Порушенная вера

    Богатело, росло село Титовка ( Александровка до 1889 года )и к 1900 году в селе проживало около трех тысяч крестьян. В 1904 году, управой села была собрана сходка. Обсуждался вопрос строительства в селе церкви.
    - Ну что мужики и бабы нужна ли церковь в нашем селе? Давайте сельчане обсудим вопрос!- Спросил, обращаясь к собравшимся у управы сельчанам, староста Тихон Гаврилович. Народ загалдел.
    – Что там обсуждать, конечно, надо строить! Или мы нехристи какие. Что бы покреститься или обвенчаться, ездить надо за тридцать верст. Давай Гаврилыч, займись этим делом. А что от нас, так мы всем миром, любую работу сделаем.
    На общем собрании весной 1904 года, было принято решение , обратится в Барнаульскую уездную Епархию, с просьбой на строительство христианской православной церкви в селе Титовка. Через полгода, было получено разрешение на строительство в селе церкви Покрова Матери Богородицы, по проекту Оренбургского архитектора. Осветили место в центре села, заложили первый камень.  На деньги из общинной казны села заказали отливку колоколов в Колыване, купили кровельное железо и строй материалы в мануфактории купца Покидова. На сходке села было решено, для заготовки леса под строительство церкви, выделить со двора одну лошадь с упряжью. В строительстве церкви, участвовали практически все мужчины села. В марте 1905 года группа мужиков, под руководством старого сельского плотника по прозвищу Чалдон, отправилась в бор с отборкой леса для строительства.
    – Вот что мужики, дерево клеймить кондовое, в полторы четверти от корня. - Распорядился Чалдон.
Отобранные деревья спиливали ручными пилами, креживали и вывозили конными парами, привязав веревкой к хомутам лошадей. Да это был труд не из легких, глубокий   мартовский снег затруднял работу. Не смотря на все это, лес заготовили
вовремя. Заложили каменный фундамент церкви по проекту архитектора и подобию Оренбургской Покровской церкви . Летом, дружно застучали топоры, брызгая, смолевой, сосновой щепой,бригада плотников начала рубить сруб. В кузнях села зазвенели молоты и загудели от их ударов наковальни, сельские кузнецы, ковали церковную ограду и церковный крест. Бригадой плотников заправлял Чалодон, искусный мастер плотницких и столярных дел, старшее поколение жителей окрестных сел, хорошо помнили его. Не было деревень, где бы не пользовались сделанными его руками кадками, лучшего мастера по их изготовлению в округе не было К Покровскому празднику впервые ударил церковный колокол Титовской церкви. Народ собрался со всей округе, заворожено слушая, пение колоколов и подголосков разливавшихся с церковных куполов. Рассказывали старые люди, что лучше звона колоколов Титовской церкви не было. Многие приходили из других деревень в нашу церковь, специально для того что бы послушать пение колоколов, уж очень по божественному, пели подголоски Титовской церкви. Титовский приход к 1915 году насчитывал около шести тысяч прихожан. За годы службы в Титовской церкви Покрова Божий Матери были обвенчаны и крещены несколько десятков тысяч сельских прихожан.
    В начале мая 1928 года на собрании коммуно-комсомольского актива  Сельского Совета было принято решение – О ликвидации и закрытии Титовской церкви. Отца Ивана с матушкой вывезли из села на телеге два милиционера из района. В кельи церкви жил только один дьячок. Из воспоминаний сторожил живших в то время, комсомольцами села были сняты со стен церкви все иконы и церковная атрибутика, сложены в деревянный ящик. Во втором ящике находились Метрические книги, ящики лежали в храме церкви. Ночью перед отправкой этих ящиков, была гроза, и темень хоть глаза выколи. Утром взошло солнце,тучи развеялись, пришла подвода с милиционерами для вывоза ящиков. Когда они зашли в церковь, то ящиков на месте не оказалось. За ночь ящики таинственным образом исчезли из церкви. Поиски и опросы сельчан, результатов не дали. Арестовав дьячка, и его жену милиционеры уехали в район. Позже решив, что церковная атрибутика и иконы не являются исторической ценностью, дело решили закрыть. Место нахождения этих икон и метрических книг не известно до сих пор. Жила в селе женщина помешанная, в народе ее помнят как Поруша, женщина была добрая, но не в себе, блаженная. В то время она была девочкой и жила с родителями возле церкви. Так вот, якобы она тогда была нормальной и в ночь исчезновения ящиков из церкви, шла с бабушкой домой. Бабушка та ее, аккурат через месяц умерла, онемела она в эту ночь, а вот Поруша умом тронулась. Что уж они там увидели возле церкви, осталось тайной, только Поруша ходила по деревне и все лопала про каких то людей в черном. В конце мая 1928 года, ухнул в последний раз церковный колокол, сброшенный местными комсомольцами с купола церкви, ахнув перекрестились собравшиеся у церкви многочисленные толпы стариков и старух. Перекрестившись,посылали многочисленные проклятия антихристам, поднявшим руку на бога, разошлись по домам. 
    Позже сняли церковную ограду, срубив зубилом кованые кресты на ее вершинах, установили в районном центре Ново-Егорьевке, огородив районный парк. Купола и пристройки церкви разобрали и на улице Алтайской собрали сельскую семилетнюю школу №2. Из дома батюшки сделали сельскую больницу, а из кельи дьячка отделение сельской почты.Сам храм переоборудовали под сельский клуб, в дальнейшем в селе был построен новый Дом Культуры и храм переоборудовали под спортзал. Сейчас это заброшенное здание находится в районе памятника погибшим воинам села Титовки в годы ВОВ. Только церковный сельский колодезь пережил всех. Почти все жители села  пользовались им, так как он был расположен на общей территории недалеко от Дома Культуры. Тяжелая кованная бадья и его высокий журовец долго еще служили народу в том своем первоначальном виде. Вода в этом колодце всегда была чистая и холодная, утоляя ее свою жажду, ни кто из нас не задумывался, что именно в воде из этого колодца были выкупаны при крещении наши предки, что в крещение именно в этом колодце святили церковную воду.
    В дальнейшем тяжелой и трагической оказалась для наших сельчан утрата Метрических книг Титовской церкви. Параллельно с Титовской церковью записи о рождении ребенка стали вести сельским советом, только где приблизительно с 1927 года, да и то не все жители села Титовки регистрировали своих младенцев в Сельском Совете, а продолжали по старинке вести регистрацию и крещение в сельском храме. В годы Великой Отечественной Войны требовалось для фронта большое количество солдат. Разнарядки приходили в районный военкомат с указанием количества призывников. К 1943 году в селах района практически призывать на фронт было не кого. По этой причине военкоматы занимались припиской возраста призывникам. Отсутствие метрических книг с записями даты рождения , давали им возможность приписывать призывникам год, а иногда и два. Многие наши земляки погибли на фронте, так и не дожив до своих восемнадцати лет.


Рецензии