Милашка Роза Часть 3. Бабушкины уроки

"Видимо, Бог поцеловал ее в макушку! - говорили о Розе. Девочка все схватывала на лету, задавала миллион вопросов и очень отличалась от других детей. Держалась всегда наособицу. Она, вроде, бегает со всеми наравне, играя в "Старики-разбойники", но вдруг исчезает. Переполошенные дети ищут ее, бегут к родителям, все сбиваются с ног в поисках пропавшей бегуньи. А она сидит в зарослях на берегу речушки, что течет через дорогу от ее дома, и разговаривает с ящерицей. Та смотрит на девочку немигающим взглядом, словно прислушиваясь. А Роза что-то шепчет ей, смеется, грозит пальчиком. Ящерка в ответ вильнет хвостом: "Я все поняла, подружка". То лежат обе, греясь на солнышке. Или ящерка бежит в траве,  а Роза - за ней. Часа через два девчушка возвращается с необыкновенно спелыми, крупными  ягодами земляники-черники или великаном-красавцем белым грибом. Говорит, ящерка показывает ей места, где все это растет.

Но больше всего Роза любила гостить у бабушки в деревне потому, что ее бабушка была колдовкой. Розин дед, прадед  - знахари, а две тетки тоже были колдовками. Прадед с дедом умерли еще до рождения Розы, а остальные жили в разных местах, вместе собирались редко. Но бабушка поражала воображение девочки. Чем? - Например, сидят они на завалинке возле дома. Мимо с пастбища возвращается стадо коров. Бабушка говорит: "Вот эта пегая, в красных яблоках корова нынче не даст молока". -"А почему?" - "Дак хозяйка-то ее, Глафира, мне уж сколь ден обещала долг вернуть, а все не несет. Седня и отдаст." И представьте: вечером Глафира приходила, виноватилась, умоляя бабу Маню снять сглаз или порчу с коровы. Получив долг, бабуля шла в избу, брала кипяток, ложила в него четверговую соль, золу, какие-то травки и корешки, медленно томила варево. Затем оно остужалось. Бабушка читала над ним молитвы и заговоры, затем выпаивала его корове, и в тот же вечер, ближе к ночи, та давала молоко на радость хозяевам.
Если кто-то сильно обидел бабу Маню, она шептала что-то в открытое окно на вечерней заре,совершала таинственные манипуляции. Через некоторое время обидчик являлся к бабке с жалобами на странную немощь, с извинениями и подношениями, и та милостиво его прощала. Ходок выздоравливал одномоментно.

Однажды произошел случай, сильно изменивший отношение внучки к бабушке. После дождя братец умчался с деревенскими пацанами пускать кораблики в ручье, который бежал с горки по глине. Роза делала секретики в палисаднике. Минут через сорок из дома выскочила баба Маня и истошно заорала:"Хде моя кровинушка, тышша неразменная? Он маненький ишшо! А ты, кобыла, куды хлядела? Хде он?!"- Ее трепетная любовь к внуку объяснялась тем, что она принимала роды у своей дочери Анны в этой избе, когда он появился на свет. Рос на ее руках. Она тайком от внучки совала ему сладости: "Розке виду не кажи. Сам ешь", - и уходила в избу. Брат сразу делился вкусняшками с сестрой, никогда не ел один.
Бабушка дала чувствительный подзатыльник девочке. У нее чуть искры из глаз не посыпались. Брата она нашла, но долго не ездила в деревню к "злой Мане". И лишь долгими уговорами родителей удалось восстановить дружбу с бабулей вновь. Та стала баловать Розочку и рассказывать всякие былицы-небылицы из ее жизни. Родилась она в 1905 году, помнила Октябрьскую революцию, годы репрессий, войну... Внучка внимала рассказам, широко распахнув глаза и воочию представляя те стародавние времена.

С мая месяца бабуля водила непоседу с собой в лес, собирать лечебные травы. Она рассказывала маленькой любопытной внучке, какая трава от чего лечит, как она называется и как правильно ее приготовить, чтобы сохранить больше полезных свойств травы. Роза на всю жизнь запомнила их название: ревун-трава, потоскун-трава, сон-трава, дурман-трава, травка-х..еставка. Особенно на эту, последнюю траву, бабуля делала упор, и все твердила рецепт отвара из нее: "Ты траву-то помой, мокроту стряхни, да обсуши. А потом истопи нежарко печь, залей ..." - голос журчал, как ручеек; Розу клонило в сон... Они ложились в тенечек и спали час-полтора. У бабы Мани в фартуке всегда был ломоть хлеба, который делился пополам. И они ели, запивая водой из копытца, для чего бабушка снимала платок с головы и его концом накрывала лужицу. Через него они и пили. Никто и никогда не болел от этой воды. Только Роза боялась стать козленочком. А бабуля утверждала, что "копытешна вода силу дает и стареть мешат, а козлом с её не стать". Баба Маня всегда говорила правду, и девочка верила ей.

Будучи уже подростком лет пятнадцати, Роза записала все рецеты своей бабы Мани в толстую общую тетрадь. Бабуля диктовала и заговоры, и обереги, и молитвы. Роза хранит их бережно до сих пор и нет-нет, да и воспользуется чем-то из бабушкиного "наследства".

