Без мамы... Глава 23

Продолжение. Начало в гл.1-22 http://www.proza.ru/2019/02/19/541


20  марта   1954  года  у  нас  родилась  дочка.  Мы  с  Васей  никак  не  могли  в  это  поверить – долгожданная  девочка!  Милая  моя  доченька,  которая  вместе  со  мной  пережила  мою  операцию  аппендицита,  родилась  на  свет  хорошенькая,  крепенькая   весом  3  килограмма  600  граммов! 

Я  ревела  от  счастья,  Вася  не  мог  на  неё  насмотреться.  Такой  доченьки, как у нас,  ни  у  кого  нет.  Да  как  же  назвать  её?  Мы  дадим  ей  имя  такое,  какого  ни  у  кого  нет - Эльвира,  Эличка.   После  её  рождения  наша  жизнь  приобрела  новый  смысл – у нас  есть  дочь!   Теперь  у  нас  настоящая  семья: Вова,  Женя  и  маленькая  Эличка-крикунья.

В  два  месяца  я  понесла  Эличку  в  ясли,  она  как-то  сразу  там  прижилась,  хотя   характер  начала  показывать   с  рождения. Так  прошло  лето,  осень,  наступила  зима.  В  декабре   в  детский  сад  приехал  фотограф,  мы  сфотографировались  всей  семьёй,  потом  Вася  сфотографировался  с  Женей.  Он  на  этих  фотографиях  такой  серьёзный,  а  ему  всего-то  один  год  и  одиннадцать  месяцев.

В  декабре  на  посёлке  началась  эпидемия  кори,  заболело  очень  много  детей,  в  садике  был  введён  карантин.  У нас  первый  заболел  Женечка,  появилась  сыпь  и  высокая  температура. В  больнице  закончилась  сыворотка,  которую  надо  было  вводить,  я  вызвала  «Скорую»,  просила  забрать  ребёнка  в  больницу,  но  мне  было  отказано.
 
Как  я  переживала за  него,  мне  казалось,  что  ему  хуже,  но  медсестра  успокоила  меня: « В  посёлке  43  случая,  никто  ещё  не  умер, а  вы  так  боитесь». 

В это время   меня  вызвали  в  ясли  и  сказали,  что  Эличка  тоже  заболела.  Я  принесла  её  домой,  она  вся  красная,  температура 38,2 градуса,  а  Женя  уже  плохо  реагировал,  я  звоню  по  телефону,  плачу  и  кричу: «У  меня  ребёнок  умирает,  приезжайте  скорее!»   

Приехала   Вера  Филипповна   Жданова,  посмотрела  на  него,  он  был  без  сознания.  Я  завернула  его   в  большое  одеяло,  нас  увезли  в  больницу.  Ночь  я  просидела  с  ним,  он  в  сознание  не  приходил.  Днём  привезли  сыворотку,  сделали  ему  укол,  но  лучше    не  стало.  В  ночь  меня  сменил  Вася,  а  я  всю  ночь  сидела  у  кровати  Элички. 

Ночью  Женечке  сделалось  хуже,  он   дышал  всё  реже. Я  звонила  ежеминутно,  рвалась  к  нему,  но  Элю  тоже  не  могла  оставить.  В  час  дня  Вася  позвонил  мне  и  сказал: «Наш  Женечка  скончался».

Это  случилось  23  января  1955  года,  а  25  января  у  нас  были  похороны,  до  своего  второго  дня  рождения  Женечка  не  дожил  четыре  дня… 

Открылись  все  мои  старые  раны. Вася, как мог, успокаивал меня, а  сам  сразу осунулся  и похудел.  Со  мной  опять  было  плохо,  я  не  находила  себе  места.  Один  ребёнок  в  гробу,  а  другой  умирает.  Да  что  же  это  такое?! 

Утром  в  день  похорон  состояние  Эли  ухудшилось,  она  три  дня  не  брала  грудь,  личико  осунулось,  посинело,  у  меня  уже  не  было  сил  смотреть  на  неё,  я  не  знала,  на  что  мне  надеяться.  Мы  поехали  на  кладбище  хоронить  Женю,  а  Элю  накрыли  одеялом  и  оставили  с  тётей  Нюрой – другого  выхода  в  тот  момент  не  было.    

Как  только  приехали  с  кладбища,  я  бросилась   к  коечке,  взяла  свою  девочку  на  руки,  плачу   и  причитаю: «Доченька  моя!»  А  она  открыла  глазки   и  посмотрела  на  меня.   Я  дала  ей  грудь,  она  с жадностью  стала  её  сосать, но, сделав  три   глотка, обессилела,  закрыла  глаза  и  отвернулась.  Если  бы  знал  кто-нибудь,  как  она  порадовала меня,  ведь  эти три глотка она сделала   впервые  за  три  дня!  После  этого  она  стала  медленно  поправляться. 

Схоронив второго ребёнка, пережив тяжёлое состояние моей маленькой доченьки,   я  часто  плакала,   мне  не  давали  покоя  мысли: «Почему  так  много  горя  выпало  на  мою  долю?  Почему   так  рано  я  лишилась  матери,  которая  нужна  была  мне  всегда,  каждый  день,  каждую  минуту.   

Если  бы  жива  была  мама,  может,  и  не  было  бы  этих  страшных  потерь  моих  двоих  малышей,  и  жизнь  моя  сложилась бы  по-другому?»  Со  мной  постоянно  была  моя  помощница  и  советчица  тётя  Нюра,  которая  и  стала  для  моих  детей  бабушкой.  Своей  семьи  у  неё  не  было,  моих  детей  она  любила  как  родных,  а   мне  помогала,  жалела, и  мне  это  было  очень  дорого.

Фото. Наша семья, декабрь 1954 года. У папы на руках Женечка, ему 1 год, 11 мес.,на руках у мамы я, мне 9 месяцев, в середине Вова, ему 9 лет, 11 месяцев. Из семейного альбома автора.

Продолжение следует  http://www.proza.ru/2019/02/21/506


Рецензии
Трудно мне, Эльвира, писать отклики на последние несколько глав, в которых описаны такие горестные события в жизни Клавы. Что может быть горше её потерь?
Хочу только отметить, что Вас, Эльвира, несомненно связывали с мамой крепкие душевные узы, иначе так проникновенно не удалось бы написать эти строки.
С уважением, В.Н.

Вера Никонина   10.10.2020 17:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Вера!
Мама всегда была и есть для меня-святой
человек...С уважением,

Эльвира Гусева   13.10.2020 08:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.