Жить нужно в радости
Одна из картин сразу же приковала мой взгляд, причём, так, что в тот же момент мне захотелось безудержно рыдать. «Кто автор?» - «Это Наташа Жижилева, она пишет картины, держа кисточку губами. Её конечности недееспособны, она колясочница».
Как вообще может так случиться, чтобы при одном взгляде на картину хотелось плакать? Я понимала слёзы от музыки, от литературного текста, от кинофильма – чего-то более динамичного – но от картины? А в этой было что-то живое, что-то сквозящее и рвущееся наружу с силой, большей, чем любое движение в природе.
Картина изображала свадьбу. В тени деревьев, на заднем плане, стояла пара – парень и девушка, совсем молоденькие, в простых свадебных костюмах. А передний план был сплошь усыпан пионами – целое поле пионов, пышных, розовых, свежих – невероятных! Огромных настолько, что даже берёзы рядом с ними казались миниатюрными. И в этих пионах заключалась вся суть, всё отношение юной художницы к свадьбе – такой, какой у неё, быть может, не будет никогда! Зато она будет жить на этом полотне: такая же чистая, восторженная, наполненная жизнью, радостью и любовью.
Сразу же после встречи я обратилась к Наталье Александровне, нашему главному редактору с мыслью о том, что мы обязательно должны написать об этой девочке. Наталья Александровна откликнулась, не раздумывая, будто почувствовала, и уже пятнадцатого февраля я ехала в посёлок Куеду, откуда Наташа родом, на встречу с этой необычной художницей.
В Куеде, несмотря на пышные метели, на деревьях появлялись первые почки. Меня встретили Наташа вместе с мамой, Ниной Викторовной, живущие в простом деревянном доме, внутри которого чувствовался вечный праздник весны – яркие шторы, яркие занавески, покрывала, оранжевые тыквы, разложенные по полу, море зелени – всевозможных цветов, и, конечно же, картины.
Наташа родилась 9 января в посёлке Куеда Пермского края. Девочка должна была родиться в Рождественскую ночь – с 6 на 7 января, но по недосмотру врачей роды вышли осложнёнными. Более того, когда девочку вытягивали щипцами, ей сломали седьмой шейный позвонок. C тех пор диагноз – детский церебральный паралич и перелом шейного позвонка.
Из роддома Наташу привезли в родительский дом её мамы, Нины Викторовны. Назвал Наташу дедушка, Виктор Иванович. Сначала он называл её дамой, затем – барышней, а после – придумал имя Наталья. В свидетельстве о рождении девочку по ошибке записали как Наталия, и в этом тоже был особый знак, ведь «Наталия» переводится как «Рождественская».
Через год после рождения Наташи, родился её брат Сергей. Детей крестили вместе, тайно. Во время крещения к Наташиной маме подошла матушка со словами: «Ты под куполом стоишь. Проси Всевышнего, чтобы он дочку забрал». «Я тогда страшно перепугалась. – Рассказывает Нина Викторовна. – После крещения уложила детей спать, а сама ушла в сад. Форточку в доме оставила открытой, чтобы если кто из них заплачет, я услышала. Но ведь плакать может только Серёжа. Вот проходит два часа, три часа…тишина. Я опомнилась, забегаю в дом, Серёжа спит, а Наташа не дышит. Тут я и вспомнила эту матушку. Схватила Наташу, начала трясти, потом к соседям побежала, обошлось». «Это я в другом измерении была после крещения. – Улыбается Наташа. – С тех пор всё и началось».
К рисованию Наташу подтолкнула мама. Нужно было разрабатывать руки. Наташа пробовала рисовать сразу кистью, не делая предварительных эскизов и набросков карандашом. Первой её работой стал игрушечный медведь, которого она нарисовала на конкурс рисунков, проводимый Орденом милосердия и красного креста. В награду за участие, на новый год Наташе подарили медведя. «И он до сих пор пахнет плюшем. – Говорит Наташа. – Организаторы очень хвалили меня. Говорили – кушать сама не может, а вот, что нарисовала!» Со временем рисовать руками становилось всё больнее и больнее. Судьба столкнула Наташу с Ольгой Пустовитовой, художницей, писавшей свои картины, держа кисточку губами. «Она мне ещё тогда сказала: пусть в твоих картинах будет больше жёлтого оттенка, тогда они людям будут нравиться. И я взяла кисть в зубы. Целый год скрывала от мамы, что рисую именно так. А один раз, увидев на законченной картине ошибку, решила поправить её, забыв, что мама дома и готовит обед. Мама увидела, было очень много эмоций. Но теперь всё хорошо. Теперь я подбираю специальные бинты, чтобы губам было мягко».
На своё семнадцатилетие Наташа нарисовала картину «Семнадцать берёз». Белый январский снег и белые голые стволы. «Я сидела и считала. – Смеётся Наташа. – Их там точно семнадцать. Я больше всего люблю берёзы. Они же живые, они же…как Шукшин, я его с самого детства глубже всех чувствовала».
Одиннадцать классов Наташа окончила, обучаясь на дому. А после поступила в пермское художественное училище №65 на очно-заочную форму обучения. Три месяца она жила в Перми, в центре реабилитации на улице Лодыгина, а следующие три месяца – дома. И так три года. После девочка решила получить высшее образование и поступила в Московский Заочный Народный Университет Искусств, который закончила с отличием досрочно. «Училище дало мне технику – понятия композиции, перспективы, сочетания цветов, а Университет – понимание того, что рисовать нужно постоянно, только тогда будет развитие и результат».
