2016-02-29 Десталинизация и декоммунизация
Можно ли в принципе примирить невинно осужденного по политической статье (и позднее реабилитированного) и участника «тройки», выносившего преступное по существу решение? Можно ли привести к общему пониманию истории страны внука расстрелянного перед войной комдива и потомка палача, нажимавшего на спусковой крючок? Можно ли примирить братьев, полосовавших друг друга шашками на фронтах гражданской войны? («Кум Иван, ты моего дитя крестил... Кум, не казните меня!» М.А. Шолохов «Тихий Дон»).
Трудно. Каждого без исключения – нереально категорически. Но нужно. Нужно всех и всем. И многих - возможно. Потому, что всем нам нужно дальше и с этим жить (о нежелающих жить я здесь не говорю). А жить с давних пор можно только в обществе, только в стране. И в обществе, априори фатально и благословенно разделенном естественно (и противоестественно) сложившимся разделением труда жить плодотворно можно только, объединенными еще более могучими общественными отношениями и целостным общественным сознанием.
В жизни есть два крайне противоположных взгляда на историю: «не все средства хороши» («Целый мир не стоит и одной слезы ребенка» Ф.М. Достоевский) и «победителей – не судят»! И обе они не исчерпывающе верны! Ибо, на то и дети, чтобы плакать, часто, безо всякого существенного повода. И не существует в мире ни одного даже безмерно счастливого человека, выросшего без детских слез. А особенно негодны средства, не приводящие к желанному результату. И победителей тоже судят. Конечно, не на второй день после победы, а, позже, когда, часто, ее недавние лавры сменяет горечь и беззащитность последующего поражения.
Считаю, что средства оправдывает результат! А средства в переустройстве общества – общественно-полезный результат!
Невозможно примирение и воссоединение с позиции вчерашнего дня, дня реальных жестоких мучений одних и суетливой или подлой радости других, оказывающихся на стороне выживших и преуспевших. Никто не в силах примирить жертву и палача (в самом широком понимании этих слов), их родственников и знакомых в момент и время совершения самого акта преступления. И результат для «оппонентов» здесь диаметрально противоположный.
Трудно примириться и с позиции сегодняшнего дня. Ибо и сегодня, по прошествии уже многих десятков лет, слишком многие причины и поводы для конфликтов и противостояния по-прежнему остаются не разрешенными (вопросы собственности на средства производства, социальной справедливости, межнациональных и межконфессиональных отношений). Более того, сегодня они оказываются обостренными и отягощенными новыми сравнительно недавними и тоже противоречивыми событиями нашей истории.
И все-таки примирение возможно. Если средства оправдывает результат, то правыми, более правыми в споре оказываются те, кто наиболее точно предвосхитит (предмыслит, просчитает) социально-экономическую и политическую картину саморазвивающейся человеческой цивилизации и нашего общества (или в обратном порядке) ближайшего и чуть более отдаленного будущего. И убедительно продемонстрируют движение в сторону этого своего эффективного предвидения на практике. А противоположной стороне целесообразнее (выгоднее) принять такую перспективу и действительность и «примириться» с действиями, направленными на ее реализацию. Есть глобальные закономерности и глобальные тенденции саморазвития человеческой цивилизации. И человечество их неуклонно познает. И самопознает самое себя.
Частнокапиталистическая формация (обращаю внимание на частичку «частно») в форме империалистического и глобалистического капитализма (империализма и глобализма), совершив виток на осе-сходящейся спирали саморазвития цивилизации, за столетия из драйвера стала громадным тормозом этого саморазвития. Тормозом, обрекающим миллиарды жителей планеты, не сумевших попасть в касту «золотого миллиарда», на громадное социальное неравенство труда и потребления, на нищету и голод, на деградацию от глобализации и глобальных изменений климата, на смерть от бомбардировок и ракетных обстрелов современных изуверов от «демократии»!
Эта противоречивость, ограниченность и «тупиковость» капитализма еще в ХIХ-ХХ веке была осознана многими теоретиками мира и страны и, в первую очередь и наиболее остро, К. Марксом, Ф. Энгельсом, Г.В. Плехановым и В.И. Лениным. Однако, ввиду чрезвычайной сложности объекта познания – чрезвычайно сложно организованной совокупности людей, как наисложнейших объектов материального мира – представления о ключевых категориях и отношениях социалистического общества, оказавшихся победителями в теоретических баталиях Маркса и Ленина оказались не безошибочными и, что называется, не на все времена. Сработал всеобщий закон саморазвития и самопознания - закон отрицания отрицания.
Оказалось не полным представление Маркса о двойственном характере труда и продукта труда, товара, и ошибочной основанная на нем трудовая теория стоимости, как теория двух категорий: потребительной стоимости и стоимости. Сегодня, руководствуясь главным марксистским инструментом теории познания общества – материалистической диалектикой, мы можем и должны развить теорию Маркса о труде в теорию тройственного характера труда, как труда в конкретной форме – конкретного труда, труда в абстрактной затратной форме – абстрактного затратного труда и труда в абстрактной результативной форме – абстрактного результативного труда. А трудовую теорию стоимости в полезностно-трудовую теорию стоимости-ценности, как тройственную теорию потребительной значимости, стоимости и ценности.
Ошибочной оказалась теория государственной и колхозно-кооперативной форм общественной собственности на средства производства. Сегодня мы можем и должны развить теорию собственности в теорию индивидуально-коллективной формы общественной собственности на средства производства.
Ошибочной оказалась теория централизованной формы плановости социалистического общества. Сегодня мы можем и должны развить теорию плана в диалектическую теорию всеобщего рынка обмена продуктами частичного труда, распространенного в своих существенных отношениях и внутрь предприятий, организаций и учреждений, как высшую форму плановости общества.
Именно эти принципиальные и фундаментальные ошибки марксистско-ленинской теории стали главными причинами всех противоречий в развитии СССР и стран псевдосоциалистической системы, создали объективные системные предпосылки для проявления субъективного (человеческого) фактора (генеральных секретарей), всех отклонений и злоупотреблений и привели, в конечном итоге, к краху в конце ХХ-го века первой исторической попытки построения системы социализма.
Сегодня, с завершением стадии пролонгации существования капитализма за счет эффекта глобализации, с неимоверным, смертельно опасным для человечества обострением его глобальных системных противоречий мы все должны и можем понять необходимость замены капитализма бесклассовым, социально однородным, социально справедливым и всесторонне прогрессивным обществом. И это даже не вопрос классовых и политических пристрастий и предпочтений или исторической преемственности. Хотя и историческая память общества играет здесь колоссальное значение. Это вопрос самосохранения человечества.
Теоретические предпосылки такой замены уже созданы.
Свидетельство о публикации №219021901209