2000-01-31 Старое платье нового короля

Воистину, ничто не вечно под Луной!

31 декабря 1999 года в мире почти одновременно произошли два столь долгожданных и знаменательных события: на планете Земля закончился этот ужасный и этот великолепный ХХ-й век, а в России сменился ее очередной вождь.

Настало время более трезво оценивать реальную силу мистифицированной магии числа 2000, а также восторженно, как когда-то на родине нынешней демократии, кричать: "Король умер! Да здравствует король!", даже не смотря на то, что ушедший в отставку первый Президент России жив и, будем надеяться на это, здоров.

Провожают у нас, как известно, по уму, а вот встречают - по одежде. А еще говорят: скажи мне, кто твой друг, и я скажу - кто ты. Ожидая же своего нового "короля", пытаясь представить его возможное политическое лицо, уместно отдавать себе отчет в том, какие люди, скорее всего, станут его идеологическими "портными", какие экономические "одежды" он, вероятнее всего, станет носить.

"Бутики", "салоны" и "дома моды", в которых "одевался" наш бывший президент, всем хорошо знакомы. Известны также и их фирменные стили и фасоны, материалы и аксессуары, с которыми они предпочитают работать. С большой долей уверенности можно предположить поэтому, что стратегическим стилем в одежде нового политического сезона в России будет оставаться "гениальная" (по словам одного из ее авторов) находка российского политического от-кутюр последнего десятилетия - полная деидеологизация общества.

И не важно для этих специалистов по одеванию и обуванию общества, что сегодня каждый верующий россиянин понимает, что "свято место пусто не бывает", а остальные, реалистически и рационально мыслящие люди знают, что общество без идеологии, без совокупности тех или иных идей, взглядов и теорий, имманентно присущих каждому человеку и любым его общностям, это такой же нонсенс, как (вспомним великого сатирика) одежда без пуговиц!

И не важно для них также, что их политические оппоненты твердят: фактически под лозунгом деидеологизации в России возрождается оголтелый и махровый индивидуализм, вместо подтвержденного всем ходом развития цивилизации (особенно убедительно - научно-технической) постулата потенциальной и реальной познаваемости объективного мира и человеческого общества, концепции его позитивного саморазвития культивируется идеология всеобщей предопределенности и предрешенности процессов человеческого бытия, смиренной терпимости и приспособляемости человека к навязываемым Создателем или сильными мира сего обстоятельствам и условиям жизни, вместо представлений о всеобщей взаимозависимости всех членов общества, о социальной справедливости, как предпосылке роста общественной производительности труда и прогресса общества возрождаются представления о социальной исключительности отдельных слоев населения, об их историческом гегемонизме.

Впрочем, что еще можно ожидать от этих модных ныне "портных"? Они - специалисты своего швейного цеха! У них - работа такая!

Ну а мы-то? Те, кто на различных "показах", "презентациях" и массовых "костюмированных шоу" восторженно аплодирует видимому внешнему сходству с популярными мировыми моделями, парадоксальности различий обещаний, ожиданий и действительности, шокирующей откровенности и цинизму манекенщиков, пугающей безотчетности и бесконтрольности модельеров?
 
Неужели мы не понимаем, что насаждаемый в стране индивидуализм (пожалуй, главная их "общечеловеческая ценность") свойственен человеческой природе лишь настолько, насколько человек был когда-то и остается сегодня животным, биологическим существом, что весь прогресс человека и общества был и будет впредь обусловливаться естественным возрастанием и превалированием, в конечном счете, творческой, духовной, сознательной компоненты в структуре человеческого бытия?
 
Неужели мы не понимаем, что прямым и неотвратимым следствием господства в обществе идеологии индивидуализма являются вопиющая бездна между богатством и нищетой, эксплуатация человека человеком и социальная несправедливость, тормозящие рост общественной производительности труда и общий прогресс общества, шквал преступности и насилия над личностью, в том числе, в таких отвратительных формах, как коррупция в органах власти и управления, наркобизнес, работорговля и заказные убийства?!

