путин, «Сверх-Путин», или Чего нам ожидать после Путина»? Электронный ресурс:
 http://rusvesna.su/news/1550081282
3 Дугин А.Г. «Мы взяли у капитализма худшее, Китай — лучшее». Электронный ресурс:
http://rusvesna.su/news/1550429258 .


Рецензии