1992 Торжество закона

"Нет ничего более практичного, чем хорошая теория."

Народная мудрость.


Долго ли, коротко ли, но все же дожил народ одной шестой части суши Земли до "торжества демократки", "торжества закона". В самом деле, если хоть в чем-то правы были люди, утверждавшие, что количественные изменения неизбежно перерастают в изменения качественные, то ситуация с законотворчеством на территории бывшего СССР поистине блистательная! Пятнадцать прежних Союзных Республик - ныне независимых государств - плюс все возрастающее число бывших автономий форсированно "перелопачивают" все свое законодательство. Приняты новые Конституции, законы о гражданстве, о собственности, о предпринимательской деятельности, о местном самоуправлении, о выезде и въезде, о печати, о свободе совести и множество других. Такой бум и в одном парламенте, в одном государстве должен был бы сулить обществу самые радужные надежды. Помноженный же двадцатикратно он, казалось бы, гарантирует успех реформ, законопослушание и благополучие граждан.

 Но или классики и их не менее знаменитые предшественники и в этой теории "дали маху", или все-таки количество принимаемых в стране законов еще не достигло заветного спасительного рубежа. Уж очень далека нынешняя ситуация в странах СНГ даже от самых робких и умеренных позитивных ожиданий.

Конечно, было бы проще простого в очередной раз обвинить в этом тех своих недавних кумиров, которых в духе стойких традиций сегодня свергают с пьедесталов. Мол, выдумали бестолковую теории о количестве и качестве, задурили людям голову, а теория-то и подвела!

И вот, словно разочаровавшись в очередной раз в справедливости научных теорий, стихают на сессиях законодательных органов их депутаты, затухает их законотворческий запал. Все больше и больше говорится о неисполнении уже принятых законов, о необходимости усиления исполнительной власти. Все чаще ситуация в стране характеризуется, как кризис власти, как разгул беззакония, как расцвет анархии и произвола. Законы, видите ли, не работают!

Впрочем, так ли уж безнадежно обстоят в обществе дела с исполняемостью законов?
 
По счастью, конечно же нет!
 
По-прежнему, за уходящим днем наступает ночь, которую, в свою очередь, сменяет следующий день. А это значит, что работает закон всемирного тяготения. По-прежнему люди женятся, рожают детей. И в каждом новом поколении есть и безнадежные глупцы, и одаренные талантом личности. А это значит, что работают, исполняются законы биологии, законы наследственности. Работают и законы обществознания. Такие, как, например, закон отрицания-отрицания.

В строгом соответствии с этим законом сегодня общество возвращается к отвергнутым им когда-то жизненным принципам, взглядам и нормах. И в соответствии с этим же законом, до тех пор, пока не будут разрешены основные противоречия нашего времени, общество будет вновь и вновь, спустя годы и десятилетия, пристально вглядываться в дела и мысли людей Советской эпохи нашей истории, искать в архивах и 90-х годов пути выхода из очередного тупика.

Вы правы, уважаемый читатель. Речь идет здесь об объективных законах развития природы и общества, о законах, которые не принимаются в парламентах, а существуют И работают всегда, даже тогда, когда общество о них ничего и не подозревает. При этом, человек разумный может быть не только беспомощным объектом функционирования этих законов. Он может стать активным субъектом, деятельным участником их проявления.
Человек, человечество смогут когда-нибудь внести полезные коррективы в чередование дня и ночи, например, разместив на геостационарных орбитах мощные источники освещения Земли. Закон тяготения по-прежнему будет работать, но в отношении постоянно освещаемых сельхозугодий проявляться он будет под действием человека несколько иначе.

Познавая законы биологии, законы наследственности люди в будущем смогут, действуя не случайно, стихийно, а в соответствии с этими законами, свести к минимуму или исключить полностью проблемы и бремя своих тягот по воспитанию и содержанию людей с врожденными физическими и умственными недостатками. И уже сегодня на этом пути есть известные достижения, например, рекомендации не иметь детей людям с разными резус-факторами крови.

