Родословная-2. Фенечка

   Строгий, но безумно любящий свою дочь, отец "передержал" девку, считая всех сватавшихся женихов, не достойными его красавицы и умницы Фенечки. На гулянье с молодёжью не отпускал, а если Фенечка убегала тайно, места себе не находил, сердился, мучился, отгоняя дурные мысли, которые непрошенно лезли в седую уже голову. Ждал её, ворчал,бранился. Когда дочка возвращалась, стараясь быстро, незаметно прошмыгнуть на печь, а с неё на палати, то частенько вслед ей летело полено или валенок. Но ни один, запущенный в сторону Фенечки предмет, ни разу не долетал до неё, так как целью его запуска было не поразить объект, а показать: отец сердится.
   Фенечка знала, что отец любит её и, как бы не сердился, он и пальцем её никогда не трогал, а только показывал своё недовольство, грозя прутиком, щелкая кнутом, бросая полено или валенок.
   Вот и в этот раз, запущенное полено, ударившись о печку, упало на лавку и сбило с чугунка крышку, которая долго каталась по полу, и , вращаясь, долго не могла улечься, издавая звуки угасающих колебаний.  От грохота полена и "пения" крышки проснулась жена. Поняв, по какому поводу весь этот тарарам, заворчала на мужа:
 -Да, ложись ты уже, неугомонный. Завтра вставать рано, в город ехать, а он развоевался. И чего воюешь то? Хочешь дочку вековухой оставить? Все женихи её переженились. Вон Ванька Черепанов, так уж два раза овдоветь успел и от каждой жонки по два дитя осталось.
 -Да, тише ты. Не поминай старое. Проехали ужо. - заворчал муж, отворачиваясь, к стенке и намереваясь побыстрее заснуть. Но напоминание жены сделало своё дело и сон не шёл. Спать не давало чувство вины, за то что не выдал дочь за этого несчастного Ваньку, сватавшегося к его ненаглядной Фенечке. Первый раз отказал, сославшись на то что рано ей ещё замуж. Иван ждал год и снова пришёл сватать, когда Фенечке исполнилось 17. Тогда отец отказал ему наотрез:
 -Сколько не жди, не получишь лакомый кусочек. Да и куда суёшься, голь перекатная? Не желаю я такой доли для дочери. Вот те Бог, а вот порог, и забудь сюда дорогу навсегда.
   С досады Иван вскоре женился на соседке, давно добивавшейся его внимания, но жизнь как то не складывалась.  Нелюбимая жена сразу забеременела, родила одного ребёнка, следом понесла ещё раз и, не оправившись от вторых родов, вскоре умерла. Овдовев, Иван отправился к отцу Фенечки, но, как и предполагал, получил отказ.
   Справляться одному с маленькими детьми и всем домашним деревенским хозяйством было невозможно. Иван женился второй раз. "На детей" пошла молодая бездетная вдова, схоронившая своего мужа-пьяницу, утонувшего, запутавшись в рыбацких сетях, во время очередного запоя.
   Вдова ребятишек выходила и к огромному своему счастью "понесла" сама. Узнав, что беременна, она перестала выпивать и в положенный срок разродилась двойней, вдвойне утяжелив свою женскую долю. Но, устав от бесконечной тяжёлой работы, бессонных ночей, постоянной нужды, а больше всего от своего хмурого, нелюдимого и  нелюбимого мужа, снова запила, и однажды зимой, не дойдя до дома, скатилась с крутого берега, не могла выбраться и замёрзла в сугробе.
   Овдовев второй раз, и, оставшись с четырьмя малыми детьми, Иван по-прежнему думал и мечтал только о Фенечке.
   А Фенечка думала о Иване. Ей нравился этот спокойный, скромный, не многословный, ладно и крепко сложенный парень. Она ещё в юности украдкой поглядывала на него, любуясь его силой и статью на покосах и в огородах.
