Комсомол, дискотека и Бертольд Брехт

   Часть Первая.   Комсомол.
 
   Ноябрь, осень 1982 года. Уже осталось позади время золотой осени. В городском парке осыпалась листва, покрыв  узкие тропинки
 багрянцем, свойственным только периоду листопада.
   На стылой воде пруда в парке в задумчивости рассекают поверхность его обитатели – утки и лебеди. Редкие прохожие, остановившись у ограды, бросают мякиши хлеба водоплавающим.  В темном зеркале воды отражаются синева осеннего неба и тяжёлые облака.  Ветер гонит рябь по поверхности, сбивая отражение небес. Кругом царит усталая умиротворённость, свойственная только осенней поре, поре листопада и утренних холодов с туманами.
  Деревья, как будто осиротели,  стоят,  потерявшие свой лиственный наряд.
И в этом их осеннем обличии есть  грустное, успокоенное состояние одиночества и  опустошённости.
 
   День занялся грустно и дождливо,
   В тротуарах лужи и зонты,
   Мы вдвоём, и снова молчаливо
   Нежно гладишь мою  руку ты.

   В звуках из осеннего мотива,
   Кружатся опавшие листы.
   А стволы деревьев горделиво,
   Осыпают золотом  мосты.

   Мне приятно снова быть с тобой,
   Молча, мы бредём, любуясь,
   Листопадом, осени порой.

   На воде пруда красуясь,
   Лапки моют стылою водой
   Утки,  будто бы целуясь!*

*  - здесь и ниже стихи автора

  Остались позади  летние обязательные поездки в подшефный колхоз далёкого куркинского района на обязательную  летнюю прополку свеклы. И об этих сельских  днях ещё долго будут вспоминать инженеры в курилках отделов и на этажах НИИ.
  Партком предприятия, как правило, собирал на работу в колхоз ото всех отделов в основном молодые кадры. В те далёкие советские годы инженеры в возрасте за сорок лет нам, молодым,  казались стариками. 
  Кирилл  был молодым специалистом 23 лет  с дипломом в кармане и положенным ему окладом в 130р. А поначалу, три года назад, с приходом в исследовательский отдел ему, как впрочем,  и остальным, было поставлено жалование в 110 рублей.
 
  Наш герой был уже женат, и не стал клянчить, после  трёхлетнего стажа в отделе НИИ, должности старшего инженера для семьи. Он сменил отдел на работу в  сборочный  цех производства  на вакантное место старшего инженера технолога, где ему предложили  и  должность,  и оклад повыше.
  В свободное от работы время  Кирилл  всерьёз занимался популярной и рок музыкой. Эта страсть к нему пришла ещё со школы. Он коллекционировал записи исполнителей на магнитофонные 500 метровые бобины и виниловые диски. Для записей у него имелся катушечник  Ростов 101. Свои  катушечные записи Кирилл делал  только с дисков.  Его катушечник имел свой встроенный усилитель НЧ и сквозной тракт, позволяющий сразу при записи контролировать качество звука.
 
  В  музыкальном магазине «Лира» своего города он имел знакомство или, как говаривали блат. Директор магазина Нина Дмитриевна  всегда была приветлива при его появлении  и оставляла ему один экземпляр из поступлений. Там случались пластинки из Чехословакии, ГДР, Югославии, Болгарии или диски винила МОЗГ – Московского Опытного Завода Грамзаписи, на которых были записи  часто самых модных в те времена исполнителей.
  Так  сложилась приличная коллекция самых разных дисков от органной музыки до альбомов итальянской эстрады и звёзд рок музыки. Кирилл старался узнать о мире поп музыки как можно больше и переводил  из иностранных  в основном польских и немецких из ГДР, журналов статьи.
В одном из киосков «Союзпечать» он часто спрашивал журнал «Англия» на русском языке. В нём иногда печатались статьи о поп-музыке.  Он собирал целые подшивки и тематические программы о разных исполнителях.  Труд был кропотливым, но это было желанным занятием.
 
