Рождение сюрреалистки

      Окончились последние каникулы. Недавно Фирочке исполнилось  восемнадцать, и встал вопрос  о работе, встал сам собой, поскольку она пока так и не решила, кем  ей хочется быть и куда пойти учиться. Придя на производство, конечно же не в качестве менеджера, а в качестве ученика токаря,   Фирочка  понимала, что это не окончательный жизненный выбор, что назначение её  куда более высокое. Но принципиальный  дядя  Фима напутствовал, говоря, что хорошая , востребованная профессия ещё никому не принесла вреда, а вот время всяческих дилетантов всё равно уйдёт.
      Тем не менее, с  первых дней ей захотелось показать, что у неё нет ничего общего с этой простоватой средой. Для  доказательства этого она стала носить в сумочке тетрадку в клеточку и, вынимая её в обеденный перерыв, делать вид, что сосредоточенно решает  Бином Ньютона. Девчонки, молодые токари её за это невзлюбили  и постоянно собачились  с ней в бытовке.
Для ученичества   Фирочке выделили токарный станок, всё равно станков было больше, чем токарей в цеху, показали, что и как, и предоставили самой себе. За рекордами она не гналась, но ей  нравилось смотреть, как виртуозно управляются опытные токари с ключом зажима и с ручкой подачи резца. Ей тоже хотелось так ловко и элегантно…  Но резцы моментально крошились и их приходилось затачивать наждачным кругом в конце  цеха  или менять  в  инструменталке.  Поэтому она нередко отсутствовала на рабочем месте. И, когда мастер смены, по нескольку раз выходя из своей конторки, оглядывал парк станков и свирепел:
          -  Где Фирка? –
 Зоя, работавшая неподалёку на  строгальном, пожимала плечами. А только мастер скрывался за дверью, спешила предупредить эту чудачку,  Фирку.  К ней-то  Фирочка  и прикипела. Тем  более,   после того,  как  в  очередной  раз  она стала  доказывать рабочим  девчонкам,  что её  «философский  созерцательный  ум  гораздо выше их примитивного практического  умения работать руками»,  Зое  пришлось вклиниться между спорящими  и погасить спор. Зоя вообще не любила категоричности в суждениях. Где-то она прочла, и эта мысль ей понравилась: "Всё можно доказать и так же опровергнуть" или "истина всегда посередине".
Зое, как и Фирочке исполнилось восемнадцать, она так же работала между попытками поступить в институт. Но, между прочим, увлекалась театром, живописью, сочинительством и затруднялась  определить, что для неё предпочтительней.
Теперь они  уходили домой вместе: высокая , спортивная, светловолосая Зоя и на голову ниже, очень женственная  брюнетка Фира. Она стала приезжать к Зое по выходным из другого района города, а та ей показывала книги по искусству, много рассказывала о художниках-постимпрессионистах Монэ и  Ван Гоге. Особенно эмоционально об образе Ван Гога, выведенном в книге Ирвинг Стоуна «Жажда жизни».Для далёкой от искусства Фирочки такие разговоры стали откровением. Однажды Зоя решила пригласить Фиру на день рождения.
    -  Будут несколько близких друзей и одноклассников, люди с сарказмом, любят интеллектуальные беседы. – Предупредила Зоя.
       На именины Фирочка  явилась подтянутая и отрепетированная. Она цепким взглядом определила атмосферу и центр собравшихся. Пока  Зоя колдовала на кухне с последними приготовлениями, гости сами собой, находя общие темы, оживлённо общались. Когда было вынесено последнее  блюдо, Фирочка уже сидела за столом напротив Толика Петрова и со знанием дела толковала  о постимпрессионистах и, в частности, о Ван Гоге. Слово в слово повторяя ещё вчера полученные сведения. Зою неприятно удивило, как легко и быстро подруга присвоила её оценки и определения. Она никогда не афишировала свои пристрастия перед  Толиком, который окончил художественное училище и  готовился в академию. Убеждённый абстракционист, не воспринимающий реализма в искусстве. Тогда как она  во всём допускала умеренность. Тем не менее, от влияния личного обаяния Толика  Зоя не была свободна. Иногда в разговоре с ним она неожиданно становилась  косноязычной и сгорала  от  стыда поэтому. Сейчас  он смотрел через стол на Фирочку,  как на новую сверхзвезду. Среди, молча внимавших им, гостей эта  пара составляла  теперь оживлённый дуэт. Она с пламенным взором карих глаз, согласно кивала, когда Толик скороговоркой произносил:
