Визит к внучке Льва Толстого, Рим, 1990й

Людмила Корина
К истории создания док.фильма "Пассажир поезда №12"

Историческая справка

Татьяна Михайловна Сухотина-Альбертини (1905-1996) – внучка Л.Н. Толстого, единственная дочь старшей дочери писателя Татьяны Львовны Сухотиной-Толстой. В семье ее шутливо называли «Татьяной Татьяновной».
Татьяна Львовна, её мать,любимая дочь Толстого, создатель  и директор музея отца в Хамовниках,художница и наследница идей Льва Николаевича.

В 1925м она выехала в командировку с 20-летней дочерью Таней Сухотиной в Европу читать лекции об отце. Им устроили триумфальный прием. Т.Л. Сухотина-Толстая создала в Париже Академию искусств, чтобы  помочь русским художникам-эмигрантам, оказавшимся на чужбине без знакомств и средств к существованию.

Первые годы их жизни за рубежом прошли во Франции. Татьяна, серьезно мечтавшая о карьере  актрисы, была принята в театральную труппу. В 1930 году она вышла замуж за итальянского юриста и предпринимателя Леонардо Альбертини и переехала в Рим.

Леонардо-Джузеппе Альбертини, родился в 1903 году, был очень богат. Их с Татьяной  свадьба состоялась 8 октября 1930 года. Молодожены поселились в Риме, неподалеку от парка «Вилла Боргезе», где высокие сосны  ей напоминали яснополянский пейзаж. От этого брака у них родилось четверо детей. Т.М. была счастлива  в браке, они с мужем прожили полвека. Альбертини умер в Риме 17 октября 1980 года.

Татьяна Михайловна по приглашению Министерства культуры СССР неоднократно приезжала на родину с детьми и внуками.Подарила московскому музею золотое кольцо  и браслет, которые ее мать получила на память от отца. Передала она в музей также бесценный архив  и подлинные дневники Татьяны Львовны, опубликованые в 79м году.

"Пассажир поезда №12" режиссёры Марк Осепьян и Владимир Македонский"1999.Главный приз фестиваля неигрового кино в Свердловске. В сценаристы подверстали вездесущего Марка Волоцкого. Сценарий рождался в процессе творческих разработок режиссёров, а киновед-музейщик   за премией в Свердловск ездил, интервью давал. Ну в общем организатор и "вдохновитель".

Лев Аннинский в рецензии пишет:"Все-таки  фильм, настоянный на  шорохах и звуках, без комментария не обходится. Комментарий следует не совсем ожидаемый. А тут найден мемуарист, кажется, впервые из небытия: корреспондент журнала "Сине-Фоно" В.Коненко, написавший свои воспоминания четверть века спустя после событий, уже в эмиграции. Это позволяет авторам фильма вслед за рассказчиком совершать скачки во времени и пространстве..."

Провели авторы рецензента !Комментатор Коненко выдуман, а текст за него написан Вл.Македонским - вот это и есть канва сценария.

Задуман фильм был десятилетием ранее.Предполагалось взять интервью у внучки Толстого Татьяны  Михайловны Сухотиной-Альбертини, хотели   для этого посетить  её в Риме небольшой киногруппой. Поручили мне сделать такое предложение -я ехала в Рим.

Две квартиры   итальянской аристократки  по мужу  находятся в самой фешенебельной точке итальянской столицы рядом с парком, занимают два этажа Виллы Боргезе под общим стеклянным окном, выходящим в примыкающий парк.Там мы гуляли и ждали назначенного часа.Нас с сыном(Мише в 90м было 8 лет) провёл в апартаменты синьор Марио,секретарь Т.М., мы предварительно созвонились.

Живёт Т.М. одна, но всегда кто-то гостит из родственников Толстых. В делах   ей помогает итальянец Марио. Он же выводит гулять ласковую собачку.Марио- брюнет лет 35 среднего роста. Спокойный и деликатный.

Удивительно - милая миниатюрная дама на вид средних лет была похожа на себя-девочку на кинокадрах хроник.Предложение принять за свой счёт небольшую киногруппу она отклонила – в 1992м  это интервью у неё взяло посольство России в Риме.Она пояснила, что часто принимает родственников и в данный момент гостевая квартира занята.