  Благодаря своему увлечению, Кирилл знакомился с разными по профессиям людьми. Всем интересна была музыка, и не только та, что лилась из радио и телеканала в Союзе, но и зарубежная, модная и современная,  что слушают на «загнивающем» западе. Так он познакомился с продавщицами из гарнизонного универмага. Когда же туда на склад, не для открытой продажи, завезли импортные звуковые колонки, а продавцы не особо разбирались в качестве музыкального товара, Кирилл одним из первых заполучил себе комплект за жутко баснословную, но цену, без накруток, в 1050 рублей.
 
 Для 1982 года это было очень дорого, или как мы сказали бы в настоящее время: «круто!». Деньги Кирилл не крал и не занимал. Это были его ежемесячные страховые накопления с инженерной зарплаты за несколько лет. Колонки назывались SANSUI  и имели в своём чреве четыре динамика с фазоинверторными отверстиями и мощностью в 100 ватт.
 
  Еще обучаясь в институте и, работая диктором на институтском радио, наш герой участвовал в музыкальных вечерах  для работников профкома  и студентов болгарского землячества, там он приобрёл бесценный опыт работы с аудиторией и микрофоном.
 
  Во  второй половине 70х модными стали шведский  квартет АББА, немецкий Бони-М, Силвер Конвекшн, Оттаван  и другие диско исполнители. Таким  образом, к 82 году Кирилл подошёл с опытом работы на музыкальных вечерах и был приглашён Комитетом ВЛКСМ одного известного завода для постоянного ведения дискотечных вечеров по вторникам и пятницам на базе городского кафе. Его большой зал под  дискотеку был оформлен стильно по тому времени. Потолок украшал вязанный из канатов болгарский макраме.
  Из светотехники оформления были только старые театральные софиты. Для вечеров Кирилл  приносил слайды  разных поп-звёзд, альбомов музыки. Видеомагнитофонов в то время не было в достаточном и доступном количестве. Эти картинки сопровождали музыку. Кроме этого знакомые ребята спаяли светомузыкальную многоканальную установку, мигающую в такт музыки и лазерный стробоскоп, который стал гордостью городской дискотеки.
 
  Со стороны торжественность музыкального молодёжного праздника казалась главным качеством дискотеки. Но Кирилл вскоре понял, что проведение вечера накладывает особую ответственность и доставляет некую нервозность из-за постоянных проверок райкомом и горкомом ВЛКСМ  и Партии. Требовалась постоянная согласованность программ и текстов. Это была настоящая цензура в действии.
 
  Обычно музыкальный вечер состоял из нескольких программ, которые сочиняли  ведущие, или  диск-жокеи: - он, Кирилл и его напарник Александр. В самом начале обязательно звучала музыкальная заставка или приветствие. Это была энергичная и ритмичная инструментальная музыка, под которую шёл анонс всего вечера в его содержания. Затем на вечере была получасовая танцевальная программа. Её сменяли новости поп-музыки и, далее шла тематическая программа о творчестве какой-либо группы или певца. Завершали диско-вечер танцевальные программы. И так три часа!
   
   Столики для молодёжи на дискотечный вечер сервировались сотрудниками кафе, работавшей в дневное время. На один стол на четыре посетителя выставлялась бутылка лёгкого вина, бутерброды и пирожное к подаваемому чаю или кофе. Стоимость билета составляла 3 рубля. За порядком во время вечера следил оперотряд комитета ВЛКСМ завода. Билеты распространялись среди комсомольцев не только завода, но и райкомов всего города. Эти замечательные вечера частенько потом обсуждались в среде молодёжи, поскольку в советское время другим приличных и современных развлечений для молодых не существовало.

  Часть Вторая. Даёшь, молодёжь!
 
