О благородном цензоре, падшем поэте и не только-17

О благородном цензоре, падшем поэте и не только, или о русофобии некоего Колкера, его  «Тризне по России», ГУЛАГ-е СоЛЖЕницина, экономике Сталина и историческом предвидении советского цензора-17

(Из воспоминаний моего благородного товарища из Карабаха).

    Как выяснилось, любил дядя Володя прогуливаться по вечерам и по  Летнему саду. Он вспоминал про довоенные встречи и прогулки с друзьями  в молодости. С неистовым наслаждением и  признательностью я возвращаюсь к своим воспоминаниям  об этом историческом саде. Для себя я открыл, что Летний сад стал самым первым садом в новом городе на берегу Невы. Он был заложен в 1704 г. по указу Петра I, принимавшего участие и в его проектировании. На территории сада для императора была возведена летняя резиденция, дошедшая до наших дней. Согласно моде того времени, по саду были проложены прямые аллеи, а деревьям и кустарникам придавались строгие геометрические формы. В 1706 году именно в Летнем саду начали обустраивать первые в России фонтаны, до наводнения 1777 г. здесь было более 50 фонтанов. Поначалу сад засаживался только однолетними цветами, то есть «летником», отчего его и назвали Летним садом. На протяжении почти полутора веков Летний сад был царской резиденцией, а со времен Николая I сад стал открытым для гуляния «всем военным и прилично одетым», с платным входом. В течение трех столетий ландшафт претерпел ряд изменений, но аллегорические скульптуры и статуи до сих пор украшают территорию, как и задумывал Петр I.                Особенный интерес у меня в Ленинграде вызывали места связанные с известными людьми, архитекторами и художниками, писателями и музыкантами и т.д. . Особое место в этом ряду имели «Литераторские мостки» на ул. Расстанной, у метро «Лиговский проспект» и «Волковская».  Это участок участок Волковского кладбища в Санкт-Петербурге, музей-некрополь, где похоронены известные писатели, музыканты, артисты, ученые и другие уважаемые граждане. Это кладбище было основано еще в 18 в., именно тогда оно и стало называться «мостками», так как между могилами было грязно и практически невозможно пройти, и приходилось прокладывать дорожки деревянными досками — мостками. Одним из первых здесь похоронили Радищева (его могила до наших дней не сохранилась), затем в 1848 г. Белинского и в 861 г. — Добролюбова. Со временем среди покоящихся здесь людей стало так много литературных деятелей, что «мостки» стали называться тоже «литераторскими». Всего на «литераторских мостках» более 500 могил. Здесь нашли свое последнее пристанище Иван Сергеевич Тургенев, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Дмитрий Иванович Менделеев, Николай Николаевич Миклухо-Маклай, а также мать Владимира Ильича Ленина, его сестры и многие другие известные люди. В 1933 г. кладбище было официально закрыто и приобрело статус музея, но периодически здесь продолжали хоронить особо выдающихся петербуржцев.                Невероятное наслаждение я получил от посещения Музея-дачи А. С. Пушкина. Сюда мы пришли вдвоём с дядей Володей. Здесь, впервые я решился спросить у него про его работу. Оказалось, что помимо преподавания в знаменитом Библиотечном Институте, дядя Володя по заданию редакций писал рецензии на произведения разных авторов. Он подробно объяснял мне о смысле рецензии, и, вообще, здесь впервые получил понятия о творческой деятельности человека. К своему удивлению, я узнал, что, оказывается, знакомясь с историческими достопримечательностями города, музеями и выставками, ежедневным ведением памятных записей, я уже занимался творческой деятельностью. Другое дело, что это было в лучшем случае, совершенно, посредственное творчество.Милый домик в уютной пастельной гамме бежевого, зеленого и белого цветов расположился на углу улиц Дворцовая и Пушкинская. От вида этого особнячка уже веет чем-то непередаваемо приятным и притягательным, теплым, дачным. В общем-то, это и есть дача, причем дача, где провел немало времени великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Легко рисуются образы молодых Александра Сергеевича и Натальи Николаевны, завтракавших в уютной зале, читающих и работающих в залитых солнцем интерьерах. Или даже совершающих обеденный променад среди таких же домиков, зелени и царскосельских дворцов, где вершились судьбы империи. Александр Сергеевич и его молодая жена Наталья поселились тут в 1831 г. Дом этот принадлежал вдове А. К. Китаевой. Хоть усадьба кажется совсем небольшой, здесь насчитывается более 10 комнат. Поэт снимал 8 из них, в остальных же проживала хозяйка. Здание, украшенное мезонином, балконом и небольшой колоннадой, внутри столь же светлое и воздушное, как и снаружи. Что самое удивительное — интерьеры сохранились примерно в том же виде, в каком они предстали перед молодыми супругами и их гостями. А гости здесь были под стать обитателям. В особняк Китаевой не раз заглядывали такие великие литераторы, как, например, Гоголь и Жуковский. Вообще, согласно воспоминаниям поэта, время, проведенное в Царском селе, было замечательным, спокойным и радостным. Кстати сказать, именно в этом доме были написаны и многие значимые произведения. В частности, «Бородинская годовщина», «Клеветникам России», «Письмо Онегина к Татьяне» и многие другие. Словом, музей-дача в тишайшем Царском селе — именно то место, где можно приобщиться к пушкинскому наследию и прочувствовать ту удивительную атмосферу, что вдохновляла солнце русской поэзии….   


Рецензии
Хорошо когда есть наставник

Григорий Аванесов   20.02.2019 13:33     Заявить о нарушении