Покаяние священнослужителей

Предисловие будет такое: "Мы долж­ны о се­бе сми­рен­но мудр­ство­вать и пос­мирен­ней меч­тать. А где сми­ре­ние, там не­по­да­ле­ку и спа­се­ние!" Преп. Лев Оптинский


Однажды, я увидел своего давнего приятеля слегка выпившим. Мы разговорились. Оказалось, что у него никто не умер и сам он не лишился работы и т. п. Но! У него, как христианина случился кризис - он стал терять веру в Бога из-за искушения.

"Все началось с того, что меня в храме невзлюбил один батюшка. Ну, просто терпеть  не мог. Его трясло от моего вида. Он разговаривал со мной весьма резко. - Как же так? Ведь я ничего ему не сделал, а он ведет себя так нагло со мной и прямо в лицо ненавидит? Он же священник! Он же пример для прихожан! Он же христианин, в конце-то концов! - Живет припеваючи, - нет я не завидую! - Ездит на джипе, квартира, жена и все в шоколаде у него. Вот я и начал думать, что Бог несправедлив ко мне. 

- Постой, - говорю, - а как же вера в Промысел Божий?

- Есть вера, но я теперь не уверен, что Бог меня помилует. На меня напал страх, что со мной может случиться что угодно теперь.

- Кому угодно? - спрашиваю.

- Ну, да, и Богу тоже.

Мне не удалось его переубедить, но все же, после нашего разговора, видно было, что он смягчился. Я же подумал, что такие истории случаются и на других приходах в нашей Церкви и стоит попробовать разобраться в этом.


Во-первых, покаяние открыто и священникам: покайся и спасешься. Во-вторых, священник - не Ангел и тоже может грешить. В третьих, каждый даст ответ за себя и священники, в том числе. В четвертых, "Не судите, да не судимы будете" - Заповедь Спасителя и никто ее не отменял. В пятых, мы не знает всего, что творится в душах людей и наш суд поверхностный.


Приведу сначала добрые примеры.

Однажды я пришел к Великому Макарию и увидел, что какой-то пресвитер из селения лежал вне его келии. Голова у него была так изъедена болезнью, называемой раком, что обнажилась кость на темени. Он пришел к Макарию, чтобы получить исцеление, но тот и на дух не хотел принять его. Я стал упрашивать Макария и говорил ему: “Молю тебя, умилосердись над этим страдальцем, дай ему, по крайней мере, какой-нибудь ответ.” Святой отвечал мне: “Он недостоин исцеления, Господь послал ему такую болезнь для его вразумления. Если хочешь, чтобы он исцелился, так посоветуй ему с этого времени отказаться от совершения Таинств.” Я спросил: “Молю тебя, скажи, почему так?” Он отвечал мне: “Этот пресвитер совершал литургию в грехе любодеяния и за это теперь наказывается. Если он по страху прекратит то, что дерзал делать по небрежности, Бог исцелит его.” Когда я пересказал это страждущему, он обещал с клятвой более не священнодействовать. Тогда Макарий принял его и сказал: “Веришь ли ты, что есть Бог, от Которого ничто не скрыто?” Он отвечал: “Верю.” Потом Макарий сказал ему: “Ты не должен был посмеиваться над Богом.” Он отвечал: “Не должен, господин мой.” Великий Макарий сказал: “Ежели ты сознаешь свой грех и Божие наказание, которому подвергся за этот грех, то исправься на будущее.” Пресвитер исповедал свой грех и обещал более не грешить и не служить при алтаре, но стать в ряду мирян. Затем святой возложил на него свои руки, и он в несколько дней выздоровел, оброс волосами и возвратился домой здоровым, прославляя Бога и благодаря Макария Великого. (Лавсаик. С. 66).