  -  Сюрреализм  основывается на вере в высшую реальность некоторых форм  ассоциаций, на вере во всемогущество грёз.
     При этом он не был бледным, сухим носителем бредовых идей, а наоборот был молод, красив, остроумен и весел. Зоя почувствовала себя обворованной, но старалась этого не показывать.
Фирочка  разрумянилась и широко, обаятельно  улыбалась. Естественно, Толик её провожал. В последующие дни она находилась под сильным впечатлением от именинного вечера.
      В понедельник, выйдя во вторую смену и настроив на работу станок, Зоя посмотрела в сторону токарного отделения. За окном быстро темнело. Уютно, ровно урчала особая музыка токарного цеха. Задумчивое лицо  Фирочки отражалось в окне напротив. Она рассеяно вставила деталь, небрежным поворотом ключа закрепила её, нажала кнопку "пуск" и  плавно стала подавать резец. Но, соприкоснувшись с резцом, деталь, вдруг, исчезла. Фирочка недоумённо  и  испугано смотрела на вращающиеся пустые тиски, затем огляделась вокруг себя, встав на цыпочки и перегнувшись, заглянула за станок. Увидела на оконном стекле отверстие с  разбегающимися веером лучами, задумчиво посмотрела на него, откинувшись чуть назад и склонив голову набок, словно перед картиной. Затем решительно выключила станок и направилась к невольному своему произведению. Поглощённая собственными  мыслями: то ли о законе физики, глядя на предполагаемую траекторию полёта детали, то ли вспоминая слова Толика "о незаинтересованной игре случая",- она плавно протянула руку и пальчиком потрогала отверстие  с  отходящими лучиками.
       Наблюдая всю эту картину, Зоя почувствовала  присутствие Толика. С грустью подумалось, что эта вот девочка, видимо, и покинет с ним "пещеры  бытия", и станут они уже вместе вносить свой вклад в разрешение  "кризиса воображения".  Похоже  было, что  Фирочка  нашла себя в этой сюрреалистической концепции. Толик же нашел в лице  Фирочки  глубокое понимание, как ему казалось, и общность.
       И  вскоре они поженились.  Зоя была подружкой невесты на свадьбе. Родители  Фирочки настояли, чтоб дети не садились в автомобиль после ЗАГСа, а прошлись небольшой процессией, "чтобы платье невесты  побольше народу увидало". Толику не нравилось, но он уступил, а по пути следования оборачивался к друзьям и отпускал реплики:
   -  По улицам слона водили…
"Если он ассоциирует себя со слоном, то Фирочка, похоже - укротитель  слонов", - думала Зоя, глядя под ноги, стараясь  не наступить на шлейф её платья.  А  Фирочка,  довольная  собой, шагала  во главе  процессии, как маленький  Наполеон, у которого  впереди еще много побед.
               
                Зинаида  Дудченко,
                г. Армянск,  Крым.


Рецензии
Генерировать идеи и воплощать их в жизнь — не одно и то же. А что девочка будет делать когда генератор сломается? Наблюдал лично подобную историю. И бывшая подружка, укравшая возлюбленного (кстати это традиция, когда жениха уводит именно лучшая подруга) тоже была на свадьбе свидетельницей. Семья худо-бедно существует, но склеена отнюдь не любовью, рано и необдуманно появившимися детьми, что тоже по сути сюрреализм, поскольку соединяет несочетаемое.

Валерий Столыпин   20.02.2019 09:38     Заявить о нарушении