1991-01-31 Вначале было слово
и нет истины, где нет любви".
А.С.Пушкин.
"Как?!"- взорвется гневом возмущённый читатель - "Опять слово?! Сколько можно слов?! Когда же, наконец, будет дело?!"
Действительно, чего-чего, а слов-то за последние годы у нас наговорено превеликое множество. Слов разных. Торжественно-лживых, как наркотический дурман проникающих в кровь и мозг и делающих подвластных им людей нелепо-умиленными, безвольно-равнодушными, надменно-циничными. Слов - откровений и слов - обещаний, слов, вселяющих сомнение, надежду, желание помочь. Слов - раскаяний, обвинений и угроз. Слов, вызывающих улыбку и даже инстинктивное движение руки к спусковому крючку. Слов, призывающих думать, семь раз отмерять, и слов, зовущих резать, душить, стрелять. Сколько их было - слов!
Но разве не столь же много было и дел?! Разве не стоит за каждым сказанным словом чей-то поступок или, наоборот, его отсутствие? Разве открыта вся правда и не перестала покрываться ложь? Разве не "принимаются все возможные меры" по исполнению обещаний и не реализуются угрозы? Разве не думаем, не отмеряем, не создаем условия и предпосылки, не разворачиваем и не боремся, не строим и не перестраиваем, не принимаем и не откладываем? И разве не льется кровь?
И разве не резонно спросить, сколько же можно дел?! И ведь говорят же, что хватит этой чехарды, хватит этого развала, не пора ли остановиться? Ведь при "застое" было лучше! И одного не могут понять, что ОСТАНОВИТЬСЯ человеку, человечеству, природе в принципе не дано! Человек, общество ОБРЕЧЕНЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, на действие, НА СОДЕЙСТВИЕ или ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ. Ибо даже кажущаяся бездеятельность, как неиспользование потенциальной возможности СОДЕЙСТВИЯ, есть, в конечном счете, РАЗНОВИДНОСТЬ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ!
А потому, несмотря на всеобщую усталость, апатию и неверие, ждет нашу страну бесконечная череда дел. И то, насколько результативными будут эти дела, насколько приблизят или отдалят они народ от долгожданного и заслуженного счастья, и благополучия, зависит прежде всего от того, КАКИЕ МЫСЛИ, ИДЕИ, СЛОВА будут предшествовать и сопутствовать этим делам!
Страна переживает тяжелейшее время. Кризис захватил все без исключения сферы деятельности общества. Это кризис экономики, кризис культуры, и кризис власти. Кризис продовольственный, межнациональный, здравоохранения, образования, духовности. Нет практически ни одной стороны жизни нашего народа, которая не оказалась бы на грани полного развала. Что же лежит в основе столь катастрофического положения дел? Действительно ли это имевшие место когда-то искажения, извращения изначально истинной и эффективной системы? Или дело в принципиальной неработоспособности самой марксистско-ленинской модели социализма? В чем причина губительного затягивания и "пробуксовывания" перестройки? В изъянах ее стратегии и тактики или в допущенных в ходе ее осуществления ошибках? И есть ли, наконец, надежда на успех?
Количество, всеобъемлющий характер всей массы проблем, порождающих подобные вопросы, приводят к непреклонному убеждению, что истинные ответы на них нельзя найти ограничиваясь рассмотрением только одной или нескольких сторон общественного процесса, будь то экономика или структура власти, национальные особенности или проблемы культуры. Правильные ответы на такие вопросы можно получить лишь на основе критического анализа и творческого развития самых глубинных и фундаментальных представлений о месте и роли человеческой цивилизации в развитии Вселенной, и, в первую очередь, на основе более истинного понимания, казалось бы, такого далекого от практических потребностей текущего момента ВОПРОСА О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, СМЫСЛЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
СМЫСЛ ЖИЗНИ.
Человечество приближается к началу третьего тысячелетия своей новой истории. Современная антропология определяет время существования человеческой цивилизации на кашей планете в 12 - 15 млн. лет. Возраст же собственно планеты Земля оценивается в 5 млрд. лет. И, наконец, возраст Вселенной составляет около 20 млрд. лет. Таким образом, доля, так сказать, "человеческого" периода существования Вселенной составляет ничтожную величину 0,07%.
