Черта оседлости

(правда и мифы русской истории)


Лирическое вступление

Впервые про черту оседлости я услышал, а точнее прочел в школе. В советских школьных учебниках по истории было написано следующее: «черта постоянной еврейской оседлости». Помимо других многочисленных фактов, учебник, упомянув одной строкой про какую-то там черту оседлости, этим и ограничился. И вдруг вся история России вплоть до 1917 года превратилась в «Тюрьму народов»! Как такое могло случиться?  Как я сейчас понимаю, одной из тех тюремных стен и стала та самая черта. Это пример, когда фраза способна  увеличиться до размеров «китайской стены». Из подобных идеологических «стен» советской историографией лепилась приславутая «Тюрьма народов». А когда тюрьма выстроена и в ней невинно томятся прогрессивные люди, то другие прогрессивные люди просто обязаны воспылать революционным негодованием и разрушить мрачные стены насилия. Поэтому весь девятнадцатый век стены тюрьмы штурмовали  лучшие силы российской общественности. Все мы помним, как декабристы на Сенатской площади своим стоянием разбудили Герцена; Герцен шарахнул в колокол, звон которого услышал Чернышевский. Николай Гаврилович указал что делать, ну и покатились, будто просыпанный горох, по просторам России революционно подмазанные  народовольные братки с идеологией оправданного террора. Бесовщина по Достоевскому продолжалось вплоть до Ленинской соцдемократии. Ну, а товарищи большевики в этом упорном штурме поставили окончательную точку. Вот такое впечатление непрекращающейся борьбы с царизмом и озлобленности на  свою страну в далекие семидесятые вынес я – подросток из советской школы. Размышлять и, уж тем более, задавать вопросов паренек из Нижнего Тагила тогда не мог. Все было просто -  учитель сказал; ученик услышал.
В 2019 году  моему соседу по лестничной клетке Паше Кудрявцеву исполнилось двенадцать лет. Учится  паренек, в пятом классе. Так вышло, что мы с  Пашей  друзья. У Паши отец погиб и мне по-соседски приходится иногда мальчишке помогать ремонтировать велосипед и к дворовым хоккейным турнирам напильником точить коньки. Пашка, со своей стороны, делится со мной новостями молодости, ну и конечно своими пацанскими проблемами. 
И вот совсем недавно морозным январским днем я повстречал идущего из школы Пашу. После приветствия и взаимного пожатия друг другу руки, Пашка сказал:
- А вы знаете, дядя Сережа, какой сегодня праздник?
- Какой?
- В этот день в 1944 году русская армия освободила от блокады Петербург, который тогда назывался Ленинградом. 900 дней мучились и умирали там люди. Я посчитал – это выходит около трех лет!
- «Конечно! – вспомнил я. – Сегодня же 27 января день полного снятии  блокады». Значит, вам в школе рассказывали про Блокаду? – спросил Пашу я.
- Рассказывали. – кивнул он.
 - Это каждому в России важно помнить. А как ты думаешь, почему фашисты так поступали с людьми?
- Потому, что те люди были евреями.
- Как..? Что..? – чуть не потерял дар речи я. – Какие евреи? В Ленинграде от голода и холода погибали разные люди.
- Нет, в Ленинграде фашисты убивали евреев. Нам так Ольга Васильевна сказала.
- Кто такая Ольга Васильевна?
- Наша учительница.  Она рассказывала, как фашисты  сжигали в печах евреев.
- Нет, нет… - В Ленинграде никаких печей и никаких сожжения евреев не было. Принялся, как мог объяснять Пашке что такое блокада я.
- Вечером за чаем я снова вспомнил наш с Пашей разговор.
- «Откуда у ребенка в голове такая каша?
 Включенное на кухне радио все объяснило. Оказалось, что 27 января кроме снятия блокады еще отмечается событие под названием Холокост.
- Все ясно.- Сердобольная училка детям попыталась рассказать и про блокаду и про холокост. А как иначе? Ведь на дату когда была снята с Ленинграда блокада не понятно, по какой причине спустя тридцать лет кому-то понадобилось наложить какой-то Холокост.
Нет, я не против евреев и не против того, чтобы каждый народ помнил и чтил что-то для себя важное. Но я категорически против, чтобы в головах наших детей и внуков, как когда-то в головах у нас,-    булькала, щедро заливаемая туда, каша.
 Этот очерк пусть станет разъяснением всем кому не безразлична правда нашей русской истории.
В современных учебниках термин «Россия тюрьма народов» кажется снят. Но упоминание о приславутой черте оседлости (ЧО) осталось. Вот что насчет Ч.О. в 21 веке пишет еврейская энциклопедия: «Возникновение черты оседлости не было вызвано стремлением российского правительства ограничить еврейское население в правах».
Так что же такое была императорская Россия – «тюрьма народов» или баланс   прав и обязанностей всех сословий  в большой многонациональной стране?

