Черта оседлости
Лирическое вступление
Впервые про черту оседлости я услышал, а точнее прочел в школе. В советских школьных учебниках по истории было написано следующее: «черта постоянной еврейской оседлости». Помимо других многочисленных фактов, учебник, упомянув одной строкой про какую-то там черту оседлости, этим и ограничился. И вдруг вся история России вплоть до 1917 года превратилась в «Тюрьму народов»! Как такое могло случиться? Как я сейчас понимаю, одной из тех тюремных стен и стала та самая черта. Это пример, когда фраза способна увеличиться до размеров «китайской стены». Из подобных идеологических «стен» советской историографией лепилась приславутая «Тюрьма народов». А когда тюрьма выстроена и в ней невинно томятся прогрессивные люди, то другие прогрессивные люди просто обязаны воспылать революционным негодованием и разрушить мрачные стены насилия. Поэтому весь девятнадцатый век стены тюрьмы штурмовали лучшие силы российской общественности. Все мы помним, как декабристы на Сенатской площади своим стоянием разбудили Герцена; Герцен шарахнул в колокол, звон которого услышал Чернышевский. Николай Гаврилович указал что делать, ну и покатились, будто просыпанный горох, по просторам России революционно подмазанные народовольные братки с идеологией оправданного террора. Бесовщина по Достоевскому продолжалось вплоть до Ленинской соцдемократии. Ну, а товарищи большевики в этом упорном штурме поставили окончательную точку. Вот такое впечатление непрекращающейся борьбы с царизмом и озлобленности на свою страну в далекие семидесятые вынес я – подросток из советской школы. Размышлять и, уж тем более, задавать вопросов паренек из Нижнего Тагила тогда не мог. Все было просто - учитель сказал; ученик услышал.
В 2019 году моему соседу по лестничной клетке Паше Кудрявцеву исполнилось двенадцать лет. Учится паренек, в пятом классе. Так вышло, что мы с Пашей друзья. У Паши отец погиб и мне по-соседски приходится иногда мальчишке помогать ремонтировать велосипед и к дворовым хоккейным турнирам напильником точить коньки. Пашка, со своей стороны, делится со мной новостями молодости, ну и конечно своими пацанскими проблемами.
И вот совсем недавно морозным январским днем я повстречал идущего из школы Пашу. После приветствия и взаимного пожатия друг другу руки, Пашка сказал:
- А вы знаете, дядя Сережа, какой сегодня праздник?
- Какой?
- В этот день в 1944 году русская армия освободила от блокады Петербург, который тогда назывался Ленинградом. 900 дней мучились и умирали там люди. Я посчитал – это выходит около трех лет!
- «Конечно! – вспомнил я. – Сегодня же 27 января день полного снятии блокады». Значит, вам в школе рассказывали про Блокаду? – спросил Пашу я.
- Рассказывали. – кивнул он.
- Это каждому в России важно помнить. А как ты думаешь, почему фашисты так поступали с людьми?
- Потому, что те люди были евреями.
- Как..? Что..? – чуть не потерял дар речи я. – Какие евреи? В Ленинграде от голода и холода погибали разные люди.
- Нет, в Ленинграде фашисты убивали евреев. Нам так Ольга Васильевна сказала.
- Кто такая Ольга Васильевна?
- Наша учительница. Она рассказывала, как фашисты сжигали в печах евреев.
- Нет, нет… - В Ленинграде никаких печей и никаких сожжения евреев не было. Принялся, как мог объяснять Пашке что такое блокада я.
- Вечером за чаем я снова вспомнил наш с Пашей разговор.
- «Откуда у ребенка в голове такая каша?
Включенное на кухне радио все объяснило. Оказалось, что 27 января кроме снятия блокады еще отмечается событие под названием Холокост.
- Все ясно.- Сердобольная училка детям попыталась рассказать и про блокаду и про холокост. А как иначе? Ведь на дату когда была снята с Ленинграда блокада не понятно, по какой причине спустя тридцать лет кому-то понадобилось наложить какой-то Холокост.