Приходит в жизнь и уходит из нее каждый отдельный человек. Проходят чередой поколение за поколением. Расцветают и погибают различные цивилизации и империи. А мир вне человека, природа, Земля, Вселенная, материя были, есть и будут миллиарды и миллиарды лет до и после жизни человека, до и после (в случае гибели Земной цивилизации) жизни человечества.
Так разве может быть ограничен глобальный, наиболее общий смысл жизни человека и человечества чем-то, связанным с собственно самим человеком и человечеством, например, с удовлетворением его материальных и духовных потребностей, или с наиболее полным и всесторонним его развитием и т.п. Ведь в этом случае получалось бы, что человечество живет для самого себя, что смысл и цель его существования ограничена его собственным комфортным бытием. При этом смысл жизни человечества оказывается оторванным от всего предшествующего процесса эволюции и ее дальнейшего развития. Более того, одним из вариантов трансформации таких взглядов могут стать представления о том, что, собственно, сама природа, сама материя миллиарды лет развивалась для того, чтобы ее венец - человечество - было счастливо.
Может ли бить смыслом существования (появления, развития, исчезновения), например, дерева его БОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННОЕ или более качественное существование? То есть, обретение более пышной кроны, достижение наибольшей высоты, получение максимума питательных веществ. Или же смысл существования дерева - быть элементом экосистемы лес, одним из результатов и средств развития природы, материи?
Может ли быть смыслом существования камня его БОЛЕЕ КАМЕННОЕ существование в форме обретения большей прочности, определенного цвета и т.д.? Или же смысл существования камня быть результатом геологических процессов на планете и средством, вещественной базой для перехода материи в процессе ее развития из одной формы в другие?
Почему же иначе должно обстоять дело с человечеством?
Люди появились на Земле, конечно же, не случайно. Как не случайно было и то, что они появились в условиях достаточно развитой биосферы, после длительного развития различных классов и видов животных, в том числе и млекопитающих, то есть, НА ВПОЛНЕ ОПРЕДЕЛЕННОМ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ МАТЕРИИ. К этому времени материя прошла длительнейший и сложнейший путь своего развития, саморазвития. От сверхплотного "сгустка" громадного количества элементарных частиц, вобравшего в себя все будущее вещество Вселенной, к более или менее однородной плазме. От нее - к межзвездному газу, туманностям, галактикам, звездным и планетным системам. По крайней мере, в одной из них -Солнечной системе, на планете Земля - самодвижение, само-усложнение, саморазвитие материи привело к возникновению ЖИЗНИ - как способа существования белковых тел. От простейших одноклеточных ее форм саморазвитие материи шло к все более и более сложным, сначала растительным, а затем и животным формам. Проходят миллионы лет, живая материя само-развивается, само-усложняется настолько, что часть ее - мозг человека - обретает способность мыслить. Высокоорганизованная часть материи обретает СОЗНАНИЕ.
Что особенно необходимо подчеркнуть в этом процессе в связи с темой нашего обсуждения?
Во-первых, то, что человек, общество есть неотъемлемая, нераздельная часть природы, материи, часть, обусловленная всем естественным ходом ее самодвижения, саморазвития. Безосновательны и неплодотворны всякие попытки наделить человека и человечество свойствами и чертами, которые нельзя было бы "вывести"из всего предшествующего процесса развития материи. Как и все прочие формы и элементы материи человечество есть и закономерный результат, и очередное звено и средство ее развития, саморазвития.
Во-вторых, все развитие материи от элементарных частиц вещества до мозга человека подчинено объективно существующим и действующим правилам, законам. Эти законы "работали" и до человека, они реализуются и в нем самом. Во всяком более сложном, более развитом элементе материи действуют как законы, свойственные простым его составляющим, так и новые, дополнительные законы, обусловленные собственно этими элементами, количеством и характером связей составляющих его элементов. Вспомним, например, что уже упоминавшийся камень, как таковой, подчиняется законам всемирного тяготения, закону инерции, закону плавания тел в жидкостях и другим. Но, как все вещество, состоящее из атомов, он подчиняется законам химического взаимодействия веществ и растворяется кислотным дождем, а, как вещество, состоящее из элементарных частиц, он, подчиняясь законам их взаимодействия, превращается в источник смертоносного вторичного излучения, сам подвергнувшись облучению, например, при взрыве Чернобыльской АЭС.