Давайте разбираться

Все справочники и энциклопедии утверждают, что  началом Ч.О. послужил указ Екатерины-2 от 1891 года. Хорошо. Я вхожу в интернет и на историческом сайте  посвященном хронологии событий царствования Екатерины-2 на 1791 год между смертью князя Г. А.  Потемкина-Таврического и 29 декабря  — когда был заключен Ясский мирный между Россией и Турцией, под  17 декабрем  1791 г. читаю: «Указ Екатерины II о введении черты оседлости для евреев».
Желая подробнее ознакомиться, я  открываю полное собрание законов Российской империи, отыскиваю дату 17 (28)декабря 1991г. И Такого указа там не нахожу.
Откуда евреи взялись на русской земле?
Земли Киевской, а затем и Владимиро-Суздальской Руси никогда не были отгорожены от остального мира «китайской стеной. Евреи, жившие еще с далекого первого века без своей земли и поэтому в рассеянии, подобно Агасферу, уже много веков торговцами и ростовщиками бродили по странам и континентам. Именно таким макаром они проникли и в древнюю Русь. Но до последней четверти восемнадцатого века их настолько мало было в русских землях, что эпизодические упоминания об этом народе были практически незаметны. Так было кроме одного случившегося в 15 веке. Это событие в летописях отражено. Как «Ересь  жидовствующих». Но именно после этой ереси в русском сознании стало формироваться настороженность к этим людям. Повторяю, в историческом масштабе жизни России это был лишь эпизод. Все главное  между православной страной и массовым прибытком евреев началось со второй половины 18 века.
Вот что об этом пишет А. Солженицын: «1772 год… первый раздел Польши… Россия возвратила   себе   Белоруссию…  с  100-тысячным  еврейским населением. От этого  года, - продолжает Солженицын, -  и надо датировать первое  значительное историческое скрещение еврейской и русской судьбы».
В Польшу же евреи собирались со всего света. Польские князья и вельможи торговцам и ростовщикам покровительствовали. Но вдруг торгующие люди в этих землях неожиданно пожелали принять участие  в сельском  хозяйстве. Нет, евреи не захотели, как крестьяне,  сесть на землю  с целью ее пахать и возделывать. Они обращались к землевладельцам с целью через аренду развивать  их хозяйство. За эту услугу  они были готовы платить панам золотой монетой. В чем же состояла выгода? Винный промысел – вот что приносило новым арендаторам громадные барыши. Это важное обстоятельство мы вспомним, когда приблизимся к приславутой Ч.О.
Вторым  предварительным обстоятельством было внутреннее устройство еврейской общины. Живя в рассеянии и не имея своей земли евреи выработали определенный уклад своей жизни. Экономически интенсивно общаясь с коренным населением, еврейский мир оставался  чуждым и непроникаемым для него.  К примеру, в той же Польше за пять веков, еврейства ни на йоту не впустило в себя какого-либо внешнего влияния. Польское еврейство  существовало не  рыхлой разрозненной массой. Это была организация с прочным внутренним каркасом. Вся еврейская  жизнь управлялась кагалами и раввинатом.  Кагал был  посредником  между еврейством  с одной  стороны  магистратами с другой. Старшины от кагала на местах   собирали подати для короны.  За это кагалы поддерживались властями.  Кроме сбора податей кагал  вел сборы  на еврейские  общественные нужды, устанавливал правила для  торговли и ремесел. Все это могло происходить  только с разрешения  кагала.  Старшины  имели  и  карательную  власть  над еврейским населением. Суд еврея  с евреем  мог  вершиться только  в кагальной системе. Проигравший  в  кагальном  суде  не  мог  подать  апелляцию  в государственный  суд. Если таковое происходило, податель   подвергался херему- религиозному  проклятию  и отчуждению от общины.
Вот что пишет либеральный историк еврейства Ю. И. Гессен: "Демократические принципы, некогда лежавшие в основе кагала, были рано попраны олигархией… Кагал нередко становился  даже поперек пути народного развития… Простолюдины   не   имели   фактически  доступа   в   органы  общественного самоуправления. Кагальные  старшины ,   ревниво  оберегая  свою власть,  держали народную  массу  вдали  от  себя".
Второй управляющей силой   были раввины. Гессен продолжает:."Раввин,   пользуясь самостоятельностью при разрешении  религиозных вопросов, находился  в прочих делах в  зависимости от  кагала, бравшего его  на службу... С другой стороны, без подписи раввина кагальные постановления не имели  силы".
