Записки линейного пилота. Турбулентность

Турбулентность

Сергей Разживин

Лётчикам и бортпроводникам гражданской агвиации посвящается.

Ту-134А-3 RA-65797 а/к Самара (AirUnion). Пилотировал его.

Он мог бы ещё летать и летать.

Списан 3.03.2010. Порезан.

Не долетал 12 лет по годам и 7000 по посадкам.

Москва - Шереметьево.
Фото MrZorg 30.10.2005.

Фото из интернета. Спасибо автору.

Ксати, авиакомпания Самара (AirUnion) была успешно обанкрочена Борисом  Михайловичем Абрамовичем, российским предпринимателем, с 1998 года генеральным директором авиакомпани KrasAir и прекратила своё существованиев 2008 году.

Впоследствии Б.М. Абрамович довёл до банкротства и ааиакомпанию KrasAir.

На него было заведено уголовное дело за крупные финансовые нарушения, но дело было закрыто из-за отсутствия состава преступления.

Стихи.ру Сергей Разживин 3

В полёте всё было:
То взлёт, то посадка,
Наборы, сниженья,
Туманы, дожди.

Болтанка бывала,
Штурвал вырывало,
Как щепку кидало -
Прощай и не жди.

В полёте порою
Было несладко:
Пожары, отказы,
Обходы грозы.

В полёте восторг,
Высотой обладанье,
Земли созерцанье -
Синеокая высь.

И лётчики наши –
Такие созданья,
Романтики все -
Таковы родились!

Сергей Разживин 03.04.18.
 
         Турбулентность, сиречь болтанка   

Уважаемые читатели, для более полного представления, что такое турбулентность в авиации, совершим с вами небольшой экскурс в физический смысл этого атмосферного явления.

Турбулентность или болтанка в авиации — это колебания самолета, вызванные восходящими, нисходящими и продольными вихревыми потоками воздуха.

Причиной их возникновения могут быть и наличие кучевых облаков, и завихрения от торцов крыльев впереди летящего самолета - спутный след, и неравномерное прогревание воздуха вблизи поверхности земли, и встреча воздушных масс разной температуры, а следовательно - плотности, и множество других причин.

Пассажиры иногда думают, что будет болтать самолет в полёте или нет, зависит от квалификации пилота.

Это заблуждение – самолет большую часть полёта летит на автопилоте.

И только при  сильной болтанке, когда нужна быстрая реакция пилота, тогда автопилот отключают и пилотируют в ручном режиме.

С какой силой будет болтать самолёт в воздухе зависит от его массы.

Чем самолёт больше и тяжелее, тем меньше будет ощущаться турбулентность.


Турбулентность ясного неба (ТЯН)
   
Наши синоптики для обозначения турбулетности ясного неба используют термин (ТЯН), а зарубежные, английский термин clear sky turbulence (сlear-air turbulence).

Прогноз турбулентности ясного неба очень важен, так как ТЯН, как и любая другая атмосферная турбулентность, оказывает сильное, а иногда и катастрофическое воздействие на летательные аппараты.

Самолёт может просто сломать, что и произошло 5 марта 1966 года, когда погиб Боинг 707 на горе Фудзи в Японии.

Болтанка ТЯН вблизи горы была настолько сильной, что превысила допустимые нагрузки на конструкцию самолёта, и он разрушился в воздухе при абсолютно ясной погоде!

1 мая 2017 года Boeing 777 авиакомпании «Аэрофлот», совершая рейс SU270 из Москвы в Бангкок (Таиланд), попал в зону ТЯН, пострадало 27 человек.

В отличие от других видов атмосферной турбулентности, ТЯН очень сложно обнаружить заранее, как визуально, так и с помощью локатора, но можно прогнозировать, а значит и обойти.

Число прецедентов попадания в турбулентность ясного неба по разным источникам колеблется от 750 до 1500 случаев в год, но это мизер по сравнению со случаями автомобильных аварий, техногенных и природных катастроф.


Вылет

И вот, вылетели мы тёплой летней ночью на крепком, красивом, прочном и надёжном маленьком туполе (Ту-134), а их, увы, остаётся всё меньше и меньше.

И, уже готов был на смену "Тушкану" усовершенствованный, на 90 процентов собранный из отечественных комплектующих Ту-334, но, враги страны и отечественной авиации не пустили его в серию, и теперь они стоят и гниют в Жуковском (в Москве), и в Казани!
Беда!