Так же и человек, общество, подчиняются объективно, независимо от него существующим в природе законам.
Человек, как и всякое другое животное, подчиняется законам самосохранения и продолжения рода, как и всякое биологическое существо - законам обмена веществ, как механическая система - законам сопротивления материалов, как вещество - химическим и радиоактивным взаимодействиям. И, конечно же, кроме всего этого, человек, как обладатель мозга, животное, обладающее сознанием, подчиняется дополнительным, собственно человеческим законам и, в первую очередь, законам мышления, познания. Эти специфические человеческие законы, правила имеют часто столь важное (и от поколения к поколению все возрастающее) значение, оказывают на поведение людей столь значительное воздействие, что преодолевают иногда действие законов биологических существ. Вспомним, как многие люди в разных обстоятельствах предпочитали пойти на смерть, чем поступиться своими принципами (т.е. внутренними представлениями о законах жизни общества). И, наоборот, известны случаи, когда люди, что называется, на одних нервах, громадным напряжением воли, чувства ответственности (опять же, исходя из внутренних представлений о законах жизни общества) выживали в условиях, смертельных для других людей или других биологических существ, выполняли действия, казалось бы, невозможные для них и других людей.
Но все сказанное вовсе не означает, что человек, общество подчиняется ТОЛЬКО специфически человеческим законам. Наоборот, в людях, в обществе действуют, проявляются все законы предшествующих форм материи с поправкой, с коррекцией на действие специфически человеческих законов.
Человек, так же, как и тот камень и тот ядерный реактор может стать источником радиоизлучения, так же, как и другое вещество - исчезнуть под действием негашеной извести. Человек, как и сталь, может "подвергаться термообработке" и приобретать долготерпение (повышенную твердость) или даже черствость души. Народ так же, как и, например, металлоконструкция, поддерживающая управляющий вычислительный комплекс, имеет предел выносливости, и он может поступить с теми, кто им управляет, так же, как поступает ломающаяся металлоконструкция со своей "неразумной" и хрупкой полезной нагрузкой.
Но ничего этого может и не произойти, может не сработать ни один этот закон, если в человеке, в обществе возобладает другой закон - ЗАКОН ЗНАНИЯ, ЗАКОН ПОЗНАНИЯ, и если люди своими действиями на основе этого знания не допустят новых техногенных, ядерных катастроф или КАТАСТРОФ СОЗНАНИЯ.
Третий важнейший вывод из рассматриваемого характера саморазвития материи заключается в том, что важнейшую роль в реализации законов ее развития играет СЛУЧАЙ.
Закономерно, что непрерывное развитие и усложнение неживой материи рано или поздно ДОЛЖНО было привести к возникновении жизни. Но то, что первая на Земле живая клетка появилась в таком-то месте и в такое-то время, а не рядом и не раньше или позже, является результатом случайного стечения совокупности необходимых условий.
Закономерно, что непрерывное воздействие солнечной радиации на биологических особей определенного вида приводит к возникновении мутантов. Но вот возникновение мутации у данной конкретной особи из множества других является, несомненно, случайностью.
Открытие человечеством периодического закона химических элементов является закономерным результатом развития химической науки и МНОГОЧИСЛЕННЫХ ПОПЫТОК систематизировать свойства химических элементов. Но тому, что человеком, сделавшим это открытие, станет именно Д.И. Менделеев, сопутствовала целая цепочка случайных событий его судьбы (как, впрочем, и в случае с любым другим законом и его автором).
То, что человечество раньше или позже откроет закономерности функционирования и построения общества, более эффективного, более прогрессивного по сравнении с нынешними самыми богатыми и самыми демократическими странами, является закономерностью неуклонного и поступательного развития человековедения, обществоведения. Но вот кто из ныне живущих, думающих и пишущих об этом людей или наших потомков и на какой году жизни внесет в этот процесс значительный вклад зависит от многих и многих случайных событий (может быть, и от прочтения и опубликования и этих строк тоже).