Я не удержалась и спросила Наташу про ту самую картину, которая привела меня к ней. Она заулыбалась – как-то светло-светло и по-детски грустно. «А это – мечта. Два года назад ко мне приезжал парень из Волгограда, его звали Максим. Он узнал, что я – художница, и приехал, потому что сам был – художник. И привёз мне огромный-преогромный букет роз! Это же розы, на самом деле, не пионы. Пионы я не смогла бы написать, там мазки тяжёлые нужны. И я, вдохновившись, написала эту картину. Мы гуляли вместе, разговаривали, рисовали. Когда сильно-сильно любишь, появляется какая-то сила. Она обязательно утихает, остаётся только у тех, кто любит по-настоящему. Ведь нужно, чтобы нравилось дыхание человека, его запах, повадки. А у него всё перегорело. Он уехал, а после сказал, что в ближайшее время приехать не сможет. Я любила одна за двоих – и за него, и за себя. Ведь до того, как мы познакомились, у меня в душе была такая пустота! Мне хотелось найти человека, который бы жил в любви к жизни и рисовал. Сейчас я понимаю, что творчество, исходящее от двоих – совсем не обязательно. Пусть лучше он меня дополняет».
Мама Наташи – руководитель клуба инвалидов-колясочников «Афалина», созданного Пермской краевой общественной организацией Всероссийского общества инвалидов. Члены клуба активно общаются друг с другом по телефону, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих фестивалях района и области, выезжают с ночёвкой на рыбалку, в походы для сбора трав и плодов шиповника, сопровождаемые спортивными соревнованиями, ведь направление клуба - спортивно – туристическое. Налажена дружеская связь с инвалидами-колясочниками Чернушенского, Чайковского и Нытвенского районов Пермского края. Ниной Викторовной написаны восемь социальных проектов для инвалидов-колясочников, семь из которых нашли свою спонсорскую поддержку. В частности, спонсором проектов «Афалинцы встречают друзей» и «Нас манят золотые купола» выступил ООО «Лукойл-Пермь».
Перед клубом поставлена одна из основных целей: воспитание детей младшего школьного возраста посредством общения с ними и проведения «Уроков доброты» в школах Куединского района. А Наташа проводила такой урок в нашей Пермской православной классической гимназии им. прп. Сергия Радонежского. «Я очень люблю детей. Они же такие ласковые…как цветы! Я все цветы люблю. Но больше всего ромашки – это символ верности. Дети подталкивают меня рисовать дальше – ведь тогда у меня будет возможность общаться с ними, будет повод приезжать».
С недавнего времени Наташа стала писать иконы. Самое большое её желание – чтобы иконы принимали в Храмы, ведь они должны быть написаны по всем канонам. «Я написала Матрону Московскую и загадала желание: пусть её примут в какой-нибудь Храм, правда, не знала, в какой. В 2012 году я участвовала в выставке лауреатов, дипломантов и соискателей премии в Российской академии художеств «Филантроп». После выставки икону забрали в Храм-часовню Святителя Стефана Великопермского. Пришлось писать ещё одну. Ведь я хотела, чтобы икону приняли в Москву, где покоятся мощи Матроны. И в 2016 году я стала лауреатом международной премии «Филантроп» по направлению живопись и поехала в Москву. Я чувствовала, что это Матрона мне помогает, и очень хотела попасть к её мощам в Покровский женский монастырь. Попасть туда очень сложно – всегда большая очередь, но в день, когда мы приехали, людей почему-то не было. Была весна, и на улице шёл дождь – маленький, лёгкий-лёгкий! Цвела сирень, а пахло розами – они только начали распускаться. Мне позволили побыть рядом с мощами три минуты. А когда я вышла из Храма – был такой звон колоколов! Как будто свадьба или как в парках иногда бывает. Я приехала домой и написала стихи. Моя икона два месяца стояла около мощей. А все спрашивали, что это за икона?» Глядя на Наташины иконы, многие батюшки говорят: «Меняться хочется».
Выставки Наташиных картин проходят каждый год, среди них краевая выставка художественного творчества инвалидов «Вместе мы можем больше», г. Пермь, 2008, Персональная выставка «Красота души» в санатории-профилактории «Энергетик», г. Пермь, 2009, художественная выставка «Открой себя миру», сопровождавшая семинар, организованный Ассоциацией «Русские традиции» г. Кастельо де Эмпуриес, Испания, 2010, персональная выставка в часовне Стефана Великопермского, г. Пермь, 2013 и многие другие.
Осенью 2008 года по наставлению друзей Наташей был запущен собственный сайт, на котором можно познакомиться с её художественным и литературным творчеством. Наташа пишет стихи, а также, ведёт дневник, в котором описывает каждый прожитый день. Благодаря сайту Наташа не раз побывала в Москве, а ещё и в Турции, выиграв путёвку на фестивале «Мир равных возможностей». «Я смогла порисовать у моря, как мечтают все художники. – Делится Наташа. – За границей к художнику-инвалиду относятся как к нормальному явлению, за твоей работой никто не наблюдает. Это у нас реакция на тебя бывает дикой. Но я привыкаю. Людей нужно любить. Любовь – это что-то яркое, тёплое, душевное. Когда тебе делают больно, а ты смеёшься и говоришь: это же не ты сделал! Потому что знаешь, что на самом деле – не он, а иные силы в нём. А человек – это же изначально часть природы».
««У тебя в жизни столько событий, а у нас каждый день одно и то же: работа – дом». И это говорят мне здоровые, ходящие люди! – Смеётся Наташа. – Просто они ещё не поняли, что жить нужно в радости. В своём дневнике я пишу всё: например, как я ехала и упала – что я при этом почувствовала, как выкарабкалась, как дальше поехала, я этого не стесняюсь. Ведь в этом – жизнь».
19.02.2019.
Свидетельство о публикации №219021901760