   Когда отец в первый раз отказал Ивану, ссылаясь на её юный возраст, Фенечка надеялась, что придёт время и их поженят. Надо ждать. Она ждала, затаив надежду и  никому не показывала своих чувств к Ивану.
   Трепетала, когда приходили сваты от других женихов, и радовалась, что отец всем отказывал, не находя  достойных её руки и сердца, её красоты и кротости, скромности и податливости, расторопности и умелости в делах.
   Горько и безутешно плакала Фенечка, спрятавшись ото всех за копной и, зарывшись в душистое сено, когда услышала, как отец наотрез отказал Ивану, не дав никакой надежды на их будущее счастье. Она рыдала, пока не услышала мычание любимой коровы Зорьки, и не почувствовала, как та тычется мордой в сено, упирается ей в спину, громко, протяжно мычит, будто чувствует горе своей хозяйки и зовёт всех на помощь.
  -Тише, тише Зорька, не реви - выбираясь из сена, отряхиваясь и обнимая свою корову, просила Фенечка - Не реви. И я не буду- обещала она корове, но слёзы не переставая текли из глаз. Вытирая их краешком большого платка, она привязала другой его конец к обрывку короткой  верёвки на шее  коровы, и повела свою спасительницу домой. Зорька молча и покорно шла рядом со своей любимой хозяйкой, изредка останавливаясь, и кося свой огромный глаз на Фенечку.
  -Не буду, не буду - снова обещала  Фенечка корове, стараясь унять слёзы. Зорька глубоко вздыхала, фыркала, как будто понимала горе хозяйки.
   Ещё не раз плакала Фенечка: то от счастья - Иван любит её, то от горя -отец никогда не согласится на их брак.  Иван уговаривал её уйти от отца, но Фенечка не решалась.
   В воскресенье родители Фенечки рано уехали в город на ярмарку. Быстро и удачно распродав продукты крестьянского хозяйства, накупив обнов и подарков, возвращались прямой дорогой через гору .  С горы всё село было видно, как на ладони: дома, домишки, сараи, стайки, баньки, огороды, извилистая речка, церквушка. Слышен лай собак, редкое мычание коров и звон колоколов. На этот раз венчальный. Спустившись с горы, и , увидев идущую от церкви односельчанку отец остановил лошадь поздоровался и поинтересовался:
  -Васильевна, а кто это там венчается?
  -Да Иван Черепанов, в третий раз уж - ответила Васильевна и каким то странным, улыбающимся взглядом рассматривала родителей.
  -И какая же дурочка за него пошла? - продолжал расспрашивать отец.
  -А не ваша ли дочка? - засмеялась Васильевна, и зашагала прочь от телеги.
   Отец, в сердцах, хлестнул лошадь, направляя её к церкви, из которой под звон колоколов выходили, только что обвенчанные, Иван и Фенечка. Увидев родителей, молодожёны опустились на колени, прося прощения и благословления. И тем ничего не оставалось делать, как  снять со стены икону и благословить молодых, соединённых Богом, на глазах односельчан.
   Молодые были счастливы. Пройдя такой долгий и трудный путь друг к другу, они, наконец-то  вместе. Перед лицом Бога дали обещание до конца дней своих и в горе, и в радости, и в здравии, и в болезни, любить и поддерживать друг-друга.
   Любовь соединила их, венчала и царила в их доме. Она помогала переносить все тяготы нелёгкой крестьянской жизни. К четырём Ивановым деткам добавила ещё троих: сына Ивана, и двух дочерей - Лидию и Александру.
   В 1914 году, когда моей бабушке Лидии Ивановне Черепановой исполнилось 12 лет, её мама умерла, и не было на свете безутешнее человека, чем её отец. Похоронив свою единственную любовь - свою Фенечку, Иван больше не женился.
   


Рецензии
Хорошо читается, легко и образно видна жизнь твоих родственников.
УДАЧИ!

Василий Поликарпов   22.02.2019 05:29     Заявить о нарушении