Подводя итог всему изложенному ранее необходимо сказать следующее.
Человек, человечество являются закономерным элементом, этапом, ступенью саморазвития, самоусложнения, самодвижения материи. Ко времени формирования человечества материя прошла громаднейший, длительнейший путь развития от простого к сложному, от меньшего количества и качества к большему количеству и качеству. На этом пути происходило постоянное и непрерывное УСКОРЕНИЕ ЕЕ ДВИЖЕНИЯ. Каждая количественно и качественно новая форма развития материи создавала все возрастающий количественный фон для всевозможных и СЛУЧАЙНЫХ их взаимодействий, для СЛУЧАЙНЫХ проб, естественного отбора, обретений и потерь. Если от первоначального взрыва Вселенной до образования Солнечной системы, т.е., от первых десятков элементарных частиц до сотен химических элементов и соединений прошли МИЛЛИАРДЫ лет. Далее, до появления тысяч, десятков тысяч видов растительного и животного мира прошли МИЛЛИОНЫ лет. То всего лишь за десятки тысяч лет, благодаря активной деятельности человечества, число веществ, число сортов растений, видов животных, т.е., число видов реализации материи достигло сотен тысяч и продолжает расти ускоренными темпами. При этом, в пропорциональной связи с ростом количества, степенью сложности растет и "качество" этих видов материи. Человеком созданы материалы, конструкции, системы, многократно превосходящие по своим свойствам природные материалы. Наконец, человек создает искусственные органы, заменяющие свои собственные живые органы и успешно (и, безусловно, с положительным итогом) работает над созданием искусственного интеллекта, искусственного сознания!
И если раньше, до появления человека разумного, главным "двигателем" саморазвития материи был СЛУЧАЙ, случайное стечение благоприятных обстоятельств на громадном количественном фоне всевозможных комбинаций, то С ПОЯВЛЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО МАТЕРИЯ СОЗДАЛА БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СВОЕГО НЕПРЕРЫВНОГО УСКОРЯЮЩЕГОСЯ САМОРАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ОБЪЕКТИВНО ПРИСУЩИХ МАТЕРИИ ЗАКОНОВ САМОРАЗВИТИЯ И АКТИВНОГО СОДЕЙСТВИЯ ПРОЯВЛЕНИИ ЭТИХ ЗАКОНОВ. Благо, сама материя, т.е., часть ее - мозг человека - достигла такой высокой степени организации, что стала обладать сознанием.
Таким образом, мозг человека, сам человек, как обладатель мозга, человеческое общество, как непременное условие существования человека разумного, есть закономерное и неизбежное (во Вселенной) средство саморазвития, самодвижения материи.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, НАИБОЛЕЕ ОБЩИЙ, "ВСЕЛЕНСКИЙ" СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, СМЫСЛ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА СОСТОИТ В ПОЗНАНИИ ИМ ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНОВ САМОРАЗВИТИЯ МАТЕРИИ И СОДЕЙСТВИИ (т.е., действии в соответствии) ЭТИМ ЗАКОНАМ. ПОЗНАНИЕ И СОДЕЙСТВИЕ! ВОТ ВЫСШИЙ СМЫСЛ И ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ! И результат этого - всеускоряющееся саморазвитие, самоусложнение, самодвижение материи.
Можно только фантазировать о том, к чему приведет это познание, это содействие и самодвижение, как неузнаваемо могут измениться условия жизни людей на земле (разумеется, в лучшую сторону, несмотря на нынешние экологические и социальные проблемы), какие новые средства передвижения, основанные на вновь открытых законах, будут созданы и как далеко человечество проникнет в Космос. И можно с величайшим удовлетворением отметить, что современная теоретическая физика положительно решает вопрос о НЕПРЕРЫВНОМ расширении Вселенной. Таким образом, устраняется противоречие между непрерывным саморазвитии материи, деятельностью человека по его ускорению и, якобы, неизбежным сужением Вселенной до первоначального сверхплотного состояния и гибелью, таким образом, и самого человечества.