Нет, я не против евреев и не против того, чтобы каждый народ помнил и чтил что-то для себя важное. Но я категорически против, чтобы в головах наших детей и внуков, как когда-то в головах у нас,- булькала, щедро заливаемая туда, каша.
Этот очерк пусть станет разъяснением всем кому не безразлична правда нашей русской истории.
В современных учебниках термин «Россия тюрьма народов» кажется снят. Но упоминание о приславутой черте оседлости (ЧО) осталось. Вот что насчет Ч.О. в 21 веке пишет еврейская энциклопедия: «Возникновение черты оседлости не было вызвано стремлением российского правительства ограничить еврейское население в правах».
Так что же такое была императорская Россия – «тюрьма народов» или баланс прав и обязанностей всех сословий в большой многонациональной стране?
Давайте разбираться
Все справочники и энциклопедии утверждают, что началом Ч.О. послужил указ Екатерины-2 от 1891 года. Хорошо. Я вхожу в интернет и на историческом сайте посвященном хронологии событий царствования Екатерины-2 на 1791 год между смертью князя Г. А. Потемкина-Таврического и 29 декабря — когда был заключен Ясский мирный между Россией и Турцией, под 17 декабрем 1791 г. читаю: «Указ Екатерины II о введении черты оседлости для евреев».
Желая подробнее ознакомиться, я открываю полное собрание законов Российской империи, отыскиваю дату 17 (28)декабря 1991г. И Такого указа там не нахожу.
Откуда евреи взялись на русской земле?
Земли Киевской, а затем и Владимиро-Суздальской Руси никогда не были отгорожены от остального мира «китайской стеной. Евреи, жившие еще с далекого первого века без своей земли и поэтому в рассеянии, подобно Агасферу, уже много веков торговцами и ростовщиками бродили по странам и континентам. Именно таким макаром они проникли и в древнюю Русь. Но до последней четверти восемнадцатого века их настолько мало было в русских землях, что эпизодические упоминания об этом народе были практически незаметны. Так было кроме одного случившегося в 15 веке. Это событие в летописях отражено. Как «Ересь жидовствующих». Но именно после этой ереси в русском сознании стало формироваться настороженность к этим людям. Повторяю, в историческом масштабе жизни России это был лишь эпизод. Все главное между православной страной и массовым прибытком евреев началось со второй половины 18 века.
Вот что об этом пишет А. Солженицын: «1772 год… первый раздел Польши… Россия возвратила себе Белоруссию… с 100-тысячным еврейским населением. От этого года, - продолжает Солженицын, - и надо датировать первое значительное историческое скрещение еврейской и русской судьбы».
В Польшу же евреи собирались со всего света. Польские князья и вельможи торговцам и ростовщикам покровительствовали. Но вдруг торгующие люди в этих землях неожиданно пожелали принять участие в сельском хозяйстве. Нет, евреи не захотели, как крестьяне, сесть на землю с целью ее пахать и возделывать. Они обращались к землевладельцам с целью через аренду развивать их хозяйство. За эту услугу они были готовы платить панам золотой монетой. В чем же состояла выгода? Винный промысел – вот что приносило новым арендаторам громадные барыши. Это важное обстоятельство мы вспомним, когда приблизимся к приславутой Ч.О.
Вторым предварительным обстоятельством было внутреннее устройство еврейской общины. Живя в рассеянии и не имея своей земли евреи выработали определенный уклад своей жизни. Экономически интенсивно общаясь с коренным населением, еврейский мир оставался чуждым и непроникаемым для него. К примеру, в той же Польше за пять веков, еврейства ни на йоту не впустило в себя какого-либо внешнего влияния. Польское еврейство существовало не рыхлой разрозненной массой. Это была организация с прочным внутренним каркасом. Вся еврейская жизнь управлялась кагалами и раввинатом. Кагал был посредником между еврейством с одной стороны магистратами с другой. Старшины от кагала на местах собирали подати для короны. За это кагалы поддерживались властями. Кроме сбора податей кагал вел сборы на еврейские общественные нужды, устанавливал правила для торговли и ремесел. Все это могло происходить только с разрешения кагала. Старшины имели и карательную власть над еврейским населением. Суд еврея с евреем мог вершиться только в кагальной системе. Проигравший в кагальном суде не мог подать апелляцию в государственный суд. Если таковое происходило, податель подвергался херему- религиозному проклятию и отчуждению от общины.
