Система скрытых кадров

М.Б. Оленев
2017 г.

И две тысячи лет - война,
Война без особых причин.
Война - дело молодых,
Лекарство против морщин

Как же могло оказаться так, что мы, такая воинственная нация, умудрились проиграть Первую мировую войну? Причем проиграть позорно – Восточный фронт для Германии считался второстепенным: ведь направлением главного удара превосходящих сил противника был Париж. Именно Франция была главной целью Германии, а против Российской империи планировалась исключительно оборона до момента полной победы на Западе. Именно на Западе немцы планировали вести наступательную войну «малой кровью на чужой территории» с целью повторить стратегический успех франко-прусской войны 1870-1871 годов, а Россия не значилась в числе не то что главных целей для наступления, а вообще таковой целью не являлась вплоть до ожидавшегося падения Франции.
Но как же тогда оказалоcь, что мы, военизированная супер-держава, оказались к такой войне полностью не готовы, имея самую многочисленную армию в Европе (хотя «закон числа» никто не отменял и он во все времена являлся определяющим на войне)?
Все участники этого тяжелейшего европейского конфликта (не только Россия) собирались покончить с боевыми действиями в самый короткий промежуток времени, порадовать свои народы и элиту «маленькой победоносной войной» и вернуть войска в казармы уже до рождественских праздников (т.е. собирались воевать максимум 5 месяцев). Но вопреки всем предположениям и расчетам война перешла в затяжную фазу и продлилась долгие 4 года, в результате чего прекратили свое существование сразу четыре империи: Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская.
Безусловно, причин было много. И политических просчетов, и экономических предпосылок и военных. И, конечно, личный фактор. Однако не тема данной статьи выяснить их все.
Мой интерес – это нижние чины и проблемы комплектования армии, поэтому задача минимум - найти пробелы в проведении мобилизационных мероприятий: где, как и почему были сделаны эти «проколы», приведшие в итоге к поражению армии и, в конечном счете, к гибели империи.
Итак. Посыл первый. На фронтах у нас сражались весьма разнородные по своему составу части и соединения.
В течение войны в России были сформированы и отправлены на фронт первоочередные и второочередные (а еще и 3-й и 4-й очередей) пехотные дивизии, а также ополченские дружины.
Как и кем комплектовались эти соединения на начальном этапе Первой мировой войны и почему они так назывались?
Первоочередными дивизиями (или дивизиями 1-й очереди) называли действующие формирования, в которых имелся кадровый состав офицеров и проходили действительную срочную службу нижние чины. Во время проведения мобилизации первоочередные дивизии обязаны были отчислить из своего состава часть кадра для формирования дивизий 2-й очереди. Именно эти дивизии предполагалось доукомплектовать запасными нижними чинами в первую очередь до штатов военного времени.
Второочередные дивизии (или дивизии 2-й очереди) - это не существующие в мирное время формирования, создаваемые лишь в период проведения мобилизационных мероприятий из кадра первоочередных дивизий. Их предполагалось укомплектовывать запасными чуть позже (отсюда и название «второочередные»).
Какой принцип был положен в основу комплектования этих частей?
Как оказалось, у нас в России подошли к комплектованию «математически просто» – по возрасту.
Так, во второочередные дивизии зачислялись призывы с 1896 по 1903 года (т.е. лица 1875-1882 годов рождения), те, кому исполнилось 31-38 лет. Это был так называемый «средний контингент» запасных.
«Младший контингент» запасных (призывы 1904-1910 годов – возраст 24-30 лет) комплектовал первоочередные дивизии; а «старший» (призывы 1892-1895 годов – возраст 39-43 года) – пешие ополченские дружины.
Как видно, практически все группы как будто были сформированы строго «по интересам». Ну, скажите, какие могут быть общие темы у 40-летнего (в те времена!) и 25-летнего! Почти отец и сын!
Таким образом, никакого «смешения возрастов» не существовало. То есть молодые не контактировали со стариками, и, соответственно, не получали необходимой в этом случае поддержки, а старики, в свою очередь, не передавали столь необходимый жизненный опыт.
Я недаром вынес в эпиграф статьи строки из легендарной песни Виктора Цоя «Звезда по имени солнце». Действительно, война – дело молодых (жить весело и умереть молодым). Почти полное отсутствие страха. Молодой устремлен и верит в победу, на него еще не так сильно влияет груз прожитых лет и опыт.
Когда они появились? Второочередные дивизии – это нововведение Военного Министра В.А. Сухомлинова, и появились они в результате последних армейских реформ (1910 год).
Сухомлинов – одна из самых противоречивых фигур последнего царствования. В его судьбе причудливо соединились самые разнообразные обстоятельства. Его деятельность можно оценивать по-разному. С одной стороны - профессионал, много сделавший для развития армии и подготовки России к Первой мировой войне. Именно при Сухомлинове военный бюджет страны вырос почти на треть! С  другой стороны – он в конце концов оказался под судом по страшному обвинению в измене и шпионаже!