Итак, познание и содействие объективным законам саморазвития материи есть высший смысл жизни человека и человечества. Но реализоваться он может только через целую систему смыслов жизни, как сказали бы системотехники - дерево смыслов жизни.
Здесь и самосохранение каждого человека и человечества в целом, без которого, разумеется, невозможно никакое дальнейшее познание и содействие. И продолжение рода - как продолжение бесконечного процесса познания. И совершенствование средств производства и производственных отношений, обеспечивавших возможность все большему числу людей и во все большей степени включаться в процесс познания и содействия. В конечном итоге, всякое проявление жизни имеет смысл и все они ДОЛЖНЫ БЫТЬ НАПРАВЛЕНЫ на реализации главного смысла.
Каждый отдельный человек реализует этот главный смысл в самых широких пределах. Истории известны люди, посвящавшие познанию едва ли не каждую минуту своей жизни, оставлявшие после себя крупнейшие научные открытия или практические творения. Были люди, которым удавалось сделать серьезные открытия и с меньшей затратой на это жизненных сил. И, конечно же, в процесс познания человечеством законов саморазвития материи вносит свой вклад каждый рядовой труженик, не сформулировавший ни одного закона, не сделавший ни одного открытия, но который кормит или одевает, или перевозит всех остальных. Тут можно говорить лишь о СТЕПЕНИ УЧАСТИЯ в познании каждого человека и о результате этого участия.
ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ТЯЖКИЙ ПУТЬ ПОЗНАНИЯ.
Существует множество определений истории человечества. По одному из них история цивилизации — это история войн и перемирий между ними. По-другому - это история выдающихся личностей. По третьему - история человечества — это история развития его орудий труда. Наконец, история человечества — это история общественно-экономических формаций. Каждое из этих определений справедливо и отражает определенные специфические стороны жизни общества.
Представляется, что с полным основанием можно сказать также, что ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЕСТЬ ИСТОРИЯ ПОЗНАНИЯ ИМ ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНОВ САМОРАЗВИТИЯ, САМОДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ. Вряд ли есть необходимость доказывать, что это утверждение справедливо для той части человечества, которая в той или иной степени связана с естествознанием. Но это так же верно и для той части ученых и специалистов, которая занимается изучением человека, общества, как составных частей материи. Каждый "простой" человек, осуществляя обеспечение ученых предметами потребления, приборами, материалами и т.д. также участвует в процессе познания. Кроме этого, мы все по отдельности и взятие вместе являемся, своего рода, "подопытными кроликами" во всемирно-историческом познавательном процессе. Мы все являемся участниками всевозможных научных и социальных экспериментов. Это неизбежно, это объективно, как бы мы к этому не относились.
Создали наши далекие предки системы счисления - и мы все, все последующие поколения становимся участниками нескончаемых экспериментов по их использованию, начиная от рассчитывания и сбалансирования семейного или личного бюджета и кончая расчетами траекторий космических объектов. И в этом использовании счета неизбежны ошибки и потери, приводящие, в одном случае, к "залезанию в долги" и в другом - к падению на землю таких объектов, как, например, орбитальный комплекс "Салют 7".
Создают фармацевты новое лекарство - и снова все мы, обращающиеся к врачам, становимся испытателями более или менее эффективного его действия. И часто реакцией на наши возобновляющиеся жалобы является открытие все новых и новых противопоказаний его применения и все новые и новые его побочные действия. И ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНЫ СМЕРТЕЛЬНЫЕ ИСХОДЫ.
Открыли ученые закон подъемной силы крыла, создали люди самолет, и теперь мы все, летающие в разные концы света, стали пользователями и, своего рода, заложниками этого нового знания человечества. И летаем. И теряем ежегодно сотни человеческих жизней.
Таких примеров бесчисленное множество. И за каждым из них стоит конкретный первооткрыватель, конкретная новая частичка знания человечества, определенный полезный эффект, НЕКОТОРАЯ ДОЛЯ РИСКА и НЕИЗБЕЖНАЯ ЦЕНА за это новое знание и новый опыт. И несмотря на эту, порой очень высокую цену человечество не только не хочет отказаться от познания окружающего мира. Отказаться от него оно попросту НЕ МОЖЕТ, как не может прекратиться движение материи, как не может не мыслить нормально функционирующий мозг человека.