Из жития святителя Иоасафа Белгородского

Вскоре по вступлении своем на Белгородскую кафедру Св. Иоасаф собрал к себе городских и окружных пастырей. В толпе стоявших пред ним Св. Иоасаф заметил одного дряхлого старца-священника, на которого устремил свой испытующей взор. Преподав благословение и отпустив представлявшихся ему пастырей, Святитель задержал подле себя дряхлого старца и, узнав от последнего, что ему уже минуло 130 лет, сказал: «Ты видишь пред собою пастыря, как отца стоящего пред сыном своим, поведай мне, не опорочена ли твоя совесть, каким-либо тяжким грехом, который связывает тебя и не дает умереть... Долговременная жизнь твоя убеждает меня, как архипастыря, очистить душу твою покаянием, примирить тебя с оскорбленными тобою и данною мне властью простить и разрешить самый грех по слову: «аще разрешите на земли, разрешена будет и на небеси».

Изумленный старец, не сознававший за собою никаких преступлений, считавший долголетие особою милостью Божией, был настолько ошеломлен словами Святителя, что только и мог повторять: «Не знаю, не помню». Но пристальный взор Святителя, устремленный на него, отеческая ласка и бесконечная любовь, какая светилась в очах Святителя и чувствовалась старцем в каждом движении и каждом слове его, заставили содрогнуться, пробудили в нем старые воспоминания, воскресили в памяти давно забытое прошлое...

Заливаясь слезами, пал старец к ногам Святителя, громко рыдая и рассказал об ужасном случае, имевшем место несколько десятков лет тому назад, в бытность его приходским священником.

Однажды, говорил старец, совершив в своем храме Божественную литургию и собираясь идти домой, он был остановлен посланным от местного помещика, с требованием совершить литургию вторично, какового требования он не мог исполнить в виду того, что храм был однопрестольный. Никакие доводы священника не в состоянии были вразумить ни посланного, ни помещика, и, под угрозою наказания за ослушание, он вернулся в храм и приступил к совершению литургии на том же престоле, на котором только что закончил ее. Но в этот же момент он услышал таинственный и грозный голос: «Остановись, что ты делаешь»...

Содрогнулся священник, но страх ответственности перед помещиком был сильнее страха пред Богом. Оправившись от смущения, он возгласил: «Благословенно Царство...», как вдруг вторично услышал еще более грозное предостережение: «Не дерзай, аще же дерзнешь, проклят будешь»...

В порыве безумия он ответил: «Сам будь проклят» , — и затем продолжал литургисать и окончил службу.

С тех пор прошло уже свыше 70 лет, ветхая церковь разрушилась, а там, где она стояла, теперь чистое поле, еще недавно вспаханное...

С ужасом великим выслушал Св. Иоасаф рассказ дряхлого старца и сказал ему: «Несчастный, что ты сделал... Ты проклял Ангела Божия, Хранителя того места святого... Оба вы связаны проклятием и доныне. Так вот причина долголетия твоего и удрученность телесного слячения»...

После этого Святитель велел немедленно приготовить походную церковь, разыскать то место в поле, где стояла прежняя церковь и вместе со старцем отправился туда, приказав последнему совершить там Божественную литургию. По окончании последней Св. Иоасаф подозвал к себе старца и велел прочитать ему «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...», — затем благословил его, сказав: «Прощаю и разрешаю тебя от всех твоих грехов»... Стоя на коленях пред Святителем, поддерживаемый диаконом, дряхлый старец, примирившись с Ангелом, охранявшим св. престол, и своею совестью, безмолвно, очами полными слез, смотрел на Святителя Иоасафа, протягивая к нему свои старческие изможденные руки.

Кротко и любовно взирал Св. Иоасаф на бедного пастыря, спасенного от гибели и, наклонившись к нему, обнял его... Склонилась глава старца на плечо Святителя и примиренный с собою, прощенный Богом, он испустил последнее дыхание и здесь же, на месте бывшей церкви, Св. Иоасаф повелел совершить и погребение почившего старца и лично отпевал его.