Неужели мы не понимаем, что неизбежным следствием и результатом культивируемого господствующими ныне идеологами    личностного индивидуализма является рост индивидуализма группового, регионального и национального - организованной преступности, регионального и национального сепаратизма, национальной нетерпимости и фашизма?!
Неужели мы не понимаем, что весь, совсем не абсолютный, блеск и вся, далеко не безоговорочная, привлекательность, так называемого, цивилизованного общества являются результатом многовекового эволюционного и революционного законодательного и институционального ограничения этого самого индивидуализма, возможно наиболее полное в рамках, действующих в этом обществе фундаментальных общественных отношений?!

Неужели мы не понимаем, что под восторженные и фарисейские крики о возвращении к общечеловеческим ценностям Россия скатилась в такое зловонное болото, впитала в себя такую заразу, излечиться от которой в приемлемые для живущих ныне поколений сроки можно только запустив глобальные и динамичные механизмы самоочищения и само-выздоровления на основе нового, более полного и истинного знания об объективных законах саморазвития природы, человека и общества?!

Или, все-таки, понимаем?..

Может быть. Однако, по-прежнему очень модной в среде российского политического бомонда остается почти столь же старая, как мир, "ткань" частной собственности на средства производства.

Впервые она была "соткана" тысячи лет назад, в эпоху раннего рабства, когда труд носил, почти исключительно, индивидуальный характер, когда главным средством производства были рабы и когда все общество было разделено на две части: на рабов и их хозяев. Именно тогда и только тогда все правомочия собственников средств производства находились в руках части членов общества - рабовладельцев, тогда как другая его часть - рабы - была лишена этих прав абсолютно. Именно тогда частная собственность на средства производства существовала в ее, так сказать, изначальной, совершенной, рафинированной форме.

С тех пор и, особенно, в настоящее время труд и средства производства в обществе в определяющей степени приобрели индивидуально-коллективный, индивидуально-общественный характер. Сегодня каждый работающий человек, начиная от курьера или водителя грузовика, и кончая президентом транснациональной корпорации или президентом государства, является субъектом, всего лишь, частичного труда в обществе, производителем, хотя и колоссально разнящегося по потребительной значимости и потребительной стоимости, но всегда частичного продукта совокупного продукта всего общества.  И, всегда и везде, объективно, независимо от чьих-то идеологических и политических, правых или левых пристрастий, каждый субъект частичного индивидуально-коллективно-общественного труда является субъектом важнейшей для ее возрастания составляющей права собственности - права принятия самостоятельных решений по производительному применению тех средств производства, на которых он работает, и в той части, в которой это определено в его должностной инструкции, трудовом договоре или контракте. При этом, столь же неизбежно этими же средствами производства распоряжаются в рамках их должностных обязанностей, когда единицы, когда десятки, когда сотни и тысячи других людей, будь то напарник водителя, члены совета директоров компании или парламент государства.

Таким образом, с давних пор и, тем более, в современном структурированном обществе с глобальным мировым разделением труда собственность на средства производства в части распоряжения ею объективно носит индивидуально-коллективно-общественный характер. Приведение же в соответствие этому главному и объективному индивидуально-общественному характеру, юридическое и организационное оформление производных от этого главного характера, эволюционное и революционное закрепление индивидуально-коллективно-общественного характера права владения собственностью на средства производства, т.е., права отчуждения частичных продуктов частичного труда на индивидуально-общественных средствах производства и права пользования средствами производства, т.е. права извлечения пользы, дохода от реализации этих частичных продуктов и есть главное содержание истории человечества последних тысячелетий и столетий, главная предпосылка соединения каждого объекта средств производства с самым эффективным его собственником, главная предпосылка ускоренного роста общественной производительности труда, главная предпосылка дальнейшего ускоренного саморазвития мировой цивилизации!

Ну неужели такое понимание содержания права собственности на средства производства, такое понимание диалектики индивидуальной, частной и общественной собственности на средства производства возможно лишь, как сейчас принято говорить, ни в этой жизни?! А в этой десятки и сотни политических манекенщиков по-прежнему будут жеманно расхаживать по различным политическим и экономическим подиумам, прикрывая разнообразные члены своего тела источенной веками тканью "священной и неприкосновенной" частной собственности на средства, от которой сегодня только и осталась, что одна нитка на голом теле?! А публика будет буквально заходиться от восторга: ну что за прелесть, господа, что за чудо эта ткань?!…

Но и это еще не все. Наше общество буквально загипнотизировано российским вариантом рыночной экономики! И, действительно, есть от чего потерять голову. Какое обилие товаров, какое разнообразие услуг! И даже свежая клубника не в июне, как когда-то, а в любое время суток и года!