  Дискотечные вечера стали официальной частью работы Комитета ВЛКСМ завода, где комсомольская организация в своих рядах насчитывала больше тысячи юношей и девушек. Комсомол взял под свой контроль досуг молодёжи и дважды в неделю при контроле оперотряда проводил музыкальные вечера: по вторникам и пятницам с сентября по май до июня.
  От ведущих, а их было двое, требовалось предварительное согласование и утверждение  тематики и содержания информационных и танцевальных программ. Одним словом, всё должно быть официально и всерьёз! Это вам не Бони М крутить, достав диск из-под полы! Тут органы должны знать, кто поет и о чём! И не дай бог, как говорится, чтобы в тексте была крамола  или порнуха.
 
   И молодёжь отдыхала под АББУ и БИ ДЖИЗ, под Санта Эсмеральда и БИОНДА и прочих саундтреков поп и рок музыки.  Даже рок-группа KISS с её символикой иногда проскакивала, о любви, так сказать, пели эти парни.
   Интересно отметить, что за всё время работы дискотеки «Ритмы Времени», то есть за несколько лет, на вечерах не произошло ни одной драки или других происшествий, порядок всегда был на высоте.
   Иногда по большим праздникам делались выездные вечера в другие места для проведения диско-концертов в интернатах, домах отдыха, пионерлагерях.
 
   Так периодическими стали поездки в составе комплексной команды поддержки в походах по местам боевой славы советского народа. Это когда под руководством Обкома ВЛКСМ на базу какого-нибудь дома отдыха осенью или зимой, когда не было отдыхающих, как в сезон, приезжали команды отрядов на смотр комсомольской песни или спортивного ориентирования. При этом была организована культурная программа  в виде показа Мод и дискотечного вечера в фойе дома отдыха. Вот там и отрывались… Кирилл так  увлекался ведением музыкально-танцевальной программы нон-стоп, что однажды местные парни, подойдя к нему, тихо спросили, какие "колёса" он принимал, чтобы войти в такой «раж». 

   Кирилла  вопрос застал врасплох, поскольку он вёл здоровый образ жизни и даже не курил. Но со стороны он, видимо, выглядел ого-го! Этому способствовала атмосфера вечера и световое оформление, о котором старались его два помощника Александр и Юра. Они управляли стробоскопом, вспышками, софитами и лазерным пучком света, чертившим замысловатые фигуры в струе света и бликов. Молодёжь просто одуревала и была в восторге от шоу. Для того времени таких выкрутасов было вполне достаточно…
   А на базе в своём кафе на вечера стали ходить постоянно некоторые молодые люди из обеспеченных семей. Их отличали фирменные шмотки и уверенное поведение среди сверстников. Иногда «золотая» молодёжь приносила свои диски и просила: «- поставь, Кира, вещь – супер!».
   За Бони-М, «пришли» диски Эрапшн и Чингиз Хан, Старз он 45 и другие…
 
   Новогодние программы отличались своей значимостью и улётными танцевальными программами, которые готовились заранее. Однако по ходу  всегда приходилось корректировать и содержание и реагировать на ход вечеринки.
   Период так называемой «трезвости» или сухой закон был встречен неоднозначно. Вместо стандартной поллитровки на прилавках и только по талонам появились ёмкости по 0,33литра, их прозвали в народе "буратинами".
  А свадьбы стали просто трагикомичным действом, когда на праздничном столе из напитков стояли только лимонад Дюшес или газировка, а народец периодически отходил от стола на улицу в стоящий типа «Латвия» микроавтобус, чтобы «принять» на грудь». Картина: на столе только безалкогольные напитки, а народ уже навеселе!

  Часть Третья. Бертольд Брехт
 
  Система шла по накатанному сценарию. Вечера и программы «выпекались» несложно. Но рутины не было, творчество жило в музыке, в тематических и танцевальных программах. О чём была тематика? О прогрессивном роке, о свободолюбивых угнетаемых народах, о молодёжи стран соцлагеря, о музыкальных коллективах из ГДР, Венгрии, Чехословакии, Польши. В новостных программах также давалась проверенная информация о новых записях и дисках с концертами наших певцов и ВИА коллективов.
 
