2016-12-26 Памяти 92-х. Жить со смыслом

Жить. Жить со смыслом!

25 декабря 2016 года в небе над сочинским побережьем Черного моря оборвалась жизнь 92-х наших сограждан. На борту самолета Ту-154, принадлежавшего ВВС России, они летели в Сирию, на аэродром Хмеймим. И каждый из них в этом последнем полете выполнял свою работу, свой воинский или гражданский долг.

Большинство погибших были профессиональными музыкантами. Другие – просто высокообразованными, интеллигентными людьми. И еще 2 месяца, еще 2 дня назад каждый из них, как и все мы, скорбели над жертвами войн и террористических актов во всем мире. Едва сдерживали слезы, слушая музыкальный номер, своеобразный реквием по всем погибшим нашего времени, из проекта «1-го канала» «Жить», созданного после трагедии с пассажирами российского самолета А-321 в небе над Синайским полуостровом в Египте. А сегодня под эту пронзительную и душераздирающую музыку мы поминаем уже их закончившиеся жизни.

В тексте песни есть слова «жить, просто жить…, как научиться просто жить?...». Человечество задается этим вопросом столько, сколько живет. И, думаю, нам всем будет легче, если мы все–таки найдем ответ на этот вопрос.

Когда-то один неглупый человек Фридрих Энгельс написал: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». Казалось бы, все просто и понятно: жить, значит существовать, обмениваться веществом с окружающей природой…

Существовать как камень на обочине дороги? Он же тоже существует и обменивается, обливается грязью и отдает природе осколки, будучи раздавленным проезжающим автомобилем. Нет, камень не белковое тело. Он существует, но не живет!

Тогда может быть существовать и обмениваться, как существует и обменивается в земле червяк? Он же белковое существо. Или существовать и обмениваться, как горный орел, как шимпанзе, помещенная в клетку зоопарка?.. Нет, не так…

А в чем тогда разница между земляным червяком, горным орлом, шимпанзе и человеком? В том, что по-разному «обмениваемся»? И почему в этом списке, как правило, помещают на последнее место человека? Может быть, список нужно было начать именно с него, а завершить «венцом природы» - червяком?

Нет, учеными доказано, что «венец» это человек! Он и появился значительно позднее, и состав и структура органов у человека значительно сложнее. И, главное, у человека есть высокоразвитая, по сравнению с любым другим белковым объектом на Земле, нервная система и головной мозг.

Тогда может быть жизнь всех «безмозглых» белковых тел – существование по Энгельсу, а жизнь человека есть белковое существование  системы, обладающей высокоразвитой нервной системой - головным мозгом?

Но что означает «высокоразвитой»? Самый большой по объему мозг у кита Physeter macrocephalus. Его мозг - самый большой по сравнению с объемами головного мозга всех существ, когда-либо существовавших на Земле. А самый большой мозг из рыб у рыбы Мормирус, рыбы-слона. У мормируса весовое отношение мозга к массе тела достигает 1/38-1/50, то есть оно такое же, как и у человека! Но есть животное с самым большим мозгом по отношению к телу. Это муравей. Может быть муравей это Человек?.. Ан, нет…

Именно мозг человека является самым сложным и УНИКАЛЬНЫМ творением природы. В нашем мозгу имеется около 85 миллиардов нейронов (у осьминога, например, только 300 миллионов). Каждый нейрон является интегратором и носителем множества элементов памяти - синапсов. Главную интеллектуальную мощь мозга человека составляют нейроны его коры. Особенно важна плотность синаптических контактов между нейронами, а никак не физический вес. По этому показателю мозг животных, даже высших приматов, существенно меньше человеческого. Мышление, сознание - это то, что отличает человека от животных.

Вот и получается, что жить просто по-человечески это означает существовать, как белковое тело, обмениваться с окружающей средой и быть субъектом мышления, сознания – высшей и УНИКАЛЬНОЙ формы отражения белковым телом окружающего мира. Как говорится, камню – камнево, орлу - орлово, а человеку – человеческое мышление и сознание для обмена и для отражения.

Именно поэтому человек ПРОСТО ЖИВЕТ, когда существует, воспринимая окружающий мир с помощью своих органов восприятия – органов чувств, осмысливает, осознает свои восприятия в форме сознания и обменивается с природой в форме отражения посредством осознанной и целесообразной двигательной активности, осознанной и целесообразной деятельности. Восприятие, осознание и мышление (мыслительные анализ и синтез) и сопутствующая двигательная активность человека составляют содержание ПОЗНАНИЯ. Познания непрерывного в течение всей жизни, познания в колоссальном множестве своих актов, от узнавания своей матери, через познание всех объективных законов саморазвития материи, до познания глобального смысла жизни). Осознанная двигательная активность под управлением сознания в соответствии с познанными объективными законами саморазвития материи составляет содержание ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, деятельности в соответствии с объективными законами саморазвития природы, человека и общества, содержание СО-ДЕЙСТВИЯ этому саморазвитию.

Существовать, как лежачий камень, под который, как известно, вода не течет давайте оставим бездушным камням. Жить, как «умная» обезьяна, которая с вершины горы равнодушно наблюдает, когда в долине закончится схватка двух тигров – давайте оставим животным. ПРОСТО ЖИТЬ для человека означает всегда и везде познавать окружающий мир, самопознавать себя и общество и действовать в соответствии с познанными законами, со-действовать саморазвитию природы и общества. В этом ПРОСТОЙ и главный, ГЛОБАЛЬНЫЙ смысл человеческой жизни. ПОЗНАНИЕ И СОДЕЙСТВИЕ! А всякие частичные смыслы есть всего лишь способы реализации этого глобального смысла.

Наши погибшие товарищи прожили свою жизнь со смыслом. И я думаю, они БЫЛИ СЧАСТЛИВЫ! Ибо СЧАСТЬЕ есть процесс-состояние осознания человеком РЕАЛИЗАЦИИ глобального и частичных смыслов его жизни! Они стали высочайшими профессионалами своего дела – другие в Сирию не летают. Они летели спасать и помогать жить и быть счастливыми детям и другим людям, чтобы процесс их жизни, их познания и содействия, их счастья продолжался и углублялся. Они и погибли со смыслом! Чтобы побудить всех нас сделать свои жизни более осмысленными, плодотворными и счастливыми…

Сафончик Владимир Николаевич.
26.12.2016г.


Рецензии