В один непогожий сентябрьский день беззаботное детство кончилось: малышка пошла учиться в школу. Первое время она с трудом высиживала уроки - такими они были длинными! Ей хотелось носиться по коридору, бегать, прыгать! Но - приходилось сидеть, слушать учителя и выполнять задания!.. Розе вдруг понравилось писать крючочки-палочки, а позже - буковки и слова, и она стала старательно учиться. Нравилось ей и считать, и писать, и рисовать. Но больше всего она любила петь. Учительница привела Розу в школьный хор. У девочки оказался идеальный музыкальный слух и чистый, звонкий голос, и еще - большая любовь к песне и пению. А что еще надо, чтобы петь в хоре? Она самозабвенно пела: "То березка, то рябина, куст ракиты над рекой... Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой?" От умиления и гордости за свою Родину к глазам подступали слезы...

В пятом классе они с братом пошли во Дворец пионеров на прослушивание. Обоих приняли, и началось обучение вокалу. Роза, затаив дыхание, после школы бежала петь, а там ее уже ждали аккомпаниатор и руководитель. Они ставили голос и дыхание; учили петь на "опоре" и в "маску". Она распевалась, проговаривала скороговорки для улучшения дикции, старательно пропевала окончания слов. Выступала с желанием, совсем не боясь сцены и не испытывая страха. Радость - вот чувство, которое беспредельно владело ею. Девочка мечтала стать оперной певицей! Для этого она старательно училась в школе. Все предметы ей давались легко. Она одинаково любила математику и русский язык, физику и астрономию. Разве что самой большой ее любовью был английский язык.
 
Роза росла спокойной, умной и любознательной девочкой. Брат учился отлично, но был драчуном и шалуном. Часто бывало так, что он набедокурит, и мама поставит его в угол. Не успевала она выйти из комнаты, как он кричал: "Мамочка, миленькая, прости меня, я больше так не буду! Мамочка, любименькая, я все понял!"  Та млела от счастья и тут же выпускала его из угла. Иногда он сваливал вину на сестру. Родительница устраивала дочери допрос (папа не участвовал в этом никогда), стыдила и требовала признания. Дочку захлестывала обида из-за того, что мать не верит ей. И что брат - наглый врун, не хочет отвечать за  свои проделки. Роза замыкалась в себе, слезы лились ручьем... Она хранила глубокое молчание. Маму злило "упрямство" дочери, она начинала кричать и бить "шалунью" по попе, а потом ставила в угол. Роза часами стояла, не пикнув. Брат, чувствуя свою вину, бегал к матери и просил у нее прощения от имени Розы или за нее. Когда семейство ело, то он прятал что-нибудь и тайком от матери нес сестре, кормил ее. Девчушка стояла до онемения ног и слабости. Так и не дождавшись от нее просьбы о прощении, мать звала Розу поесть. Но та уже ничего не хотела... Ее поражала несправедливость жизни. Мать молча укладывала ее спать.

Вообще Анна бывала порой жестокосердной. Например, сын с кем-то подрался. Она входила в комнату и спрашивала провинившегося: "Ты зачем это сделал? Виноват? - Неси ремень, быстро: наказывать буду. Где висит - знаешь." Сергей оборонялся от хулигана или защищал кого-нибудь, но мамашу это не интересовало. Мальчик как-то сжимался, втягивал голову в шею. Не двигался с места. Мать кричала, понуждая его принести ремень - широкий офицерский ремень с пряжкой, висевший за комнатной дверью. Он нес, и страдала его детская попа. Он горько плакал... Случалось это тогда, когда отца не было дома.

Сама мать имела четыре класса образования и вечерами после работы училась в ШРМ - Школе рабочей молодежи. Получала в основном тройки, а с детей требовала одни пятерки. Розочка была ученицей четвертого класса. Писали перьевыми ручками и чернилами, каждый носил с собой чернильницу-непроливашку. Генка, сидящий впереди, насовал Розе в чернилку мелкие кусочки промокашки. Когда шла контрольная работа по чистописанию, то большая клякса шлепнулась в тетрадку. Девочка расстроилась, промокнула ее и сдала работу. Получила тройку. Учительница подчеркнула кляксу и написала : "За грязь!" Вечером, сделав уроки, легла спать. Мама была в ШРМ. Утром Роза пошла умываться. Мать догнала ее и отхлестала тем ремнем. Подбежал отец, выхватил ремень и трижды ударил им свою жену:"Никогда больше ни одним пальцем не трогай моих детей!" Но та тайком от мужа давала пощечины своим детям за любые, даже предполагаемые, провинности. Из-за этого они боялись мать и очень сильно любили отца.

Роза с братом продолжали свои занятия по вокалу во Дворце пионеров и концертную деятельность по праздникам. Втайне от всех девочка стала писать стихи, еще в пятом классе. Одно из них так и назвала - "Драчливая мама":
В ШэРэМэ училась мама.
Мало ела и пила.
Получала в школе тройки.
За четверки нас - драла!
 
Продолжение тут  http://proza.ru/2020/05/22/728

Фото из интернета


Рецензии
Спасибо, Марина.
Интересно пишете, просто и незамысловато, но читать очень интересно. Видимо, мы на одной волне. Я тоже пишу воспоминания для своих детей и внуков. И общего много.
Доброго дня!

Валентина Колбина   07.09.2020 14:22     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова! Зайду к вам и почитаю.

Марина Кедрова   07.09.2020 17:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.