Рождение сюрреалистки
Тем не менее, с первых дней ей захотелось показать, что у неё нет ничего общего с этой простоватой средой. Для доказательства этого она стала носить в сумочке тетрадку в клеточку и, вынимая её в обеденный перерыв, делать вид, что сосредоточенно решает Бином Ньютона. Девчонки, молодые токари её за это невзлюбили и постоянно собачились с ней в бытовке.
Для ученичества Фирочке выделили токарный станок, всё равно станков было больше, чем токарей в цеху, показали, что и как, и предоставили самой себе. За рекордами она не гналась, но ей нравилось смотреть, как виртуозно управляются опытные токари с ключом зажима и с ручкой подачи резца. Ей тоже хотелось так ловко и элегантно… Но резцы моментально крошились и их приходилось затачивать наждачным кругом в конце цеха или менять в инструменталке. Поэтому она нередко отсутствовала на рабочем месте. И, когда мастер смены, по нескольку раз выходя из своей конторки, оглядывал парк станков и свирепел:
- Где Фирка? –
Зоя, работавшая неподалёку на строгальном, пожимала плечами. А только мастер скрывался за дверью, спешила предупредить эту чудачку, Фирку. К ней-то Фирочка и прикипела. Тем более, после того, как в очередной раз она стала доказывать рабочим девчонкам, что её «философский созерцательный ум гораздо выше их примитивного практического умения работать руками», Зое пришлось вклиниться между спорящими и погасить спор. Зоя вообще не любила категоричности в суждениях. Где-то она прочла, и эта мысль ей понравилась: "Всё можно доказать и так же опровергнуть" или "истина всегда посередине".
Зое, как и Фирочке исполнилось восемнадцать, она так же работала между попытками поступить в институт. Но, между прочим, увлекалась театром, живописью, сочинительством и затруднялась определить, что для неё предпочтительней.
Теперь они уходили домой вместе: высокая , спортивная, светловолосая Зоя и на голову ниже, очень женственная брюнетка Фира. Она стала приезжать к Зое по выходным из другого района города, а та ей показывала книги по искусству, много рассказывала о художниках-постимпрессионистах Монэ и Ван Гоге. Особенно эмоционально об образе Ван Гога, выведенном в книге Ирвинг Стоуна «Жажда жизни».Для далёкой от искусства Фирочки такие разговоры стали откровением. Однажды Зоя решила пригласить Фиру на день рождения.
- Будут несколько близких друзей и одноклассников, люди с сарказмом, любят интеллектуальные беседы. – Предупредила Зоя.
На именины Фирочка явилась подтянутая и отрепетированная. Она цепким взглядом определила атмосферу и центр собравшихся. Пока Зоя колдовала на кухне с последними приготовлениями, гости сами собой, находя общие темы, оживлённо общались. Когда было вынесено последнее блюдо, Фирочка уже сидела за столом напротив Толика Петрова и со знанием дела толковала о постимпрессионистах и, в частности, о Ван Гоге. Слово в слово повторяя ещё вчера полученные сведения. Зою неприятно удивило, как легко и быстро подруга присвоила её оценки и определения. Она никогда не афишировала свои пристрастия перед Толиком, который окончил художественное училище и готовился в академию. Убеждённый абстракционист, не воспринимающий реализма в искусстве. Тогда как она во всём допускала умеренность. Тем не менее, от влияния личного обаяния Толика Зоя не была свободна. Иногда в разговоре с ним она неожиданно становилась косноязычной и сгорала от стыда поэтому. Сейчас он смотрел через стол на Фирочку, как на новую сверхзвезду. Среди, молча внимавших им, гостей эта пара составляла теперь оживлённый дуэт. Она с пламенным взором карих глаз, согласно кивала, когда Толик скороговоркой произносил:
- Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность некоторых форм ассоциаций, на вере во всемогущество грёз.
При этом он не был бледным, сухим носителем бредовых идей, а наоборот был молод, красив, остроумен и весел. Зоя почувствовала себя обворованной, но старалась этого не показывать.
Фирочка разрумянилась и широко, обаятельно улыбалась. Естественно, Толик её провожал. В последующие дни она находилась под сильным впечатлением от именинного вечера.
В понедельник, выйдя во вторую смену и настроив на работу станок, Зоя посмотрела в сторону токарного отделения. За окном быстро темнело. Уютно, ровно урчала особая музыка токарного цеха. Задумчивое лицо Фирочки отражалось в окне напротив. Она рассеяно вставила деталь, небрежным поворотом ключа закрепила её, нажала кнопку "пуск" и плавно стала подавать резец. Но, соприкоснувшись с резцом, деталь, вдруг, исчезла. Фирочка недоумённо и испугано смотрела на вращающиеся пустые тиски, затем огляделась вокруг себя, встав на цыпочки и перегнувшись, заглянула за станок. Увидела на оконном стекле отверстие с разбегающимися веером лучами, задумчиво посмотрела на него, откинувшись чуть назад и склонив голову набок, словно перед картиной. Затем решительно выключила станок и направилась к невольному своему произведению. Поглощённая собственными мыслями: то ли о законе физики, глядя на предполагаемую траекторию полёта детали, то ли вспоминая слова Толика "о незаинтересованной игре случая",- она плавно протянула руку и пальчиком потрогала отверстие с отходящими лучиками.
Наблюдая всю эту картину, Зоя почувствовала присутствие Толика. С грустью подумалось, что эта вот девочка, видимо, и покинет с ним "пещеры бытия", и станут они уже вместе вносить свой вклад в разрешение "кризиса воображения". Похоже было, что Фирочка нашла себя в этой сюрреалистической концепции. Толик же нашел в лице Фирочки глубокое понимание, как ему казалось, и общность.
И вскоре они поженились. Зоя была подружкой невесты на свадьбе. Родители Фирочки настояли, чтоб дети не садились в автомобиль после ЗАГСа, а прошлись небольшой процессией, "чтобы платье невесты побольше народу увидало". Толику не нравилось, но он уступил, а по пути следования оборачивался к друзьям и отпускал реплики:
- По улицам слона водили…
"Если он ассоциирует себя со слоном, то Фирочка, похоже - укротитель слонов", - думала Зоя, глядя под ноги, стараясь не наступить на шлейф её платья. А Фирочка, довольная собой, шагала во главе процессии, как маленький Наполеон, у которого впереди еще много побед.
Зинаида Дудченко,
г. Армянск, Крым.
Свидетельство о публикации №219021900136
Валерий Столыпин 20.02.2019 09:38 Заявить о нарушении