Наконец, познавая все глубже и точнее законы общественного устройства и развития, люди смогут когда-нибудь изменить, внести благотворные коррективы в, казалось бы, незыблемую и разрушительную последовательность отрицаний в общественном развитии. Познав, например, наконец, диалектику индивидуальной, коллективной и общественной
собственности на средства производства, диалектику рыночных и плановых отношений, отношений распределения. Человечество сможет реализовать в своих писаных законах отношения, содействующие, а не противодействующие объективным законам бытия, а потому откроет в жизни новые, невиданные перспективы, а в действиях закона отрицания отрицания - новые, неведомые пока его проявления.

Все это и многое, многое другое непременно произойдет, обязательно свершится. Гарантией тому закон, пожалуй, самый важный, самый первостепенный из всех объективных законов развития общества – закон познания объективных законов развития природы и общества. Этот закон все еще не сформулирован полностью, не осознан до конца всем человечеством, хотя многие люди убеждены в справедливости его положений.

Согласно закону познания высший, наиболее общий смысл жизни человека и человечества заключается в познании объективных законов саморазвития природы и общества, в содействии, а не противодействии проявлению этих законов, в создании тем самым, наилучших субъективных предпосылок для всеускоряющегося саморазвития общества, природы, материи. Согласно закону познания человечество в целом с каждым годом становится все умнее, познает все глубже и обширнее окружающий мир и самое себя. На сегодняшний день оно ухе знает очень многое, в том числе, например, и то, что для профилактики преступности важнейшее значение имеет не столько тяжесть наказания, сколько его неотвратимость и соответствие наказания характеру и тяжести преступления.

Вместе с тем, процесс познания и непрерывен, и бесконечен по времени, а объем знаний человека и человечества всегда относителен и неравномерен в разных странах, в разных обществах. Например, в государствах, которые мы называем сегодня цивилизованными, в значительной степени утвердились, хотя, быть может, и не сформулированы как законы обществознания, представления о том, что богатство общества складывается из богатства каждого его члена, и, что для достижения каждым человеком наибольшего богатства всем должны быть предоставлены максимально более широкие возможности. Десятилетия и столетия со времен рабства шло неприятие, отторжение белым обществом лиц негроидной расы. На это тратились громадные средства, общество находилось постоянно в состоянии тревоги и борьбы, с обеих сторон гибли люди и, как всегда, не самые худшие. И все же закон познания, закон торжества разума свершил свое дело. Большинству белых стало, наконец, понятно, что им самим в целом, выгоднее, самим, в целом, лучше не допускать этих затрат и этих потерь, а обогатить свое общество, получая и от каждого чернокожего человека максимум того, что он может дать.

Русская общественно-политическая мысль также, как и другие нации, вносила значительный вклад в процесс познания законов функционирования общества. Однако, с некоторых пор, уверовав в непогрешимость и абсолютную истинность всех положений марксизма-ленинизма, она оказалась парализована и привела свое общество к экономической и государственной катастрофе. За прошедшие десятилетия наше общество последовательно и, всякий раз, безуспешно связывало свои надежды и ожидания то с "самым передовым и революционным классом - пролетариатом", то с "вождем всех народов", то, как теперь, с классом предпринимателей, деловых людей. Между тем, сегодня есть реальная возможность, освободившись от догматизма и схоластики, вновь влиться в общечеловеческий процесс обществопознания, вновь обрести и приумножить утраченные когда-то знания и ценности, вывести общество на столбовую дорогу цивилизации, стать лидером общественного прогресса.
 
Однако путь этот может оказаться чрезвычайно долгим, сопряженным с громадными трудностями. Он, в который уже раз в нашей истории, может стоить безмерное количество жертв.

На этом пути наша общественная мысль закономерно обращается к опыту и достижениям ведущих государств мировой цивилизации. При этом исключительно важно, чтобы в нашем общественном сознании утвердился еще один объективно действующий в обществе закон – закон предпочтительности!

Практика нашей жизни настоятельно ставит в повестку дня реформ наполнение рынка продовольственными товарами народного потребления. Самым очевидным из возможных путей решения этой проблемы является приобретение таких товаров на Западе на имеющиеся валютные ресурсы и на получаемые кредиты. Однако, более предпочтительным, более выгодным, и многие это понимают, об этом многие говорят и у нас и на Западе, является путь приобретения на эти деньги оборудования, технологий, предприятий для производства необходимых товаров на нашей земле, из нашего сырья, нашими работниками. Практика такого подхода в течение последних десятилетий нашей истории дала известные положительные результаты. Однако тот же опыт говорит и о его существенных недостатках. При существовавших в стране неэффективных производственных отношениях мертвым грузом, деньгами, "выброшенными на ветер", оказывалось дорогостоящее и производительное импортное оборудование.