В этой модели покупается и продается абсолютно все, что только существует в человеческом обществе. Здесь вчерашний "цеховик" продает акции крупнейших предприятий, а бывший "вор в законе" торгует услугами игорных и злачных заведений. Здесь бывший госчиновник председательствует в правлении коммерческого банка, а сотрудник спецслужб руководит частной охранной структурой. На этом рынке тысячи и десятки тысяч более или менее заурядных руководителей вчерашних государственных предприятий стали генеральными директорами влачащих жалкое существование акционерных обществ и назначили себе никем не контролируемую зарплату, многократно превосходящую, к тому же часто задерживаемую на многие месяцы, зарплату самых квалифицированных работников.

В России теперь есть рынок товаров и услуг, рынок капиталов и рабочей силы. Здесь торгуют служебным положением, коммерческой информацией, своими и чужими телами и жизненно важными органами. Здесь вполне недорого можно купить оружие, жизнь мешающего тебе человека или продать свою, нанявшись по контракту в "горячую точку". Здесь за 5 кг. цветного металла школьник забирается на высоковольтную линию и, в лучшем случае, на всю жизнь остается без рук…

Что ж, ведь говорилось же когда-то: «Edem - das Seine! Каждому - свое!" Но это и про наш современный российский рынок, господа "рыночники", тоже!

А ведь возможен и другой, количественно и качественно иной рынок. И для понимания и воплощения такого рынка нужно нашим, так называемым, рыночникам сделать лишь один шаг (но для этого потребуется известное мужество). Нужно только честно и последовательно реализовать один из постулатов той же хваленой американской демократии: все люди рождаются равными в своем стремлении к счастью. Это, между прочим, означает, что все люди имеют равное право торговать, но не тем, чем кому попало, кому как распорядилась "гайдаровско-чубайсовская судьба" (кто - капиталами, а кто - рабочей силой, телом или жизнью), а все - частичными продуктами своего частичного труда. Ибо рынок в своей первородной основе, в своей содержательной сути есть (всего лишь) пространственно-временное поле реализации отношений обмена продуктами частичного труда всех членов общества. И станет рынок действительно динамичным, действительно эффективным инструментом ускоренного саморазвития общества, когда станет всеобщим, когда будет иметь своими, действительно, равноправными субъектами всех работающих членов общества, когда уйдет в прошлое позорное деление на "работодателей" и наемных работников, на "тварей дрожащих" и право имеющих, на финансовых гегемонов и прочий народ-сброд!..
 
Что? Что вы говорите? Ни в этой жизни?! А что же в этой? Для предпринимателей - Межбанковская Валютная Биржа, а для остальных - биржа труда или городская "Тверская"? Не каждому дано управляться с собственностью? У всех были равные стартовые условия?

Ну конечно! Не у каждого же человека на земле такая белая кожа, такая голубая кровь, такой нордический характер и такое правильное строение черепа! Ведь есть же еще неполноценные люди, народы и расы!..

Ну не мерзко ли все это, господа?! Ну не противно ли думать так и выдавать такие мысли за приличную "одежду" в начале третьего тысячелетия истории человечества? Прикройте хоть чем-то и хотя бы срамные места, господа!..

Прикрыли? Чем же? Де-мо-кра-ти-ей!

О, да! Конечно! Какая отличная коллекция, какие замечательные фасоны! Прямые альтернативные выборы органов и руководителей исполнительной и законодательной власти разных уровней! Много-многопартийная система! Свобода совести, передвижений, свобода слова и печати! Свобода делать деньги на чем угодно и тратить их кому как вздумается!..

Но стали ли в результате всего этого действительно свободнее полторы сотни миллионов россиян? Свободнее, например, от "особенностей национального характера" теперь уже не "дорогого и любимого генерального секретаря", а своего первого, причем, свободно избранного президента, от склонностей и пристрастий не партийного, а его "домашнего политбюро"?
 
