Нахой. Шнеллер, карлик

Хочется смягчить предыдущий материал о "центре голода" начала двадцатых годов прошлого века. Реально, почти ушло то поколение, на чьи плечи легли подобные испытания. Речь больше о периоде Великой Отечественной.

 Предположите, как тогда они, особенно находясь на оккупированных территориях, реагировали на немецкое слово "Schneller!"
 В свое время на экраны вышел жестко реалистичный фильм "Иди и смотри".

 Но судя по нынешнему названию произведенных в нашем Энгельсе сосискам, негативный смысл немецкой команды стерся. Сейчас это бренд. Некий мясной fast food, привет от германских племен.

 Думаю, выходящим из голода колонистам Великого Нахоя было не до истории своих предков. Да и скудную еду они без нынешнего промоушена сметали быстро.

 Лихолетье отступало, медленно, тяжко, с утратой в каждой семье. И это не только умершие от голода. Были расстреляны наиболее активные противники бесчеловечной продразверстки.

 Но в 1923 году наступило некоторое послабление. После преобразования автономной области немцев Поволжья в Социалистическую Советскую Республику (ПССРНП) была проведена амнистия Она касалась не только осужденных участников "политического бандитизма", но и покинувших в это время пределы РСФСР. Не знаю, были ли тогда "возвращенцы". Возможно, что кто-то преодолев страх наказания, соединился с оставшейся в Поволжье семьей.

 Так или иначе, но пережившим лихолетье надо было восстанавливать хозяйство. Проблем было много. И не только в потере мужского населения колоний. Не хватало лошадей. На них же и пахали, и перевозили. Безлошадное хозяйство было обречено на нищету и батрачество.

 В быстром восстановлении сельского хозяйства колоний было заинтересовано и государство. Руководство страны прекрасно понимало, что накрой Поволжье очередная засуха, то и без продразверстки здесь брать уже нечего будет.

 В этих условиях вспомнили об ученике известного механика-самоучки Ф.А.Блинова. Оба они из нашего Балакова. Сведения о достижениях самого Федора Абрамовича весьма противоречивы.  В данном контексте важно, что в конце XIX века в мастерскую Блинова был принят крестьянин Яков Мамин.

 Вскоре ученик превзошел своего учителя. Яков усовершенствовал паровой двигатель Блинова и стал разрабатывать подобный, но на углеводородах. Надо заметить, что в это время ещё не было промышленного разделения на фракции. Двигатель Мамина работал на нефти.

 В 1910 году Яков Васильевич создает колесный трактор "Карлик". Про него-то и вспомнили после завершения Гражданской войны. Мамина командирую в Германию. Чуть позже в цеху бывшей мастерской братьев Шиффрер начинается сборка первого трактора.

 Планируемая поточная сборка "Карлика" отражает экономические перемены, происходящие в молодой республике. Новая экономическая политика (НЭП) подразумевает частичную реставрацию капиталистических отношений. В этих условиях при дефиците конной тяги малая механизация гарантирует стремительный подъем сельхозпроизводства в колониях.

 Но очень скоро ситуация в стране резко изменяется. На смену НЭПа приходит коллективизация и надобность в "малой механизации" отпадает.

 Может и к лучшему. Мог же новый руководитель страны расценить название трактора как прикол над собой. Тогда бы не сдобровать Якову Васильевичу. А так благополучно пережил Сталина.

 Увы, этого не скажешь о многих колонистах, надеющихся в начале двадцатых на "Карлика".

 Вот такой шнеллер быстротекущего времени и крутых перемен в жизни  трудолюбивого народа.

 Скрин из интернета. Слева создатель прообраза нынешнего мотоплуга и сам трактор "Карлик".

 
 

 


Рецензии
А карлики, они всегда страдают манией величия и гигантоманией. Не размениваются на мелочи. В планах всегда - какая-нибудь мировая революция, по меньшей мере - двуполярный мир с зарезервированным за собой одним из полюсов. Разве можно перековать ракету в 25 махов на орло?! Да ни в жизнь!

Славнов Александр   21.02.2019 23:28     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.