В убранстве гостиной мягкие пастельные тона, красивый утончённый быт. Стекольное окно-по высоте и широте обзора открывает панораму парка  с высоты 5го этажа, в этом что-то от птичьего полёта.Сосны парка напоминают  синьоре Альбертини Ясную Поляну.

Я  тепло рассказала о кинематографистах, моих друзьях, вошедших с этим предложением.Мы рассматривали фотографии в её альбоме – она сидела на низком мягком диване из светлой кожи,положив на колени раскрытый альбом, я примостилась сбоку у её ног на ковре перед журнальным антикварным столиком.Нам было обоим удобно- Т.М. перелистывала альбом и поясняла.Миша спокойно ходил по гостиной, рассматривая картины на стенах и антикварное убранство.На столике для него была поставлена вазочка с конфетами. Потом в Геную мне перезвонил секретарь, что-то уточнив и поблагодарив.

Фильм, снятый пославшими меня кинематографистами о последних днях Толстого,
бегстве из Ясной Поляны и остановке в Остапово, (Конечная остановка -бессмертие),по мотивам кинохроник ,получился удивительным, талантливым. Шорохи и звуки – были живым дыханием ушедшей эпохи. Марк Осепьян добился у Н.Михалкова субсидии и  в течение последующих  лет реставрировал бесценные кадры кинохроники. А Вл. Македонский, уехавший вскоре после выхода фильма в99м в Германию,вскоре умер там.Светлая память!

“Марк Осепьян к толстовским хроникам относится с благоговением.  Хроника только слегка озвучена; звуки чуть слышны (скрип двери, далекий лай, карканье ворон). Эффект поразителен: появляется воздух, появляется  аура… "Как вас писать, граф?" - "Пишите: Пассажир поезда номер двенадцать"."Все мы только пассажиры"...
Пассажиры, ждущие крушения.(Лев Ан-ский)

Из переписки со Славой Ребровым
Люда,  твоё  письмо, напомнило мне те давние годы, мы с группой "Пассажир 12го вагона"  часто пересекались и общались на студии Горького. Сам фильм я увидел уже в Доме кино, на премьере.Я высказал  своё одобрение Марку Осепьяну.
Фильм мне понравился, у меня есть его копия на Видео.Меня восхищает отношение авторов к хронике, точнее, к её техническому состоянию. Ты права, Марк Осепьян добился у Никиты Михалкова субсидии,5 лет работал над спасением этой бесценной хроники - ведь на ней оживает сам Толстой!

Снимаем накипь умолчаний - давайте посмеёмся!

Слава, спасибо за твою решимость вспоминать наших друзей поближе к правде. Ты деликатен-  а я выходит что-то копаю, оповещаю  о милых подробностях. Особенности близкого общения побуждают меня относиться  к ним  как  к  художественно-документальным образам,  пройдя через огорчение и прозрение.Это сильно сказано.А так по- домашнему мы с сыном часто цитируем смешного и обаятельного Марка. Однажды Миша тайком записал на кассету длиннющий монолог Марка - в основном о кино и своём друге Юре Швырёве - ровная интересная речь в особенностях неповторимого еврейско-украинского произношения,  даже без лекторских каденций.Я сделала  две копии и одну оставила Швырёвым.

К рассказу о визите  к внучке Толстого, за что я благодарна Марку,  небезинтересно узнать подробности. Инициатива подобной встречи была конечно у  бойкого киноведа-архивиста- в годы перестройки поехать в гости  небольшой компанией, прогуляться по Риму. Была придумана и анекдотическая по глупости отмазка- заман - а в благодарность мы будем рекламировать лошадей( у сына Т.М.  Луиджи была конюшня, его хобби).

Я очистила суть дела от фальши. Но Т.М. сразу мне сказала- не я их за свой счёт, мне обычно за интервью платят. Тут я заступилась за наших и так ей представила Марка- доброго, странного идеалиста, любящего мать, что она стала мягче .Но- то интервью , взятое у неё Посольством двумя годами позже,было обыкновенным, снятым с одной  точки. А могло получиться иное.