Только такая замкнутая на себя и довольно жесткая организация, по мнению Солженицына помогала еврейской диаспоре  сохранять наиблагоприятнейшие условия для религиозного и национального самосохранения. Но у такой системы была и изнаночная сторона. Вот что пишет Г. Грец:  «…Чтобы предотвратить  возможность растворения еврейского народа среди окружающего населения, духовные руководители издавна вводили  установления  с  целью  изолировать  народ  от  тесного  общения  с соседями. Пользуясь  авторитетом  Талмуда...  раввины  опутали общественную жизнь  и  частный быт еврея сложной сетью  предписаний религиозно-обрядового характера, которые... препятствовали сближению  с иноверцами".
Итак, при  переходе  еврейства  под власть  российского государства  вся  внутренняя  система,  где кагально-раввинистическая   иерархия  была  заинтересована, сохранилась.
Присоединенные  по первому разделу к  России  в  1772 часть Белоруссии  составила Полоцкую (впоследствии  Витебскую  и Могилевскую  губернии). В обращении  к населению было объявлено  от имени  Екатерины, что  жители этого края,  ""какого бы  рода и звания  ни были",  отныне будут сохранять право  на  публичное отправление веры  и  на  владение собственностью",  а еще  будут награждены "всеми  теми правами,  вольностями  и  преимуществами,  каковыми  древние   ее  подданные пользуются".
 Таким образом, евреи уравнивались в  правах с христианами, чего в Польше они  были лишены.  При том  Екатерина добавила особо  о евреях,  что их общества  "будут  оставлены и  сохранены при всех тех свободах,  какими  они ныне...  пользуются".
Ни о какой черте оседлости речи не шло. Напротив, ,  сочувственно относясь к евреям и ожидая от них экономической пользы для страны, Екатерина готовила  им большие права. Уже в 1778 г. на  Белорусский  край  было  простерто  недавнее  российское  всеобщее постановление: владеющие капиталом  до  500 руб…, составляют отныне сословие мещан, а  большею  суммой  --  сословие  купцов,  трех  гильдий,  по  своему достоянию, и освобождаются от поголовной подати, а платят 1% с капитала, ими "объявленного по совести".
     Такое прогрессивное постановление имело  для будущего еврейства большое значение.  Во-первых, - оно  разрушало еврейскую  изолированность. Во-вторых, пастоновление подрывало традиционный польский взгляд на  евреев как на элемент негосударственный. В-третьих, -Подрывало кагальный строй,как  принудительную силу.
 С этого момента , а не с какой-то там черты оседлости начинается процесс  внедрения евреев в русский государственный организм. Евреи сразу стали пользоваться правом записываться в  купечество. Так  ,  например,  по  Могилевской  губернии  купцами объявилось  10% от  еврейского  населения.  В сравнении - от  христиан  -  только 5,5%)106. Евреи-купцы освобождались от податного отношения к кагалу и уже не  должны  были обращаться  к  кагалу за разрешением  на всякую отлучку, как это было раньше.
В  1780  приехавшую Екатерину  евреи  могилевские  и шкловские встречали песнями и одами.
Подобные постановления закрепились  всеобщим новым Городовым  положением  1785г. Положение рассматривало  народонаселение лишь как сословия,  а  никак нации. По этому положению
все мещане (а  стало быть - и  все евреи) получали право участия в  местном сословном управлении  и занятия общественных должностей.  "По условиям  того времени,  это   означало,  что  евреи  становились равноправными   гражданами.
И все же гладким процесс ассимиляции не был.
Если после первого раздела Польши к России отошло около ста тысяч евреев, то по второму разделу в 1793 г. евреев в пределах Российской империи уже было около миллиона.
Вот что в 1799 году в докладной записке императору Павлу писал губернатор присоединенного  края  : "раввин, духовный суд и кагал, "сопряженные между собою  тесными узами, имея все в  своей силе и располагая даже самою совестью евреев, владычествуют над ними совсем отделено, без всякого отношения к гражданскому начальству".
Подобных записок было много. Помимо прочего, они обозначали главную проблему отношения государства с еврейским населением.
Став, подданными Российской империи евреи массами  проживали в городах, селах и деревнях. При этом они были приписаны к  городским обществам и включены  в сословия  мещан  и  купцов. Окруженные несвободным  крестьянством, евреи заняли прежнюю, как это было в Польше, экономическую нишу. В их руках  сосредоточивалась  сельская  торговля. Евреи у помещиков брали в аренду различные статьи доходов. Самым прибыльным доходом   была продажа водки в шинках.