Особое место в процессе познания объективных законов развития материи занимает САМОПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, т.е., познание самого человека и общества, как наиболее высокоорганизованной части материи. Наивысшая сложность (человек - венец природы, общество - сложнейшая совокупность взаимодействующих людей) этого предмета познания обуславливает всю ожидаемую и фактическую его длительность, противоречивость. Чрезвычайно велика также и ЦЕНА этого познания, этого нового в все лучшего знания и опыта.
Представляется, что к числу первых выдающихся попыток человечества осознать самое себя принадлежит создание РЕЛИГИИ. В ней воплотились младенчески-наивные представления замечательных мыслителей своего времени о месте, о первоисточнике, о смысле человеческого бытия и удивительно прозорливые, пережившие века и устремленные в будущее идеи добра, справедливости, человеколюбия и милосердия, которые еще и в наше время не смогли воплотиться в полной мере. В этих взглядах была почти исключительно одна только ВЕРА. В них почти не было, да и не могло быть ЗНАНИЯ. Ибо человечество едва только вышло из своей колыбели. Не случайно, поэтому, человечество так и не дождалось от религии обещанных ею благ. И именно поэтому с верой в бога (того или другого, одного или нескольких) связано едва ли не самое БОЛЬШОЕ ЧИСЛО ЖЕРТВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
С тех пор на каждой новом, более высоком уровне своего знания человечество неустанно и, безусловно, безостановочно возвращалось и будет возвращаться впредь к уяснению, описанию и обеспечению счастья своей жизни на Земле.
Очередной такой попыткой было становление философии индивидуализма, экономики частной собственности и частнокапиталистического рынка. Эта система взглядов и стоящие за ней действия оказали колоссальное воздействие на нашу цивилизацию. Продолжающееся и сегодня в большинстве стран планеты дальнейшее ее совершенствование и эволюционное развитие закрепляет и обещает новые выдающиеся достижения экономики, политики, культуры, прав и свобод человека.
Однако, было бы ошибкой утверждать, что в современном капиталистическом обществе решены все вопросы и отсутствует необходимость его дальнейшего совершенствования. И никак нельзя забывать, что за все это нынешнее благополучие БЫЛА ЗАПЛАЧЕНА И ПРОДОЛЖАЕТ ВЫПЛАЧИВАТЬСЯ ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ ЦЕНА В МИЛЛИОНЫ И МИЛЛИОНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖИЗНЕЙ. Или не было нещадной эксплуатации трудящихся по 14-16 и более часов в сутки на капиталистической мануфактуре, на фабриках и заводах, на крестьянском поле? Или не было двух мировых империалистических и множества локальных бойнь? И это тоже ЦЕНА нового уровня цивилизации, новых открытий и новых законов науки об обществе.
Наконец, последней крупнейшей попыткой человечества осуществить свою вековую мечту о мире, труде, равенстве, братстве, счастье стало возникновение, становление и попытка осуществления (пока неудачная) СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ИДЕИ, основанной на коллективизме, общественной собственности на средства производства и плановой экономике, и наиболее наглядно воплотившейся в течение последних 100 лет истории нашей страны.
Утверждение о том, что все происшедшее в стране за эти годы алогично, противозаконно (не в смысле уголовного права, а в. смысле закономерностей развития общества), что совершено величайшее в мире насилие над историей является, по меньшей мере, ошибочным. Ужасное насилие действительно осуществлялось - над личностью, над народами, над природой, наконец. Но все это происходило не вопреки, не в противоположность ходу истории, а ВПОЛНЕ ЛОГИЧНО, ВПОЛНЕ ЗАКОНОМЕРНО, ВПОЛНЕ ПО ЛОГИКЕ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ВПОЛНЕ ПО ТЕОРИИ - ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ!