Вот что пишет либеральный историк еврейства Ю. И. Гессен: "Демократические принципы, некогда лежавшие в основе кагала, были рано попраны олигархией… Кагал нередко становился даже поперек пути народного развития… Простолюдины не имели фактически доступа в органы общественного самоуправления. Кагальные старшины , ревниво оберегая свою власть, держали народную массу вдали от себя".
Второй управляющей силой были раввины. Гессен продолжает:."Раввин, пользуясь самостоятельностью при разрешении религиозных вопросов, находился в прочих делах в зависимости от кагала, бравшего его на службу... С другой стороны, без подписи раввина кагальные постановления не имели силы".
Только такая замкнутая на себя и довольно жесткая организация, по мнению Солженицына помогала еврейской диаспоре сохранять наиблагоприятнейшие условия для религиозного и национального самосохранения. Но у такой системы была и изнаночная сторона. Вот что пишет Г. Грец: «…Чтобы предотвратить возможность растворения еврейского народа среди окружающего населения, духовные руководители издавна вводили установления с целью изолировать народ от тесного общения с соседями. Пользуясь авторитетом Талмуда... раввины опутали общественную жизнь и частный быт еврея сложной сетью предписаний религиозно-обрядового характера, которые... препятствовали сближению с иноверцами".
Итак, при переходе еврейства под власть российского государства вся внутренняя система, где кагально-раввинистическая иерархия была заинтересована, сохранилась.
Присоединенные по первому разделу к России в 1772 часть Белоруссии составила Полоцкую (впоследствии Витебскую и Могилевскую губернии). В обращении к населению было объявлено от имени Екатерины, что жители этого края, ""какого бы рода и звания ни были", отныне будут сохранять право на публичное отправление веры и на владение собственностью", а еще будут награждены "всеми теми правами, вольностями и преимуществами, каковыми древние ее подданные пользуются".
Таким образом, евреи уравнивались в правах с христианами, чего в Польше они были лишены. При том Екатерина добавила особо о евреях, что их общества "будут оставлены и сохранены при всех тех свободах, какими они ныне... пользуются".
Ни о какой черте оседлости речи не шло. Напротив, , сочувственно относясь к евреям и ожидая от них экономической пользы для страны, Екатерина готовила им большие права. Уже в 1778 г. на Белорусский край было простерто недавнее российское всеобщее постановление: владеющие капиталом до 500 руб…, составляют отныне сословие мещан, а большею суммой -- сословие купцов, трех гильдий, по своему достоянию, и освобождаются от поголовной подати, а платят 1% с капитала, ими "объявленного по совести".
Такое прогрессивное постановление имело для будущего еврейства большое значение. Во-первых, - оно разрушало еврейскую изолированность. Во-вторых, пастоновление подрывало традиционный польский взгляд на евреев как на элемент негосударственный. В-третьих, -Подрывало кагальный строй,как принудительную силу.
С этого момента , а не с какой-то там черты оседлости начинается процесс внедрения евреев в русский государственный организм. Евреи сразу стали пользоваться правом записываться в купечество. Так , например, по Могилевской губернии купцами объявилось 10% от еврейского населения. В сравнении - от христиан - только 5,5%)106. Евреи-купцы освобождались от податного отношения к кагалу и уже не должны были обращаться к кагалу за разрешением на всякую отлучку, как это было раньше.
В 1780 приехавшую Екатерину евреи могилевские и шкловские встречали песнями и одами.
Подобные постановления закрепились всеобщим новым Городовым положением 1785г. Положение рассматривало народонаселение лишь как сословия, а никак нации. По этому положению
все мещане (а стало быть - и все евреи) получали право участия в местном сословном управлении и занятия общественных должностей. "По условиям того времени, это означало, что евреи становились равноправными гражданами.