  Однажды, под зиму, во время такого вечера, к Кириллу подошёл модно одетый в кожаный пиджак не из завода явно парень и представился Виктором. Он сказал довольно спокойно и убедительно, что работает в руководящем органе по делам молодёжи и хотел бы познакомиться. Поскольку наш Кирилл слыл общительным, то он как должное воспринял нового знакомого. Они разговорились уже после окончания вечера, и Виктор  пригласил Кирилла к себе домой, желательно с новыми пластинками, чтобы записать музыку.
  Так они познакомились. Виктор обитал в элитном районе города и таком же необычном доме с вахтёром в фойе.
  Жизнь била ключом, Кирилл только успевал: то работа в производстве, где рабочий день начинался ранним рабочим утром, то подготовка к вечеру в дискотеке, то глаженье пелёнок родившегося чада – милой и любимой доченьки.
 
  А на его работе поначалу в производстве работяги – монтажники и слесари к нему отнеслись сдержанно. Молодой парень, а уже старший технолог, как, никак, а командир. И когда на монтажный участок, где трудилась основная масса рабочих цеха, заместитель начальника цеха принёс ежемесячную норму спирта для нужд производства (протирка контактов и т.д.), его, Кирилла, спросили с плохо скрытой издевкой в голосе: «- эй, инженер, спирт пить будешь?»
«Конечно, буду!»- бодричком, не замедлил с ответом Кирилл.
Так он сделался своим среди рабочих, не побрезговал. В этом была большая важность для установки его контакта в цехе. Он стал своим, и его уже никто не подкалывал впредь.
 
  А в дискотеке ночная музыкальная жизнь крутилась, как виниловые диски.
  Иногда приходил Виктор со своей сдержанной и важной улыбкой на лице.
 Однажды он пригласил Кирилла посетить театр, у него имелись контро-марки на  четыре лица. Решили сходить вчетвером: Кирилл с женой, а Виктор пригласил свою сестру Дашу. Тем вечером в областном театре ставили Бертольда Брехта «Трёх грошовая Опера». Места были парами, но в разных местах зрительного зала, поэтому девчонок посадили на видные места в партер, а сами они сели в глубине зала, на галёрке. Во время театрального просмотра Кириллом и Виктором между ними произошёл неприятный инцидент. Кирилл совершенно неожиданно ощутил на своём бедре руку Виктора, сидящего рядом в темноте зрительного зала. Это повергло Кирилла в настоящий шок, от которого он мгновенно напрягся, но взяв себя в руки, тихо сказал соседу: Виктор, давай останемся просто друзьями без лишнего...
 Сама постановка на сцене вызвала двойственное чувство отсутствия  связи с нынешним временем. Время в театре прошло довольно быстро. Они и дальше встречались на музыкальных вечерах в дискотеке с характерным названием "Ритмы Времени", но между ними чувствовалось определённая дистанция.
 Виктор в дальнейшем стал писателем, написал несколько книг. А Кирилл неизменно любил только женщин и увлекался рок и поп-музыкой. Вот таким было оно время восьмидесятых! Здесь уместными будут следующие, написанные по случаю строки.

  Все слышали о буржуазной поп культуре,
  И ВИА стиль до боли очень нам знаком,
  Но, что касается изысканной натуры,
  Я музыкальною планидою влеком.

  Так с малых лет я почитаю рок и диско,
  Италии напевы нравились всегда,
  Но равнодушен на пассажи гармониста
  И в юные семидесятые года.

  А в музыке родимой русских наших песен
  Всегда найдётся также хит и для меня,
  Но музыкальный мир подчас мне этот тесен,
  Род Стюарт и Мадонна, Оззи - это я.

  Строкой не счесть имён известных и любимых,
  Со мной от самого утра и до зари,
  В них много чувств любви истории правдивых,
  Живи герой на сцене долго и твори!*
           Февраль 2019г.
 


Рецензии