По показателям коэффициента надёжности Ту-134 зарекомендовал себя практически безотказным, в отличие от Sukhoi Superjet 100, состоящего более чем на 70 процентов из импортных деталей!

Выдающейся особенностью самолёта Ту-134 является непревзойденное до сих пор ограничение по величине встречной и боковой составляющих ветра при взлете и посадке, равное 30 и 20 м/сек соответственно.

Поэтому, когда другие лайнеры "сидят" в аэропортах и ждут уменьшения ветра - "Худые" летают.

"Худой" это одно из названий Ту-134 на жаргоне наших пилотов.

Не страшитесь друзья!
Летайте смело!

Летать интересно, познавательно, удивительно и прекрасно!   

               Спокойный полёт

Итак, вылетели мы тёплой летней ночью из Ашхабада до Самары, с промежуточной посадкой в Астрахани.

До Астрахани летели на эшелоне (высоте полёта) в спокойной атмосфере.

Меня всегда восхищают ночные полёты в безоблачном небе.

Чёрное, бездонное небо с мириадами звёзд, даёт ощущение безграничности пространства, а  города и посёлки, цветущие огнями, подчёркивают красоту земли.

Приземлились.
На брифинге (метео консультации) астраханский синоптик предупредила, что на участке маршрута за 100 - 150 км до Гурьева и столько же после него, прогнозируется умеренная турбулентность типа ТЯН от высоты 6100 метров и до 10600 метров.

               Подготовка к болтанке

Взлетели, набрали 9100 метров, летим, полёт спокоен.

При приближении к Гурьеву и зоне болтанки, по громкой связи я спокойно объявил пассажирам, что скоро начнётся прогнозируемая болтанка - обычное атмосферное явление, которая продлится недолго, поэтому, чтобы не получить травмы, необходимо прекратить хождение и пристегнуть привязные ремни.

Вызвал бортпроводников, объяснил, что вот-вот начнётся болтанка, приказал им проверить все ли пристёгнуты и предотвратить возможную панику.

В условия болтанки, за время своей лётной деятельности, мне приходилось попадать многократно.

Неприятно, конечно, но, что поделать - стихия она и есть стихия.

Но, то, что нас ждало, превзошло все наши ожидания! И, тут началось такое!!! Атас!!!

              Турбулентный Армагеддон

Внезапная, сильнейшая болтанка сразу же вырубила автопилот!

Нас швыряло словно щепку!

Броски были такой силы, что мы за секунды набирали и тут же теряли 200 - 300 метров высоты и повисали на привязных ремнях!

Штурвал буквально вырывало из рук!

Знакопеременные перегрузки выходили за пределы эксплуатационной = 2,5 единицы!

Вдвоём со вторым пилотом едва успевали парировать отклонения!

В кабине звучал эмоциональный матерок.

Постоянно срабатывала звуковая и световая сигнализация выхода на критические углы атаки!

Страха не было.
Было просто не до него.
Надо было удерживать корабль от сваливания.

Лишь иногда мелькала мысль - выдержит ли лайнер, не оторвутся ли плоскости?!

Доложили диспетчеру о попадании в зону очень сильной болтанки и ситуации на борту.

Попросили изменить эшелон (высоту) полёта, но, получили отказ, так как все эшелоны и встречные и попутные были уже заняты.

Попросили произвести незапланированную посадку в Гурьеве, но снова получили отказ, поскольку в Гурьеве все стоянки и даже перрон были уже заняты.

Посадка могла быть нам разрешена лишь в случаях возникновения критичеких ситуаций: пожара на двигателе или самолёте, отказе двигателя, разгерметизации, ухудшению состояния пассажира, грозящего ему гибелью и других опасных отказов матчасти, не позволяющих безопасно продолжить полёт.

Диспетчер сообщил нам, что по информации впереди летящих бортов, болтанка скоро прекратится.

При таком стечении неблагоприятных обстоятельств нам оставалось следовать только вперёд.

Самолёт продолжало швырять с прежней силой.
Вскоре прибавилась ещё одна проблема.

Старшая бригады бортпроводников сообщила по СПУ (самолётному переговорному устройству), что одной пассажирке стало плохо с сердцем.
Немудрено, при такой болтанке.