Однажды некий пресвитер сидел в церковном притворе и читал святое Евангелие. Во время чтения он вдруг почувствовал, что как будто бы какое-то темное и мрачное облако окружило его, и вместе с этим свет померк в его очах, и разум его помрачился, и во всех членах он почувствовал расслабление и стал нем. Он пробыл в такой ужасной болезни девять лет и страдал так, что, лежа на одре, не мог повернуться без посторонней помощи. Между тем случилось, наконец, так, что его родные, услыхав о чудесах, которые творил преподобный Симеон Столпник, взяли пресвитера и понесли к преподобному. Когда же они, не дойдя немного до монастыря, в котором жил преподобный Симеон, легли отдохнуть, стоявшему на молитве святому Симеону было открыто о болезни пресвитера и о его приближении. Тогда преподобный призвал одного из своих учеников, дал ему святой воды и сказал: “Возьми эту воду и поспеши скорее из монастыря. Около него ты увидишь несомого на одре больного пресвитера, окропи его святой водой и скажи ему следующее: “Грешный Симеон говорит тебе: “Во имя Господа нашего Иисуса Христа встань и оставь одр твой и приди к Симеону сам.” Ученик пошел и поступил так, как указал ему преподобный Симеон. Пресвитер тотчас же выздоровел, пришел к святому и пал к его ногам. Святой Симеон сказал ему: “Встань и не бойся. Хотя диавол и нанес тебе девятилетнюю скорбь, человеколюбие Божие не забыло тебя и не дало тебе погибнуть до конца. Знай, что диаволу попущено овладеть тобой за то, что ты бесстрашно и неблагоговейно стоял в святом алтаре, слушал клеветников и лишал Святого Причастия оклеветанных ими, не доискавшись до истины. Этим ты печалил Бога и весьма радовал диавола, под темную власть которого и подпал. Но вот теперь, видя, что человеколюбие и щедроты Божии умножились в тебе, тех, кого ты опечалил отлучением, разреши, и как Господь сотворил милость с тобой, так и ты сотвори с ними.” После этих слов пресвитер с великой радостью вышел от преподобного Симеона и исполнил все повеленное ему. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 6).


Где-то в глубине России перед революцией был монастырь, о котором по округе ходила скверная молва, что монахи здесь — сплошь лентяи да пьяницы. В Гражданскую войну в городок, рядом с которым находился монастырь, пришли большевики. Они собрали жителей на рыночной площади и туда же под конвоем пригнали монахов.

Комиссар громко обратился к народу, указывая на чернецов:

— Граждане, жители города! Вы все лучше меня знаете этих пьяниц, обжор и бездельников! Теперь их власти пришел конец. Но чтобы вы до конца поняли, как эти тунеядцы столетиями дурачили трудовых людей, мы кладем на землю перед ними их Крест и Евангелие. Сейчас, на ваших глазах, пусть каждый из них растопчет эти орудия обмана и порабощения народа. И тогда мы отпустим их, пусть убираются на все четыре стороны.

В толпе захохотали.

И вот, под улюлюканье народа, вперед вышел игумен — грузный мужик с мясистым испитым лицом и красным носом — и сказал, обращаясь к своим монахам:

— Ну что ж, братия, жили как свиньи, так хоть умрем как христиане!

И ни один из монахов не сдвинулся с места. Всех их в тот же день зарубили шашками.


"Некогда в пещере святого Афанасия жил старец с двумя послушниками. Один из них был иеромонахом, а другой — иеродиаконом. Однажды послушники пошли служить в находившуюся неподалеку церковку. Священник сильно завидовал диакону, потому что тот был умнее и искуснее его во всем. А диакон своим эгоистичным поведением не приносил пользы душе брата.

Священник приготовился к литургии внешне, вычитав последование ко причащению и сделав все положенное, но, к сожалению, забыл о главном приготовлении — внутреннем: он не исповедался со смирением, чтобы изгнать из своего сердца зависть, которая не исчезает при смене одежды или после мытья головы.

Так, имея одно лишь внешнее приготовление, иеромонах приступил к страшному Жертвеннику. Однако как только он начал совершать проскомидию, случилось вот что: внезапно раздался сильный шум, и он увидел, как святой дискос поднялся с Жертвенника и исчез!

В результате они не смогли совершить богослужение. Мне кажется, что если бы Благий Господь не помешал им таким образом и священник, находясь в неподобающем духовном состоянии, дерзнул бы служить, то с ним бы приключилась большая беда.