И все же гладким процесс ассимиляции не был.
Если после первого раздела Польши к России отошло около ста тысяч евреев, то по второму разделу в 1793 г. евреев в пределах Российской империи уже было около миллиона.
Вот что в 1799 году в докладной записке императору Павлу писал губернатор присоединенного края : "раввин, духовный суд и кагал, "сопряженные между собою тесными узами, имея все в своей силе и располагая даже самою совестью евреев, владычествуют над ними совсем отделено, без всякого отношения к гражданскому начальству".
Подобных записок было много. Помимо прочего, они обозначали главную проблему отношения государства с еврейским населением.
Став, подданными Российской империи евреи массами проживали в городах, селах и деревнях. При этом они были приписаны к городским обществам и включены в сословия мещан и купцов. Окруженные несвободным крестьянством, евреи заняли прежнюю, как это было в Польше, экономическую нишу. В их руках сосредоточивалась сельская торговля. Евреи у помещиков брали в аренду различные статьи доходов. Самым прибыльным доходом была продажа водки в шинках.
Белорусская администрация указывала, что "присутствие евреев в деревнях вредно отражается на экономическом и нравственном состоянии крестьянского населения, так как евреи... развивают пьянство среди местного населения. "В отзывах администрации было, между прочим, отмечено, что евреи дачею крестьянам водки в долг и проч. Прием вещей в заклад за водку приводят их к пьянству, безделию и нищете. Но винные промыслы являлись заманчивой статьей доходов и для помещиков, и для еврейских посредников. Так долго продолжаться не могло. Естественно, что полученный евреями гражданский дар не мог не понести в себе обратную угрозу. Евреи должны были подчиниться общему правилу, прекратить винный промысел в деревнях и уйти оттуда.
В 1783г. было опубликовано решение, что ""прямое правило предлежит каждому гражданину определить себя к торговле и ремеслу, состоянию его приличному, а не курению вина, яко промыслу совсем для него не свойственному". Если помещик сдаст в деревне курение водки "купцу, мещанину или Жиду", то он сочтен будет нарушителем закона".
Согласно принятым правилам евреев стали выселять из деревень и сел. Они должны были вернуться в города, «дабы отвлечь жидов от вредных вековых занятий... аренды винокуренных заводов и шинков".
Лишаясь столь выгодного промысла в сельской местности, переселяемые в город евреи-мещане попадали там, в густое стеснение внутригородской и внутриеврейской конкуренции.
В 1784г. Была отправлена в Петербург депутация от кагалов хлопотать об отмене этой меры. Кагалы рассчитывали при помощи Российского правительства вернуть полноту теряемой над еврейским населением власти.
Ответ от имени императрицы был следующим: "Когда означенные еврейского закона люди вошли уже... в состояние, равное с другими, то и надлежит при всяком случае наблюдать правило, Ея Величеством установленное, что всяк по званию и состоянию своему долженствует пользоваться выгодами и правами без различия закона и народа".
Надо учитывать, что тогда в пределах Российской Империи все торгово-промышленное сословие (купцы и мещане) не пользовалось свободой передвижения, было прикреплено к месту приписки (чтобы отъездом своим не понижать платежеспособность своих городских обществ). Но для Белоруссии в 1782 Сенат сделал исключение: купцы могут переходить из
города в город "смотря по удобности их коммерции". Этот порядок опять далпреимущество еврейским купцам.
Однако они стали пользоваться этим правом шире, чем оно было определено. Еврейские купцы стали записываться сперва в Смоленске, а затем и в Москве.
"Евреи стали водворяться в Москве вскоре по присоединении в 1772 г. белорусского края... В конце 18 в. число евреев в Москве было значительно...
Некоторые евреи, записавшись в здешнее купечество, завели крупную торговлю... Другие же евреи занимались продажей заграничных товаров на своих квартирах или постоялых дворах, а также в разнос по домам, что в ту пору было вообще запрещено".