Стала ли более свободной совесть у тех госчиновников, армейских политработников и школьных педагогов, которые сегодня, в угоду политической конъюнктуре, ведут общество по не раз исхоженной и так и не приведшей человечество к счастью "дороге к храму"?

О какой свободе передвижения могут думать сегодня десятки миллионов россиян, потерявшие возможность хотя бы раз в год и в пределах своей страны съездить в отпуск или в гости к своим ближайшим родственникам?

И чего стоит эта хваленая свобода слова, если она в полной мере распространяется лишь на право во всех отвратительных подробностях расписать самые изощренные случаи насилия одного человека над другим и в то же время неизменно натыкается на пулю в голову или шашку динамита в дипломат, если распространяемая информация затрагивает коренные интересы власть имущих и финансовых магнатов страны?..

По старой русской (и не только) традиции путать вершки с корешками наши "демократические портные" платье своему королю начали шить со шляпы. Они стали демократизировать страну с наведения демократического лоска на верхушку государственной пирамиды, не понимая, что основой всякой демократии в обществе является демократия производственных отношений, демократия труда во всех его проявлениях, свобода отношений субъекта труда, средств производства и продукта труда на всех предприятиях по производству материальных и духовных ценностей. По уровню, по состоянию же развития этих ключевых отношений общественного бытия в результате, так называемых, демократических реформ Россия отброшена на столетия назад!

Наши акционерные общества напоминают средневековые цехи и мастерские с их всевластием хозяев, полным бесправием рабочих, многочасовым изнурительным трудом и мизерной заработной платой. И у каждого такого АО есть своя полукриминальная и полу-аморальная "семья".

Наши рынки напоминают колониальные порты, где пиратствуют "флибустьеры" от организованной преступности. А многие наши средства массовой информации травят экономических и политических противников своих хозяев с такой же изощренностью и порочной страстью, с какой средневековая инквизиция расправлялась с вероотступниками и еретиками!

И везде, снизу доверху, во всех ячейках и структурах общества главными средствами и инструментами разрешения производственных и общественных противоречий стали ложь, лицемерие и цинизм, хитрость и коварство, подкуп, насилие и жестокость! Еще бы! Ведь жизнь - борьба, человеческое общество - всего лишь стадо высокоорганизованных животных, а у зверей выживает и побеждает сильнейший?!...

А не узаконить ли вам в ближайшее время эвтаназию и каннибализм, господа? По крайней мере, таким образом можно было бы избавиться от этих бесполезных уже для вашего бизнеса пенсионеров и накормить, наконец, вечно голодных, пролетариев, беженцев и бомжей…

Говорят, когда-то русские мостостроители, чтобы показать всем свою уверенность в прочности конструкции, во время испытания своего детища сами становились под испытываемый мост. А еще говорят, что в среде русского офицерства и дворянства было принято стреляться, дабы избежать позора обвинений в неуплате долгов, недержании честного слова и клятвенных обещаний. Современная же российская политическая элита напоминает, разве что, колоритного "Попандопуло " из известного фильма "Свадьба в Малиновке", который при дележе награбленного беспокоился лишь о том, как бы себя не обделить да как бы сбежать, когда у "пана атамана" кончится золотой запас.

Разумеется, нашему обществу, видевшему столько крови, не нужен самострел ушедших ныне в тень или активно действующих в политике, так называемых, рыночников и демократов. Но признайтесь, хотя бы, в том, господа, что платье, которое вы в течении десяти лет шили для своего старого короля и для всего общества, скроено из источенной веками, насквозь дырявой ткани, что оно старомодно по фасону и шито белыми нитками! Признайтесь, господа, что наш прежний российский король (или царь, как вы любили его называть) был в этом платье голый! Признайтесь, что он был голый и тогда, когда с танка осыпал народ пустыми обещаниями, и когда выплясывал перед оркестром на аэродроме иностранного государства, и когда грозил ядерным "кулачком" лидеру заокеанской сверхдержавы! А вместе с ним и с вами голой была и вся страна!..

Впрочем, чему удивляться. Сегодня нудизм, и обычный и политический, - весьма распространенное, в известных кругах, явление. К тому же новый российский король обещает быть и моложе и фотогеничнее старого. А по сему - прикажете одеваться, ваше величество?!


31. 01. 2000г.      

Соискатель истины.


Рецензии