Такого же мнения был и отец Варлаам из Виглы (одна из так называемых пустынь Святой Горы, то есть мест, где живут отшельники или же небольшие общины монахов, не организованные в скиты. Расположена на севере Святой Горы — перев.), который рассказал мне об этом случае". Старец Паисий Святогорец "Отцы-святогорцы и святогорские истории".

В начале 1870–х годов в обитель Преподобного Сергия поступил из «белых» диаконов некто отец Иоасаф. У него была дочь-монахиня, жившая в Хотьковском монастыре. Однажды отец Иоасаф служил в храме великомученицы Варвары, что при лаврском больничном корпусе. По исполнении ектений перед Херувимской он вошел в алтарь и только сделал несколько шагов к престолу, как с неописуемой тревогой на лице упал без чувств. Его перенесли в больницу, где он пролежал без сознания три дня. Придя в себя, он рассказал своему духовному отцу следующее: «Как только я вошел в алтарь, вижу у престола стоящего Ангела в стихаре, препоясанном по персям орарем, и с мечом в руке. Он быстро приблизился ко мне, снял с меня стихарь и орарь и, ударяя меня огненным мечом по рукам и ногам, сказал: «Скорее бы этого изъял твою душу из тела за твое нерадение к иноческой жизни, но смотри кто предстательствует за тебя перед Богом», — и указал перстом к жертвеннику. Здесь я увидел Преподобного Сергия, коленопреклоненного у жертвенника и горячо молящегося. Иеродиакон Иоасаф, парализованный, лежал без движения около года. В течение всего этого времени он со слезами приносил покаянные молитвы Богу, испрашивая у Него прощения своих грехов. О дне своей кончины отец Иоасаф, видимо, был предуведомлен. Утром одного дня он попросил свою дочь, которая дежурила у его постели, достать ему погребальные одежды и надеть на него. Находясь в полной памяти, он был напутствован Святыми Тайнами и, обращаясь к каким-то невидимым посетителям своим, сказал с чувством радости: «Пришли», — и тут же скончался. (Троицкие листки с луга духовного. С. 19.).


"Письмо ваше, от 30 сентября, получил. Пишете о себе так: "Уже более двух лет болею неизвестною болезнью, которой и врачи не могут понять. Болезнь такая, что более обладает мною страх, в особенности при совершении Божественной литургии, и также постоянная тоска, и задумчивость, и боль сердечная". Хотя заочно неудобно разрешать такого рода недоумения и болезни, но, судя по тоске и страху, которые с вами бывают, думаю, что началом и первой причиной болезни вашей были детские грехи, которые, должно быть, вы не умели или стыдились исповедать вовремя, как должно; а это следовало вам сделать, особенно перед посвящением вас во диакона. Второй причиной может быть то, что вы не всегда хранили свою совесть при совмещении диаконского служения и супружеской жизни, так как от лица, посвященного на это служение, требуется особенное хранение совести, чему нередко препятствует или излишнее употребление горячих напитков, или невоздержание относительно раздражительности и гнева. Каждая из этих немощей и одна имеет силу приносить великий вред душевный, кольми паче могут вредить, если совмещаются в одно время.

Такое же положение и состояние бывает, когда человек, несмотря на свои немощи и неисправности, не смиряется, а возносится и уничижает других. В болезни вашей думаю, прежде всего, нужно вам позаботиться о том, чтобы избавиться от отягощающей вас тоски и страха. А этого можете достигнуть, во-первых, если найдете в вашей стороне для себя такого духовника, перед которым бы вы могли, с полной верой и с совершенной искренностью, смиренно исповедовать все, тяготящее совесть вашу, начиная с шести лет и до сего дня; а во-вторых, — если твердо решитесь не возвращаться к таким поступкам, которые причиняют страх и тоску, как Сам Господь сказал во Евангелии грешнице: иди и... ктому не согрешай (Ин. 8: 11). Если так поступите и вперед твердо решитесь хранить себя и свою совесть, то можно надеяться, что не только избавитесь от отягощающей вас тоски и страха, но и в самой телесной болезни, милостью и помощью Божией, можете получить такое облегчение, какое будет вам полезно, по изволению Всеблагого Господа, вся ведущаго, вся могущаго и о спасении всех промышляющаго". Письма преподобного Амвросия Оптинского.

