Бабушка и внучки

Бабушка Степанида была неграмотной.
- Почему ты в школу не ходила?- выпытывают внучки.
- Школа далёко была, а у меня ни обувки, ни одежки. Я же сиротой при дальней родне жила. Мне и платье первое справили к смотринам, когда уже 14 годков стукнуло.
- Давай мы тебя читать научим!
Бабушка Степанида смеется :
-  Чё придумали!
А сама   букварь в руки берет и картинки рассматривает.
В конце лета бабушка Степанида читает нараспев:
- Ма-ма  мы-ла  ра-му .
 Задумчиво смотрит перед собой. Потом достает платок, закрывает им лицо и плачет.
- Бабушка, ты чего?
- Как про маму-то хорошо написано! Прям  слезу прошибает!
Прошло пять лет. Девочки
навещают бабушку и привозят в подарок  сережки с красными камешками, такие как у ее подруги Дарьи.
- Ба, это тебе от нас с первой  стипендии.
- Выдумали! - радостно отзывается бабушка Степанида.
Неловко  открывает футляр и робко трогает сережки.
-  Никогда не думала, что в старости такое счастье будет. Угодили. Спасибо.
Долго-долго смотрит в зеркало:
- Вот что внученьки, в этих сережках вы меня похороните, а те, что мой отец подарил - первой правнучке на память.
 Вам-то повезло -  вы со мной выросли, а она только по сережкам и будет помнить меня.
Девочки обнимают и целуют бабушку.
- Живи долго! Как же мы без тебя?
Бабушка Степанида достает из шкафа белое облако  ажурных платков  из козьего пуха.
- Вам тоже подарки  полагаются.
Сестры накидывают на плечи мягкое чудо, созданное бабушкиными руками и заводят веселый хоровод вокруг нее.
Бабушка  Степанида сдержанно улыбаетя. Она довольна, что подарки пришлись по душе.
-  Садитесь, я  вам сейчас  про жизнь почитаю, - говорит важно бабушка Степанида, прерывая танец внучек.
Берет книгу, старательно водит пальцем по странице:
- У  ма-мы  Лу-ша.  Лу-ша  ма-ла, -  дрожит голос от подступивших слез. Достает из рукава носовой платок.
- И книжку эту положите. Под подушку.


Рецензии