Термиты

   
                И.

 Домик Георгия Ивановича, дедушки Алисы, стоял почти на самом краю речного обрыва, в конце нашей неширокой дачной улочки. Нередко проходивший по ней с автобусной остановки и обратно, Георгий Иванович обращал на себя внимание местных дачных обитателей тем, что порою разговаривал сам с собою. И хотя попадались среди дачников те, кто знал, каких высот достигал этот прихрамывающий человек в былые годы, всё же их были единицы. И только благодаря Алисе, давней моей подружке, мне также довелось узнать, что Георгий Иванович в прошлом - знаменитый разработчик многих прославленных образцов советского оружия, главный конструктор ЦКБ "Титан" волгоградского оборонного комплекса.
     Знакомство моё с Георгием Ивановичем произошло не случайно. Ввиду возникших чрезвычайных обстоятельств я был вынужден сам обратиться к оружейных дел мастеру за помощью. Вот как это случилось.

     Термиты пришли в мой дом от соседа Толяна. Кирпичный домик Толяна находился прямо против моего - деревянного. Узкая улочка, которую проще будет назвать широкой тропою, поросшая муравкой, примятой частично колёсами личного автотранспорта дачников, отделяла один от другого наши участки. Термитов, этих белых муравьёв, питающихся древесиной, обнаруживаешь далеко не сразу. Когда же доски пола в доме начинают пружинить под шагами жильцов, а стук в стену отзывается гулкой пустотою, бывает уже поздно - такой домик обречён.
      Горки переработанной древесины то тут, то там, под лестницей и вдоль плинтусов, обозначили для меня начало очередного проблемного этапа в жизни ( слишком долго всё шло хорошо, и это - лишний повод сказать себе: Здесь что-то не так ). Достаточно мне было вскрыть пол в одной из нижних комнат и увидеть копошащуюся белую массу, кое где трепещущую сдвоенными длинными крыльями, как сразу же стало понятно, откуда пришла беда.
      Забитый сверху донизу пиломатериалом, среди которого для передвижения был оставлен только узкий проход, дом Толяна, решившего никогда не расставаться с накопленным за жизнь "добром" и страдающего к тому же синдромом Плюшкина в крайне запущенной степени, напоминал склад.
    Однако Толяну  этого показалось мало. Воспользовавшись интеллигентностью проживающих рядом соседей, матери и сына, которые опешив от такой наглости, какое-то время просто молчали, он, захватив их пустующий недостроенный гараж, нанёс туда остатки бруса и доски, прикрыв всё это чьим-то выкинутым продавленным диваном зелёного цвета.
     Ни на минуту я не засомневался в личности разводителя насекомых - вредителей, нагрянувших в мой дом.
   Неверным будет предполагать, будто бы я изначально поверил в эффективность народных средств борьбы с термитами. И всё же все щели и стыки моего летнего жилища были засыпаны борной кислотой, и везде, где только возможно, установлены картонные ловушки ( уложенный слоями влажный картон, к которому массово устремляются эти любители целлюлозы ). Вывозя на тачке кишащие термитами ловушки в овраг, к реке, и посматривая на ставшие опять такими далёкими острова, я сознавал, что занимаюсь напрасной работой. Судя по деревянным ступеням лестницы на второй этаж, взбираться по которым стало небезопасно, белые муравьи восполняли свои ряды с удвоенной скоростью.
    Только тогда я подумал о знаменитом военном конструкторе, жившем неподалёку. Я долго стучал в давно некрашенную калитку, прежде чем увидел его неприветливое лицо. Георгий Иванович, рослый и грузный старик, долго не мог понять, что я от него хочу. Только когда я произнёс слово: "заказ", в глазах его мелькнул интерес, а я оказался впущенным на чужие владения.
    Славя русское оружие, через неделю я выходил из них с самой что ни на есть военной, с крошечным таймером на боку, продолговатой капсулой в руках. " Бомба с тетраметрином, - пояснил мне перед уходом создатель. - Не опасна для людей, но всё же будьте осторожны."
     Я заложил антитермитную бомбу прямо под резервуар с водой на участке Толяна. Поставил на таймере десять минут и привёл в исполнение. Я был у реки, когда раздался громкий хлопок и весь массив погрузился в белую пелену. Но вот ветер разогнал последние клочья образовавшейся завесы, и я вернулся в свой дом. "Ни одного живого не найдёте, - вспомнил я слова учёного, - а дерево вернёт себе первоначальные свойства."
     Он не ошибся.
     Одно необъяснимое обстоятельство заставило меня вскоре снова воспользоваться гостеприимством Георгия Ивановича. Вкратце я обрисовал ему ситуацию. " Нет, нет, - усмехнулся бывший главный конструктор "Титана", - стройматериалы из соседского гаража исчезли не вместе с термитами, ( до таких результатов ещё я, увы, не добрался ). Это совладелец участка с гаражом привёл угрозу, данную Толяну накануне, в действие - загрузил весь хлам в " КАМАЗ" и отвёз на ближайшую свалку. "

      Поблагодарив изобретателя, я отправляюсь к реке, и через минуту уже стою на самом краю высокого обрыва. Ещё высокое солнце, уже наметившее своё скорое отступление к горизонту, зажигает широким ослепительным веером не совсем спокойное русло. Толян утверждает, что три острова, перегораживающие реку, год от года приближаются к нашему берегу. На самом же деле, движение производят не острова, а разрастающийся вокруг них тростник, который со временем стирает границы и между самими островами. Вероятно вследствии яркого, бьющего по глазам, солнца, либо необъяснимого временного провала, я вижу в настоящую минуту три прежних, разделённых протоками, небольших островка. Раскинувшее густую крону высокое дерево на первом, ближайшем из островов, вне всяких сомнений, то самое, в которое впоследствии ударит молния. Только может быть это - всего лишь игра воображения и память подсказывает мне увиденную много лет назад картину? Или всё-таки стоит предположить, что любой человек с более-менее сильной памятью проносится по жизни словно находясь в машине времени, свободно перенося картины минувшего в настоящее время? И как мне не забыть при нашей следующей встрече поделиться этой мыслью с Алисой?




                Норильск, Талнах 2019

 


Рецензии
Здравствуйте, Дмитрий!
Вы сочинили интересный рассказ-быль. Рассказали просто и эмоционально.
Термиты, хоть и разрушители, но их жалко. В природе нет ничего лишнего; все звенья и животного мира имеют своё назначение.
Или термиты сбились с курса, или виноваты люди, что захламили сараи и прочее. Термиты и воспользовались лёгкой добычей; не надо было бежать-лететь в лес.
На фото Вы на фоне какого-то интересного здания. Что за дворец?
Успехов!



Василиса Фед   03.03.2019 18:37     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Василиса! Рад Вашей оценке. Здание это - Норильская городская библиотека на Октябрьской пл.
Успехов Вам в творчестве! С уважением -

Дмитрий Легин   04.03.2019 16:03   Заявить о нарушении