По уловкам дьявола священник из Константинополя впал в блуд. Через несколько дней он осознал глубину своего падения и ожидающий его после смерти суд. Бог вложил в его сердце пойти на гору Олимп и исповедаться там. Он пошел и исповедал там святому старцу все свои грехи, включая и этот блуд.

Старец спросил у него: «Думаешь ли ты, что можешь выполнять свои священнические функции после того, как впал в такой тяжелый грех?»

Тот ответил: «Да, святый отче, я так и делал, наступив на свою совесть».

«Знай тогда, чадо, что если священник впал в такой тяжелый грех, он не должен совершать литургию, пусть идет к Богу в полном раскаянии. Но если после такого падения он начнет выполнять обязанности священника, то, думаю, нет ему прощения».

Тот спросил: «Если нет прощения такому греху, то мой случай безнадежен?».

Но старец не мог ему ничего ответить на это.

Тогда священник пошел обратно и встретил по дороге авву Петра. Тот сказал священнику, что любой грех может быть побежден милосердием Божиим. А когда узнал подробности, то произнес: «Да, старец сказал тебе правду. Это серьезный грех, он непростителен для священника. Это так. Но что теперь делать? Никогда больше не совершай служение как священник. У тебя будет покаяние, если ты примешь монашество».

Священник пошел с аввой Петром. Через какое-то время авва Петр постриг его.

У аввы Петра была пустая пещера. Бывший священник попросил разрешения жить там. Авва разрешил. Тогда священник нашел цепь и приковал себя там. Поскольку он три дня не выходил из пещеры, авва Петр спустился к нему и увидел, что тот прикован цепью.

«Что ты сделал, чадо? Как же бы будешь справлять свои телесные потребности прямо тут, на цепи?» — спросил он.

«Отче, в миру я наслаждался красивыми ароматами и благовониями, поэтому я буду справлять свои телесные потребности тут, на цепи, чтобы, как раньше я наслаждался ароматами, так сейчас почувствовал бы вонь, исходящую из меня». И попросил, чтобы авва приносил ему хлеб раз в два-три дня. Авва Петр согласился.

Так священник прожил три года, пока авве Петру не было открыто Богом, что грех священника прощен, и что скоро этот священник преставится из сей жизни. Авва Петр пришел освободить его, тот не хотел, но авва уговорил его. После этого они начали молиться, и душа священника отошла к Богу, пока молитва еще была в его устах.

Сокращенный перевод/пересказ с английского главы VII из книги «Духовно полезные истории Павла, епископа Монемвасийского» (The Spiritually Beneficial Tales of Paul, Bishop of Monembasia).



Но есть и горькие примеры гибели грешников


"Все пять часов мы уныло разбирали высокую стену и сложили целую гору очищенного кирпича. Было невыносимо жарко. Мы обливались потом, це­ментная пыль разъедала тело с головы до ног. В тре­тьем часу дня появился на грузовике отец Григорий. К нашему счастью, он решил позаботиться о нас и привез десятилитровый бидон воды, чтобы мы все-таки успели заготовить его кирпичи, прежде чем умрем от жажды.

Напившись, я поспешил усесться в единственное место, где была тень, — под полуразобранную стену. Тени хватало ровно на одного человека, и я как раз уместился в ней. Но счастье продолжалось недолго. Дьякон окликнул меня, и пришлось нехотя оставить прохладное место. Уже не помню, что велел мне сделать отец Григорий, какую-то мелочь, но, когда я снова направился к теньку, там уже блаженствовал академист Константин. Я потоптался-потоптался, но даже пристроиться рядом было негде. И отошел в сторонку.

В это время Константин заметил, что Саша Шве­цов тянет уже четвертую или пятую кружку воды.

— Эй, ты так все выпьешь! — закричал акаде­мист. — Оставь хоть немножко!