Глянь-ка в моём списке Проза.ру на Юмореску  "Про Лукерью" - тут раскручены отголоски истории с несостоявшейся поездкой в Рим. О том, что мечтать не возбраняется - девушка из глубинки питается овсом, а мечтает навязаться   иноземному графу, красивому и счастливо женатому - преуспевает - " ножик справа слева вилочка- Лукерья интердевочка- уж не ест она овса, к ней француз посватался...Женился граф - кто любит прав, и как богиню увёз графиню".

А почему Лукерья(Горбачёва)? Так она подписалась под самовыдвижением в жёны , есть там и про дипломата, посредника и свата - это я. В разработке у меня было- с самомнением непомерянным на печи Лукерия( а это уже отзвуки образа Швырёва). Читала я  Марку своё произведение, но он сделал вид, что не понял о чём. Но- видно было, что понял.

По приглашению из ун-та г. Медоллы Марк на юг Франции скатал(с Юрой Швырёвым за компанию) в поиске материала художественного фильма  с участием Тринтиньяна, от которого актёр отказался.Эта заявка не была оформлена студией и выглядела частной инициативой мечтателя.Актёр сослался на возраст и обстоятельства в семье.

Толстовские идеи в сюжете фильма -противостояние Добра и Зла- двух героев так и не были собраны  в сценарий из листочков на больничной кровати Марка.Идея-фикс киноведа   годами дробилась в попытках записать полную версию с помощью друзей на русском, на итальянском и французском была послана в виде заявки на студии для предполагаемого совместного производства, согревая его до конца.В 2003м была сделана попытка связаться  через моё письмо с всемирно известными режиссёрами Братьями Тавиани.Опять неофициально и безответно. Умер Марк Волоцкий в ноябре 2005го  от аритмии сердца.Гордился моим посвящением ему стиха "Свете тихий" как толстоведу.

Прощаясь со мной у лифта,Т.М.целуя в щёку, добавила, когда я остановилась на западных двух:По- русски три раза.Её нежная кожа пахла кремом. Аристократка.
В свои 85 выглядит как дама средних лет- волнистая укладка короткой причёски, тёмнорусая.Прямая юбка до колен и кофточка из шерстяного трикотажа на пуговицах в тонах бежевой пастели.Среднего роста.Ладная фигурка. Пожаловалась на боль в суставах, но пальцы рук ещё достаточно гибкие -говорила со мной доверительно.

По приезде в Геную  после полуторамесячного перерыва у меня были несколько заготовок  от впечатлений встречи с внучкой великого писателя.Мне было хорошо в моей квартирке спартанского типа - с балкона открывается панорама моря и вид с холма на знаменитый Генуэский маяк. В комнате как в келье, только стена не из стекла, а из воздуха и света при распахнутой двери балкона.

Написала стихи  русского  духовного гимна "Свете тихий"с подзаголовком " Читая Льва Толстого", и выслала в Рим на Виллу Боргезе.Перечитала статьи.Толстой- мыслитель, его философские идеи:"Верю в Бога, которого понимаю  как дух, как любовь, как начало всего".Музыку потом написал композитор  Степан Соснин.

Верьте себе, до конца исполнив, волю той силы, пославшей вас в жизнь.
Жизнь, в её высшем духовном значении! Свете тихий свет невечерний.
И в напряжении нравственной воли, в братской любви - не в своеволии черни,
Не потушите в себе свет Божественный!Свете тихий, свет невечерний.
Радостный смысл обретённой веры, снова вернётся к тебе, что утеряно.
Сердце открылось тебе навстречу! Свете тихий, свет невечерний.

Какую встречу мне судьба подарила! Я, как астролог, спросила Татьяну Михайловну о дате рождения. В ноябре, говорит - созвездие Скорпиона. Нет, отвечаю, высокодуховные представители этого энака  -Соколы. Она улыбнулась и говорит- надо внучке сказать,она тоже в ноябре, ей будет приятно.

На фото -Мой сын Микеле в год встречи с внучкой Л.Толстого

Людмила Корина    9.11.90 - 9.11.16 Генуя


Рецензии