Турбулентность стала понемногу стихать. Сильные броски продолжались, но стали чуть реже.

Проводники, рискуя получить серьёзные травмы, приступили к оказанию помощи.

Мы доложили о возникшей проблеме и получили разрешение произвести вынужденную посадку в аэропорту Гурьева.

Благодаря помощи бортпроводников, пассажирке стало лучше.
Доложили диспетчеру, что следуем дальше.

Пролетели Гурьев.
А на удалении чуть более ста километров от него, болтанка прекратилась так же внезапно, как и началась.

От сердца отлегло.
Крепкий и надёжный самолёт выдержал.
Прорвались.

В зоне турбулентности мы находились минут двадцать, а показалось, что целую вечность.

Меня очень беспокоило, как там пассажиры и наши девочки.

Вызвал бригадира, попросил доложить обстановку.
Она сообщила, что никто из пассажиров и членов салонного экипажа, то бишь проводников, не пострадал.

Напряжение спало.
Успокоились.
Не без крепких выражений, обсудили с ребятами это экстремальное явление.

Похвалили конструктора Андрея Николаевича Туполева за создание прочного и надёжного самолёта.

Пролетели Уральск.
Летим дальше.
Вошли в Самарскую диспетчерскую зону ответственности.
   
И тут на связь вновь вышла бригадир бортпроводников и сообщила ещё одну одну новость: у молодой легкомысленной пассажирки, вылетевшей из Ашхабада в Самару на девятом месяце беременности, из-за перенесённого страха во время сильнейшей болтанки, начались преждевременные роды.

Ёмаё!
Ещё одна проблема.

Доложили авиадиспетчеру Самары.
На земле готовились нас встретить.

Тем временем, наши девочки-проводницы обратились к летевшим пассажирам с вопросом, есть ли среди них доктор, и доктор, на счастье, нашёлся.

Для будущей мамы бортпроводники освободили два ряда кресел, попросили пассажиров с детьми взять их на руки и пересадили их на освободившиеся места.

Надо сказать, что бортпроводники на курсах подготовки в учебно-тренировочном центре получают подготовку и по приёму родов.
   
                Преждевременные роды

Начались роды, которые прошли на удивление быстро, без проблем и осложнений.

Незадачливая мамочка благополучно разрешилась от бремени, произведя на свет здорового мальчика.

На борту одним пассажиром стало больше.

Напряжение в салоне спало.
Все радостно хлопали новоиспечённой маме, забыв о перенесённом потрясении во время болтанки.

Счастливая и довольная она пообещала назвать сына именем командира корабля.
Уж не знаю, назвала ли?

              Эпилог

Благополучно произвели посадку в Самаре.
Зарулили на стоянку. Нас встретила машина скорой помощи и авиатехники.

По моему указанию  бортмеханик сделал бортжурнале запись о превышении перегрузки во время болтанки выше эксплуатационной = 2,5 единицы.

Корабль отбуксировали в ангар, где произвели тщательный осмотр и проверку планера на наличие трещин силовых элементов и гофра обшивки.
Ничего не обнаружили!
 
Конструкция самолёта успешно выдержала испытание на прочность, мы тоже.

Вместо похвалы, наш экипаж ещё долго мурыжили, требуя объяснений: почему не вернулись на аэродром вылета, не сменили эшелон полёта, не сели в Гурьеве.

Пришлось, опираясь на факты и документы, средства объективного контроля (СОК) отстаивать свою правоту.
Отстояли!

Но стоило это потраченных зря нервов, а значит и здоровья.

В гражданской авиации до сих пор в любой предпосылке к лётному происшествию,  лётном происшествии, аварии, поломке или инциденте существует тенденция найти крайнего, а крайним почти всегда оказывается экипаж, особенно погибший!

© Copyright: Сергей Разживин, 2019
Свидетельство о публикации №219021902116

   
 


   

   


Рецензии
Сергей, как бы мне хотелось, чтобы за штурвалами всех многочисленных самолётов, на которых я летаю, находились такие ответственные, умелые, умные и чуткие люди, как Вы. Желаю Вам выпустить книгу Ваших произведений, чтобы больше людей узнало о русском Экзюпери.

Катерина Куценко   03.05.2019 11:35     Заявить о нарушении
Спасибо за лестное пожелание!

Сергей Разживин   03.05.2019 21:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.