Но тот, не обращая на него внимания, демонст­ративно наливал следующую порцию. Константин бросился к нему, вырвал кружку, а хитрый Саша, уступив посуду без боя, подлетел к заветной стене и плюхнулся в тень.

Мы с завистью смотрели на него. Но и Саше не пришлось долго наслаждаться. Дьякон Григорий, увидев, что мы опять бездельничаем, зарычал:

— Да вы там прохлаждаетесь?! Быстро грузить кирпич! Я водителю заплатил только за час. И не буду из-за вас отдавать еще три рубля!

Мы послушно поплелись исполнять указание. А отец Григорий сам подошел к заветной тени и, до­вольный, уселся под стеной.

Дальше все произошло в одно мгновение. Мы та­скали кирпичи в грузовичок, когда раздался оглуши­тельный грохот. Обернувшись, мы увидели, что над местом, где только что сидел отец Григорий, подни­мается плотная туча пыли. Стена неожиданно обру­шилась. Когда мы подбежали, то сквозь мутную за­весу разглядели несчастного дьякона, засыпанного грудой битого кирпича. Меня тогда поразила по­вязка на его голове: на наших глазах она из белой превращалась в алую. Это было как в фильмах про красных командиров, и первое, что пришло в го­лову: «Кто же успел его так быстро перевязать?» И тут же сообразив, что это набухал кровью платок, которым были перехвачены волосы отца Григория, я бросился к нему.

Отец дьякон был без сознания. Мы бросились освобождать его от кирпичей. Водитель грузович­ка умчался за «скорой помощью». Врачи приехали через полчаса. Осмотрев отца Григория, они хмуро буркнули, что все очень плохо, и сразу повезли его на операцию. После случившегося отец Григорий восемь месяцев пролежал в разных больницах, пере­нес несколько операций, но долго еще не мог ни слу­жить, ни просто вернуться в свое прежнее состояние.

В этот же вечер мы — Константин, Александр и я — задались вопросом: почему именно отец Григо­рий оказался под стеной в тот момент, когда она об­рушилась? Ведь каждый из нас хотя бы несколько ми­нут, но сидел под ней. Почему же она рухнула именно на дьякона? И что же такое происходило в духовном мире, что наши Ангелы Хранители под любыми предлогами оттаскивали нас от этого проклятого ме­ста? Или все произошедшее — просто случайность?

Эти вопросы так перебудоражили нас, что мы пошли за ответом к отцу Адриану. Батюшка задумал­ся и ответил:

— Я не смогу ответить на ваш вопрос. Скажу толь­ко (это не тайна исповеди и не секрет), что отец Григорий уже несколько лет служит литургию, не исповедуясь. И я сам, и священники его храма много раз говорили ему, что это плохо закончится.

Но отец Григорий лишь махал рукой: «Не обяза­тельно. Потом поисповедуюсь». И все откладывал да откладывал исповедь. А я ждал, что с ним беда случится. Такими вещами шутить нельзя". Архимандрит Тихон (Шевкунов) "Несвятые святые и другие рассказы".


Кто утаивает от духовника грехи на исповеди, тот хотя и услышит от него: "Прощаю и разрешаю", но Дух Святый, как Сердцеведец, не простит и не разрешит его. Посему св. Златоуст и говорит: "Будем во грехах своих не людей стыдиться, но убоимся, как должно, Бога, Который и ныне видит дела наши, и в будущем веке накажет непокаявшихся. Кто ныне опасается стыда от людей только, а не стыдится делать что-либо непотребное перед Всевидящим Богом, притом не хочет покаяться и исправиться, тот в будущий день суда не перед одним или двумя человеками, а ввиду всей вселенной будет выставлен на позор" (на Иоанна беседа 34, с. 399).

