О благородном цензоре, падшем поэте и не только-13

О благородном цензоре, падшем поэте и не только, или о русофобии некоего Колкера, его  «Тризне по России», ГУЛАГ-е СоЛЖЕницина, экономике Сталина и историческом предвидении советского цензора-13

(Из воспоминаний моего благородного товарища из Карабаха).

Тогда же я узнал, что памятник Медный Всадник является первым конным монументом в России. Торжественное открытие на Сенатской площади, рядом с Адмиралтейством Медного всадника состоялось 7 августа 1782 года. Автор скульптуры - француз Этьен-Морис Фальконе. Вообще то, Медный Всадник представляет собой бронзовую фигуру Петра I — античного полководца — на вздыбленном коне, топчущем змею. Вес "Медного всадника" - 8 тонн, высота - более 5 метров. Огромный камень для пьедестала, названный местными жителями «Гром-камень», был найден в поселке Лахта. Эта гранитная скала, весом 1600 тонн, напоминает очертаниями большую волну. Монумент уникален тем, что имеет всего три точки опоры: задние ноги коня и извивающийся хвост змеи. Для того, чтобы скульптура приобрела устойчивость, мастера облегчили ее переднюю часть, потому что толщина бронзовых стенок передней части намного тоньше задних стенок. В свое время это значительно усложнило отливку памятника Медный Всадник.  Форму головы мастер доверил изготовить своей юной помощнице Мари-Анн Колло. В ходе работы были использованы восковая фигура и гипсовая маска Петра I. На одной из складок плаща скульптор написал: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». Змея, раздавленная конем, символизирует враждебные силы, над которыми император одержал победу. Её изваял Федор Гордеевич Гордеев. По приказу Русской императрицы на постаменте была вырезана надпись: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая л;та 1782» с одной стороны и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII» с другой. Медный всадник наряду с другими многочисленными символами Великого города, являлся популярным местом для туристов, молодоженов, а также жителей города, желающих оживить частичку истории.                В один из редких чудных солнечных дней мы съездили, скорее поплыли на водных ракетах, в Петергоф. Триумф, торжество, победа — вот какой смысл заложен в одном из самых красивых фонтанных комплексов мира, в блестящем памятнике искусства барокко, в легендарном Большом каскаде Петергофа. Однако, этот каскад не просто шедевр в архитектурном плане, но и кульминация всего дворцово-паркового комплекса Петра, его апогей, венец, зенит славы. И на то есть вполне резонные причины. Справедливости ради следует отметить, парки, фонтаны, каналы и дворцы встречаются целой россыпью по всей Ленинградской области, но Большой каскад — явление для мира уникальное и не поддающееся достойному описанию. Просто, уму не постижимо представить, десятки позолоченных скульптур людей, мифических героев и чудищ, животных, а также струи воды, переплетающиеся ажурными нитями над центром всей композиции, — «Самсоном, разрывающим пасть льву». Самое удивительное, что, оказывается, во всем этом был заложен глубокий смысл, подтекст, разгадать который помог мне краткий экскурс в историю, проделанный дядей Володей. Оказалось, что художественный замысел Большого каскада восходит к началу 18 столетия. Его главная идея — прославление торжества России, которая получила выход к Балтийскому морю и победила в Северной войне могущественного противника — Швецию, став одной из величайших держав в Европе. Именно эту идею путем игры воды, света, брызг, а также аллегоричных фигур и пытался донести до своих подданных и соратников Петр, а также гениальный Растрелли. Надо сказать, это у них получилось. Более 30 золоченых статуй богов и героев, 29 барельефов на мифологические сюжеты на всякий лад толкуют тему победы, а общая сюжетная канва напрямую сплетается вокруг трех главных лейтмотивов. Это, конечно, триумф победы России в борьбе со Швецией, хвала Великой Державе, подчинившей себе водную стихию и получившей выход к Балтийскому морю, а также сатира на побежденного врага. Идейный центр Большого каскада — скульптурная группа «Самсона российского, рыкающего льва Свейского преславно растерзавшего». Это статуя высотой в 3 м, изображающая Святого Самсония, «небесного» покровителя русского воинства, в день поминания которого наши войска и одержали победу над шведами. Именно он, представляющий Россию-победительницу, сидящий на огромной скале-постаменте и окруженный восемью водометами, бьющими из пастей дельфинов, своими могучими руками охватил львиную пасть, чтобы навсегда заглушить его скулеж и притязания на русские земли. И все, что может поверженный лев, лишь выпускать из своего рта 20-метровый водяной столб. Здесь, в самом центре Нижнего парка, как нигде в другом месте начинаешь чувствовать гордость за причастие к «большому народу» и по-новому воспринимаешь смысл роскошного, богатого и всему миру показавшего, как умеют браться за дело русские мужики Петергофского ансамбля. По обе стороны от фонтанного комплекса, в западной и восточной частях Нижнего парка, расположились каскад «Шахматная гора» и «Золотая гора», как бы завершая и без того безукоризненный ансамбль Петергофской резиденции. «Самсона», как и остальные фонтаны Петергофа каждый год выключают на зимовку и торжественно запускают весной. Ежегодная церемония запуска фонтанов считается одним из самых красивых праздников на территории Петергофа….


Рецензии
Люблю Петродворец!!!

Григорий Аванесов   20.02.2019 13:09     Заявить о нарушении