От этого в 1790 "московское купеческое общество составило приговор", о том, что "в Москве появилось из-за границы и из Белоруссии "Жидов число весьма немалое"", иные и прямо записываются в московское купечество и пользуются запрещенными приемами торговли, чем наносят ей "весьма чувствительный вред и помешательство", а дешевизна их товаров указывает на то, что они контрабандные, а еще "евреи обрезают, как известно, монеты; возможно, что они будут то же делать и в Москве".
В ответ на "хитрые их во всем вымыслы" московские купцы требовали удаления еврейских из Москвы.
Еврейские купцы в свою очередь представили наверх "жалобу... что их более не принимают в смоленское и московское купечество".
Рассмотрением жалоб занялся "Совет государыни". В соответствии с единым российским правилом он нашел, что евреи не имеют права "записываться в купеческие российские города и порты", а только в Белоруссии. Что "от допущения евреев в Москву "не усматривается никакой пользы"".
И вот тогда в декабре 1791 был издан высочайший указ "о недозволении евреям записываться в купечество внутренних губерний", а в Москву могут приезжать "лишь на известные сроки по торговым делам"123. Евреи могут пользоваться правами
купечества и мещанства только в Белоруссии.
Но при том Екатерина добавила помягчение: предоставить евреям право жительства и мещанства еще и в осваиваемой Новороссии - Екатеринославском наместничестве и Таврической области (вскоре это - Екатеринославская, Таврическая и Херсонская губернии), - то есть открывала евреям новые обширные области, в которые купцы и мещане из христиан, согласно общему правилу, переселяться извнутренних губерний не могли.
Как лодочку назовешь, так она и поплывет
Столь внимательное и подробное описание истоков тесного взаимодействия еврействав рамках Российского государства мне понадобилось для того, чтобы стало ясно как, почему и по каким мотивам в дальнейшем происходило устройство на российской земле одной из многочисленных национальных групп империи.Влившись в конце 18 века в состав России польское еврейство составляло чуть более одного миллиона человек. На конец 19 века в России насчитывалось 130 миллионов жителей. Евреев было уже пять миллионов. Почти пятикратное увелечение за сто лет. Это ли не самый красноречивый факт - каково жилось евреям в России!
Также следует помнить что в России отличия по национальным признакам отсутствовали. Различия были религиозного характера . Группы делились на православных и иноверцев. Именно с этой точки зрения строилась государственная внутренняя политика. Укрепляя интересы титульной нации, правительство неустанно пеклось и о поддержании особенностей верований и быта всех инородческих групп, коих в многонациональной стране насчитывалось не менее сотни.
Что касается евреев, то механизм взаимодействия был следующим:
Учет специфики религиозных и бытовых особенностей отдельных групп.
Преоритет принимаемых в империи законов над групповыми интересами.
Поддержание баланса сил и интересов отдельных групп населения в рамках общегосударственных целей и задач.
Контроль за соблюдениями принимаемых законов и меры поощерения и наказания связанных с исполнениями или не исполнениями Российского законодательства
На самом деле все ясно и очень просто. На этих принципах строиться и живет любое многоэтническое государство.
Те кому угодно расшатывать и подрывать межэтнические связи расшатывают государственную лодку и грозят общему потоплению.
Возвращаясь к советским школьным учебникам, вновь и вновь припоминаются Удивительные кульбиты. Вера Засулич, стрелявшая в русского государственного чиновника, называлась революционеркой, а Фаня Каплан, стрелявшая в Ленина,- террористкой.
Закончить очерк хочется словами Александра Солженицына:
«Более чем двухтысячелетнее сохранение еврейского народа в рассеянье вызывает изумление и уважение. Но если присмотреться: в какие-то периоды (в польско-русский с XVI в; и до середины XIX в) это единство достигалось давящими методами кагалов. И уж не знаешь, надо ли эти методы уважать за то одно, что они вытекали из религиозной традиции? Во всяком случае, нам, русским, - даже малую долю такого изоляционизма ставят в отвратительную вину».
Свидетельство о публикации №219022000247