За утаенные тяжкие грехи люди еще здесь, на земле, во время их предсмертной болезни мучимы бывают бесами, а по смерти подлежат мучению в аду. Об этом повествуется в Прологе таким образом:

"Однажды к блаженному Епифанию пришел отрок и сказал: "Отче Епифание! Друг твой Рафаил болен и просит тебя, чтобы ты пришел к нему скорее, а иначе не застанешь его и живым". Блаженный Епифаний немедленно пришел к Рафаилу и сел недалеко от него, но, видя, что он скоро умрет, начал сильно плакать, потому что весьма любил его. Больной, лежа на одре, начал так горько плакать, что Епифаний и все бывшие с ним в доме устрашились. Епифаний спросил Рафаила: "Что с тобой, что ты так возмутился?" Больной, придя в себя и увидя Епифания, сказал: "Горе мне, милый мой брат, потому что духовные дела мои похитили демоны и я опаляюсь огнем. Видел я ангелов Божиих и лукавых демонов, они взвешивали дела мои, причем злые дела мои перевесили добрые, посему знай, что я наследую не блаженство праведных, но пойду в огонь вечный. Видел я, что ангелы Божии оскорбились и отошли от меня, а один из них сказал мне: "Я отхожу от тебя. Горе тебе, окаянному, потому что ты жил нечестиво".

Когда больной сказал сие Епифанию, дьявол разгневался на него и привел его в беспамятство, в котором он говорил много, но бессмысленно. Блаженный Епифаний, жалея больного, тайно молился Богу об избавлении души его от мук; это провидя, бесы разгневались на него и хотели его столкнуть вниз с возвышенного места, где он молился. Епифаний, провидя духом намерение бесов, сошел со своего места, и им не удалось причинить зла святому. Не успев сделать зла святому, бес начал мучить больного, который, лежа на одре, стал рвать свои волосы, блеять, как козел, начал говорить хульные слова, лаять, как пес, от чего все находившиеся при больном пришли в страх, приписывая все эти действия больного влиянию на него дьявола. Они спросили св. Епифания: "Почему дьявол имеет такую власть над больным?" "Сего, братья, я не знаю, - отвечал Епифаний, - но думаю, что больной сотворил великий грех, в котором не покаялся, посему дьявол так и мучит его". В сих страданиях больной и кончил жизнь свою (Пролог, октября 8 дня).


"Отец N пришел на Святую Гору вместе со своим другом. Они решили стать монахами после одного чуда, свидетелями которого оказались у иконы Божией Матери на острове Тинос, когда получил исцеление один расслабленный от рождения. Его друг остался жить в Новом скиту, а сам отец N обошел всю северо-восточную часть Святой Горы и принял монашество в одном особножительном монастыре.

Так как жизнь в особножительных монастырях свободная, нужна большая осторожность, потому что при неправильном пользовании свободой можно стать еще хуже, чем в миру, можно также впасть в прелесть.

Отец N горел ревностью к подвигам, однако расслабленный дух особножительного монастыря породил в нем сначала гордость, а затем и превозношение.

Чем больше он с гордостью подвизался, тем сильнее ожесточалось его сердце. Его не волновало, что его ближний находился в опасности или скорби, - главным для него было совершить свои многочисленные сотницы и сделать побольше поклонов. Все свое время, с точностью до минут, он заполнил подвигами, чтением канонов и так далее. Он эгоистически понуждал себя к подвигам, чтобы стать святым, и в конце концов начал ощущать душевную тяжесть. Он соблюдал строгий пост, ничего не вкушал до вечера или же по три дня подряд. Тот, кто встречал его - согбенного, высохшего, с серьезным выражением лица, - судя по его внешнему виду мог вообразить, что перед ним великий подвижник. Он имел послушание лесничего, которое тоже сильно ему вредило. Когда он возвращался в монастырь, можно было подумать, что это Антоний Великий спускается с гор (из жития святого Антония Великого известно, что, когда возникла опасность для Церкви от арианской ереси, он оставил гору, на которой подвизался, и спустился в Александрию, чтобы защитить Православие - перев.). Он не разговаривал ни с кем из братии, закрывался у себя в келлии и, как я уже говорил, эгоистически понуждал себя к подвигам, чтобы стать святым.

