О благородном цензоре, падшем поэте и не только-14

О благородном цензоре, падшем поэте и не только, или о русофобии некоего Колкера, его  «Тризне по России», ГУЛАГ-е СоЛЖЕницина, экономике Сталина и историческом предвидении советского цензора-14

(Из воспоминаний моего благородного товарища из Карабаха).

   С каждым днём мне становилось всё трудней определиться, что из всего этого изобилия Великих творений рук человеческих представителей «того самого большого народа» можно отнести к самой главной достопримечательности этого славного города. Знакомство с Зимним дворцом на Дворцовой площади северной столицы, которая с 1762 по 1904 год служила официальной зимней резиденцией российских императоров, в конец меня запутала. Продолжая с неистовым азартом посвящать меня в анналы истории Великого города, дядя Володя помогал ещё и в некотором упорядочении полученной бесценной информации. Как-то незаметно, я почувствовал неимоверный прилив желания и необычайных способностей по запоминанию большого количества новых исторических и культурологических данных. Оказалось, что Зимний дворец по богатству и разнообразию архитектурного и скульптурного декора не имеет себе равных в Ленинграде. Итальянский архитектор Б. Ф. Растрелли в 1754 году начал возводить это грандиозное сооружение в стиле пышного барокко с элементами французского рококо в интерьерах для императрицы Елизаветы Петровны, однако окончание строительства пришлось на период правления Екатерины II. В завершенном дворце было более 1000 комнат, 117 лестниц, почти по две тысячи окон и дверей.
Позже на Дворцовой набережной было возведено специальное здание для хранения принадлежавших Екатерине Великой произведений искусства — Малый Эрмитаж. Затем к Зимнему дворцу были последовательно пристроены здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра. А начинался Эрмитаж в 1764 г. как частное собрание Екатерины Великой, купившей коллекцию из 220 картин и поместившей их в отдаленных апартаментах дворца, получивших название «Эрмитаж», что в переводе с французского означает «место уединения». В XIX веке на Миллионной улице возвели здание Нового Эрмитажа. Таким образом, Зимний дворец стал центром обширного дворцового комплекса. Интерьеры дворца неоднократно переделывались, от первоначального оформления сохранилась лишь парадная Иорданская лестница. Через нее в праздник Крещения члены императорской семьи и высшее духовенство выходили для совершения обряда водосвятия к «иордани» — проруби во льду Невы. Для посетителей музей открылся в 1852 г., и уже тогда в нем были накоплены богатейшие коллекции произведений искусства. Внутри дворца были открыты для посещения множество превосходно отделанных покоев, среди которых Большой тронный (Георгиевский) зал, облицованный белым каррарским мрамором, доставленным из Италии, Золотая гостиная, стены и потолок которой покрыты сплошной позолотой, изящный Будуар с обилием зеркал, резных позолоченных орнаментов и декоративных вставок, Малахитовая гостиная, Концертный зал.  В 1826 г. во дворце открыли Военную галерею — собрание портретов русских полководцев, принимавших участие в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах 1813—1814 гг. После пожара 1837 г. от здания остались только стены и своды первого этажа. Масштабные работы по восстановлению дворца завершились только к 1840 году. После революции помещение было передано музею Эрмитаж. Роскошный, нарядный Зимний дворец составляет замечательный ансамбль с Дворцовой площадью. Великолепие дворца подчеркивается скульптурами и вазами, установленными над карнизом по всему периметру здания. Государственный Эрмитаж — гордость СССР, крупнейший в стране культурно-исторический музей, занимающий 6 исторический зданий, главным среди которых остается величественный Зимний дворец. В Эрмитаже собрано почти 3 миллиона экспонатов, среди которых произведения живописи, графика, скульптуры, предметы прикладного искусства, коллекция нумизматики и археологические памятники. Следует отметить, наше хождение по Величественному Эрмитажу длилось не одну неделю. Впервые в жизни мне посчастливилось так близко соприкоснуться с шедеврами мирового искусства и, что самое важное, я начал делать робкие и не уверенные шаги по их пониманию и познанию. Впрочем, как не сложно предположить, в этом основная заслуга была все того же дяди Володи. Я безмерно благодарен судьбе, за полученную возможность в столь раннем возрасте  соприкоснуться с такими шедеврами человеческой цивилизации, как «Мадонна с младенцем» («Мадонна Бенуа») Леонардо да Винчи, «Святой Себастьян» Тициана, «Святое Семейство» Рафаэля, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко.                