Год от года становилось все яснее, что значительно более предпочтительно, более выгодно "импортировать" из-за рубежа существующим там производственные отношения, обеспечивающие эффективное функционирование экономики. Наконец, такие представления стали господствующими в наиболее активной, деятельной части общества и теперь они являются основой государственной политики.
 
Особенностью такого заимствования производственных отношений, и это тоже неоднократно отмечалось западными специалистами, является неправомерность копирования какой-либо конкретной, например, шведской или американской политэкономической модели общества. Правильнее строить свою собственную модель, закладывая в ее основу наиболее общие отношения и общепризнанные права человека и общечеловеческие ценности. Образно говоря, если политэкономические модели различных высокоразвитых государств это различные модели паровозов, то нашему обществу предстоит строить свой паровоз, зная, что он должен состоять из рамы, топки, котла, колес и других, связанных определенным образом узлов и деталей. И на этом вновь построенном паровозе - догонять ушедшие вперед локомотивы, задержавшись на старте более чем на 70 лет.
 
Бесспорно, что это лучше, чем плестись за ними на разбитой телеге с конной тягой. Да и шансы построить вполне приличный паровоз, используя чужие решения, чухой опыт достаточно велики. Мы, может быть, когда-нибудь существенно сократили бы разрыв, даже вопреки тому, что, по их словам, мы отстали от них навсегда. И, может быть, когда-нибудь, вошли в число лидеров. Но кто знает, сколько на это нужно времени и сил? Кто скажет, не сломаемся ли мы еще в самом начале, на самом старте этой изнурительной гонки? И если уж суждено нам историей снова догонять их совершенные, блистательные паровозы, то не лучше ли делать это на более перспективной тяге, например, на тепловозе?!

Все тот же объективный закон развития общества – закон предпочтительности - указывает, что нашему обществу для решения всех его проблем выгоднее, предпочтительнее реализовать в процессе своего реформирования более прогрессивные, более перспективные, чем даже в самых высокоразвитых странах производственные отношения, отношения, создающие новые возможности для роста производительности труда, отношения, которые, образно говоря, послужат теоретической и опытно-конструкторской базой для создания столь необходимого нам общества - тепловоза.

В силу все того же объективного закона развития общества – закона познания - сегодня, имея громадный опыт положительного развития капиталистических стран, негативный опыт, так называемых, социалистических стран, имея новый уровень знания о природе и обществе, мы можем сделать очередной шаг в бесконечной и созидательной цепи познания. Мы можем сформулировать и описать новые объективные законы развития общества, которых не знали и не могли знать наши предшественники. Мы можем строить свою жизнь, прежде всего, производственные отношения, в соответствии, а не в противоречии, в противодействие этим законам.

Сегодня мы можем говорить о том, что одним из фундаментальных объективных законов развития общества является закон роста производительности труда. Согласно этому закону главным условием, главным источником роста производительности труда в обществе является достижение в нем все более точного соответствия между количеством и качеством продукта труда, произведенным каждым работающим членом общества, с одной стороны, и количеством и качеством потребляемого им продукта, с другой.
 
На протяжении всей истории человечества наилучшие шансы, наилучшие предпосылки, наибольшие потенциальные возможности для роста производительности труда, а значит и для победы в экономическом, и, часто, военном соревновании имели те соперничающие собственники - люди, предприятия, государства или общественные системы, которые в своей хозяйственной деятельности бессознательно или сознательно устанавливали относительно более высокую долю потребляемого работником продукта в произведенном им продукте.

Другим важнейшим и пока не общепризнанным объективным законом развития человеческой цивилизации является закон неуклонного возрастания числа собственников средств производства в обществе, неуклонного приближения этого числа к числу всех трудоспособных граждан общества.

Из этого закона логично проистекает следующий объективный закон развития общества – закон неуклонного возрастания числа субъектов рыночных отношений
Наконец, действует, работает в истории цивилизации еще один объективный закон – закон неуклонной гуманизации способов распределения средств производства между членами общества, неуклонного достижения все большего соответствия размеров собственности каждого человека количеству и качеству результатов его труда.