Здесь хочется обратиться к творчеству рано ушедшего из жизни Антона Антоновича Керсновского (1907 – 1944), одного из самых значительных русских военных историков XX столетия. Еще будучи гимназистом, в годы Гражданской войны Керсновский в 13 лет (!) пошел в Добровольческую армию. Ему довелось стать свидетелем выдающихся успехов Добровольческой армии, рвавшейся к Москве, и катастрофы «Белого дела». Затем последовали эмиграция в Сербию, Австрию и Францию. Не будучи офицером и вообще не получив академического образования, он в 20 с небольшим лет (!) самостоятельно создал свою «Историю русской армии» , которая выходила в Белграде в 1933-1938 годах.
Керсновскому удалось практически невозможное - в одиночку, опираясь только на открытые, ранее опубликованные источники, создать масштабный труд, охватывающий историю русской армии от времен Петра I до 1918 г. Им были проанализированы все кампании этого времени, описаны основные тенденции развития вооруженных сил на разных исторических этапах, даны краткие, но яркие портреты выдающихся военачальников.
О второочередных дивизиях Керсновский отзывался так:
«… Система скрытых кадров была хороша в Германии, где имелось 5-6 офицеров и 12-15 чинов сверхсрочных на роту. Выделение резервного полка там не ослабляло полевого. У нас же в ротах еле набиралось по 2-3 офицера и 1-2 сверхсрочных – и картина была совершенно иная.
Второочередные дивизии почти все формировались во внутренних округах (по причинам демографического характера), где части 1-й очереди и так сложились в слабом составе. Варшавский, Виленский и Кавказский округа выставляли всего по одной дивизии 2-й очереди (соответственно на 10, 8 и 8 пехотных дивизий), Санкт-Петербургский формировал 3 (на 7), Киевский – 7 (на 10), Одесский же, Московский и Казанский формировали по дивизии 2-й очереди на каждую имевшуюся полевую. Иркутский с Омским округами образовывали 3 дивизии (на 5), в Приамурском же и Туркестанском округах образование второочередных дивизий не предусматривалось.
Второочередные войска по сравнению с прежними резервными носили более импровизационный характер, качество запаса в сравнении с маньчжурскими бородачами было, правда, более высоким…»
Генерал-лейтенант Пантелеймон Николаевич Симанский, командовавший во время Первой мировой войны 61-й пехотной дивизией, также негативно отзывался о частях 2-й очереди:
«… Кадры полков второй очереди, особенно в сравнении с кадрами прежних запасных частей, были слабее, но численная слабость могла быть компенсирована их качеством. К сожалению, в этом именно отношении, нами были допущены вопиющие нарушения. Переняв от Германии ее систему скрытых кадров, мы не переняли одновременно их отношения к каждому вопросу вообще, а к вопросу будущих второочередных частей в особенности…» .
Генерал-майор Константин Лукич Гильчевский был до войны (с апреля 1913 года) командиром 1-й бригады Кавказской гренадерской дивизии. При проведении мобилизации 19 июля 1914 года назначен командующим 83-й пехотной дивизией, которая вошла в состав 31-го армейского корпуса. О состоянии дивизии генерал писал так:
«…Первоочередные полки очень мало позаботились о своих скрытых кадрах. Они считали мобилизацию их второстепенным делом и, мобилизуя себя, взяли все лучшее из кадрового состава, оружия, снаряжения и проч. Контингент запасных состоял из пожилых солдат, бывших даже в японской войне. Настроение было небоевое. Воинский порядок соблюдался слабо…» .
В предисловии к книге Гильчевского бывший царский генерал-майор, а затем комдив РККА, военный теоретик и публицист, автор классического труда «Стратегия» Александр Андреевич Свечин (1878 – 1938), сообщал:
«… Его (ген. Гильчевского – прим. М.О.) дивизия действовала в боях весьма успешно, но при занятии австрийского города Улянува, в котором казаки начали погром, продолжила этот погром и сожгла город начисто. Этот прискорбный эпизод обусловил отчисление автора от командования дивизией…».
Итак.
Одна из ошибок царского военного руководства в Первую мировую войну было использование всего «цвета» русской императорской армии в начальный период войны. Абсолютно неверные принципы комплектования частей привели к тому, что брошенные на германские пулеметы и тяжелую артиллерию практически все лучшие солдаты были уничтожены в самом начале. В то же самое время у немцев в начальных боях участвовало лишь четверть кадровых офицеров и унтер-офицеров, в то время как оставшаяся (большая!) часть несла дома трудоемкую работу по боевой подготовке частей в тылу!


Рецензии
Система "выкидывала" наверх в царской России редкие НИЧТОЖЕСТВА ..
В.князь Николай Николаевич (мл.)с его "парадами" и маневрами 18 века; его интимный друг нач.ГШ бездарный Янушкевич с "мобилизацией" и "планами"; весёлый , легкомысленный старик МО Сухомлинов с молодой разведёнкой ; МО Поливанов , заталкивающий ,переодетых в военное крестьян ,в столицу в "учебных целях" ,как сельди в бочку.. и , даже МИД Сазонов , вместо Улаживания (по долгу), уговоривший-таки царя на немедленную ОТКРЫТУЮ (в отличие от "хитрых" немцев) всеобщую мобилизацию (дело ли дипломатов ?)..

Иванов Андрон   20.02.2019 22:18     Заявить о нарушении