Как и в любой другой области человеческого знания выдающиеся достижения в общественном переустройстве не являются "даром небес". В любом случае им предшествует глубокое теоретическое осмысление и описание предстоящих революционных изменений. И чем более глубокие предполагаются преобразования, тем более фундаментальной должна быть их теоретическая разработка. Наверное, никому не придет в голову предполагать широкое развитие электрификации, атомной энергетики, компьютеризации, промышленного использования космоса без соответствующих обширных и все углубляющихся научных исследований и экспериментов, и последовательного накопления опыта и знаний. Но всякий сколь-нибудь причастный к науке человек ясно представляет, что глубокой, фундаментальной теории во всякой области знания предшествуют многократные, часто значительно разделенные по времени более или менее неудачные попытки ее создания, которые берут свое начало, быть может, в глубокой древности, в гениальных, но "преждевременных" догадках, всплесках разума известных или забытых мыслителей. И есть в этом процессе и явные ошибки и никому неизвестные "прикосновения" к истине, и есть редкостные удачи, навеки оставшиеся в памяти потомков.
Безусловно, вся эта сложнейшая диалектика познания проявилась и в развитии социалистической идеи. Ее истоки уходят в глубь веков и воплощаются в тех самых добродетельных заповедях религии. Были в ее развитии наивные и необоснованные попытки построить изолированные образования, например, на островах или, как в наши дни, кибуцы в Израиле. Были у нее свои "три источника и три составные части" - первые попытки осмысления и теоретического обоснования. Была у нее и, казалось бы, (почему мы здесь говорим "казалось бы" станет ясно из дальнейшего изложения) мощная, фундаментальная теоретическая база в лице марксизма-ленинизма, якобы, полностью гарантирующая успех. И есть у нее более чем 70-летний практический опыт нашей страны и десятилетия опыта стран "социалистической" ориентации. И есть у нее нынешний общий кризис, подробности которого здесь нет смысла излагать - они у всех перед глазами - а есть смысл изучать, сопоставлять, анализировать.
Можно было бы сказать просто - то, что "корабль социализма" тонет, совсем не означает, что мореплавание в принципе не возможно, и что человечество прекратит свои попытки строить новые, потенциально более перспективные и быстроходные корабли. Скорее это означает, что при постройке этого корабля человечество не смогло реализовать уже известные ему законы мореплавания или, что примененные в нем новые материалы, новые компоновки и технические решения не были достаточно обоснованны теоретически и отработаны практически. Однако общество вряд ли устроит столь общее и неконкретное объяснение.
Чтобы более полно и конкретно оценить состояние и перспективы социализма попытаемся прежде всего ответить на вопрос, а была ли у практиков социализма глубокая, всесторонняя, научно-обоснованная теория его построения и функционирования? Да, были к 1917-му году многие работы К.Маркса, Ф. Энгельса, В.И.Ленина, других мыслителей социал-демократии. Были к 1924-му году написаны В.И.Лениным, Н.И. Бухариным, другими революционерами ряд статей и брошюр по вопросам практики строительства социализма. Однако, 90-95% из всего написанного Лениным, Марксом, Энгельсом НE ЯВЛЯЕТСЯ СОБСТВЕННО ТЕОРИЕЙ СОЦИАЛИЗМА. Это были общефилософские вопросы диалектического материализма, материалистической диалектики, это была критика различных взглядов и теорий, это анализ различных этапов истории развития человечества, и, в первую очередь, капитализма. Да и могла ли быть в принципе В ТО ВРЕМЯ создана глубокая, фундаментальная, истинная, подлинно научная теория социализма БЕЗ ДЛИТЕЛЬНОГО И МНОГОГРАННОГО ОПЫТА, ПРАКТИКИ? КОНЕЧНО НЕТ! Никакая теория, тем более теория принципиально нового общества, общества без эксплуатации, не создавалась И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СОЗДАНА без длительного опыта, экспериментов, проб и ошибок. Такого опыта не было и не могло быть у Маркса и Энгельса. Такого опыта у В.И.Ленина было всего 6 лет после 1917 года. И этого столь малого по времени и, тем не менее богатого по содержание опыта великому мыслителю и великому практику оказалось достаточно, чтобы значительно пересмотреть взгляды, основанные на предшествующем "книжном", теоретическом знании всей предыдущей жизни. Его новое видение социализма, которое только начало формироваться и которое нашло частичное отражение в работах, называемых политическим завещанием, до сих пор не понято и не оценено в должной мере.