В рабовладельческой формации в число средств производства входил сам человек. Раба можно было кормить и укрывать от непогоды не лучше, чем рабочий скот. Его можно было купить и продать и даже лишить жизни так же просто, как сломать орудие труда. Число собственников основного средства производства - рабов, т.е. число рабовладельцев, составляло незначительную часть от всех членов общества. Именно они являлись доминирующими субъектами рыночных отношений, формирующими спрос и предложение. Основным способом приобретения новых рабов был захват их с помощью военной силы. Потребление раба составляло ничтожнейшую часть по сравнению с производимым им продуктом. Это обуславливало относительно низкую производительность труда в рабовладельческой формации.

В эпоху феодализма с отменой рабства жизнь человека была выведена из права собственности. Собственностью оставалось тело человека (телесные наказания, право первой ночи) и его рабочая сила. Стали более гуманными и способы перераспределения крепостных крестьян по собственникам - исчезло применение военной силы, доминирующей стала передача их по наследству, возросла доля собственников, получивших крепостных за заслуги перед властями, купивших их за деньги. Доля крепостных хозяев - главных собственников и субъектов рыночных отношений того времени - в общей численности населения возросла. Крепостные крестьяне содержались более "'цивилизованно". На это затрачивалась уже значительно большая и все возрастающая доля производимого ими продукта. В России, как известно, практиковалась "испола", по которой крепостные крестьяне потребляли половину произведенного ими продукта. Это обусловило соответствующий рост производительности труда, совершенствование орудий, историческую победу новых производственных отношений над прежними.

Следующим закономерным этапом в развитии цивилизации была дальнейшая гуманизация права собственности в отношении человека. В отношениях собственности не осталось такого анахронизма, как владение одних людей другими или их телами. Общество разделилось на людей, имеющих в собственности неживые средства производства и имеющих "в собственности" лишь собственную рабочую силу. Последние получили право более или менее выгодно продавать ее первым. Количество собственников неживых средств производства - основных субъектов рыночных отношений этого времени - еще более возросло. Среди способов распределения собственности между членами общества все более значительную роль стало играть приобретение собственности за деньги, которые во все большей степени служили мерилом трудовой активности, предприимчивости, умения предугадать общественный спрос и стимулировать общественное предложение. Степень соответствия потребляемого производителем продукта произведенному продукту еще более увеличилась. Производительность труда в капиталистическом обществе соответственно возрастала и возрастает высокими темпами.

Всемирно-историческая тенденция по увеличению числа собственников средств производства, числа субъектов рыночных отношений в обществе была отмечена общественной мыслью еще в середине - конце XIX-го века. Она отразилась на связывании перспективы дальнейшего развития цивилизации со становлением общественной собственности на средства производства. Однако в силу конкретно-исторических особенностей развития капитализма того времени, в силу ограниченности политэкономического знания того общества, эта тенденция реализовалась в свои прямую противоположность - в форму государственной и колхозно-кооперативной "ничейной" собственности, при которых количество единственно реальных, действительно содержательных субъектов всех групповых, всех коллективных форм собственности -индивидуальных собственников средств производства - было сведено практически к нулю.
 
Пагубные последствия этой ошибки, граничащей с преступлением, у всех нас перед глазами.

Между тем, капиталистическое общество все это время реализовывало указанные тенденции и закономерности эволюционный путем, в чем, следует признать, значительно преуспело. За истекшие десятилетия в наиболее развитых странах количество граждан, в той или иной форме владеющих средствами производства и являющихся субъектами рыночных отношений значительно возросло и превысило 50 – 80%. В первую очередь, это индивидуальные, семейные собственники ферм, предприятий, магазинов, мастерских, станций технического обслуживания и других средств производства. Кроме того, благодаря получившей более широкое распространение акционерной форме собственности, практически каждый член общества получил возможность, в известной степени, реализовывать полномочия собственника и субъекта рыночных отношений в пределах своих акций. Вкладывая свои деньги в акции конкретных компаний, граждане современного капиталистического общества таким косвенным образом дают им оценку, стимулирует их деятельность, участвует, хоть и косвенно, в формировании общественного предложения и перераспределении денежных доходов в соответствии с результатами общественной деятельности.

Не окончено.


В.Н. Сафончик
1992г.


Рецензии