   Белорусская   администрация  указывала,   что "присутствие  евреев  в  деревнях  вредно   отражается  на  экономическом  и нравственном состоянии крестьянского  населения,  так как евреи... развивают пьянство  среди местного населения.  "В отзывах  администрации было,  между прочим,  отмечено, что евреи  дачею крестьянам  водки в  долг и проч. Прием вещей  в заклад за водку приводят их к пьянству,  безделию и нищете. Но винные  промыслы  являлись заманчивой статьей доходов  и для помещиков, и для еврейских посредников. Так долго продолжаться не могло. Естественно, что полученный евреями гражданский дар не мог не понести в себе  обратную угрозу.  Евреи должны были  подчиниться общему правилу, прекратить винный  промысел в деревнях и уйти оттуда.
В 1783г. было  опубликовано решение,  что  ""прямое  правило  предлежит  каждому   гражданину определить себя к торговле и ремеслу, состоянию его приличному, а не курению вина,  яко промыслу  совсем  для него  не  свойственному". Если  помещик сдаст в  деревне  курение водки  "купцу, мещанину или Жиду", то он сочтен будет нарушителем закона".
Согласно принятым правилам  евреев стали выселять из деревень  и сел. Они должны были вернуться в   города, «дабы  отвлечь жидов от  вредных вековых занятий...  аренды винокуренных заводов и шинков".
Лишаясь  столь выгодного промысла  в сельской  местности, переселяемые в город евреи-мещане попадали  там,   в  густое   стеснение  внутригородской   и   внутриеврейской конкуренции.
В 1784г.  Была отправлена в  Петербург  депутация   от  кагалов хлопотать  об  отмене  этой меры. Кагалы рассчитывали при помощи Российского правительства вернуть полноту теряемой  над  еврейским   населением  власти.
Ответ  от  имени императрицы  был следующим:  "Когда означенные еврейского  закона люди вошли  уже... в состояние,  равное  с другими,  то и надлежит при  всяком  случае  наблюдать правило, Ея Величеством установленное, что всяк по званию и состоянию своему долженствует   пользоваться  выгодами  и  правами  без  различия   закона  и народа".
Надо учитывать, что тогда в пределах Российской Империи все  торгово-промышленное сословие (купцы и мещане) не пользовалось свободой передвижения, было прикреплено к месту приписки (чтобы отъездом своим не понижать платежеспособность  своих городских обществ).  Но для  Белоруссии  в 1782  Сенат сделал исключение: купцы  могут переходить из
города в  город "смотря по удобности их  коммерции".  Этот порядок опять далпреимущество еврейским купцам.
     Однако  они  стали   пользоваться   этим  правом  шире,  чем  оно  было определено. Еврейские купцы стали записываться сперва в Смоленске, а затем и в Москве.
"Евреи  стали  водворяться  в  Москве  вскоре по  присоединении  в  1772  г. белорусского края... В конце 18 в. число евреев в Москве было значительно...
Некоторые  евреи,   записавшись   в  здешнее   купечество,   завели  крупную торговлю... Другие же евреи занимались продажей заграничных товаров на своих квартирах или постоялых  дворах, а  также в разнос по  домам, что в ту  пору было вообще запрещено".
От этого в 1790 "московское купеческое общество  составило приговор", о том, что  "в Москве  появилось  из-за  границы  и  из  Белоруссии   "Жидов  число  весьма немалое"", иные  и прямо записываются  в  московское купечество и пользуются запрещенными приемами торговли, чем наносят ей "весьма чувствительный вред и помешательство",   а  дешевизна  их  товаров  указывает  на  то,   что   они контрабандные, а  еще "евреи обрезают, как известно,  монеты; возможно,  что они будут то же делать и в Москве".
В ответ на "хитрые их во всем вымыслы" московские купцы требовали удаления еврейских из Москвы.
Еврейские купцы в свою  очередь  представили  наверх  "жалобу...  что их  более не принимают в смоленское и московское купечество".
     Рассмотрением жалоб занялся "Совет государыни". В соответствии с единым российским  правилом он  нашел,  что евреи  не  имеют права "записываться  в купеческие российские города и порты", а только  в  Белоруссии. Что "от допущения евреев в  Москву "не  усматривается никакой пользы"".
 И вот тогда в декабре 1791  был  издан  высочайший  указ  "о недозволении  евреям  записываться  в купечество  внутренних губерний",  а  в  Москву  могут  приезжать  "лишь  на известные  сроки  по  торговым  делам"123. Евреи могут  пользоваться правами
купечества и  мещанства только в  Белоруссии.
 Но при том Екатерина  добавила помягчение:  предоставить  евреям  право  жительства и  мещанства  еще  и  в осваиваемой  Новороссии -  Екатеринославском наместничестве  и  Таврической области  (вскоре   это -   Екатеринославская,  Таврическая  и   Херсонская губернии), - то есть открывала евреям  новые обширные  области,  в  которые купцы и  мещане  из  христиан, согласно  общему  правилу,  переселяться  извнутренних губерний не могли.