Очень легко кому-то сегодня упрекать Ленина в том, что он многое не додумал, не доделал, не обеспечил всем нам "сладкую жизнь", что организовывал подавление, санкционировал разрушения и т.д. И очень трудно и сегодня, имея более чем семидесятилетний опыт многомиллионной части человечества ПОНЯТЬ О СОЦИАЛИЗМЕ то, что, может быть, стало понятно ему после 4-х лет практической работы и опыта.
НЕЛЕПЫМИ выглядели бы упреки, например, Д.И. Менделееву в том, что, хотя он и был великим химиком и открыл периодический закон химических элементов, но вот теорию -то относительности, или хотя бы радиоактивность вещества открыть и объяснить не смог! Или вот Циолковский - заложил основы космонавтики, но проект-то многоразового корабля "Буран" не разработал!
Великие представители рода человеческого потоку и являются таковыми, что формируют в своем индивидуальном сознании и реализуют в общественно значимом действии НАСУЩНЫЕ, НАЗРЕВШИЕ В ОБЩЕСТВЕ представления и знания. При этом многие из них значительно опережают в этом процессе общественное сознание в целом. И тогда их действия не возбуждают общественный резонанс и востребуются лишь потомками. НО НИКОГДА ТАКОЕ ОПЕРЕЖЕНИЕ НE MOЖЕТ БЫТЬ АБСОЛЮТНЫМ, БЕСПРЕДЕЛЬНЫМ. И ОСОБО ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА практическое развитие общества оказывают те люди, действия которых реализуют СЕГОДНЯШНИЕ, НАСУЩНЫЕ потребности общества и направлены НА РАЗРЕШЕНИЕ СФОРМИРОВАВШИХСЯ, НАЗРЕВШИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ И ПРОБЛЕМ ЕГО РАЗВИТИЯ.
Общественно-историческое значение деятельности Маркса и Энгельса, их значение в процессе самопознания материи посредством познавательной деятельности человечества, заключается, главным образом, в удовлетворении потребности общества середины XIX века в глубокой, фундаментальной теории развития капиталистической формации. Такая теория не могла появиться раньше, хотя соответствующие попытки неоднократно предпринимались. Но и реализоваться в практику тотчас после ее появления она тоже не могла. Потребовались десятилетия для того, чтобы эта теория нашла своих сторонников, чтобы она "овладела массами", чтобы в обществе сложились условия, возникли предпосылки для реализации на практике положений теории О ПРЕХОДЯЩЕМ ХАРАКТЕРЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ФОРМАЦИИ, о пролетариате - как движущей силе социалистической революции.
Всемирно-историческое значение деятельности В.И.Ленина и его соратников, их значение в процессе самопознания материи посредством познавательной деятельности человечества, заключается в том, что им впервые удалось развить и конкретизировать теорию Маркса и, отвечая назревшим общественным потребностям цивилизации и условиям России начала ХХ-го века, осуществить первую в истории человечества МАСШТАБНУЮ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНУЮ ПОПЫТКУ построения социалистического общества. За этой первой попыткой последовали десятки других в разных странах, в разное время, в различных условиях и при различных обстоятельствах. Из всех этих проб и ошибок, из всего этого опыта выросло нынешнее количественно и качественно новое знание человечества о социализме, которое НЕИЗБЕЖНО ДОЛЖНО воплотиться в действительно научную, действительно созидательную, действительно плодотворную теорию социализма!
Создание такой теории, ее распространение, осознание ее массами, наконец, действия в соответствии с ней и являются насущными, неотложными задачами нынешнего поколения. И с нас с вами, а не с Маркса, Энгельса, Ленина спросят просвещенные и мудрые потомки за ее отсутствие, за наше неумение разобраться в нынешней ситуации и извлечь уроки из опыта и знания предшествующих поколений человечества.
В.Н. Сафончик
31 января 1991 года.
Свидетельство о публикации №219021800729