Однажды один рабочий упал в лесу с дерева и, бедный, покалечился. Его сын тут же взвалил его на себя и донес до монастыря, чтобы сообщить о случившемся лесничему отцу N и попросить у него одеяло, чтобы отнести своего отца на пристань и отправить в Фессалоники. Монах, к сожалению, не только не дал ему одеяла, но даже не захотел выслушать его, пожалев времени, которое отнимал у него юноша со своим отцом. Хотя на самом деле, конечно, он был обязан не только выслушать его, но и помочь, потому что был лесничим и проэстосом. Однако, к несчастью, он закрыл перед юношей дверь своей келлии, чтобы не терять времени, и продолжил свое правило.

Отцы обители, увидев плачущего юношу, подошли к нему и спросили, что случилось. Узнав причину его горя, они пожалели его, успокоили и помогли ему перевезти отца и устроить его в больницу.

После такого немилосердия (!) неудивительно было, что от него совершенно отошла благодать Божия и он, несчастный, постепенно впал в помрачение. Он начал хвалиться, что достиг уже меры святых отцов и видит святых, Ангелов, Свет и так далее.

Однажды ему в очередной раз явился якобы Ангел и говорит:

- Отец N, быстро собирайся, потому что я скоро еще раз приду и заберу тебя с собой. Тот ответил:

- Как благословишь! - и поспешно надел на себя свою новую рясу и схиму.

Вскоре "Ангел" снова его позвал:

- Давай скорее, залезай на подоконник, и я тебя заберу.

Отец ему в ответ:

- Погоди, дай мне найти скамейку, чтобы забраться.

После этого разговора, как мне рассказывал проигумен отец X, послышался удар о землю и выкрик "Ох!" Когда подбежали отцы, монах уже скончался. Он разбился, потому что был рослый, да и высота была большая - он упал с третьего этажа на мощеный двор. Отцы положили его в одеяло. Их скорбь была двойной, потому что больше всего они думали о погибели его души. После этого они поднялись в его келлию, чтобы навести в ней порядок, и нашли там лист бумаги, на котором большими буквами было написано следующее: "Под этим листом лежат три тысячи драхм на сорокоуст. Если вы не совершите его за меня, то да будет на вас проказа Гиезия, муки Иуды и анафема 318-ти богоносных отцов Первого Вселенского Собора". А в конце стояла его подпись.

Благий Господь, Который есть весь милосердие, да помилует Свое несчастное создание, а для нас это двойное падение прельщенного брата да будет двойным тормозом, чтобы мы подвизались с великим смирением и любовью и таким образом приблизились к Богу. Аминь". Старец Паисий. "Отцы-святогорцы и святогорские истории".

В заключение, мне бы хотелось привести слова преп. Симеона Нового Богослова: "Как некоторые из <нерадивых>... не трепещут вступать на степень диаконства и иерейства и священнодействовать Пречистое Тело и Кровь Господа? Поистине недоумеваю. Конечно, слепота ума и сопутствующие ей нечувствие и неведение, и рождающееся от них самомнение делают то, что такие попирают, как прах, истинное золото и многоценный камень Господа нашего Иисуса Христа. Но горе таковым за эту их страшную дерзость, по коей осмеливаются они восходить на такие степени, с такою великою богонебоязненностию и небрежением о божественных вещах, как будто малых и ничтожных, и это для того только, чтобы казаться выше других. И кто после этого будет называть их христианами?" (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 230).


Рецензии
Конечно, данная работа требует продолжения.
Примеры приведённые показывают в основном личные грехи священников. В этом эти примеры не отличаются от грехов и не священников.
Но священник не только исполнитель таинств и треб.
Есть ещё и пастырство.
Работа по управлению.
Как и любая другая работа, не может не иметь погрешностей и ошибок.

Уже отмечалось, что многоточие в словах литургии "простите..."
- именно многоточие, а не точка. Значит приглашает к исповеди пастыря перед паствой. К исповеди в погрешностях управления - в том числе.

Кто верит силе исповеди, - тот верит...
Кто не верит, разговоры о нужности или ненужности этого - лишь трата времени зря.

Успеха в продолжении.

Георгий Сотула   16.03.2019 00:37     Заявить о нарушении