Бывали дни, когда дядя Володя по каким-то причинам не мог возиться с нами, в буквальном смысле этого понятия. Тогда, мы продолжали наши походы по Ленинграду вчетвером. Именно в компании девочек и тёти Ларисы я посетил легендарный крейсер «Аврору». Я узнал, что «Аврора» была одним из первых кораблей-музеев в Ленинграде, который к тому же в прошлом был защитником России в двух войнах — в Русско-японской войне 1904—1905 годов и в Первой мировой войне 1914—1918 годов. Корабль активно проявил себя в революционных событиях 1917 года. В феврале 1917 года корабль хотели вывести из Петрограда. Но матросы восстали и подняли над кораблем красный флаг революции. 25 октября 1917 года холостой выстрел корабля послужил условным сигналом к захвату Зимнего дворца, что и стало одним из символов Великой Октябрьской Социалистической Революции.                В этой же компании мы побывали в знаменитой Кунсткамере или Кабинете редкостей. Расположенный на набережной Невы в историческом центре города, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (иначе Кунсткамера) являлся тогда одним из крупнейших музеев такого рода. Здесь мне было интересно абсолютно всё. Помню, что в Кунскамере пару раз я побывал один, дабы сильно не тревожить моих любезных хозяев. Признаться, через месяц моего пребывания в Ленинграде, я стал неплохо ориентироваться городе, да и девочкам не всегда было интересно то, что было интересно мне, да и физически они уставали много больше чем я. Шутка ли, гулять в течение многих дней пешком по городу и проводить на ногах целый день в музеях? Поэтому, всё чаще я стал ходить по достопримечательностям один, любезно уговаривая моих добрых друзей не беспокоится. На том и решили, что я могу самостоятельно побывать в местах, которые выделит дядя Володя. А вот на более познавательные, связанные с более глубокими смыслами и значениями, культурологические походы мы продолжали ходить компанией или с дядей Володей. Собрание экспозиции Кунсткамеры составляли по культуре и быту народов мира, но более всего он славился своей коллекцией «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. Отныне я знал, что само понятие «Кунсткамера» происходит от немецкого слова «Kunstkammer» и означает «Кабинет редкостей». Официальным днем основания первой российской Кунсткамеры считается 31 января 1714 года. После того, как в 1712 году столица России была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург, Петр I приказал перевезти в Петербург всю свою личную коллекцию и библиотеку «Государев кабинет», которые были размещены в Летнем дворце. «Кабинет» оказался настолько огромным, что под него было выделено отдельное помещение. Это помещение и стало первым «домом» Кунсткамеры. Не менее интересной оказалась предыстория создания Кунсткамеры. Так как, Петр много путешествовал, очевидно, что идею создания своего кабинета редкостей он почерпнул за границей. И даже назвал он его на европейский манер «Куншткамерой». Для этого царь собрал огромную коллекцию животных, растений, минералов, а также анатомических препаратов, которую он постоянно пополнял. И с этой же целью в 1718 году был издан приказ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». Своим указом Петр Великий хотел просветить невежд, думающих, что «уроды родятся от действа дьявольского, чрез ведовство и порчу: чему быть невозможно, ибо один Творец всея твари Бог, а не дьявол»….


Рецензии
Очень познавательно!

Григорий Аванесов   20.02.2019 13:17     Заявить о нарушении