Истоки омертвения души

Понять легко и просто
Хозяйство Холокоста:
Из Человеков мыло
Оно себе варило,
Поймите, это — гены
Германской гигиены, —
Советское начало
Её ожесточало.

Нет, одобрять не надо
Такие муки ада,
Перестарались парни
Фашистской мыловарни,
Но стоит понимания
Фашистская Германия, —
Советское начало
Её ожесточало.
       (Юнна Мориц)

Начало этого поста - попытка понять и нащупать истоки жестокости в человеке, той жестокости, где теряется зерно и центр - человеческая душа.
Важно не забывать, что то, с чем столкнулись наши предки в Великую отечественную войну - было явлением особого рода, а не просто конфликтом двух или более сторон. И если для Европы, допускаю, это было лишь некое неудобство, жизнью в оккупации (как было и вправду или вбитое в мозжечок усиленной пропагандой "единой европейской нации), то русских (в широком смысле русских) просто уничтожали.

"Главное, бей без пощады всех русских, чтобы этот свинский народ скорее весь кончился"(из письма немецкого солдата Дрейера).

"Я, Генрих Тивель, поставил себе целью истребить за эту войну 250 русских, евреев, украинцев, всех без разбора. Если каждый солдат убьет столько же, мы истребим Россию в один месяц, все достанется нам, немцам. Я, следуя призыву фюрера, призываю к этой цели всех немцев..."(блокнот солдата, 29 октября 1941 года).

Хотя, вчитываясь в подобное изложение изысканного удовольствия от чужих страданий, понимаешь, что все было не так уж и просто:

«29 сентября 1941. ...Фельдфебель стрелял каждой в голову. Одна женщина умоляла, чтобы ей сохранили жизнь, но и ее убили. Я удивляюсь самому себе – я могу совершенно спокойно смотреть на эти вещи... Не изменяя выражения лица, я глядел, как фельдфебель расстреливал русских женщин. Я даже испытывал при этом некоторое удовольствие...» (дневник унтер-офицера 35-го стрелкового полка Гейнца Клина).

"Пошарив по сундукам и организовав хороший ужин, мы стали веселиться. Девочка попалась злая, но мы ее тоже организовали. Не беда, что всем отделением… Не беспокойся. Я помню совет лейтенанта, и девочка мертва, как могила..." (из письма ефрейтора Феликса Кандельса).

Взрывной коктейль Молотова из чванливого ощущения собственной исключительности, приправленного для вкуса презрением к иным, сравнимого лишь с кровавой сектой:

"У нас здесь есть пленные русские. Эти типы пожирают дождевых червей на площадке аэродрома, они кидаются на помойное ведро. Я видел, как они ели сорную траву. И подумать, что это — люди..." (из письма некого Отто Эссмана).

"За банку консервов здесь можно достать девушку в любое время дня и ночи. Я этим энергично занимаюсь после монашеской жизни в снегах. Но трудно назвать данных особ «женщинами». Она все время молчат, как рыбы, и я предпочитаю последнюю немецкую потаскуху дочке здешнего врача. Иногда мне кажется, что я с ними вожусь в порядке самомучительства..." (из письма Вильгельма Шрейдера, финский город Лахти).

"В России нет ни искусства, ни театра. Столица России была построена немцами и поэтому до большевиков называлась Петербургом. Школы в крупных городах были устроены немцами, и преподавание шло на немецком языке, за исключением катехизиса и русского языка — для связи между верхушкой страны и простонародьем. Об этом мне подробно рассказал доктор Краус, который учился в московской школе. Не помню ни одной книги, переведенной с русского, ни одной пьесы. Вот только в кино показывали за три года до войны "Анну Каренину", но по-моему и сценарий там был немецкий, и ставили картину немцы — русского в ней был один сюжет, к тому же глупый" (из письма ефрейтора Людвига Кортнера).
Где-то на подкорке всплывает эта сцена из фильма "Сибирский цирюльник" про Моцарта:

https://youtu.be/wKme709XpZw

А вы — из агитпропа,
Россия — не Европа,
Мой интеллект на это
Пролил потоки света,
И в этом свете видно:
Завидно вам, обидно, —
Фашистская Германия
Достойна понимания,
Советское начало
Её ожесточало... (с)

"Недельные обозрения хорошо показывают нам, какие они там ужасные, что с трудом можно их смотреть. Это прямо позор, что такой отвратительный сброд живет на этой земле, даже когда видишь ужасные лица пленных, то становится противно от этих рож" (из письма некой Гизель, Гамбург, 12 августа 1941 года). Письмо из тыла, что знаково...

А что русские, кстати?
Обратимся к тем же немецким письмам. Благо, там есть кое-что очень знаковое для этого маленького исследования:

"В первые месяцы войны их деревенские женщины... спешили с едой для своих военнопленных. "О, бедные!" — приговаривали они. И при этом также приносили пищу для немецких конвоиров, сидящих в центре небольших скверов на скамейках вокруг белых статуй Ленина и Сталина, сброшенных в грязь. Они ненавидели нас, как вторженцев, но в то же время жалели, как людей и жертв начатой сверху войны..." (из письма офицера Малапарта).

Искреннее милосердие, даже к врагу - искра Бога в человеке, сохранение живой души. Но только до того момента, пока ты не понимаешь, что то, с чем ты столкнулся - это больше не человек и не враг, а внутренняя болезнь, убивающая и носителя, и тех, с кем он соприкасается.
Это, если хотите, зомби-апокалипсис, хотя эти трупы и не гниют. Потому что речь тут идёт именно о внутренней смерти.

"Господи, как же все изменилось. К 1943 году, я насмотрелся от собственных соотечественников таких зверств, что не могу описать их тебе словами. Изнасилования, убийства русских девушек, ни за что, стариков, детей, эксперименты в лагерях и работы до самой смерти, верь мне брат, именно после этого в русских что – то переключилось. Ты не поверишь, но они будто бы стали совершенно другой нацией полностью лишенной былого сострадания. Осознав, что мы не заслуживаем их человеческого отношения, они в тот же год стали неистовыми людьми. Будто бы вся их нация поднялась в едином порыве, чтобы вымести всех нас с их собственной территории. Закопать здесь навечно..." (из письма того же офицера).

И даже тогда у живой души срабатывает "стопорник", не позволяющий перейти грань, важную грань потери самого себя:

https://youtu.be/38OHNlzlceo

Парадоксально и знаково, что там, где есть внутренние ограничения, где европейская мысль ищет истоки рабского мышления, хранится ключ сохранения самого себя, как человека божественного, а там, где возникает человек божественный, как идея нации и массового потребления, там постепенного теряются остатки человеческого, там истоки мертвой души.

Источники:
1.http://rusvesna.su/news/1498987078
2.https://yandex.ru/turbo?text=https.livejournal.com.html
5.https://i-slavina.livejournal.com/6550.html


Рецензии