Как лодочку назовешь, так она и поплывет

Столь внимательное и подробное описание истоков тесного взаимодействия еврействав рамках Российского государства мне понадобилось для того, чтобы стало ясно как, почему и по каким мотивам в дальнейшем происходило устройство на российской земле одной из многочисленных национальных групп  империи.Влившись в конце 18 века в состав России польское еврейство составляло чуть более одного миллиона человек. На конец 19 века в России насчитывалось 130 миллионов жителей. Евреев было уже пять миллионов. Почти пятикратное увелечение  за сто лет. Это ли не самый красноречивый факт - каково жилось евреям в России!
Также следует помнить что в России отличия по национальным признакам отсутствовали. Различия были религиозного характера . Группы делились на православных и иноверцев. Именно с этой точки зрения строилась государственная внутренняя политика. Укрепляя интересы титульной нации, правительство  неустанно пеклось и о поддержании особенностей верований и быта всех инородческих групп, коих в многонациональной стране насчитывалось не менее сотни.
Что касается евреев, то механизм взаимодействия был следующим:
Учет специфики религиозных и бытовых особенностей отдельных групп.
Преоритет принимаемых в империи законов над групповыми интересами.
Поддержание баланса сил и интересов отдельных групп населения в рамках общегосударственных целей и задач.
Контроль за соблюдениями принимаемых законов и меры поощерения и наказания связанных с исполнениями или не исполнениями Российского законодательства
На самом деле все ясно и очень просто. На этих принципах строиться и живет любое многоэтническое государство.
Те кому угодно расшатывать и подрывать межэтнические связи расшатывают государственную лодку  и грозят общему потоплению.
Возвращаясь к советским школьным учебникам, вновь и вновь припоминаются Удивительные кульбиты. Вера Засулич, стрелявшая в русского государственного чиновника, называлась революционеркой, а Фаня Каплан, стрелявшая в Ленина,-  террористкой.

Закончить очерк хочется словами Александра Солженицына:
     «Более  чем двухтысячелетнее  сохранение  еврейского народа  в рассеянье вызывает изумление и уважение.  Но если присмотреться:  в  какие-то периоды (в польско-русский  с XVI  в;  и  до середины  XIX в)  это  единство достигалось давящими методами кагалов. И уж не знаешь,  надо  ли эти  методы уважать  за то  одно,  что они вытекали из религиозной  традиции? Во  всяком случае,  нам,  русским,  - даже  малую  долю такого  изоляционизма ставят  в отвратительную вину».


Рецензии